Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Филиппины





ФИЛИППИ́НЫ, Республика Филиппины (пилипино – Republika ñg Pilipinas, англ. – Republic of the Philippines), – государство на о-вах Филиппинского архипелага в Тихом ок. у юго-вост. берегов Азии. Ок. 7100 островов, в т. ч. 94,2% территории – крупные острова: Лусон, Минданао, Самар, Негрос, Палаван, Панай, Миндоро, Себу, Лейте. Пл. 300 тыс. км2. Нас. 39,04 млн. чел. (1972), состоит из неск. десятков малайских народностей и племен, крупнейшие из к-рых: висайя – 43% населения, тагалы – 20%, илоканы – 11%. Столица официально (с 1948) – г. Кесон-Сити, фактически – г. Манила. Гос. языки – пилишшо (тагальский) и английский. Преобладающая религия – христианство (до 92% населения, из них ок. 83% – католики), ислам исповедуют 5% населения. Высший орган законодат. власти – Нац. ассамблея, избираемая на 6 лет. Она выбирает из числа своих членов главу гос-ва – президента (на 6 лет) и главу пр-ва – премьер-мин., ответственного перед ассамблеей. Гос. герб и гос. флаг см. в табл. к статьям "Герб государственный" и "Флаг государственный".

Исторический очерк

Обзор историографии Ф. Периодизация истории Ф. По нек-рым данным, до европ. завоевания у наиболее развитых филиппинских племен имелись ист. хроники, в т. ч. письменные, полулегендарного содержания, но они не дошли до нас, т. к. памятники местной письменности уничтожались исп. миссионерами. Нац. филиппинская историография зародилась в кон. 19 в., когда лидер реформаторского движения X. "Рисаль" обратился к истории Ф. 15–17 вв. с целью обосновать право своего народа на равенство с испанцами. В 20–30-х гг. 20 в. выступили историки братья Т. и М. "Калау", Р. Пальма, К. Бенитес [Kalaw T., The Philippine revolution, Manila, 1925; Kalaw M., The development of Philippine politics (1872–1920), Manila, 1926; Palma R., Nuestra campaña por la independencie, Manila, 1923; Benitez C., History of the Philippines, N. Y., 1929], к-рые в своих работах наибольшее внимание уделили революц. событиям на Ф. кон. 19 в., собрали и опубликовали документы, относящиеся к этому времени.

После 2-й мировой войны вышли на Ф. первые систематич. учебные курсы истории Ф. филиппинских авторов (Э. Алип, Г. Сайде), написанные под сильным влиянием амер. историографии. Подъем нац. историографии наблюдается с 50-х гг., когда появились исследования Т. "Агонсильо" и С. Махула (Т. Agoncillo, The revolt of the masses. The story of Bonifacio and the Katipunan, Quezon City, 1956; его жe, Malolos. The crisis of the republic, Quezon City, 1960; C. A. Majul, The political and constitutional ideas of the Philippine revolution, Quezon City, 1957), написанные с демократич. позиций. В них сделана попытка социально-экономич. анализа ист. событий на Ф. кон. 19 – нач. 20 вв. Другое крыло историков, возглавляемое О. де ля Коста, подчинило свои исследования церковной идеологии. Появились специальные исследования по воен. истории (У. Баклагон), по истории гос. управления (О. Корпус), по истории просвещения (Э. Альсона). В 1971 осуществлена публикация хранившихся в США уникальных документов о борьбе филиппинского народа против амер. захватчиков: The Philippine insurrection against the United States. A compilation of documents with notes and introduction, v. 1–5, Pasay City, 1971. Феод. историография по Ф. представлена работами исп. авторов. Первые сочинения по истории Ф. относятся к 17 в. Они написаны исп. миссионерами и чиновниками (Хуан де Пласенсия, Антонио Морга, Франсиско Колин и др.). В них наряду с изложением событий исп. колонизации Ф. содержатся нек-рые сведения о социальном строе, духовной жизни и истории Ф. доколон. периода, почерпнутые от местного населения. Большинство исп. авторов этого периода оправдывало колонизацию, в т. ч. необходимостью исполнения испанцами религ. долга, но нек-рым авторам (Хуан де Пласенсия, епископ Доминго де Саласар) было свойственно осуждение жестоких методов колонизации, доброжелательное отношение к филиппинцам и их культуре. В бурж. историографии по Ф. осн. место принадлежит работам исп. и гл. обр. амер. авторов. В кон. 18–19 вв. исп. историки подходят к систематич. изучению и обобщению истории Ф. К наиболее крупным и богатым по фактич. материалу работам этого периода относится энциклопедич. труд монаха Хуана де ла Консепсьон в 14 томах (Juan de la Concepción, Historia general de Filipinas, v. 1–14, Manila, 1788–92) и работа Хосе Монтеро-и-Видаля в 3 томах (Jose Montero у Vidal, Historia general de Filipinas, v. 1–3, Madrid, 1887–95), к-рые являются апологетикой колон. режима. Много сделал для разыскания и публикации источников по истории Филиппин В. Ретана (W. Е. Betana у Gamboa, Archivo del bibliofilo Filipino, v. 1–5, Madrid, 1895–1905), он же написал первую биографию Рисаля, но с осуждением относился к нац.-освободит. движению на Ф. В США сразу же после захвата ими Ф. стала в изобилии издаваться ист. лит-ра по этой стране. Первыми авторами выступили бывшие руководящие деятели колон. администрации – Д. Уорчестер, Дж. Малькольм, Дж. Хейден (D. Worcester, The Philippines past and present, N. Y., 1930; G. Malcolm, The commonwealth of the Philippines, N. Y.–L., 1936; J. R. Hayden, The Philippines. A study in national development, N. Y., 1942). Они интерпретировали историю Ф. в интересах оправдания амер. колониализма. Нек-рые авторы [М. Стори, М. П. Личауко, Ч. Рассел (М. Storey, M. P. Lichauco, The conquest of the Philippines by the United States 1898–1925, N. Y.–L., 1926; С Russel, The outlook for the Philippines, N. Y., 1922)], стоявшие на демократич. позициях, с сочувствием писали об освободит. борьбе филиппинцев. В 1903–08 Э. X. Блейр и Дж. А. Робертсон собрали и издали в 55 томах тщательно прокомментированную коллекцию уникальных ист. документов по истории Ф. 15–19 вв.: The Philippine islands 1493–1803, ed. and annotated by Ε. Н. Blair and J. A. Robertson, v. 1–55, Cleveland, 1903–09. Г. О. Байер, за ним Р. Фокс и В. Солхейм начали на Ф. археол. раскопки и положили начало изучению их древнейшей истории, Дж. Фелан выступил с серьезной работой по истории Ф. 16–17 вв. В области новейшей истории в совр. буржуазной историографии есть тенденция к более углубленному изучению экономич. и социальных процессов (американцы – Ф. Голей, К. Ланде, Д. Вурфель, Т. Френд). Для большинства амер. трудов по политич. истории, особенно истории филиппино-амер. отношений (Дж. Тейлор, Г. Грундер и В. Ливзи), характерна апология политики США на Ф. Серьезную критику политики США на Ф. в период их автономии дал франц. ученый Ж. Фишер (G. Fischer, Un cas de decolonisation. Les Etats-Unis et les Philippines, P., 1960). Имеются исследования амер. прогрес. ученых по рабочему движению на Ф. (К. Курихара), по крест. движению (X. Криппен), по экономич. истории (Д. Аллен), по колон. политике США на Ф. (У. Помрой).

Углубленная разработка проблем истории Ф. с марксистских позиций была начата в СССР работами А. А. "Губера" ["Хосе Ризаль", М., 1937 (совм. с О. Рыковской); "Филиппинская республика 1898 г. и амер. империализм", М., 1948; 2 изд., М., 1961], в к-рых впервые было раскрыто клас. содержание движения за реформы 19 в. и революц. событий 1896–1901 на Ф. После 2-й мировой войны сов. авторами опубликованы монографич. исследования по новой (Ю. О. Левтонова) и новейшей (Г. И. Левинсон) истории Ф., по экономич. проблемам (О. Г. Барышникова, Н. А. Савельев), впервые собраны и изданы документы из архивов царской России, относящиеся к истории Ф.

По вопросу периодизации истории Ф. еще не сложилось единой точки зрения. Условно можно выделить следующие осн. периоды: 1) Период первобытнообщинного строя и зарождения феод. отношений на Ф. (до кон. 16 в.). 2) Период развития феод. отношений и зарождения капиталистич. уклада в условиях исп. колон. господства (конец 16–19 вв.). Этот период делится на подпериоды: 16 – нач. 19 вв. – захват Ф. Испанией, установление системы колон. эксплуатации; нач. 19 в. – 1898 – зарождение капиталистич. уклада, движение за реформы, нац.-освободит. революция. 3) Ф. в период амер. колон. господства (1899–1946). Этот период делится на: подпериод 1899–1916 – захват Ф. США и установление амер. колон. режима на Ф.; подпериод 1917–41 – расширение империалистич. эксплуатации Ф. Соединенными Штатами и нарастание нац.-освободит. движения; подпериод дек. 1941–46 – оккупация Ф. япон. войсками, новый подъем нац.-освободит. движения. 4) Ф. в период после провозглашения независимости (с 1946).

Период первобытнообщинного строя и зарождения феодальных отношений на Ф. (до кон. 16 в.). В археол. отношении Ф. изучены весьма слабо, поэтому пока еще нет возможности дать вполне достоверную картину заселения и доист. развития Ф. Материальная культура каменного века представлена на Ф. редкими находками орудий раннего, среднего и позднего палеолита, мезолитич. раковинными кучами и сравнительно многочисл. неолитич. памятниками (плечиковые топоры, ступенчатые тесла, изделия из нефрита и др.). Последние связываются (Г. О. Байер) с проникновением на Ф. с азиатского материка южномонголоидов, оттеснивших и частично ассимилировавших во 2-м тыс. до н. э. древнейших негро-австралоидных аборигенов (племена "аэта", проживающие в наст. время на Ф., рассматриваются как потомки этих аборигенов). Осн. занятие населения Ф. в этот период – преимущественно мотыжное земледелие (возделывалось таро). Последующие волны миграций в 1-м тыс. до н. э. шли сначала из Индокитая, позже – из Индонезии, что сопровождалось появлением на Ф. орудий из металла: немногочисл. изделий из бронзы и гл. обр. из железа. Изделия из железа, по данным В. Солхейма, появились на Ф. впервые в 3–2-м вв. до н. э. С этого времени на Ф. зафиксировано комплексное земледельческо-животноводческое хозяйство, культура риса с применением искусственного орошения (террасы), ткачество, гончарное дело. Нек-рые погребения свидетельствуют о возникновении на Ф. в начале н. э. имуществ. неравенства. С 10 в. н. э. прослеживаются торг. связи Ф. с Китаем и странами Юго-Вост. Азии, особенно с Индонезией.

Обилие привозных фарфоровых изделий в захоронениях того времени побудило Г. О. Байера и ряд его последователей выделить период с 11 до 16 вв. в истории Ф., как "фарфоровый век". Такая периодизация, однако, является односторонней, т. к. за основу берется несущественный культурный признак.

К 15–16 вв. первобытнообщинный строй оставался господствующим на большей части Ф. Но в нек-рых прибрежных р-нах начинает складываться клас. общество раннефеод. типа. Возникновение на Ф. начал государственности филиппинские историки Э. Алип, Г. Сайде и Т. Агонсильо связывают с воздействием яванской империи "Маджапахит" и с переселением (согласно легенде) в 13 в. десяти князей из "Брунея" (Калимантан) на о. Панай. Амер. ученые Р. Фокс, Дж. Фелан придают решающее значение в формировании государственности на Ф. привнесению на Ф. ислама из Индонезии в 14–15 вв. В действительности в этот период внеш. влияния играли незначит. роль в развитии общественных отношений на Ф. Разложение первобытнообщинного строя началось в тех р-нах, где сложились особо благоприятные условия для роста производит. сил – в юго-зап. ч. Лусона, на о. Себу, на архипелаге Сулу. Здесь к 16 в. община (барангай) перерастала из большесемейной в соседскую, зарождалась частная собственность на землю, развивались ремесло и торговля; общинные вожди (дато) стали наследственными, вместе с дружинниками они образовали сословие знати; сложились разные категории зависимых крестьян, имелось домашнее рабство патриархального типа.

Характеристика филиппинского общества того времени как рабовладельческого, восходящая к взглядам первых исп. миссионеров, сохраняется в работах нек-рых историков, но опровергается источниками.

К 16 в. на Ф. сложились мелкие полуфеодальные кн-ва, правители к-рых принимали титул "раха". Нек-рые из кн-в приобрели облик укрепленных поселений (Майнила на Лусоне), но оставались разрозненными. Только на архипелаге Сулу была достигнута значит. централизация власти, где возник султанат Холо.

К 16 в. Ф. находились на более низком уровне культуры, чем их соседи в Азии, что объясняется замедленными (по сравнению с другими странами этого района) темпами социального развития, географич. разобщенностью и этно-лингвистич. дробностью населения. К этому времени уже сложились языки осн. племен Ф., причем главные из них приобрели письменность, созданную на основе южно-индийских алфавитов, заимствованных, вероятно, при посредстве бугов. Религ. представления при большом локальном многообразии основывались на анимистич. верованиях и культе предков. Они сохранились даже среди той части населения, к-рая приняла (весьма поверхностно) ислам. В мифологии, искусстве и быте племен, связанных с заморской торговлей, ощущалось влияние индо-яванской культуры. У наиболее развитых племен существовали разнообразные жанры устной поэзии, театрализованные представления с танцами и песнями. Изготовлялась богато украшенная одежда и оружие, ювелирные изделия, расписная керамика. Архитектура была исключительно деревянной, простых форм; в юж. р-нах практиковалась отделка домов резьбой. Памятников скульптуры до нас дошло очень мало, они представлены гл. обр. примитивными изваяниями божеств.

Период развития феодальных отношений и зарождения капиталистического уклада в условиях испанского колониального господства (конец 16–19 вв.). Захват Ф. Испанией. Установление системы колон. эксплуатации (16 – нач. 19 вв.). В 1521 исп. экспедиция "Магеллана" в поисках пути к Молуккским о-вам обнаружила Ф., назвав их о-вами Сан-Ласаро. Магеллан убедил правителя о-ва Себу заключить с ним "кровный союз" и обещал ему помощь в покорении соседнего о-ва Мактан. Но правитель Мактана "Лапулапу" нанес поражение исп. отряду, в сражении был смертельно ранен Магеллан. На Филиппинах Лапулапу чтят как первого героя борьбы за независимость. В 1564 для покорения Ф. Испания направила экспедицию Легаспи, к-рая в 1565 достигла берегов Филип. архипелага. Действуя то силой оружия, то обманом, используя распри между племенами, Легаспи захватил к 1572 прибрежные р-ны главных островов центр. и сев. части Ф., в т. ч. Майнилу (Манилу), к-рая стала адм. центром колонии. Установление исп. контроля над внутр. р-нами архипелага заняло еще несколько десятилетий, а над юж. мусульманскими р-нами (Зап. Минданао, Сулу) этот контроль до кон. 19 в. фактически так и не удалось закрепить. Испанцам не удалось обратить мусульман в католическую веру, тогда как остальное население Ф. (кроме жителей труднодоступных горных р-иов) было довольно быстро христианизировано. Колонизаторы первоначально ввели на Ф. по образцу своих амер. владений т. н. энкомиендарную систему: наиболее населенные р-ны Ф. были разделены на 270 участков, переданных "в энкомиенду" (т. е. "на попечение") отдельным лицам, участникам завоевания Ф., монашеским орденам, частично – исп. короне. "Попечитель" – энкомендеро собирал с населения в свою пользу подворный налог – "трибуто", заставлял жителей исполнять тяжелую трудовую повинность "поло" и принудительно поставлять товары властям. Община была юридически сохранена для фискальных нужд, но быстро утратила свое первоначальное социально-экономич. содержание. Общинные старейшины были превращены в сельских чиновников ("касиков"), являвшихся посредниками при взыскании налогов. Касики быстро превращались в феод. помещиков, но и они испытывали на себе гнет колонизаторов. Произвол и насилие, чинимые испанцами, приводили к частым восстаниям. Во главе наиболее ранних восстаний (в 1574 и в 1587–88 близ Манилы) выступили бывшие "раха"; восстания, направленные против христианизации (в 1622 на о-вах Бохоль и Лейте), возглавляли, как правило, жрецы. Крупные нар. выступления против колонизаторов проходили под рук. касиков: восстания в долине Кагаян в 1639, на о. Лейте и о. Минданао в 1649–50, мощное восстание под предводительством "Малонга" на Центр. Лусоне 1660–61. К кон. 17 в. система энкомиенд была заменена сбором налогов в пользу короны, что было более выгодно колонизаторам. В этот период исп. католич. ордена (доминиканцы, августинцы, иезуиты и др.) становятся главной экономич. и политич. силой в колонии. Они сосредоточили в своих руках огромные поместья, получаемые от королевского пр-ва. Торг. отношения между Ф. и Испанией были запрещены, связи Ф. с внеш. миром были ограничены допуском в страну кит. и инд. купцов и двумя рейсами в год торг. судов – галионов – между Манилой и Акапулько (Мексика). Доход от галионной торговли попадал гл. обр. в руки орденов. В 1782 была введена правительственная монополия на торговлю табаком, в связи с чем выращивание табака стало осуществляться в строго определенных р-нах. В 1785 была учреждена Королевская филиппинская компания, получившая привилегию на прямую, но строго регламентированную торговлю между Ф. и Испанией.

В 18 в. стихийная нар. борьба против колонизаторов продолжала развиваться, она отличалась большой массовостью и интенсивностью. Одно из восстаний, начатое в 1744 на о. Бохоль под предводительством Ф. Дагохоя, испанцы не могли подавить в течение 85 лет. В 1762 в ходе "Семилетней войны 1756–63" англ. войска на один год захватили Манилу и ряд других р-нов Ф. Это дало толчок двум крупным крест. восстаниям – в пров. Пангасинан (Центр. Лусон) во главе с X. "Паларасом" и в сев.-зап. части Лусона во главе с Д. "Силангом". Протест против притеснений со стороны исп. церковников порождал многочисл. сектантские движения мессианского типа, когда христианское вероучение в соединении с древними местными верованиями становилось знаменем борьбы против чужеземного гнета. Колон. власти жестоко подавляли восстания. Неосознанность единства интересов племенами архипелага позволяла колонизаторам использовать при подавлении восстаний солдат-филиппинцев из соседних областей.

Зарождение капиталистич. уклада, движение за реформы, нац.-освободит. революция (нач. 19 в. – 1898). В нач. 19 в. выросшая в Испании буржуазия стала добиваться допуска к эксплуатации Ф., монополизированной высшим исп. чиновничеством и церковью. В 1815 прекратились галионные рейсы, в 1830 были отменены привилегии Королевской компании, в 1882 – отменена табачная монополия. На Ф. были допущены частные исп. торговцы, сюда стали проникать коммерсанты из Англии, Франции и США, к-рые вскоре оттеснили исп. конкурентов и добились фактического, а затем и юридического открытия для иностр. торговли Манилы (1834) и др. портов (1855–60). Это стимулировало производство на Ф. экспортных культур – сахарного тростника, табака, пеньки, индиго. Выросла продукция на экспорт деревенской домашней промышленности (ткани, вышивки) и появившихся на рубеже 18 и 19 вв. городских мануфактур (сигары). Началось формирование торгово-промышленной буржуазии преиму- щественно из числа метисов кит. происхождения. Филиппинские помещики стали расширять свои владения за счет крест. и общинных земель, обрабатывая их трудом издольщиков, а отчасти – наемных поденщиков. Нек-рые из них стали заниматься посреднической торговлей. Развитие производит. сил и зарождение местной нац. буржуазии обострило противоречия между метрополией и колонией.

Засилие монашеских орденов и притеснения со стороны исп. чиновников испытывали на себе не только трудовая беднота, но также местная буржуазия и помещики. Большую популярность во всех слоях населения приобрело в сер. 19 в. движение за уравнение в правах филиппинских и исп. священников, возглавленное священниками "Бургосом", "Саморой" и "Гомесом". Священник Аполинарио де ла Крус возглавил в 1842–43 крупное крест. восстание, поводом к к-рому явилось запрещение созданного им ордена. Большой отклик по всей стране вызвало восстание в 1872 рабочих арсенала Кавите (Центр. Лусон), поддержанное местными крестьянами. После подавления восстания были казнены не только непосредств. участники восстания, но также Бургос, Самора и Гомес. В этот период на Ф. сложилась интеллигенция, получившая образование в Европе и воспринявшая демократич. идеи Великой франц. революции. Она выступила с пропагандой политич. реформ, к-рые избавили бы народ Ф. от нищеты и политич. бесправия. Сторонники реформ (X. "Рисаль", М. дель Пилар, Г. Лопес Хаэна и др.) вели пропаганду сначала в Испании, а с кон. 80-х гг. и на Филиппинах. Они создали первые патриотич. органы печати и орг-ции в форме масонских лож (см. "Филиппинская лига").

Нежелание Испании пойти на к.-л. уступки на Ф. привело к изживанию реформистских иллюзий в массах. В 1892 среди городской бедноты возник тайный революц. союз "Катипунан" во главе с А. "Бонифасио", к к-рому вскоре присоединилась радикальная интеллигенция, осознавшая необходимость опоры на нар. низы и насильственного свержения власти исп. колонизаторов. По призыву (23 авг. 1896) Катипунана началось восстание (см. "Филиппинская национально-освободительная революция 1896–98"). Его поддержала также помещичья группировка во главе с Э. "Агинальдо". 22 марта 1897 повстанцы провозгласили независимую республику. Агинальдо стал ее президентом. Принятая позднее (1 нояб. 1897) в г. Биак-на-Бато временная конституция независимой Филиппинской республики предусматривала организацию на Ф. буржуазно-демократич. правопорядка. Стремясь монополизировать руководство движением, Агинальдо добился роспуска Катипунана, а 10 мая по его приказу был расстрелян Бонифасио. Группа Агинальдо легко поддалась на обещание уступок со стороны Испании и в нояб. – дек. 1897 согласилась прекратить борьбу и покинуть Ф. (см. "Биакнабатский договор 1897"). Нек-рые лидеры повстанцев отказались признать соглашение и продолжали воен. действия.

В апр. 1898 США начали войну за захват исп. колоний (см. "Испано-американская война 1898"). Амер. представители, рассчитывая использовать в своих целях филиппинских патриотов, заключили с Агинальдо соглашение о совместных действиях, обещав признать независимость Ф. 12 июня 1898 в Кавите была вторично провозглашена независимость Ф. и вернувшийся на Филиппины Агинальдо снова возглавил революц. пр-во, вокруг к-рого объединились все нац. силы, включая тех, кто не участвовал в революции на ее первом этапе (до дек. 1897). Филиппинская армия в июне – июле принудила к капитуляции исп. войска почти по всему архипелагу, чем воспользовались США, и амер. десант занял Манилу. 15 сентября открылся Революц. конгресс, выработавший и принявший конституцию Филиппинской республики (см. "Малолосская конституция"), отличавшуюся высокой степенью демократизма, что отразило влияние разбуженных революцией нар. низов.

Исп. господство глубоко изменило ход культурного развития Ф. Исп. миссионеры, стремясь к "искоренению язычества" на Ф., нанесли большой урон их культуре: были сожжены памятники местной письменности, запрещены традиционные зрелища. С 1593 на Ф. начали печататься первые книги, преимущественно духовного содержания, в т. ч. на местных языках с помощью латинского алфавита. Для детей зажиточных слоев была создана сеть школ, находящихся в ведении монашеских орденов. В 1611 на Ф. был основан ун-т Санто-Томас, существующий до настоящего времени. В преподавании господствовала средневековая схоластика, только в иезуитской коллегии "Атенеум" изучались нек-рые естеств. науки.

В устном нар. творчестве использовались привнесенные из Испании формы и сюжеты эпич. поэзии (корридо) и нар. драмы (мистерии "пасьон"). Первым профессиональным писателем считается Ф. Бальтасар (псевд. – Балагтас), создавший патриотич. поэму "Флоранте и Лаура" ("Plorante at Laura", 1838) на тагальском яз. В ходе движения за реформы выдвинулись публицисты Г. Лопес Хаэна, М. дель Пилар. Совр. лит-ра Ф. берет свое начало от изданных в Европе романов X. Рисаля на исп. яз. "Не прикасайся ко мне" (1887; рус. пер. 1963) и "Флибустьеры" (1891; рус. пер. – 1937 и 1965), к-рые нелегально распространялись на Ф. и сыграли важную роль в пробуждении нац. самосознания.

Наряду с традиц. художеств. ремеслами в период исп. господства распространились новые их виды (вышивание, резьба по дереву и камню), преимущественно связанные с убранством церквей. Нар. художники создали в 17–19 вв. ряд выдающихся произведений: резной деревянный алтарь церкви Сан-Игнасио, уникальный орган из бамбука в церкви Лас Пиньяс (пров. Рисаль), резьба по камню в церкви Миагао (г. Илоило) и на воротах манильского форта Сантьяго. В 19 в. выступили первые художники, воспринявшие европ. приемы живописи – Д. Доминго (писал на евангельские сюжеты), X. Луна и Ф. Р. Идальго, к-рые начали разрабатывать гражданские и жанровые мотивы, создали серию портретов современников.

Филиппины в период американского колониального господства (1899–1946). Захват Ф. США и установление амер. колон. режима на Ф. (1899–1916). 10 дек. 1898 пр-во США, игнорируя провозглашение независимости Ф., подписало с Испанией мирный договор, по к-рому Ф. были переданы Соединенным Штатам за 20 млн. долл. Пр-во Агинальдо пыталось протестовать, но 4 февр. 1899 амер. войска начали воен. действия против республиканской армии, имея подавляющий перевес в численности и технике (см. "Американо-филиппинская война 1899–1901"). Амер. командование стремилось использовать политич. противоречия в филиппинском лагере, обещая ряд уступок буржуазно-помещичьим кругам. Агинальдо и его приближенные 7 мая 1899 устранили от власти главу кабинета радикала А. "Мабини", а 5 июня организовали убийство популярного в массах ген. А. "Луна" (Мабини и Луна выступили против компромисса с захватчиками). К нач. 190(0 регулярная армия Ф. распалась на отдельные отряды, перешедшие к партиз. борьбе. Действия амер. войск на Ф. отличались крайней жестокостью: войска США применяли массовые расстрелы, пытки пленных и мирных жителей. 23 марта 1901 был взят в плен Агинальдо, к-рый затем призвал народ прекратить борьбу.

Захватив Ф. в разгар нац.-освободит. революции, амер. колонизаторы были вынуждены путем уступок создавать себе социальную опору среди местного населения. Они пошли на значит. экономич. и политич. уступки классу помещиков: юридически закрепили частную собственность на землю, произвели по договоренности с Ватиканом выкуп большей части орденских земель и распродали их зажиточным слоям населения. Чтобы обеспечить себе на Ф. монопольный рынок сбыта и источник дешевого сырья, а также экономически подчинить помещиков-экспортеров и местную торг. буржуазию, колонизаторы установили между Ф. и США режим беспошлинной торговли. Представители имущих классов были привлечены на доходные посты в колон. администрации. В 1902 было объявлено о предстоящей организации на Ф. законодат. Ассамблеи (с ограниченными правами), выбираемой на основе высокого имуществ. ценза.

После поражения республиканской армии отдельные партиз. отряды (наиболее крупный из них возглавлял М. Сакай) продолжали борьбу до 1906; в мусульманских р-нах на Ю. Филиппин разрозненные вооруж. выступления происходили до 1913. Враждебные захватчикам мелкобурж. круги группировались вокруг т. н. Независимой церкви – патриотич. религ. течения, осн. в 1902 Г. "Аглипаем". Идеологом этого течения был И. де лос Рейес, к-рый первым стал пропагандировать на Ф. идеи социализма, пытаясь внедрить их в рабочее движение. В 1902 он организовал профсоюзный центр, к-рый вскоре, однако, распался. Амер. власти долго запрещали создание партий и органов печати, требовавших независимости Ф. Но в 1907 была разрешена организация буржуазно-помещичьей "Партии националистов", возглавленной бывшими участниками освободит. войн 1896–1901. Партия выступала за независимость Ф., но отвергала революц. путь борьбы за нее. На первых выборах в Ассамблею в 1907 эта партия получила большинство мест. В 1913 деятели партии возглавили первый общенац. профцентр – Рабочий конгресс. С 1913 амер. власти начали т. н. "филиппинизацию" – расширение участия местной буржуазии и помещиков в адм. аппарате; в 1916 она была завершена принятием конгрессом США "Джонса закона", по которому на Ф. было создано 2-палатное Законодательное собрание и обещано предоставление независимости Ф., "как только там будет создано устойчивое правительство". Эта уступка филиппинским националистам способствовала росту реформистских настроений в их рядах.

Расширение империалисти- ческой эксплуатации Ф. Соединенными Штатами и нарастание нац.-освободит. движения (1917–1941). После 1-й мировой войны повышение спроса на филиппинское сырье побудило амер. и местных предпринимателей к усиленному строительству на Ф. сахарных и маслобойных заводов, табачных ф-к. В стране началось формирование крупной местной буржуазии (гл. обр. в торговле и в отраслях пром-сти, работающих на экспорт), вырос рабочий класс. Под влиянием Великой Οкт. социалистич. революции на Ф. (через США) стали проникать коммунистич. идеи. Внутри Рабочего конгресса возникла первая марксистская группа во главе с К. "Эванхелиста" и А. "Ора", оформившаяся в 1924 в Рабочую партию. К ней примкнула созданная в 1922 в ряде р-нов Лусона Национальная конфедерация крестьян. Однако в основном крест. движение в этот период развивалось стихийно, в отрыве от рабочего движения, под религ. и наивно-монархич. лозунгами. В этом отношении были характерны крупные крест. восстания 1923–24 на о. Минданао и в 1925–27 – на о. Негрос и о. Панай. Рабочее движение проявило большую активность (о чем свидетельствуют упорные стачки, происходившие в 1920, 1924, 1928), но им в основном руководили реформисты, исключение составлял ряд профсоюзов, объединившихся в 1929 в Союз пролетариев, к-рым руководила Рабочая партия.

Экономич. кризис 1929–33 болезненно отозвался на хозяйстве Ф., к-рое в силу узкой специализации (производство гл. обр. экспортных культур: сахара, копры, пеньки) было поставлено в полную зависимость от конъюнктуры мирового рынка. Кризис вызвал безработицу и разорение крестьян. В 1929–31 по стране прокатилась волна крупных стачек, в 1931 на Лусоне произошли два крест. восстания. Активизировалось движение за независимость в бурж. и мелкобурж. кругах (в 1930 произошла политич. забастовка студентов, тогда же по инициативе Партии националистов был созван Конгресс независимости). Нек-рые националистич. орг-ции оказались в этот период в плену иллюзорных надежд на помощь со стороны Японии в освобождении Ф. от колон. гнета. В 1930 по инициативе руководства Рабочей партии на Ф. была основана Коммунистич. партия (см. "Филиппинская коммунистическая партия"), но уже в 1931–32 она была запрещена, а ее лидеры арестованы.

Перед лицом обострения клас. борьбы на Ф. и нараставшего патриотич. движения США были вынуждены пойти на новые уступки нац. силам: в 1934 был принят "Тайдингса – Мак-Даффи закон", по к-рому Ф. была обещана независимость по истечении 10-летнего "переходного периода", на время к-рого им предоставлялась автономия – создавались органы законодат. и исполнит. власти (включая армию), подконтрольные, однако, президенту США. Пр-во автономных Ф. возглавил в 1935 лидер Партии лационалистов М. "Кесон".

В период автономии во внешнеторг. обороте Ф. сохранялось господствующее положение США, выросли прямые амер. капиталовложения (к 1939–400 млн. долл.) в ключевые отрасли экономики – в экспортно-импортной торговле, в переработке с.-х. сырья и горнодобывающей пром-сти. Одновременно укрепила свои позиции местная крупная буржуазия. Усилилась централизация капитала (особенно в торгово-пром. и банковских сферах) и возникло несколько монополистич. нац. объединений. Автономное пр-во испытывало все возрастающее влияние крупной буржуазии, но одновременно чиновничий аппарат, особенно в провинциях, продолжал находиться в сильнейшей зависимости от помещиков. Помещики усиливали концентрацию земли в своих руках (в 1939 им принадлежало ок. 50% обрабатываемых площадей). Проникновение капиталистич. отношений в деревню в сочетании с помещичьим и ростовщическим гнетом вело к разорению крестьян, превращению парцеллярных собственников в безземельных кабальных издольщиков (в 1918 арендаторы составляли 16% хозяйств, в 1939 – 35%).

В крест. движении конца 30-х гг. влияние мистич. сект и прояпон. мелкобурж. партий упало (особенно после поражения крест. восстания 1935 на Лусоне). В центр. части Лусона выросла роль Нац. конфедерации крестьян и осн. в 1933 Лиги тружеников, руководимой Социалистич. партией, возникшей в 1933. После VII конгресса Коминтерна (1935) компартия Ф. начала поворот к тактике единого антиимпериалистич. фронта. В 1937 пр-во Ф. фактически легализовало компартию и амнистировало ее лидеров, находившихся в ссылке. В 1938 Социалистич. партия влилась в ряды компартии. Крупнейшим профсоюзным центром Ф. стало осн. в 1938 "Коллективное рабочее движение", в к-ром коммунисты имели значительное влияние. Возглавленный коммунистами Народный фронт – избирательный блок рабоче-крест. орг-ций – выступил под лозунгами расширения демократич. свобод и мобилизации масс на защиту Ф. от угрозы япон. агрессии. В 1940 кандидаты блока были избраны председателями муниципальных советов в нескольких сел. округах Центр. Лусона. За годы автономии рабочие и крестьяне своей борьбой вынудили пр-во Кесона пойти на ряд уступок в области трудового и земельного законодательства (был установлен минимум заработной платы, запрещен труд детей до 14 лет и установлена компенсация за увечья на произ-ве; улучшены условия издольной аренды рисовых полей и др.).

Оккупация Ф. япон. войсками, новый подъем нац.-освободит. движения (дек. 1941–1946). В дек. 1941 япон. войска вторглись на Ф. Оккупанты, установив на Ф. террористич. режим, приступили к широкой эксплуатации сырьевых ресурсов и ограблению населения страны. В стране свирепствовали массовая безработица и голод. Большинство чиновничества, помещиков и спекулятивных элементов пошло на сотрудничество с япон. властями, к-рые создали на Ф. прояпон. пр-во. Наиболее активную орг-цию сопротивления оккупантам – армию "Хукбалахап" – создали (март 1942) и возглавили коммунисты. Крестьяне, составившие эту армию, вели вооруж. борьбу против япон. войск и против помещиков-коллаборационистов в Центр. Лусоне. В период япон. оккупации на Ф. действовали также несколько партиз. отрядов и подпольных антияпон. групп, руководимых представителями нац. буржуазии и интеллигенции. В окт. 1944 партизаны оказали эффективное содействие амер. войскам, высадившимся на Ф.

После окончания 2-й мировой войны начался бурный подъем нац.-освободительного движения. В 1945 на Ф. сложился блок рабочих, крест. и бурж. патриотич. орг-ций – Демократический альянс, в руководстве к-рого видную роль стала играть компартия Ф. Под влиянием коммунистов находились массовые орг-ций трудящихся – Национальный крестьянский союз и Конгресс рабочих организаций. Демократич. альянс выступил с программой независимости и социальных реформ на президентских выборах в апр. 1946 и вошел в коалицию с прогрес. крылом Партии националистов. Но правящие круги США поддержали "Либеральную партию" (создана на базе реакц. группировки, отколовшейся от партии националистов), к-рая выразила готовность принять все поставленные Соединенными Штатами условия провозглашения независимости Ф. Либералы получили большинство в Конгрессе, их лидер М. "Рохас" стал президентом Ф.

За годы амер. господства на Ф. колонизаторы, стремясь к контролю над духовной жизнью Ф., значительно расширили сеть начальных школ, ввели в них бесплатное обучение. Преподавание на всех ступенях стало вестись на англ. яз. по амер. учебникам. В 1908 был открыт казенный Филиппинский ун-т, все остальные высш. уч. заведения и мн. средние принадлежали частным лицам или церкви. Образование оставалось недоступным бедноте: в 1939 лишь 41% детей в возрасте 7–10 лет посещали школу, грамотные среди лиц старше 10 лет составляли 49%.

В лит-ре первого десятилетия 20 в. преобладали патриотич. произв. аллегорич. форм: пьесы X. Абада "Золотая цепь" ("Tanikalang guinto") и А. Толентино "Вчера, сегодня и завтра" ("К

Еще в энциклопедиях