Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Уинстэнли Д.





УИ́НСТЭНЛИ (Winstanley), Джерард (р. 1609 – ум. после 1652) – англ. мыслитель, социалист-утопист, идеолог крайне левого крыла революц. демократии в период англ. бурж. революции 17 в., зачинатель выступления "диггеров" в 1649, возглавивший первый в новой истории "коммунистич. эксперимент" – колонию "копателей" близ Кобема (графство Суррей). Из биографии У. известно только, что родом он из г. Уиген в Ланкашире. Его отец был, по-видимому, торговцем сукном и шерстью. Где и чему обучался У., неизвестно. Однако если судить по написанному им, то становится несомненным, что перед нами один из народных самородков, ум к-рого – выдающийся и самобытный – был разбужен к интенсивной деятельности не столько школьной наукой, сколько трудными "университетами жизни". С 1630 У. жил в Лондоне – сначала в качестве ученика в компании торговцев готовым платьем, с 1637 – в качестве полноправного чл. этой компании. До 1643 У., по-видимому, вел в Лондоне мелкую торговлю сукном. Полностью разорившись, У. покинул Лондон, поселился в графстве Суррей и вынужден был работать по найму, как это делали тысячи подобных ему бездомных коттеров-батраков. В повседневном общении с себе подобными бедняками У. вынес главные идеи своего учения. В богословских же памфлетах, составлявших в то время осн. круг чтения человека из народа, он доискивался аргументов в пользу осуществления чаяний нар. низов. Это привело его на стезю сектантского проповедничества – главной формы просвещения масс того времени. Прибегая к мистически окрашенной религ. аргументации, У. в многочисл. памфлетах, посвященных социальным вопросам (начиная с "Нового закона справедливости", 1649), изложил свое социальное учение. Оно состоит из трех тесно связанных между собой компонентов: обоснования закона социальной справедливости (своеобразная "программа-максимум"), обоснования необ- ходимости осуществления демократич. агр. переворота ("программа-минимум") и проекта "Свободной Республики" – учреждения в совр. ему Англии свободной ассоциации тружеников взамен эксплуататорского строя. "Новым законом справедливости" назвал У. общество без классов, состоящее из одних только тружеников, не знающее частной собственности (прежде всего на землю, все еще остававшуюся осн. условием тогдашнего произ-ва), без денег, купли-продажи, работы по найму, имущих и неимущих. "Новый закон справедливости" резюмируется словами: "работайте вместе и вместе ешьте (свой) хлеб". Для победы этого "закона" требовалось, по мнению У., продолжит. время (она связывалась им с "внутренним просветлением" имущих), поэтому им выдвигалась программа более непосредственная и реалистическая – демократич. агр. переворота в процессе происходившей революции. Двумя осн. пунктами этой программы являлись: повсеместное разрешение бедным безвозмездно обрабатывать общинные пустоши в свою пользу и освобождение "копигольда" из-под власти манориальных лордов и превращение его во "фригольд". Осуществление демократич. агр. переворота У. считал непременным условием победы республики над монархией. Если же будет сохранена власть лендлордов, – предупреждал У., – то реставрация монархии станет лишь вопросом времени. Возглавленное У. выступление диггеров весной 1649 знаменовало кульминац. пункт развития революц.-демократич. движения в Англии сер. 17 в. Основанная им в это время колония близ местечка Кобем – наглядный пример захвата бедняками явочным порядком общинных пустошей как их "справедливой доли в одержанной победе". После окончат. разрушения лендлордами и их наемниками колонии (весна 1650) У. пишет свое идеологич. завещание – коммунистич. утопию "Закон свободы" (1652). В форме готовой конституции в ней рассматриваются различные стороны социального и политич. строя общества, в к-ром установлено истинное равенство. Он впервые отчетливо связывает идеалы коммунистич. общества с социальными чаяниями бедняков-тружеников, а свободу гражданина мыслит прежде всего как свободу его от нужды. Отчаявшись в способности народных низов завоевать этот строй собственными силами, У. передает свой проект на усмотрение О. Кромвеля (к-рому посвящает свое соч.). Хотя У., как и все социалисты-утописты, не видел глубокой противоречивости подобного акта, тем не менее он сумел разглядеть еще на заре бурж. строя нек-рые условия подлинного освобождения трудящихся.

Соч.: The works..., ed. by G. H. Sabine, Ithaca – Ν. Υ., 1941; в рус. пер. – Избр. памфлеты, М. – Л., 1950.

Лит.: Стальный В., Утопия Дж. Уинстэнли, "ИЖ", 1942, № 3–4; Сапрыкин Ю. М., Социально-политич. идеи диггеров, "Вестник МГУ, серия историко-филологич. наук", 1959, № 2; Барг Μ. Α., Народные низы в англ. революции ХVII века, М., 1967 (библ.). См. также лит. при ст. "Диггеры".

М. А. Барг. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia