Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Узбеки





УЗБÉКИ (самоназв. – узбек) – нация. Осн. население Узб. ССР. Общая числ. в СССР – 9195 т. ч. (1970), из них 7734 тыс. живет в Узб. ССР (64,7% населения республики), 666 тыс. – в Тадж. ССР, 208 тыс. – в Казах. ССР, 333 тыс. – в Кирг. ССР, 179 тыс. – в Туркм. ССР. Вне пределов СССР свыше 1 млн. У. живет в сев. Афганистане, ок. 14 тыс. У. – в нек-рых городах зап. р-нов КНР. Лит. язык У. относится к тюркской группе языков. Для разговорного узб. языка характерны многодиалектность и резкие различия диалектов между собой. Древними предками У. были согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы и сако-масагетские племена. Все эти народы были ираноязычными и европеоидными по расовому типу. С сер. 1-го тыс. до н. э. в Среднеазиат. Междуречье стали просачиваться из центр. Азии и монголоидные по расовому типу этнич. группы. Со 2-й пол. 6 в. н. э., со времени вхождения Ср. Азии в состав "Тюркского каганата", этот процесс усилился. В последующие века осн. этно-культурным процессом, к-рый протекал на терр. Среднеазиат. Междуречья, было взаимное влияние, сближение и частичное слияние оседлого, преим. ираноязычного и кочевого, гл. обр. тюрко-язычного населения. При этом, наряду с преобладающим процессом отюречения по языку ираноязычного населения, происходил и переход тюркоязычного населения на таджикскую речь. Тюрк. племена и народности, поселившиеся в Среднеазиат, Междуречье в период Тюркского каганата и особенно в период "Караханидов" (см. "Караханидов государство"), постепенно перешли к оседлости, ассимилировались с ираноязычными народами, передали части их свой язык; нек-рая часть тюрк. племен продолжала вести кочевую жизнь и сохраняла родоплеменные традиции. Все это тюркоязычное население Междуречья, сложившееся к 11–12 вв., составило основу узб. народности. В результате монг. завоевания (13 в.) в состав населения Междуречья влилась новая волна тюрко-монг. племен. Последней волной тюркоязычных кочевников, влившихся в состав населения этого р-на, явились дештикипчакские (см. "Дешт-и-Кипчак") У., пришедшие в кон. 15 в. вместе с Шейбани-ханом. Часть их в результате оседания постепенно слилась с оседлым населением, большинство же сохранило пережитки кочевого быта и родоплеменные традиции, а также особенности своих говоров.

К нач. 20 в. процесс консолидации узб. нации не был завершен: в ее составе прослеживалось наличие 3 больших групп. Одна из них – это узб. часть оседлого населения оазисов. Характерным для нее было: отсутствие родоплеменного деления, занятие орошаемым земледелием, ремеслом и торговлей, жизнь в городах и крупных селениях. В прошлом представителей этой группы называли сартами (для жителей Ташкентского оазиса, Ферганской долины и Хорезма термин "сарт" был и самоназванием). В наст. время этот термин в быту вышел из употребления, однако в науке сохраняется как историч. этноним. 2-я группа У. – это потомки той части домонгольских тюрк. племен Среднеазиат. Междуречья и тюрко-монгольских племен времени Чингисхана, к-рая не растворилась среди оседлого населения, а сохранила полукочевой быт (занимаясь преим. отгонным овцеводством) и родоплеменные традиции (племена карлук, барлас, кальтатай, мугул и др.). Представителей этой группы называли тюрками. Термин "тюрк" для большинства их был в прошлом и самоназванием. 3-я группа состояла из потомков дештикипчакских узб. племен. Назв. "узбек" наряду с племенным именем являлось их самоназванием. Племен было много (предания по традиции говорят о 92), и большинство их носило имена народов и племен, хорошо известных в ср. века (кипчак, найман, джалаир, канглы, хитай, кун-грат, мангыт, дурмен, катаган, кырк, сарай, кенегес, кият, кутчи, уйгур и др.) и вошедших впоследствии в состав ряда тюркоязычных Народов. Переход к оседлости узб. племен, начавшийся в 16–17 вв., в осн. завершился к нач. 20 в. Занимались они земледелием, но в предгорной и степной зонах одним из осн. занятий их оставалось скотоводство с круглогодичным содержанием скота на подножном корму. В их быту были еще заметны кочевнические традиции. Несмотря на то, что каждая из указанных групп У. имела свои особенности, в языке, материальной и духовной культуре было много общего, что отличало их от соседних народов и позволяло говорить о единой узб. народности. В формировании этнографич. облика У. (особенно в языке искони оседлой части У. Хорезма) участвовали и "огузы".

Обществ. строй У. в сер. 19 в. был феодальным со значит. пережитками патриархальных отношений. Наряду с офиц. религией – исламом суннитского толка (среди тюрк. племен начал распространяться в 9–10 вв.) продолжали бытовать реликты доисламских верований. Со 2-й пол. 19 в., в результате присоединения к России, начали развиваться капиталистич. отношения, что активизировало процесс этнич. развития У. Однако вступившая на путь формирования бурж. нации узб. народность накануне Окт. революции 1917 этнически не была еще монолитной.

В условиях сов. строя в результате проведения в жизнь ленинской нац. политики У. обрели свою нац. Государственность – Узб. ССР. За короткий историч. срок У. преодолели экономич. и культурную отсталость, создали совр. индустрию, преобразовали с. х-во на социалистич. колхозной основе и достигли огромных успехов в осуществлении культурной революции. В процессе социалистич. строительства У. сформировались в социалистич. нацию. Богатая художеств. и науч. лит-ра на родном языке, высокоразвитое самобытное нац. иск-во, расцвет просвещения и науки, грамотность и высокий культурный уровень трудящихся – характерные черты узб. социалистич. нации. Об истории, экономике и культуре У. см. также в ст. "Узбекская ССР".

Лит.: Народы Ср. Азии и Казахстана, т. 1, М., 1962 (библ.); История Узб. ССР, т. 1–4, Таш., 1967–68 (библ.); Иванов Π П., Очерки по истории Ср. Азии (XVI – середина XIX в.), М., 1958; Вахабов М. Г., Формирование узбекской социалистической нации, Таш., 1961; Кaры-Ниязов Т. Н., Очерки истории культуры Сов. Узбекистана, М., 1955.

Б. X. Кармышева. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia