Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Черноморский флот





ЧЕРНОМÓРСКИЙ ФЛОТ – составная часть Военно-Морского флота СССР. Основание рус. Ч. ф. относится к 1783, когда Крым был присоединен к России и на берегах Ахтиарской бухты был заложен Севастополь, ставший гл. базой флота. Созданию Ч. ф. предшествовало строительство воен. кораблей на Азовском м. и в Херсоне (с 1783). Прибыв в 1783 в Севастополь, они составили боевое ядро нового флота. С 1789 развернулась постройка кораблей в Николаеве. Ч. ф. участвовал во всех русско-турецких войнах конца 18–19 вв. Первым боевым крещением Ч. ф. была война с Турцией 1787–91. Несмотря на численное превосходство флота противника, рус. моряки нанесли ему крупные поражения в мор. сражениях при "Фидониси", в Керченском прол., у "Тендры" и "Калиакрии". В войне ярко проявилось флотоводч. иск-во адм. Φ. Φ. "Ушакова", командовавшего черноморской эскадрой, а с 1790 до 1802 – Ч. ф. Во время войны с Францией эскадра Ч. ф. совместно с тур. кораблями вела боевые действия в Средиземном м. (см. "Средиземноморский поход Ушакова 1798–1800") и освободила от франц. господства Ионические о-ва, штурмом овладев о-вом "Корфу". В рус.-тур. войне 1828–29 Ч. ф. под команд. адм. А. С. "Грейга" поддерживал действия сухопутной армии у Кавк. побережья, при осаде Варны и др. тур. крепостей. Строительство и развитие Ч. ф. в 30–40-х гг. 19 в. связаны с деятельностью адм. М. П. "Лазарева", ок. 20 лет командовавшего Ч. ф. (1833–51). Сподвижниками Лазарева по укреплению боеспособности флота и внедрению прогрессивных методов боевой подготовки были В. А. "Корнилов", П. С. "Нахимов", В. И. "Истомин", Г. И. "Бутаков", Φ. Φ. Матюшкин и др., к-рые явились инициаторами мн. нововведений в различных отраслях военно-мор. дела. В эти годы было построено св. 150 кораблей, появились первые паровые воен. суда (пароходо-фрегаты), были приняты на вооружение бомбические орудия, весьма эффективные против деревянных парусных судов. Благодаря напряженным тренировкам, постоянным уч. плаваниям и крейсерской службе у Кавк. побережья личный состав Ч. ф. по уровню боевой подготовки достиг высокого совершенства. В Ч. ф. к нач. "Крымской войны 1853–56" было 14 линейных кораблей, 6 пароходо-фрегатов, 6 фрегатов, 16 корветов и бригов и др. В ноябре 1853 черноморская эскадра под команд. Нахимова разгромила тур. флот в "Синопском сражении 1853". Однако после вступления в войну Англии и Франции соотношение сил на море резко изменилось в пользу противника, гл. преимуществом к-рого было наличие значит. количества совр. паровых кораблей. В сент. 1854 союзные войска высадились у Евпатории, а затем осадили Севастополь. Черноморские моряки под руководством Корнилова, Нахимова и Истомина сыграли выдающуюся роль в героич. "Севастопольской обороне 1854–55". Из экипажей кораблей были сформированы флотские батальоны, действовавшие на суше, корабельные орудия были использованы для вооружения укреплений. Часть кораблей была затоплена, чтобы преградить вход вражеским кораблям в Севастопольскую бухту, оставшиеся корабли оказывали арт. поддержку сухопутным войскам.

Условия "Парижского мирного договора 1856" запретили России иметь флот на Черном м. Этот запрет действовал до 1871, после чего возобновилось строительство Ч. ф. Однако к началу рус.-тур. войны 1877–78 флота фактически создано не было. Для противодействия тур. флоту и защиты побережья широко применялось минное оружие. Минами были вооружены также небольшие катера, к-рые смело атаковали тур. корабли.

В нач. 20 в. с ростом революц. движения в стране усилились революц. настроения среди черноморских моряков. Большую роль в пробуждении политич. сознания матросов Ч. ф. сыграла ленинская "Искра" и активная деятельность первых большевистских орг-ций, созданных на Ч. ф. в 1901–02. В апреле 1904 в Севастополе был образован Центральный флотский к-т воен. орг-ции РСДРП ("Матросская централка"), установивший связь с большевистскими к-тами Севастополя, Николаева, Харькова и др. В июне 1905 вспыхнуло восстание на броненосце ""Потемкин"", к-рое было высоко оценено В. И. Лениным как первая попытка создания ядра революц. армии. К "Потемкину" присоединились др. корабли (броненосец "Георгий Победоносец", уч. судно "Прут", миноносец № 267), но восстание было подавлено. В нояб. 1905 произошло вооруж. восстание солдат, матросов и рабочих в Севастополе. Восставшие корабли (крейсер ""Очаков"" и др.) во главе с лейтенантом П. П. "Шмидтом", матросами Н. Г. Антоненко, А. И. Гладковым, С. П. Частником вступили в героич. неравный бой с царскими кораблями. Царское пр-во жестоко подавило революц. выступления моряков.

Значит. усиление Ч. ф. началось с 80-х гг. 19 в. и продолжалось вплоть до 1-й мировой войны 1914–18. К ноябрю 1914, когда в войну вступила Турция, Ч. ф. насчитывал 6 линейных кораблей (из них 1 устаревший), 2 крейсера, 13 эсминцев, 12 миноносцев, 3 канонерские лодки, 2 минных заградителя и 4 подводные лодки. В годы войны на Ч. ф. в строй вступили 3 линейных корабля (один из них – "Императрица Мария" – погиб в октябре 1916 в Севастополе от взрывов пороховых погребов), 13 эсминцев, 10 подводных лодок и др. В 1914–17 Ч. ф. активно участвовал в боевых действиях против герм.-тур. сил на Черном м., содействовал рус. армии на приморских направлениях, нарушал коммуникации противника. В октябре 1917 Ч. ф. насчитывал 8 линейных кораблей (в т. ч. 1 устаревший), 2 крейсера, 23 эсминца, 4 миноносца, 11 подводных лодок и др. корабли и вспомогат. суда. Победу Февр. революции 1917 моряки Ч. ф. встретили с большим подъемом. Несмотря на засилье соглашательских партий в Советах и матросских к-тах кораблей, шел процесс большевизации флота. Под давлением матросских масс летом 1917 Врем. пр-во было вынуждено сместить с поста командующего флотом реакционера адм. А. В. Колчака. ЦК РСДРП (б) направил в Севастополь опытных парт. работников Ю. П. Гавена, Н. А. Пожарова и др. Моряки мн. кораблей Ч. ф. приветствовали победу Οкт. революции 1917 и заявляли о полной поддержке Сов. пр-ва. Однако процесс демократизации флота и утверждения Сов. власти проходил в упорной борьбе с меньшевиками, эсерами, укр. бурж. националистами, анархистами. Под руководством большевиков матросские отряды выступили против калединщины. 16 дек. 1917 в Севастополе был распущен соглашательский Совет и создан Военно-революц. комитет, к-рый взял власть в свои руки. В янв. 1918 Сов. власть победила в др. портах Черного м.

С началом австро-герм. интервенции и развертыванием Гражд. войны в 1918 для Ч. ф. сложилась крайне тяжелая обстановка. Вопреки условиям Брестского мира герм. войска, используя предательство Центральной рады, в апреле 1918 оккупировали Крым. По указанию пред. СНК В. И. Ленина революц. корабли Ч. ф. ушли в Новороссийск, где 18–19 июня ввиду угрозы их захвата герм. оккупантами они (1 линейный корабль, 9 эсминцев и др.) были затоплены по приказу Сов. пр-ва. Оставшиеся в Севастополе корабли были захвачены укр. националистами и герм. интервентами, к-рых в конце 1918 сменили франц. и англ. оккупанты. В мае 1919 Сов. власть была восстановлена в Крыму, но вскоре Крым был захвачен белогвардейцами и Ч. ф. оказался в их руках.

После разгрома войск Деникина в нач. 1920 было образовано командование морскими и речными силами Юго-Зап. фронта в Николаеве и Азовская флотилия в Мариуполе. В мае 1920 все мор. силы Черного и Азовского морей были объединены, что положило начало воссозданию Ч. ф., к-рый принял участие в боевых действиях против войск Врангеля. С ликвидацией войск Врангеля завершилось освобождение всего сев. побережья Черного м. Интервенция и гражд. война нанесли Ч. ф. огромный ущерб. Врангель увел из Крыма в Бизерту св. 130 боевых кораблей и вспомогат. судов, взорванные интервентами в Севастополе корабли пришлось сдать на слом, нек-рые корабли были сильно изношены и не представляли боевой ценности. Несмотря на трудности, с помощью др. флотов и флотилий Ч. ф. постепенно восстанавливался. В 1921–28 корабельный состав был незначительным. В 1923 вошел в строй крейсер "Коминтерн" (быв. "Память Меркурия") и эсминец "Незаможник", в 1927 – крейсер "Червона Украина". В 1930 с Балтики были переведены линкор "Парижская Коммуна" (позже наз. "Севастополь") и крейсер "Профинтерн" (позже "Красный Крым"), в нач. 30-х гг. закончена модернизация крейсера "Красный Кавказ", а также после восстановления и ремонта в строй вошли эсминцы "Незаможник", "Петровский", "Шаумян" и др. С 1929 началось пополнение Ч. ф. новыми кораблями: торпедными катерами, подводными лодками типа "Д", "Щ" и "М", сторожевыми кораблями; в сер. 30-х гг. в строй вступили лидеры "Москва", "Харьков", эсминцы типа "Гневный" и др. корабли. Полностью обновился состав мор. авиации. В 1940–41 в строй вступили новые крейсера "Ворошилов" и "Молотов" (позже наз. "Слава"), усилилась береговая оборона и ПВО. Нач. Мор. сил Черного моря (позже командующими Ч. ф.) в 20–30-х гг. были: Э. С. Панцержанский (1920–21; 1925 – 26), А. С. Максимов (1921 – 22), А. К. Векман (1922–24), М. В. Викторов (1924), В. М. Орлов (1926–31), И. К. Кожанов (1931 – 1937), П. И. Смирнов (1937), И. С. Юмашев (1938–39), Ф. С. Октябрьский (с августа 1939).

К началу Вел. Отечеств. войны 1941–45 в состав Ч. ф. входили: 1 линкор, 6 крейсеров, 16 лидеров и эсминцев, 47 подводных лодок, 2 бригады торпедных катеров, дивизионы тральщиков, сторожевых и противолодочных катеров, вспомогат. суда, части береговой обороны и мор. авиации (626 самолетов) и др. С начала войны по апрель 1943 и с марта 1944 по 1948 командующим Ч. ф. был адм. Ф. С. Октябрьский, с апреля 1943 по март 1944 – адм. Л. А. Владимирский.

Высокая боевая готовность Ч. ф. сорвала попытку фаш. агрессоров в первые дни войны вывести из строя осн. силы флота. Черноморские моряки отразили возд. налеты противника и развернули активные действия против его баз и пром. центров. Авиация Ч. ф. нанесла удары по Констанце, Сулине, Плоешти. В августе – октябре 1941 Ч. ф. участвовал в "Одесской обороне 1941", поддерживая войска Отдельной Приморской армии. В сентябре 1941 кораблями Ч. ф. был успешно высажен десант в р-не Григорьевки. В период "Севастопольской обороны 1941–42" в борьбе против превосходящих сил противника участвовали осн. силы Ч. ф. Командующий Ч. ф. возглавлял Севастопольский оборонит. р-н. В ходе 250-дневных упорных боев за Севастополь корабли Ч. ф. поддерживали сухопутные войска, доставляли в Севастополь пополнения, боеприпасы, продовольствие; морская пехота и части береговой обороны героически сражались на суше. Важное значение имела "Керченско-Феодосийская десантная операция 1941–42", блестяще проведенная Ч. ф. В 1942–43 Ч. ф. активно участвовал в битве за Кавказ. Подводные лодки из Батуми и Поти совершали 600-мильные переходы для действий на коммуникациях противника, а надводные силы флота, мор. авиация и мор. пехота сражались за Новороссийск и в р-не Туапсе. Героич. страницами в истории Ч. ф. стали десанты в р-не Мысхако и Станички в февр. 1943 и оборона "Малой земли", "Новороссийская десантная операция 1943", освобождение Тамани, Керченско-Эльтигенская десантная операция 1943. В 1944 корабли и части Ч. ф. участвовали в освобождении Севастополя, Николаева и др. городов, в Ясско-Кишиневской операции 1944, занятии городов Килия, Тулча, Сулина, Констанца, Варна, Бургас.

Во время войны гвард. звания были удостоены крейсера "Красный Крым" и "Красный Кавказ", эсминец "Сообразительный", тральщик "Защитник", подводные лодки С-33, Щ-205, Щ-215, М-35, М-62 (всего 19 кораблей) и мн. части и соединения флота; 59 кораблей стали орденоносными. Среди Героев Сов. Союза – 227 моряков-черноморцев. За боевые заслуги, массовый героизм и мужество в Вел. Отечеств. войне Указом Президиума Верх. Совета от 7 мая 1965 Ч. ф. был награжден орденом Красного Знамени.

В послевоен. годы Ч. ф. зорко стоит на страже гос. границ и интересов СССР на юж. мор. рубежах.

Из года в год возрастает его боевая мощь. Ч. ф. пополняется новыми кораблями – противолодочными крейсерами, ракетными крейсерами, большими противолодочными кораблями и др. В послевоен. период Ч. ф. командовали адмиралы Н. Е. Басистый (1948–51), С. Г. Горшков (1951–55), В. А. Касатонов (1955–62), С. Е. Чурсин (1962–67), В. С. Сысоев (1968–74), Н. И. Ховрин (с 1974).

Лит.: История рус. армии и флота, т. 5, 8, 9, М., 1911–13; Боевая летопись рус. флота. Хроника важнейших событий воен. истории рус. флота с IX в. по 1917 г., М., 1948; Зверев Б. И., Страницы рус. морской летописи, М., 1960; его же, Севастопольская оборона. 1854–1855, М., 1956; Адмирал Φ. Φ. Ушаков. Сб. док-тов, т. 1–3, М., 1951–56; М. П. Лазарев. Док-ты, т. 1–3, М., 1952–61; Адмирал П. С. Нахимов. Ст. и очерки, сост. Б. И. Зверев, М., 1954 (лит.); Вице-адмирал Корнилов. [Сб. док-тов], М., 1947 (лит.); Воен. моряки в период первой рус. революции 1905–1907 гг. [Сб. ст. и восп. участников], М., 1955; Революц. движение в Черноморском флоте в 1905– 1907 гг. Восп. и письма, М., 1956; Севастопольское вооруж. восстание в ноябре 1905 г. Док-ты и мат-лы, М., 1957; Новиков Н., Операции флота против берега на Черном море в 1914–1917 гг., 2 изд., М., 1937; Петров М., Подготовка России к мировой войне на море, М.–Л., 1926; Моряки в борьбе за власть Советов на Украине. (Ноябрь 1917–1920 гг.). Сб. док-тов, К., 1963; Борьба за Сов. власть в Крыму. Док-ты и мат-лы, т. 1–2, Симферополь, 1957–61; Липатов Н. П., 1920 г. на Черном море. Воен.-мор. силы в разгроме Врангеля, М., 1958; Черноморский флот, М., 1967; Вьюненко Н. П., Черноморский флот в Вел. Отечеств. войне, М., 1957; Азаров И. И., Осажденная Одесса, М., 1962; Борисов Б. Α., Подвиг Севастополя, Симферополь, 1959; Жидилов Е. П., Мы отстаивали Севастополь, 2 изд., М., 1963; Крылов Н. И., Огненный бастион, М., 1973; Кирин И. Д., Черноморский флот в битве за Кавказ, М., 1958; Максимов С. Н., Оборона Севастополя. 1941–1942, М., 1969; Mapков И. И., Керченско-Феодосийская десантная операция. (Дек. 1941 г. – янв. 1942 г.), М., 1956.

Б. И. Зверев. Москва.



Еще в энциклопедиях