Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Федеративная Республика Германии





ФЕДЕРАТИ́ВНАЯ РЕСПУ́БЛИКА ГЕРМÁНИИ (ФРГ) (Bundesrepublik Deutschland) – гос-во в Центр. Европе. Граничит с Данией, Нидерландами, Бельгией, Люксембургом, Францией, Швейцарией, Австрией, ГДР и Чехословакией; на С. омывается водами Сев. и Балтийского морей.

Площ. 248 тыс. км2, нас. 59,3 млн. чел. (сент. 1971, оценка), почти исключительно немцы. Св. 55% верующего нас. – протестанты, св. 44% – католики. Столица – г. Бонн.

Административно ФРГ разделена па 10 земель: Шлезвиг-Гольштейн; Ниж. Саксония; Сев. Рейн-Вестфалия; Рейнланд-Пфальц; Гессен; Бавария; Баден-Вюртемберг; Саар; Гамбург; Бремен.

По конституции 1949, глава гос-ва – президент, избираемый на пять лет Федеральным собранием, состоящим из депутатов бундестага и представителей земель. Высший законодат. орган – парламент, к-рый состоит из 2 палат: бундестага (избирается населением на 4 года) и бундесрата (состоит из представителей земель, назначаемых пр-вами земель). Гос. герб и флаг см. в таблицах к статьям "Герб государственный" и "Флаг государственный".

Исторический очерк

ФРГ возникла в границах оккупац. зон США, Англии и Франции в Германии. Ее создание было подготовлено политикой раскола Германии, к-рую зап. державы стали проводить с первых дней после окончания 2-й мировой войны, вопреки решениям, принятым на Потсдамской конференции 1945, и другим согласованным решениям участников антигитлеровской коалиции. Четырехсторонние решения СССР, США, Англии и Франции о демократизации Германии и подготовке к образованию общегерм. пр-ва были сорваны. В адм. аппарате зап. зон оккупации Германии осталось немало бывших активных нацистов. Решения о денацификации здесь не выполнялись или выполнялись формально. Проведенные в Зап. Германии нек-рые изменения структуры монополий не обеспечили подлинной декартелизации и помогли зап.-герм. монополистам сохранить контроль над пром-стью и финансами. Не допустив принятия "Контрольным советом" постановления, разрешающего объединение в общегерманском масштабе демократич. партий, оккупац. власти 3 зап. держав всячески поощряли в своих зонах деятельность политич. партий и орг-ций, связанных с монополистич. капиталом и выступавших с сепаратистских позиций. Организация Социалистич. единой партии Германии (СЕПГ) на терр. зап. Германии была запрещена. Руководство С.-д. партии в Зап. Германии фактически поддерживало курс на раскол Германии, хотя и подвергало критике (весьма, однако, непоследовательной) нек-рые аспекты политики бурж. партий.

Передовые силы трудящихся Зап. Германии во главе с Коммунистич. партией Германии (КПГ) выступали против политики оккупац. властей, зап.-герм. монополистов и их ставленников. Однако раскол рабочего класса дал возможность герм. монополистам восстановить свою власть и осуществить планы раскола Германии.

После проходившего в февр. – марте и апр. – июне 1948 Лондонского совещания шести зап. держав (США, Англия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) оформление сепаратного зап.-герм. гос-ва пошло, в соответствии с намеченным на совещании планом, ускоренными темпами. 20 июня 1948 на терр. Зап. Германии была проведена сепаратная ден. реформа. 1 июля 1948 воен. губернаторы США, Англии и Франции дали указание премьер-министрам зап.-герм. земель приступить к подготовке созыва Учредит. собрания и выработке конституции будущей ФРГ. В авг. 1948 особой группой экспертов был разработан проект Осн. закона, к-рый был передан на обсуждение 65 представителей зап.-герм. земель (Парламентский совет). Это собрание к маю 1949 разработало конституцию зап.-герм. гос-ва, к-рая была утверждена воен. губернаторами США, Англии и Франции и вступила в силу 23 мая 1949. В авг. 1949 в зап. оккупац. зонах Германии прошли выборы в первый бундестаг, к-рый собрался вместе с бундесратом 7 сент. в Бонне для избрания президента и создания пр-ва. Первым президентом ФРГ стал Теодор Хейс (один из основателей Свободной демократич. партии). Федеральное коалиц. пр-во в составе представителей трех партий – Христианско-демократич. союза – Христианско-социального союза (ХДС – ХСС, осн. в 1945), Свободной демократич. партии (СДП, осн. в 1948) и Немецкой партии (НП, осн. в 1946; в 1961 объединилась с основанным в 1949 Общегерманским блоком в Общегерм. партию) – возглавил К. Аденауэр (ХДС).

С образованием ФРГ была создана гос.-политич. основа для укрепления власти герм. монополий. Были возрождены под новыми вывесками крупнейшие концерны и банки [концерны Круппа, Тиссена, Ханиеля, Маннесмана, Клёкнера, Хеша, "ИГ Фарбен"; "Дойче банк", "Дрезденский банк", "Коммерцбанк" (т. н. "Большая тройка") и др.]. Концентрация производства и капитала достигла в ФРГ исключительно высокого уровня.

К 1954 8 крупнейших концернов Зап. Германии владели почти 72% производств. мощностей всей металлургич. пром-сти. В руках 15 монополистич. групп концентрировалось 82% зап.-герм. добычи угля. Монополии "АЭГ" и "Сименс" контролировали 75% осн. капитала электротехнич. пром-сти. В целом на 289 наиболее мощных акц. компаний Зап. Германии в конце 1953 приходилось 77,8% всей суммы акц. капитала; на крупнейших предприятиях ФРГ с числом занятых 500 и более (2,3% от общего числа предприятий) работало 49,2% занятых в пром-сти и производилось ок. 1/2 пром. продукции страны.

С помощью амер. дотаций и кредитов (зап. оккупац. зоны были включены в систему помощи по плану Маршалла еще в нач. 1948) и мобилизации внутр. ресурсов в ФРГ началось быстрое восстановление пром. и с.-х. произ-ва, транспорта и торговли. Если в 1946 пром-сть зап. оккупац. зон производила менее 1/3 довоен. объема продукции, то к кон. 1949 валовой объем пром. произ-ва ФРГ приблизился к уровню 1936, а к концу 1950 достиг довоен. уровня. В 1950 объем пром. произ-ва в ФРГ возрос на 25,8%, в 1951 на 18%. Быстрое восстановление пром. произ-ва обеспечивалось за счет крупных капиталовложений, урезывания нар. потребления при одноврем. форсированном накоплении. Важным фактором, способствовавшим быстрому росту зап.-герм. экономики, являлось наличие больших резервов высококвалифицированной рабочей силы. По офиц. данным, безработица достигала в ФРГ в 1949 10,3% ко всему самодеятельному населению, в 1951 – 7,7%, в 1952 – 6,4% (полубезработные, занятые неполную рабочую неделю, не учтены). Эта многочисленная армия безработных, на одну треть состоявшая из переселенцев из бывших вост. областей Германии, послужила огромным резервом дешевой рабочей силы для зап.-герм. предпринимателей, когда растущее произ-во потребовало дополнит. контингентов рабочих в пром-сть и др. отрасли. Общему росту произ-ва содействовало также ускоренное развитие машиностроения, приборостроения, электро- техники, оптики и др. отраслей, размещавшихся до раскола Германии преим. на востоке страны. Исключительно важным фактором, содействовавшим быстрому развитию экономики ФРГ, было практич. отсутствие в те годы к.-л. прямых расходов на воен. нужды. Гонка вооружений в зап. странах, усилившаяся в связи с началом войны в Корее, вызвала повышение спроса на машины и оборудование, дала новый толчок развитию зап.-герм. экономики, а также способствовала ее выходу на внешний рынок. Только за 1950 стоимость экспорта ФРГ возросла на 120%. С 1952 экспорт из ФРГ стал превышать объем импорта, а положительное сальдо торг. баланса стало неуклонно расти. Ведущее место, как и до войны, в зап.-герм. экспорте вновь заняла продукция тяжелой пром-сти. После нек-рого конъюнктурного замедления роста (1952–53) в экономике ФРГ наступил новый подъем, вызванный расширением осн. капитала, обновлением техники произ-ва и поддержанный спец. гос. мероприятиями с целью ускорить развитие осн. отраслей тяжелой пром-сти. В 1953–55 темп ежегодного прироста пром. произ-ва составлял 10–15%. За 1953–56 пром. продукция ФРГ возросла на 39%. Быстрое расширение производств. мощностей сопровождалось нек-рыми инфляционными явлениями. В этих условиях пр-во ФРГ приняло ряд мер, направленных на "приглушение конъюнктуры", что привело к известному сокращению темпов прироста пром. произ-ва.

Укрепляя господство монополистич. капитала в стране, пр-во Аденауэра проводило курс на ограничение гражд. прав населения, преследование демократич. сил.

В нояб. 1951 пр-во возбудило в федеральном конституц. суде дело о запрещении КПГ. 31 янв. 1952, еще до начала процесса, зап.-герм. полиция заняла все помещения компартии и квартиры ее руководящих работников; документы и материалы КПГ были конфискованы. Преследованиям подверглись многочисленные организации и объединения (Союз свободной немецкой молодежи, Демократич. женский союз, Культурбунд, Комитет борцов за мир и др.). Федеральное правительство провело также мероприятия по устранению из государственного аппарата политически "неблагонадежных" граждан. В сент. 1950 оно дало указание, на основе к-рого служащим и др. работникам гос. учреждений было запрещено поддерживать орг-ции, выступающие за мир и объединение Германии на мирной демократич. основе. В то же время гос. аппарат ФРГ наводнялся бывшими активными нацистами, кадровыми чиновниками, дипломатами, офицерами вермахта. Было допущено возрождение многочисл. праворадикальных партий и орг-ций типа Немецкой имперской партии, открыто выступивших с лозунгами реванша и возрождения "великой Германии". Эти лозунги были по сути дела весьма близки политич. программе тогдашнего федерального пр-ва. В основу внешнеполитич. программы зап.-герм. правящих кругов были положены враждебный социалистич. гос-вам антикоммунистич. курс, ставка на тесный союз с зап. державами, в первую очередь с США, с целью ликвидации первого герм. рабоче-крест. гос-ва – ГДР и пересмотра итогов 2-й мировой войны. Эта программа вошла в качестве органич. составной части в осн. политич. документы и нормативные юридич. акты ФРГ и зап. держав, связанные с образованием ФРГ.

Так, в заявлении госдепартамента США от 7 июня 1948 говорилось, что рекомендации Лондонской конференции шести держав о создании ФРГ должны "в конечном счете послужить основой и отправным пунктом для объединения Германии" вокруг боннского пр-ва. В соответствии с этим Основной закон ФРГ характеризовал Федеративную Республику как гос-во "переходного периода", созданное от имени "всех немцев", и предусматривал (ст. 23) присоединение остальных частей Германии. Пр-во ФРГ выступило с претензиями на юрисдикцию над всеми немцами (ст. 116), независимо от их действительного гражданства; оно рассматривало себя как единственное герм. пр-во, к-рое якобы уполномочено выступать от имени всех немцев (заявление пр-ва ФРГ от 21 окт. 1949 и последующие документы). Федеративное пр-во официально претендовало на расширение терр. ФРГ до границ бывшего третьего рейха, существовавших на 1 янв. 1937. (Эти претензии содержит, напр., заявление пр-ва ФРГ от 10 нояб. 1965.) Тем самым правящие круги ФРГ открыто выдвигали притязания на терр. ГДР, а также терр., входящие в состав СССР и Польши, добивались присоединения Зап. Берлина. Выполнению этой программы оказывали содействие западные державы, к-рые после провозглашения ФРГ сохранили значит. влияние в экономике и политич. жизни страны.

В соответствии с "Оккупационным статутом", обнародованным зап. державами в апр. 1949, в Зап. Германии продолжал сохраняться оккупационный режим, а государственным органам ФРГ было предоставлено право самоуправления лишь под контролем Союзнической верховной комиссии. С междунар.-правовой точки зрения ФРГ была не полностью дееспособна: она не имела собственных загранпредставительств, не могла быть членом к.-л. междунар. орг-ций и т. д. Оккупац. власти сохраняли право вмешательства во внутреннюю жизнь страны (вплоть до отмены ее законодательства), демонтажа "излишнего" пром. потенциала и контроля над пром. произ-вом (право на запрет или ограничение судостроения, машиностроения, химич. пром-сти, ограничение произ-ва стали до 5–6 млн. т в год). Вскоре, однако, оккупац. режим был смягчен, а многие ограничения и контрольные постановления трех держав отменены. По Петерсбергскому соглашению от 22 нояб. 1949 зап. державы отказались от демонтажа воен.-пром. предприятий Тиссена, Борзига и др. монополий. Нью-Йоркская конференция министров иностр. дел зап. держав в сент. 1950 приняла решение об отмене ограничений для ФРГ в области судостроения, мореплавания, химии, а также науч. исследований. Готовясь к возрождению зап.-герм. армии, пр-во ФРГ получило право на организацию крупных полицейских формирований. Одновременно зап. державы заявили о признании незаконно присвоенного пр-вом ФРГ права выступать от имени "всей Германии".

7 авг. 1950 ФРГ стала полноправным членом Европейского совета в Страсбуре, а 18 апр. 1951 – членом Европ. объединения угля и стали (ЕОУС). Включение ФРГ в замкнутые европ. экономич. группировки явилось подготовительным этапом к ее вступлению в систему агрессивных воен. блоков, открыло путь к возрождению армии и воссозданию воен. пром-сти в Зап. Германии.

СССР и ГДР, указывая, что подобный антинациональный курс создает серьезные препятствия в решении герм. проблемы и обеспечении европ. безопасности, неоднократно вносили предложения, направленные на выполнение решений по герм. вопросу, принятых "Потсдамской конференцией 1945". Отклонив эти предложения, представители США, Великобритании, Франции и ФРГ подписали в Бонне "Общий договор" 1952, который, провозгласив прекращение оккупационного режима и суверенитет ФРГ, вместе с тем содержал статьи, изымающие вопрос о германском мирном урегулировании из компетенции федерального пр-ва. Одновременно был подписан и Парижский договор 1952 о создании "Европейского оборонительного сообщества" (ЕОС) – военного блока шести гос-в, входящих в ЕОУС.

Заключение "Общего" и Парижского договоров открывало путь к неограниченной ремилитаризации ФРГ. Оно вызвало широкую волну протестов как в самой Западной Германии, так и в соседних странах. 2 ноября 1952 ЦК КПГ выступил с Программой нац. воссоединения Германии, важнейшее требование к-рой – единые действия зап.-герм. демократич. и патриотич. сил против включения ФРГ в систему агрессивных воен. блоков и увековечения раскола Германии, за переговоры между ГДР и ФРГ, ликвидацию иностр. баз, запрещение действующих в ФРГ реваншистских и анти-демократич. орг-ций, за мирный договор. В Зап. Германии развернулось широкое движение за нар. референдум по вопросу о заключении мирного договора, за отказ от Боннских и Парижских соглашений. В февр. 1952 состоялось массовое выступление 900 тыс. членов профсоюзов Баварии против участия ФРГ в "европейской армии".

Кровавые столкновения между полицией и 20 тыс. демонстрантов, выступавших против ремилитаризации страны, произошли в мае 1952 в Эссене. Летом 1952 по всей стране проходили митинги протеста против "Общего договора". Массовые выступления состоялись в Мюнхене, Нюрнберге, Дармштадте и ряде др. городов ФРГ. К концу 1952 15 млн. жителей ФРГ высказались против "Общего договора" и милитаризации страны. Выступления зап.-герм. рабочих были тесно связаны с борьбой за улучшение их жизненных условий. В ходе этой борьбы рабочим удалось вырвать нек-рые уступки у предпринимателей и пр-ва (в частности, в области социального законодательства). Усилилось забастовочное движение. Бастовали докеры и работники гор. транспорта Гамбурга, горняки и металлурги Рура, рабочие Сев. Рейна-Вестфалии, Ганновера, Бремена, Карлсруэ.

19 марта 1953 "Общий" и Парижский договоры были ратифицированы бундестагом, а 15 мая 1953 – бундесратом; их ратификация была обеспечена голосами правительств. большинства, возглавлявшегося ХДС–ХСС. Однако в связи с отказом франц. Нац. собрания 30 авг. 1954 ратифицировать Парижский договор, согласованная в Париже и Бонне система была подвергнута нек-рому пересмотру; 23 окт. были подписаны "Парижские соглашения 1954", предусматривавшие вступление ФРГ в НАТО и Зап.-европ. союз (27 февр. 1955 соглашения были ратифицированы бундестагом).

В 1954–55 массавые выступления против вовлечения ФРГ в группировки зап. держав продолжались. В этой борьбе участвовали профсоюзы, члены СДПГ и коммунисты, представители самых различных социальных слоев. 70% забастовок в ФРГ в те годы проходило под лозунгами борьбы против Парижских соглашений. Осенью 1954 конференции ряда отраслевых профсоюзов, а также федеральная конференция профсоюзов молодежи высказались против ремилитаризации в любой форме. В окт. 1954 3-й конгресс Объединения немецких профсоюзов выступил против вооружения ФРГ, за мирное воссоединение Германии. С критикой ряда аспектов политического курса правительства Аденауэра выступило также руководство СДПГ. На митинге во Франкфурте-на-Майне, созванном Центр. правлением СДПГ 29 янв. 1955, был принят Немецкий манифест, в к-ром указывалось, что вступление ФРГ в воен. блоки зап. держав усилит напряженность в Европе и исключит возможность переговоров о восстановлении единства Германии. Манифест, призывавший нем. народ к борьбе против такого развития событий, был с одобрением встречен прогрессивной зап.-герм. общественностью. Однако с.-д. руководители, выступавшие в бундестаге против Парижских соглашений, распорядились после их ратификации о прекращении сбора подписей под Немецким манифестом и приняли меры к ограничению оппозиц. выступлений.

После ратификации Парижских соглашений и вступления ФРГ в НАТО (9 мая 1955) начинается быстрое возрождение воен. пром-сти, укрепление политич., экономич. и воен. позиций ФРГ в Европе, широкая экспансия на внешних рынках, ставка на политику с позиции силы в отношениях с Сов. Союзом и др. социалистич. гос-вами.

Укрепление финанс.-экономич. положения ФРГ, рост произ-ва почти во всех осн. отраслях пром-сти позволили зап.-герм. монополиям перейти к политике форсированной экономич. экспансии путем экспорта товаров и капитала. С 1955 физич. объем зап.-герм. экспорта в среднем ежегодно возрастал на 10%. В 1963 ФРГ, занимавшая по объему своего пром. произ-ва уже второе место в капиталистич. мире после США, имела активное сальдо торг. баланса в сумме 6 млрд. марок. Ее золотой запас уступал среди капиталистич. стран только США и превышал 7 млрд, долл. Еще в марте 1961 пр-во ФРГ заявило о повышении курса марки по отношению к амер. доллару на 4,75% (новое повышение курса марки было проведено в окт. 1969). Зап.-герм. капитал значительно укрепил свои позиции в развивающихся странах. С 1957 по 1966 прямые капиталовложения ФРГ возросли в Лат. Америке с 514 до 1615 млн. марок, в Африке – с 93 до 565 млн. марок, в Азии – с 76 до 314 млн. марок.

Параллельно с ростом инвестиций ФРГ за рубежом возрастали иностр. капиталовложения в экономику ФРГ, прежде всего капиталовложения США. В 1967 в ФРГ насчитывалось ок. 1200 амер. предприятий; амер. акционеры контролировали на 30–40% произ-во в таких отраслях, как электроника, автомобилестроение, нефтехимия. В целом на долю США приходилось ок. 34% всех иностр. капиталовложений в экономику ФРГ; за США шли Нидерланды (17%), Швеция (16%), Англия (10%), Франция (7%) и др.

Важным фактором роста экономич. мощи ФРГ явилось создание в 1957–58 Европ. экономич. сообщества ("Общего рынка") и Евратома, открывших более широкие возможности для проникновения зап.-герм. монополий на рынки зап.-европ. стран и их бывших колоний. ФРГ заняла ведущее положение в этих объединениях. На долю ФРГ в валовой продукции стран – членов "Общего рынка" в 1965 приходилось 37,1% (Франции – 32,6%, Италии – 17,6%); в 1970 доля ФРГ в общем объеме пром. произ-ва стран "Общего рынка" и Великобритании (с 1973 – член "Общего рынка") составила 34% (доля Франции – 24%, Великобритании – 22%, Италии – 12%, Бенилюкса – 8%). Внешнеторговый оборот ФРГ в 1970 составил 64 млрд. долл. [Великобритании (в долл.) – 41 млрд., Бенилюкса – 40 млрд., Франции – 37 млрд., Италии – 28 млрд.].

Опираясь на свою экономич. мощь, ФРГ стала добиваться доминирующего положения среди европ. союзников США. Федеральное пр-во все чаще начало ссылаться на якобы имеющееся несоответствие между экономич. возможностями и политич. статусом ФРГ. Правящая верхушка ФРГ активно использовала идею "европ. интеграции" для того, чтобы поставить экономич. и воен. потенциал зап.-европ. стран на службу ФРГ и обеспечить с их стороны поддержку внешнеполитич. программы зап.-герм. монополий.

В 1955–60 ФРГ добилась удовлетворения зап.-европ. гос-вами ряда своих требований. В сент. 1956 были уточнены в пользу ФРГ границы с Бельгией, затем в июле 1959 – с Люксембургом, в апр. 1960 – с Нидерландами. По франко-западногерм. соглашению от 27 окт. 1956 к ФРГ в качестве 10-й федеральной земли был присоединен Саар.

Вступление в силу Парижских соглашений открыло путь для создания в ФРГ регулярной армии. 7 июля 1956 бундестаг, вопреки оппозиции СДПГ, профсоюзных и молодежных орг-ций, принял закон о всеобщей воинской повинности. Начался быстрый рост бундесвера. В янв. 1956 численность бундесвера составляла 1000 чел., к концу 1960 – 290,8 тыс. чел. (в т. ч. сухопутные войска – 182,5 тыс., ВВС – 66,5 тыс., ВМС – 23,8 тыс.), в конце 1966 – 468 тыс. чел.

Все большую роль стала играть ФРГ в системе НАТО. Контингенты бундесвера составили осн. костяк сухопутных вооруж. сил Североатлантич. пакта; используя лозунг "полной интеграции" бундесвера в системе вооруж. сил НАТО, зап.-герм. генералы и офицеры начали захватывать ключевые посты в командных инстанциях этого союза, в частности в его воен. орг-ции в Европе.

По мере укрепления своих позиций в НАТО ФРГ все более широко развертывала воен. произ-во. Уже в 1960 произ-вом вооружения занималось более 200 компаний ФРГ. К 1967 воен. пром-сть ФРГ примерно на 65% обеспечивала потребности бундесвера в воен. технике. На воен. заводах ФРГ стали производиться танки типа "Леопард", самоходные противотанковые и арт. установки, бронетранспортеры, подводные лодки, эсминцы и торпедные катера, противотанковые ракеты, арт. и стрелковое вооружение. Содействуя милитаризации ФРГ, зап. державы стали освобождать зап.-герм. монополии, занятые произ-вом оружия, от ограничений, к-рые предусматривались Парижскими соглашениями (напр., в 1958 ФРГ получила разрешение на произ-во противотанковых ракет; в 1959 были отменены ограничения на тоннаж воен. судов, в том же году ФРГ было разрешено производить ракеты ближнего радиуса действия).

О темпах ремилитаризации ФРГ наглядно свидетельствует рост воен. расходов страны.

Постоянно расширялось амер.-западногерм. воен. сотрудничество. Между США и ФРГ был заключен ряд соглашений, предусматривающих далеко идущую координацию воен. политики обеих стран как в области воен. стратегии, так и в вопросах совместной разработки и произ-ва новейших видов вооружения. С 1956 по 1964 ФРГ израсходовала на закупки вооружения в США 14 млрд. марок. По заключенному в 1964 соглашению Хассель-Макнамара США обязались продавать ФРГ амер. вооружение на сумму 675 млн. долл. в год, а также передавать информацию по вопросам использования атомного оружия. 25 марта 1958 бундестаг, игнорируя волю широких слоев зап.-герм. населения, выступления профсоюзных орг-ций, представителей науки и культуры страны, принял решение о вооружении бундесвера ракетно-ядерным оружием. Пытаясь заполучить ядерное оружие, пр-во ФРГ стало настойчиво добиваться осуществления планов создания т. н. многосторонних или европ. ядерных сил.

Одновременно в ФРГ развернулись работы по созданию науч.-технич. базы собственной атомной пром-сти (в 1967 в стране действовали или строились 34 атомных реактора; были созданы крупные н.-и. ядерные центры в Карлсруэ, Юлихе, а также в р-нах Мюнхена, Гамбурга, Франкфурта-на-Майне, Эрлангена; на работах в области ядерных исследований было занято ок. 7000 ученых, инженеров и техников). Притязания ФРГ на ядерное оружие создавали серьезную угрозу миру и безопасности в Европе.

Экономич. экспансия ФРГ сопровождалась дальнейшим возрастанием роли гос.-монополистич. капитала в стране. Уже в 1958 компаниям, контролируемым государством, принадлежало ок. 18% всего акц. капитала в ФРГ. Росли гос. воен. фонды; росли налоги, являющиеся в руках гос-ва важнейшим сродством перераспределения нац. дохода в пользу монополий. В 1960 общая сумма налогов составила в ФРГ 97 млрд. марок (37% нац. Дохода). Наметившиеся с сер. 1957 (гл. обр. в связи с сокращением рынков сбыта) экономич. спад (темпы прироста пром. произ-ва снизились с 5,6% в 1957 до 3,6% в 1958), сокращение произ-ва в целом ряде отраслей (угольная, металлургич., судостроительная), рост цен и налогов содействовали обострению клас. борьбы в ФРГ. Количество рабочих дней, потерянных в результате забастовок, возросло с 1,1 млн. в 1955 до более чем 2,4 млн. в 1957. В февр. – марте 1958 длительные массовые забастовки проходили в Ниж. Саксонии, Бремене, Гессене. Широкое стачечное движение охватило угольную промышленность Рура. 27 сент. 1959 состоялся марш на Бонн 58 тыс. рурских горняков, протестовавших против массовых увольнений, безработицы и роста цен. В стране развернулось движение "против атомной смерти", вызванное курсом на вооружение зап.-герм. армии атомным оружием. Комитеты "борьбы прoтив атомной смерти" создавались на многих заводах, предприятиях, в городах и общинах.

Правящая верхушка отвечала на выступления против ее внутренней и внешней политики дальнейшим ограничением демократич. прав и свобод зап.-герм. населения. Только с 1951 по 1958 в ФРГ была запрещена деятельность св. 200 демократич. орг-ций и объединений. В 1956 была запрещена КПГ. В 1958 пр-во ФРГ приступило к разработке "чрезвычайных законов" с целью обеспечения возможности установления, если пр-во сочтет целесообразным, режима неограниченной диктатуры, мобилизации людских и материальных ресурсов страны, ликвидации бурж.-демократич. свобод и подавления выступлений трудящихся. В то же время при попустительстве пр-ва в ФРГ происходила дальнейшая активизация праворадикальных националистич. групп и орг-ций, одно из проявлений к-рой – создание (нояб. 1964) неонацистской Национал-демократич. партии, добившейся в 1966–68 избрания своих представителей в ландтаги Гессена и Баварии, Ниж. Саксонии, Баден-Вюртемберга, Рейнланд-Пфальца, Шлезвиг-Гольштейна, Бремена (в результате последующих выборов лишилась этих мандатов).

В СДПГ, несмотря на ряд трезвых выступлений, в частности – за нормализацию отношений ФРГ с социалистич. странами (VII съезд, июль 1956), против оснащения бундесвера атомным оружием, за создание безатомной зоны в Европе и европ. безопасность (VIII съезд, май 1958), за признание факта существования двух герм. гос-в и переговоры между ними (т. н. "План СДПГ по германскому вопросу", март 1959), получила преобладание линия на союз с Христианско-демократич. Союзом – Христианско-социальным союзом (ХДС/ХСС). Утверждению этой линии сопутствовала идейная эволюция партии в сторону окончательного разрыва с марксизмом, к-рая нашла свое концентрированное выражение в "Принципиальной программе СДПГ", принятой 15 нояб. 1959 на чрезвычайном съезде партии в Бад-Годесберге. В 1955 по предложению Сов. пр-ва были установлены дипломатич. отношения между ФРГ и Сов. Союзом; однако подлинная нормализация гос. отношений между обеими странами не была достигнута в связи с упорным нежеланием федерального пр-ва отказаться от своей политики непризнания реально сложившегося положения в Европе. В 1955 пр-во Аденауэра, ставя решение важнейших междунар. вопросов в зависимость от удовлетворения своих терр. притязаний, выступило против предложения Сов. пр-ва о создании системы европ. коллективной безопасности и отклонило даже выдвинутый его зап. союзниками по НАТО т. н. план Идена о создании в Европе зоны ограничения войск и вооружений. В 1957 оно выступило против предложения министра иностр. дел ПНР А. Рапацкого о создании безъядерной зоны в центре Европы, а также добилось со стороны США обязательства "не предпринимать в области разоружения никаких шагов, которые могли бы затруднить объединение Германии" путем поглощения ГДР. Верное политике нагнетания междунар. напряженности, пр-во Аденауэра отвергло также все предложения о нормализации отношений с ГДР. Одновременно пр-во ФРГ развернуло активную деятельность с целью затруднения социалистич. строительства в ГДР и ущемления ее прав на междунар. арене. В 1955 оно провозгласило т. н. "доктрину Хальштейна" (по имени зап.-герм. дипломата и юриста-международника, до янв. 1958 – статс-секретаря МИД ФРГ), согласно к-рой признание ГДР другими гос-вами рассматривалось как "недружественный акт" в отношении ФРГ. В 1957 ФРГ разорвала дипломатические отношения с Югославией (в 1968 отношения были восстановлены), в 1963 – с Кубой в ответ на признание этими странами ГДР. Используя существование открытой границы между Зап. Берлином и ГДР, пр-во ФРГ путем различных экономич. и политич. диверсий наносило ГДР огромный ущерб. В ответ на непрекращающиеся проиcки ФРГ против ГДР и европ. безопасности пр-во ГДР было вынуждено принять меры по ограждению нац. интересов Республики и всего социалистич. содружества. 13 авг. 1961 на границе между демократич. Берлином и Зап. Берлином был установлен эффективный контроль, серьезно затруднивший правящим кругам ФРГ использование Зап. Берлина в целях подрыва ГДР.

В 1963 Аденауэр, бесперспективность политич. курса к-рого становилась все более очевидной, вышел в отставку; федеральное пр-во возглавил Л. Эрхард, к-рый не внес, однако, к.-л. изменений в политику ФРГ. С конца 1965 в ФРГ стали отчетливо выявляться обозначавшиеся еще в 1957 симптомы экономич. затруднений. Если в 1950–55 валовой нац. продукт в среднем увеличивался ежегодно более чем на 9%, то в 1955–60 – лишь на 6,3%, а в 1960–65 – всего на 4,8%. В 1966 экономич. рост практически прекратился, а в 1967 произошло падение произ-ва. Экономич. трудности, а также несостоятельность внешней политики пр-ва Эрхарда вызвали обострение разногласий в рядах правительственной коалиции. В октябре 1966 Свободная демократическая партия заявила о своем выходе из правительственной коалиции; кабинет Эрхарда развалился.

1 дек. 1966 было создано пр-во т. н. "большой коалиции" (ХДС/ХСС и СДПГ) во главе с К. Г. Кизингером. Его создание было попыткой зап.-герм. монополистического капитала обеспечить более широкую и устойчивую опору для проведения прежнего политического курса.

Внешнеполитич. программа пр-ва Кизингера и его практич. шаги вскоре показали, что реальное содержание политич. курса ФРГ осталось неизменным. Пр-во Кизингера выступало с декларациями о намерении улучшить отношения с европ. социалистич. странами, рассчитывая на ослабление их сплоченности. Однако оно не отказалось от реваншистских притязаний и планов поглощения ГДР, по-прежнему претендуя на "право" выступать от имени всей Германии.

В сент. 1969 были проведены очередные выборы в бундестаг, в результате к-рых блок ХДС/ХСС впервые за всю историю ФРГ оказался отстраненным от власти. Пришедший в окт. 1969 на смену пр-ву Кизингера коалиц. кабинет В. Брандта (СДПГ–СДП) провозгласил политику "преемственности и обновления". Речь шла о пересмотре прежде всего тех сторон зап.-герм. политики, к-рые пришли в непримиримое противоречие с собственными интересами ФРГ, не отвечали ее объективному положению и возможностям на междунар. арене, создавали угрозу междунар. изоляции страны. 28 февр. 1969 пр-во Брандта подписало договор о нераспространении ядерного оружия. Оно приняло предложение Сов. Союза о проведении переговоров, к-рые завершились 12 авг. 1970 подписанием "Советского Союза – Федеративной Республики Германии договора 1970". Договор зафиксировал обязательство сторон неукоснительно соблюдать терр. целостность всех гос-в в Европе, нерушимость сейчас и в будущем их границ (в т. ч. западной границы ПНР по Одеру и Нейсе, а также границы между ФРГ и ГДР). Стороны приняли на себя обязательство разрешать свои споры исключительно мирными средствами, воздерживаться от угрозы силой или ее применения, улучшать и расширять сотрудничество в различных областях, содействовать нормализации обстановки в Европе и развитию мирных отношений между всеми европ. гос-вами, исходя при этом из существующего в этом районе действительного положения.

В ходе переговоров стороны пришли к взаимопониманию по ряду актуальных вопросов укрепления мира в Европе. Пр-во ФРГ заявило, в частности, о намерении строить свои отношения с ГДР на основе полного равноправия, отсутствия дискриминации, уважения независимости и самостоятельности каждого из обоих гос-в в делах, касающихся их внутр. компетенции. Оно выразило готовность содействовать вступлению ГДР и ФРГ в ООН и ее специализированные учреждения. Была достигнута договоренность, что вопросы, связанные с недействительностью Мюнхенского соглашения, будут урегулированы между ФРГ и ЧССР в приемлемой для обеих сторон форме. СССР и ФРГ заявили о том, что будут делать все от них зависящее для подготовки и успешного проведения совещания по вопросам укрепления безопасности и развития сотрудничества в Европе.

7 дек. 1970 был подписан договор ФРГ с ПНР (см. "Федеративной Республики Германии – Польской Народной Республики договор 1972"), важнейшим положением к-рого является признание нерушимости западной границы Польши по Одеру (Одра) и Нейсе (Ныса-Лужицка).

19 марта в Эрфурте и 21 мая 1970 в Касселе состоялись переговоры между пред. Совета Министров ГДР В. Штофом и канцлером ФРГ Брандтом по вопросам нормализации отношений между ГДР и ФРГ. Правящие круги ФРГ стремились, однако, навязать ГДР концепции особого характера отношений между двумя немецкими гос-вами, обойти вопрос о налаживании связей с ГДР на основе общепринятых норм и принципов междунар. права, препятствовали равноправному участию ГДР в деятельности междунар. орг-ций.

Договоры, заключенные СССР и ПНР с ФРГ, встретили широкое одобрение как в ФРГ, так и за ее пределами. Против договоров выступил блок ХДС/ХСС, реваншистское крыло к-рого пыталось предотвратить их ратификацию, используя отсутствие у коалиц. пр-ва твердого большинства в парламенте, а также экономич. трудности (инфляция, рост дороговизны, разногласия по бюджетным вопросам). Вокруг ратификации заключенных договоров развернулась острая борьба, осложнившая внутриполитич. обстановку в стране. Подписанное 3 сент. 1971 соглашение пр-в СССР, США, Великобритании и Франции по вопросам, относящимся к Зап. Берлину, в значит. мере содействовало укреплению позиций сторонников договоров в ФРГ (в соглашении отмечается, что связи ФРГ с Зап. Берлином будут поддерживаться и развиваться с учетом того, что Зап. Берлин по-прежнему не является составной частью ФРГ и не будет управляться ею и впредь; на его основе пр-во ГДР заключило соглашение с пр-вом ФРГ и Западноберлинским сенатом). Знаменательным событием в развитии отношений между СССР и ФРГ явилась состоявшаяся 16–18 сент. 1971 в Крыму вcтреча ген. секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева с федеральным канцлером ФРГ В. Брандтом, на к-рой были обсуждены важные вопросы экономич., научно-технич. и политич. сотрудничества двух гос-в. 17 мая 1972 бундестаг одобрил большинством голосов договоры ФРГ с Сов. Союзом (за – 248, против – 10, воздержались – 238) и Польшей (за – 248, против – 17, воздержались – 230). 19 мая договоры были одобрены бундесратом. 23 мая президент ФРГ подписал закон о ратификации обоих договоров. Ратификация договоров между СССР и ФРГ и между Польшей и ФРГ явилась крупным успехом всех сил, выступающих за разрядку напряженности и мир в Европе. В авг. 1972 представители ГДР и ФРГ приступили к подготовке договора, служащего нормализации отношений между обоими гос-вами.

Развернувшаяся в стране острая внутриполитич. борьба, гл. обр. вокруг вопроса о договорах ФРГ с Советским Союзом, Польшей и ГДР, в ходе к-рой партии правительственной коалиции СДПГ – СДП утратили большинство в бундестаге, побудила президента ФРГ распустить бундестаг (22 сент.) и назначить внеочередные выборы. Выборы, состоявшие

Еще в энциклопедиях