Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Венецианов





Венецианов, Алексей Гаврилович

(1780-1847) - художник, создавший школу русской бытовой реалистической живописи. Род. в Москве, сын купца, грек по происхождению. Относительно жизни и художественных впечатлений юношеского периода В. ничего достоверного неизвестно; возможно, что те "хорошие картины, писанные анпастель", о продаже которых в доме отца В. публиковалось в "Московских Ведомостях" за 1794 и 1795, были исполнены молодым В. К московск. периоду его относятся следующие достоверные произведения (в Русском музее): портрет масляными красками матери Венецианова (1801) и пастельный портрет неизвестного мужчины (отца В.?) в синем кафтане (1804), а также - мастерски врисованный в овал пастельный портрет молодого человека (возможно, автопортрет) в маскарадном испанском костюме (портрет, отражающий романтическое настроение эпохи). Около 1805-06 Венецианов переехал в Петербург и, пользуясь советами Боровиковского, стал заниматься копированием в Эрмитаже. Портреты раннего петербургского периода: Бибикова (1806, в частном собрании в Ленинграде) и овальный, на фоне зелени, А. И. Бибикова (Русский музей) обличают уже в В. незаурядного портретиста, находящегося под франц. влияниями, прекрасно владеющего техникой масляной живописи. В 1807 В. определился на службу по почтовому ведомству; в 1808 начал издавать "Журнал Карикатур на 1808 год", немедленно запрещенный по "высочайшему повелению". Известные две карикатуры 1-го выпуска этого журнала ("Вельможа" и "Аллегорическое изображение 12 месяцев") - почти первые по времени русские карикатурные иллюстрации. За автопортрет Академией художеств В. определен в "назначенные", а за портрет инспектора Академии К. И. Головачевского (оба в Рус. музее) избран в академики. Участие В., совместно с Теребеневым и И. Ивановым, в издании карикатур на французских героев наполеоновской кампании 1812 года представляется очень сомнительным так же, как и авторство картинок бытовых типов Петербурга в издании "Волшебный фонарь" (СПб, 1817). Бесспорно В. принадлежит подписная виньетка "Мудрость" (одна из первых русских литографий) на титульном листе книги "Об общественном призрении в России" (СПб, 1818). В этот "портретный" период исполнены В. портреты декабриста Фонвизина (Музей революции в Ленинграде), Путятиных, Вороновых, жены художника, Марфы Афанасьевны, урожденной Азарьевой (в Русском музее), художника Н. Бугаевского-Благодарного и M. M. Философовой (оба в Третьяковской галерее), со знаменательной подписью на последнем: "Венецианов в марте 1823 году сим оставляет свою портретную живопись". Живя в своей деревеньке Сафонково (Тверской губ.), В. в 1823 пишет пастелью большую бытовую картину "Группа крестьян" ("Очищение свеклы"), начинающую наиболее характерный для художника второй, бытовой период. "Утро помещицы" (1823), архитектурно-перспективное "Гумно" (1824), написанное, по признанию автора, под впечатлением такой же перспективной картины Гранэ "Внутренний вид церкви в Риме", "Крестьянка с косой и граблями" ("Пелагея"), "Спящий пастушок", "Жница", "Молочница" (все - в Рус. музее), "Захарка" (Третьяк. галерея) и др. вскрывают нам новые стороны в творчестве В., обрисовывая его как тонкого поэта-живописца сельской жизни (крестьянской и помещичьей). Пейзажи картин "На пашне", "На жатве" (обе в Третьяк. галерее) и "Пастух и две девушки с грибами и ягодами" (Рус. музей) являются по непосредственности чувства русской природы и живописным достоинствам одними из лучших пейзажей в русском искусстве 1-ой половины 19 века. С 1830 творчество В. принимает неустойчивый характер, что следует отнести на счет неудачно претворенных влияний тогдашнего классицизма. Создаются картины с изображением нагого женского тела - "Купальщицы" (1829, Рус. музей), "Вакханка" (около 1832) и "Балерина" (обе в Третьяк. галерее), в которых, несмотря на крайний реализм моделей, все же ощущается налет классицизма. "Портрет кн. Кочубея в кабинете" (Русский музей) возвращает художника к задачам архитектурной картины со световыми эффектами. В портрете жены художника "в русском наряде" (Третьяк. галерея) В. перерабатывает схему портрета 18 века в национально-русском костюме путем введения большей простоты и непринужденности. "Отправление рекрута", "Возвращение солдата" (обе в Детскосельском Александровском дворцовом музее) и "Причащение умирающей" (Третьяк. галерея) - многофигурные сентиментальные жанры бледной живописи. Произведения последних лет весьма неровны по качеству и разнообразны по темам; удачнейшие из них: "Гадание на картах" (Рус. музей) и "Крестьянская девушка за вышиваньем" (1843, Третьяк. галерея). Умер В. 4-го дек. 1847: был выброшен из саней и убит лошадьми около Поддубья Вышневолоцкого уезда; похоронен на погосте села Дубровского. Громадное значение В. в истории рус. искусства обусловлено введением им в содержание живописи тем из крестьянской жизни, правда, слегка "облагороженной", и установлением, в виде цельного искусствопонимания, реалистических приемов живописи с натуры, что являлось громадным шагом вперед в эпоху официального господства академизма, с его каноном прекрасного и подражанием "антику".

Лит.: Петров П. Н., А. Г. Венецианов, отец русской бытовой живописи, "Русская Старина", т. XXIII, 1878; Бенуа А., Русская школа живописи, вып. 7, СПб, 1904; Грабарь И., История русского искусства, т. I, M., 1909; Врангель H. H., Алексей Гаврилович Венецианов в частных собраниях, СПб, 1911; ст. А. Бенуа, А. Успенского и Н. Врангеля в журн. "Золотое Руно", за 1907.

А. Коршун.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia