Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Федосеевцы





ФЕДОСÉЕВЦЫ, феодосиевцы, – религ.-оппозиц. течение в России, один из толков беспоповщины в расколе, возникший в кон. 17 – нач. 18 вв. на С.-З. Европ. России среди старообрядцев – крестьян и посадских. Основателем первой общины Ф. был быв. дьякон д. Крестецкий Ям (ок. Новгорода) Феодосий Васильев ( 1661–1711), из рода бояр Урусовых. Появление Ф. было выражением недовольства части старообрядцев политикой руководящих кругов беспоповщины (поморцы), к-рые приняли моление за царя, отошли от строгих правил старообрядчества. В 1706 Ф. прекратили все отношения с поморцами. Первоначально Ф. отличались непримиримостью к крепостнич. гос-ву и проповедью строгого аскетизма. Они отвергали моление за царя и брак, считая, что наступило "царство антихриста" и продолжение рода человеческого преступно. Деятельность Ф. была своеобразным выражением недовольства крестьян и горожан феод. системой. Во 2-й пол. 18 в. Ф. становятся самым влиятельным и экономически сильным направлением в беспоповщине, отражавшим настроение выходцев из деревни, вовлеченных в процесс капиталистич. развития; центр с 1771 – община Преображенского кладбища в Москве. Основателем общины и ее первым наставником был И. А. Ковылин (1731–1809), промышленник и торговец из крестьян. Община принимала и беглых крепостных, особенно женщин. Ее руководители иногда выкупали крестьян, принявших учение Ф. Большинство членов общины работало на хл.-бум. мануфактурах и в мастерских в Лефортово и жило при них. В 1-й пол. 19 в. руководящее положение среди Ф. занимали крупные предприниматели (Ε. Φ. Гучков, Зимины и др.), воспитывавшие своих приверженцев в духе политич. пассивности и враждебности к революц. борьбе. Элементы социального протеста в учении Ф. утрачиваются. В 1848 Ф. признали моление за царя. Социальная дифференциация в среде Ф. привела к выделению самостоятельных орг-ций (рижские и польские Ф. – "новожены", к-рые признавали брак; "согласия" – аристовцы и кондратьевцы, требовавшие соблюдения аскетизма). Крупные капиталисты – Ф., тяготившиеся безбрачием, переходили в поморские общины, признававшие брак, а нек-рые – в единоверие. Во 2-й пол. 19 в. Ф. перестают играть руководящую роль в беспоповщине и превращаются в узкую замкнутую орг-цию. Небольшие группы Ф. существуют в СССР (главным образом в центр, обл. РСФСР и в прибалтийских республиках). В современных условиях Ф. все более отказываются от религиозной нетерпимости, аскетизма, консерватизма в быту.

Лит.: Попов Н. И., Сб. для истории старообрядчества, т. 1, в. 2, М., 1864; его же, Мат-лы для истории беспоповских согласий в Москве, феодосиевцев Преображенского кладбища и поморского монинского согласия, М., 1870; Из истории Преображенского кладбища, М., 1862; Быковский И. К., Преображенский приход старообрядцев-феодосиевцев старопоморского благочестия в Москве, 2 изд., М., 1907; Рындзюнский П. Г., Старообрядческая орг-ция в условиях развития пром. капитализма, ВИРА, [т. 1], М., 1950; Миловидов В. Ф., Старообрядчество в прошлом и настоящем, М., 1969; Заварина Α., Из истории поселения старообрядцев в Латгалии, в сб.: Атеизм и религия, Рига, 1969; Подмазов Α., Современное старообрядчество в Латвии, там же; Карцов В. Г., Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России, ч. 2, Калинин, 1971. См. также лит. при статьях "Беспоповщина" и "Раскол".

А. В. Вершинская. Ленинград.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia