Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Агафангел Соловьев





Агафангел Соловьев

(Алексей Федорович) - архиепископ Волынский и Житомирский.

Родился 8 февраля 1812 года в селе Ильинском Шуйского уезда Владимирской губернии в семье священника.

Окончил Владимирскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию.

2 июня 1835 года окончил курс Московской духовной академии со степенью магистра богословия и определен бакалавром той же академии на кафедре толкования Священного Писания. Вскоре был назначен библиотекарем академии.

С 10 марта 1842 года - инспектор Московской духовной академии.

21 сентября 1842 года переведен ректором Харьковской духовной семинарии и настоятелем Старо-Харьковского Куряжского монастыря.

22 октября 1842 года возведен в сан архимандрита.

С 21 сентября 1845 года - ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Костромского Богоявленского монастыря.

19 февраля 1849 года в связи с упразднением Богоявленского монастыря переведен настоятелем Игрицкого Богородицкого монастыря.

20 января 1854 года назначен ректором Казанской духовной академии с присвоением ему звания настоятеля первоклассного монастыря. В этот период был председателем учрежденного при Казанской духовной академии редакционного комитета по изданию журнала "Православный собеседник".

31 марта хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии.

С 6 февраля 1860 года - епископ Вятский и Слободской.

С 17 июня 1866 года - епископ Волынский, священноархимандрит Почаевской Успенской лавры.

31 марта 1868 года возведен в сан архиепископа.

Скончался 8 марта 1876 года в г. Житомире.

Личность преосвященного Агафангела и его деятельность характеризуются двумя периодами: преподавательско-административным и архипастырского служения.

В первый период он характеризовался в несколько сатирическом тоне. Знавшие его так о нем говорили: недалекий и односторонний по образованию, он умел подделаться к архиепископу Казанскому Григорию, закупая раскольничьи рукописи и прикидываясь необычайным любителем русских древностей. Желая оправдать недостаток и односторонность своего образования, он постоянно твердил студентам: "Светская наука и литература - это обширная пустота". Эта бессодержательная фраза всегда возбуждала смех между студентами, которые относили ее (фразу) прямо к ректору.

Не имея понятия об истории русского раскола, он читал ее по кратким запискам архиепископа Григория и любил уснащать речь самыми плоскими фразами, вроде следующих: "Диких монголов прогнал кнутом дьявол на русскую землю из глубины Азии... Распространяли раскол на севере все дьячки, а кому не известно, что дьячки - последний народ в мире...". Преосвященный Агафангел любил представлять из себя аристократа и постоянно держал в руках лорнетку. Перед его приходом на лекцию сначала несли часы с репетитором и ставили на кафедру, потом являлись книги и - шел сам он с шиком и великолепием. Когда Агафангел был ректором духовной академии, среди студентов разошлась складная сатирическая картинка с его изображением, под которой была смиренная подпись: "Виждь труд мой и прилежание мое..."

Курьезный был человек этот Агафангел. Как-то зимой он заметил, что студенты мало гуляют после обеда. Он приказал принести эконому в сад лопаты, которые были куплены специально, вышел сам и пригласил студентов делать из снега гору для катанья. Пошла работа, но некоторые стали поджимать ноги от холода под шинель. "Что с вами?" - спрашивает ректор. Разумеется, отвечали, что озябли ноги, потому что носки нитяные. Агафангел велел купить на свои деньги шерстяные чулки для всех студентов и раздать их.

По обычаю, в субботу вечером являлись все старшие студенческих классов. Ректор повел разговор о нуждах студентов и захотел вызвать благодарность за купленные им шерстяные чулки. Он обращается к студенту: "Соколов, что у вас на ногах?" "Сапоги, ваше высокопреподобие", - отвечает тот. "А в сапогах что?" - "Ноги, ваше высокопреподобие". Разумеется, кончилось все общим смехом.

Будучи инспектором Московской духовной академии, Агафангел составил донос на профессора Санкт-Петербургской духовной академии Г. П. Павского, усмотрев в его переводах Библии на русский язык некоторые неправославные мысли. Он написал письма трем митрополитам и отправил их без подписи с Владимирской почты.

Этот поступок Агафангела некоторые рассматривали как зависть к славе Павского и стремление унизить последнего в глазах начальства.

Но близко знавшие его люди объясняли этот случай по-другому. Земляк Агафангела писал: "Я пользовался большим вниманием и расположением отца Агафангела, и перед посылкой доноса своего он посвятил меня в эту тайну. Я упоминаю об этой печальной истории с той целью, чтобы снять с отца Агафангела густую тень, какую налагают на него некоторые исследователи доноса на Павского. По словам Агафангела, Павский написал перевод пророческих книг с объяснениями, возмущающими чувство православного христианина. Поэтому он, после разбора перевода, счел необходимым обратить на него внимание высшей духовной власти, о чем и написал письмо к трем митрополитам. О своем решении он советовался с бакалавром отцом Платоном, который одобрил и благословил его на это дело".

Совершенно в другом свете предстает перед нами Агафангел в период своей архипастырской деятельности.

Преосвященный Агафангел был ревнитель просвещения. Он устраивал училища, библиотеки, участвовал в издании журналов. В Вятке им было основано училище для девиц духовного звания. Здесь же он создал епархиальную библиотеку, пожертвовав в нее много книг.

Преосвященный Агафангел был большим знатоком древних и новейших языков, любил музыку и естественные науки. Он строго распределял свое время.

Он был хорошим проповедником. В его проповедях отражался светлый взгляд на нравственную жизнь христианина. Он имел чистую, любящую, всепрощающую душу. Главной его заботой было водворение мира среди пастырей и пасомых. Добрую память оставил он о себе в Почаевской лавре, как искренний попечитель ее благолепия.

В своих взглядах на положение епископа в епархии преосвященный Агафангел допускал некоторые неправости. По его мнению, архиерей должен был иметь неограниченную власть над подчиненным духовенством, вследствие чего он выступил противником преобразования суда в России, признавая проект духовной судебной реформы антиканоническим.

Труды:

Перевод с древнееврейского Книги Иова с подстрочными примечаниями. - Вятка, 1861. Перевод с греческого Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова. - СПб., 1860. Толкование Послания святого апостола Павла к Галатам. - СПб., 1854.

Слова Агафангела, епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургского. - СПб., 1859 и Вятка, 1860.

Пастырское наставление Церкви Вятской. - Вятка, 1860.

Слово // Волынские епархиальные ведомости. - 1876, № 11.

Литература:

Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т. // Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. - СПб., 1885-1888, т. 3, с. 62, 68.

Чистович И. А. История перевода Библии на русский язык. (Письма Филарета к Антонию). - 2-е изд. - СПб., 1899.

Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования: в 3 т. - Казань, 1891-1892, т. 1-2, с. 104-136.

Барсов Н. И. Протоиерей Герасим Петрович Павский (Очерки его жизни по новым материалам) // Русская старина. - 1880, № 5.

Чтения в Обществе истории и древностей российских. - М., 1869, кн. 4, смесь, с. 184, (Некрологи и воспоминания).

Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Волыно-Почаевский Патерик. - М., 1888.

Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. - Одесса, 1913, т. 1, с. 120.

Смирнов С. К., протоиерей. История Московской славяно-греко-латинской академии. - М., 1855.

Санкт-Петербургские епархиальные ведомости, - 1876, № 77.

Московские ведомости. - М., 1870, № 49; 1876, №11.

Вятские епархиальные ведомости. - 1869, №20. - 1876, № 9, с. 262-266.

Волынские епархиальные ведомости. - 1872, №9. - 1875, № 8, с. 287-318.

Кавказские епархиальные ведомости. - 1876, № 7, с. 249-250; № 11, с. 395-398.

Курские епархиальные ведомости. - 1876, № 5, с. 219-215.

Самарские епархиальные ведомости. - 1868, № 10, с. 214-215. - 1892, № 2, с. 84.

Донские епархиальные ведомости. - 1876, № 7.

Голос. - СПб., 1876, № 71.

Гражданин. - СПб., 1876, № 11.

Домашняя беседа. - 1876, № 11.

Духовная беседа. - 1876, № 11, 23.

Православный собеседник. - Казань, 1902, ноябрь, с. 633; 1915, январь.

Русская старина. - 1879, апрель, с. 657. - 1880, май, с. 116-117. - 1881, июль, с. 479, 486.

Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814-1914 г. - М., 1914, с. 59-60, 84, 90, 307, 328, 580.

Русский архив. - 1893, кн. 3, с. 48-52, 398. - 1910, кн. 1, № 1, с. 107.

Исторический вестник. - 1881, февраль, с. 387-388. -1882, сентябрь, с. 10; октябрь, с. 18-19.

Православное обозрение. - 1865, апрель, с. 216, 218. - 1866, декабрь, с. 174. - 1870, март, с. 68. - 1876, январь-апрель, с. 569-570.

Христианское чтение. - СПб., 1868, май, с. 729. - 1871, декабрь, с. 85. - 1872, май, с. 184. - 1874, август, с. 889. - 1875, июль-декабрь, с. 525.

Труды Киевской духовной академии. - 1873, январь, с. 140. - 1874, март, с. 122.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1871 гг.). - М., 1872, № 344.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1397, 1398.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г., т. 1, с. 50, 547, 593.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911, т. 1, с. 255; т. 3, с. 775.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890-1907, т. 1, с. 378; т. 1, доп., с. 36.

Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913, т. 1, с. 53.

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. - М., 1903-1912, т. 3, с. 185.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 56, 69, 78.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia