Статистика - Статей: 872662, Изданий: 946

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Бенуа





Бенуа, Александр Николаевич

(р. 1870) - художник, художественный критик, историк искусства и театральный деятель. Сын известного архитектора Николая Леонтьевича Б., он, будучи еще в гимназии, начал посещать классы Академии художеств. Впервые выставил в 1893 на акварельной выставке композиции "Пастораль" и "Монастырь", написанные под впечатлением поездки по Германии и Австрии в 1890. Эти вещи своей свежестью и новизною восприятия природы выгодно выделялись из всего выставленного, и уже в них наметился будущий путь Б. Окончательно этот путь определился в серии картин и этюдов, выставленных им в 1897 и явившихся результатом его второго заграничного путешествия в 1894 по Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, а также поездки в 1896 в Париж и посещения Версаля. Эта выставка принесла Б. большую известность: три картины - "Огород", "Кладбище" и "Замок" - были приобретены П. М. Третьяковым, не успевшим купить лучших картин выставки - цикла "Прогулки Людовика XIV в Версальском парке". Приобретенные частными собирателями, они в главной части сосредоточены ныне в Русском музее. Знакомство с жизнью Запада заставляло Б. особенно остро чувствовать недостаточность художественной культуры России, сказывавшуюся на уровне тогдашних выставок и особенно художественных журналов и критики. Б. организует кружок друзей, которые так же, как и он, прислушивались к новым течениям в искусстве, намечавшимся на Западе. Начиналась новая "западная струя" в русском искусстве. Событием для кружка было появление в 1893 1-го вып. "Истории живописи 19 в. " Мутера. Б. написал для него главу о русском искусстве.

Когда появилась эта глава-памфлет горячего, ярко чувствующего художника против косности в искусстве и в защиту непризнанных талантов, ее с жаром читали друзья и враги, и общество разбилось на два враждебных лагеря. К кружку Б. примкнули наиболее даровитые силы передвижных выставок - Серов, Коровин, Левитан, Нестеров, Врубель и даже Репин, не остановленный громовыми статьями старика Стасова против "декадентов". Решено было организовывать собственные выставки, - нужен был свой журнал для пропаганды нового искусства. В конце 1898 Дягилев выпустил первый № журнала "Мир Искусства". Наряду с пропагандой нового искусства, Б. вел в журнале пропаганду также подлинного старого искусства, писал о красоте "старого Петербурга", о забытых рус. художниках, а также о сокровищах западного искусства в России. Отсюда был один шаг до появления журн. "Художественные Сокровища России", задуманного и осуществленного Б. в 1901. Началась мода на "старину", характерная для предреволюционного времени (журнал "Старые Годы"). Однако, сам Б. не замыкался в одной старине, и упреки в излишнем историзме ложатся всей тяжестью не на него, а на эпигонов. В то время как последние, окрепнув на завоеванных позициях, враждебно относились к новому "живописному бунту", шедшему из Москвы, Б. всячески его поддерживал против своих старых друзей. В 1903 Б. создает замечательную серию иллюстраций к "Медному всаднику" - лучшее, что сделано им в области графики. Одновременно он работает для театра. Начав с декораций к балету "Сильвия" для Мариинской сцены (1901), он через "Гибель богов" (1902-03) переходит к постановке собственного балета "Павильон Армиды" (муз. Черепнина, 1907). С этого времени Б. страстно отдается театру. Он работает не только над декорациями, но и над самими постановками, превратившись постепенно в режиссера (мольеровский и пушкинский спектакли Московского Художественного театра в 1912 и 1914). Из наиболее ярких постановок Б. нужно отметить "Петрушку" (1911) и "Соловья" (1914) Стравинского для дягилевских спектаклей в Париже и "Пиковую даму" в Ленинградском оперном (Мариинском) театре (1921).

Большая декоративная работа выполнена Б. для московского Казанского вокзала (эскизы "Азия", "Европа", 1916). При всей этой кипучей деятельности Б. находит время для журнальной работы, помещая в течение 8 лет фельетоны по текущим художественным вопросам сначала в газ. "Речь", а позднее в "Новой Жизни" Горького, и одновременно работая над научными исследованиями "Царское Село" (1910) и "История живописи всех времен и народов" (1912-17). Среди историков искусства Б. являет редкий пример знатока самих произведений, а не только литературы о них. В качестве такого исключительного знатока, после революции Б. был поставлен во главе картинной галереи Эрмитажа.

Лит.: Яремич, С., Александр Бенуа, "Искусство", № 4, Киев, 1911; Эрнст, Сергей, Александр Бенуа, П., 1921.

И. Грабарь.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia