Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Быховский





Быховский, Бернард Эммануилович

[31.08 (12.09).1898 (по др. данным, 1901) - 19.04.1980] - спец. по истории западноевроп. филос., онтологии, теории познания и общей методол.; д-р филос. наук, проф. Род. в Бобруйске. Окончил ф-т обществ. наук Белорус. гос. ун-та (1923). Занимался пед. и науч. деятельностью в обл. диалектич. материализма, истории филос. Работал в БГУ и Центр. парт. школе при ЦК КП Белоруссии. Проф. с 1929, д-р филос. наук с 1941. С 1929 - зав. кафедрой диалектич. материализма в Среднеазиатском ун-те (Ташкент). Впоследствии преп. в МИФЛИ и в Ин-те Красной профессуры. В 1953-1973 - проф. кафедры МИНХ. Один из руководителей работ по созданию "Истории философии" (Т.1-3. 1940-1943). Следует отметить факт: в III томе "Истории философии" (1943) почти весь раздело Гегеле и вся глава о младогегельянстве была написана Б. после секретного постановления ЦК ВКП(б) от 2 мая 1944 г. "О недостатках в науч. работе в области философии" (№ 1143/110). Б. был уволен со своей должности. Филос. взгляды Б. тесно связаны с миро-воззренч. концепцией марксизма и определяются ди-алектико-материалистич. методол. Ранние работы (20-30-е гг.) посвящены анализу и значению лен. работ для филос. и естествознания, ист. становлению материализма и диалектики, развитию взаимосвязи между филос. науками и естествознанием при рассмотрении таких гносеол. проблем, как психофиз., проблема чувственного и рационального и др. Заметно влияние полит. идеологии на формирование филос. взглядов Б. (См.: Ленин и нек-рые вопросы истории философии // Под знаменем марксизма. 1931. № 1-2; Враги и фальсификаторы марксизма. М.-Л., 1933.) Характеризуя предмет и функции филос., ее отношение к частным наукам, Б. решительно отвергает тезис "научная филос. невозможна" ("Очерк философии диалектического материализма". 1930. С.4). Взгляд на филос. познание как отличное от науч. он характеризует следующим образом: "Философия и наука представляют собою два раз л. способа постижения мира, проявления двух разл. способностей нашего духа. Различие между ними не в предмете иссл., не в том, что они стремятся постичь, а в методе, в том, какими средствами они постигают вселенную. ...Философия действует иными средствами, иными дух. орудиями, чем наука, ей присущи особые вненауч. методы познания" (Там же). В качестве важнейших вариантов понимания филос. как отличного от науч. способа познания Б. указывал на нем. рационалистическую филос. первой пол. XIX в. (орудие науки - опыт, филос- разум), интуитивизм (филос. способ постижения действительности - внутр. непосредственный опыт, озарение, науч. же - наблюдение, эксперимент, логические рассуждения) и филос. Баденс-кой школы (наука объясняет действительность, филос- оценивает). Для самого Б. "либо возможна научная философия, философия, работающая научными методами, отличающаяся от остальных наук не методами своими, а предметом изучения, либо ее вовсе не нужно". Выбирая первое, он настаивает на понимании филос. как науки о науках, о знании, о науч. мышлении, подчеркивает при этом, что знание - "предмет весьма реальный и весьма определенный". "Философия представляет собою иссл. способов познания, учение о принципах, сущности и методах наук, каковы бы ни были их объекты, теорию науки и "технологию" научного мышления. Науки пользуются логическим мышлением, философия изучает его. Науки ищут истину, философия исследует понятие истины и пути к ней" (Там же. С.9). Философия есть "наука о принципах, сущности, средствах и возможностях знания, о путях и методах науки,- теория знания, учение о науке. Вот в чем ее единственный и монопольный предмет изучения, предмет достаточно важный и значительный. В философии наука исследует свою собственную природу, знание обращается лицом к себе самому. Философия есть самопознание науки, "рефлективное познание", самоанализ знания. На воротах философии д. б. начертано: наука, познай самое себя" (Там же. С. 10).

Наряду с проблемами общефилос. и общеметодол. характера у Б. - устойчивый интерес к истории филос., определивший науч. деятельность позднего периода. Основа ист.-филос. концепции Б. - идея о партийности филос., борьбе двух "лагерей" - идеалистического и материалистич., дополненная двумя социол. принципами марксизма: принципом смены обществ.-экон. формаций и принципом клас борьбы. Вместе с тем ист.-филос. познание, считал Б., причастно культурному прогрессу человечества, выражает аксиол. потребности эпохи, и поэтому "видеть в истории философии только непрекращающуюся из века в век воспроизводящуюся борьбу и не видеть, как в ходе этой борьбы осуществляется прогресс философской мысли,- значит, релятивистски искажать ист. процесс. .. Поток познания постепенно очищается и вместе с тем становится все полноводнее" (ВФ. 1959. № 5. С.93). Особое место среди ист.-филос. работ Б. занимают труды по религ. филос. томизма и неотомизма. В ряде работ прослеживается эволюция позитивистской филос- логич. позитивизма, логического атомизма, логического эмпиризма, обосновывается связь этой школы с особым типом рациональности, релятивистского, конвенциального характера и общей методол. махизма. При анализе опера-ционализма и неопрагматизма Б. рассматривает проблемы познавательной деятельности, ее критериев.

Соч.: Материализм и диалектика в творчестве В.И.Ленина // ПЗМ. 1924. № 2; Психофизические проблемы в учении Спинозы // Труды Белорусского гос. ун-та. Кн. 14-15. Минск, 1927; Психофизическое учение Томаса Гоббса // В. Коммунистической академии. Кн. 26. 1928; Очерк философии диалектического материализма. М.-Л., 1930; Бэкон и его место в истории философии. Там же. № 6; Враги и фальсификаторы марксизма. М.-Л., 1933; О месте Лейбница в истории диалектики // ПЗМ. 1935. № 6; Материализм Томаса Гоббса. Там же. 1938. № 6; Материализм Фейербаха. Там же. 1939. № 6; Философия американского Просвещения XVIII века. Там же, № 9; Младогегельянство. Там же. 1940. № 10; Философия Декарта. М.-Л., 1940; Метод и система Гегеля. М., 1941; Основные течения современной идеалистической философии. М., 1957; Философия неопрагматизма. М., 1959; Фейербах. М.,1967; Дж. Беркли. М., 1970; Къеркегор. М., 1972; Гассенди. М., 1974; Шопенгауэр. М.,1975; Сигер Брабантский. М., 1979.

И.Ю.Алексеева, Е.В.Зорина



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia