Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Вейдле





Вейдле, Владимир Васильевич

[01(13).05.1895-05.07.1979] - литератор, искусствовед, культуролог, поэт и мыслитель рус. эмиграции. Род. в Петербурге, там же окончил ист.-филол. ф-т ун-та (1916), по окончании был оставлен при ун-те. Проф. Пермского ун-та (1918-1920). В 1921-1924 преподавал историю искусства в Петрогр. ун-те. В октябре 1924 выехал в Париж, где стал проф. христ. искусства в Богословском ин-те (1932-1952). Был проф. Свято-Сергиевской Дух. академии, читал лекции по истории византийского и древ-нерус. искусства. После Второй мировой войны преподавал в Европ. колледже в Брюгге, в ун-тах Мюнхена, Принстона и в Нью-Йорке. Принимал участие во многих междунар. конф. по искусству. Умер в Париже. В петрогр. период жизни В. был по настроению близок акмеистам, имел контакты с А.Ахматовой и О.Мандельштамом. В период эмиграции раскрылся как талантливый ученый, прозаик и поэт. Писал он как на франц., так и на рус. яз., причем французы считали его своим писателем, тонким стилистом и знатоком культуры. Министром культуры Франции В. было присвоено звание "Кавалера литературных заслуг". Хотя В. считал себя прежде всего писателем, а не ученым, он внес значительный вклад в разработку вопросов поэтики, истории искусства, культурологии; занимался анализом стиля, звукописи, разработал понятие звукосмысла. По тематике был близок структуралистам, но резко отличался от них и даже противостоял им в своих выводах по вопросам текстологии, а также общим своим мировоззрением. В. не соглашался со структуралистским - узким, формальным, на его взгляд, подходом к анализу произведения только как нейтрального текста, лишенного собственного смысла, - полагая, что, напр., стихотворения вообще нет, если оно лишено смысла. Будучи в эмиграционный период своей жизни искренне верующим человеком (его дух. отцом был о.Сергий Булгаков), он считал, что искусство по своей природе близко религии, в нем содержится сверхрассудочный религ. смысл, и оно медленно гибнет, если отрывается от религии. Как и большинство мыслителей эмиграции, В. размышлял о судьбах России. Он отрицательно относился к рус. мессианизму, считал, что призвание России - быть частью христ. Европы и что она так же самобытна в европ. целом, как и любая др. европ. держава. Он резко критиковал популярный в среде рус. эмиграции "евразийский" взгляд на судьбы России, отличный от зап. и восточного, опирающийся на ист. единство судеб рус. и тюрко-степной культур. Оставаясь в этом вопросе на позициях "западничества", В., однако, был решительным критиком прагматически-рационалистической, духовно опустошающейся, по его мнению, зап. цивилизации. Свои размышления он богато иллюстрировал многочисленными примерами из истории культур. Посл. годы жизни В. посвятил в осн. лит.-художеств. деятельности. Во многих периодических изд. рус. эмиграции печатались его романы, рассказы, стихи.

Г. Т. Койшибаев

Соч.: Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества. Париж, 1937 (СПб., 1996); Задача России. Нью-Йорк, 1954; Безымянная страна. Париж, 1968; О поэтах и поэзии. Париж, 1973; После "Двенадцати". Приношение кресту на могиле Александра Блока. Париж, 1973; Зимнее солнце (воспоминания). США, 1976; Эмбриология поэзии: введение в фоносеманти-ку поэтической речи. Париж, 1980; Россия и Запад // ВФ. 1991. № 10; Статьи о русской поэзии и культуре // Вопросы литературы. 1991. № 7; Умирание искусства. (Di.IV из кн. "Умирание искусства") // Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991; Музыка речи // Музыка души и музыка слова. М., 1995.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia