Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Таинства





ТÁИНСТВА – в христианстве магич. культовые обряды, совершение к-рых, согласно церк. вероучению, сообщает людям некую сверхъестественную чудодейственную силу – "божественную благодать". Корни Т. восходят к дохрист. "мистериям". Первыми в христ. лит-ре упоминаются Т. крещения и причащения ("Послания апостолов", ""Деяния апостолов""), в 3 в. – священство, у церк. авторов 4–5 вв. – прочие Т. Культ Т. вводился постепенно с созданием и укреплением христ. церк. орг-ции. Т., по учению церкви, может совершать, как правило, лишь священнослужитель, выступающий якобы в роли посредника между богом и людьми. Т. о., учение о Т. как бы обосновывает необходимость существования служителей культа и церкви. В 13 в. (окончательно на Флорентийском соборе 1438–1445) католич., а затем православная церкви приняли 7 Т.: 1) "крещение"; 2) "миропомазание"; 3) причащение (евхаристия), при совершении к-рого верующие, согласно христ. вероучению, приобщаются к Христу и тем самым освобождаются от грехов (в православной церкви и миряне и духовенство причащаются хлебом и вином, в католической – духовенство – хлебом и вином, миряне, как правило, – лишь хлебом); 4) "исповедь" (покаяние); 5) церк. брак (в католич. церкви не подлежит расторжению); 6) елеосвящение (соборование) больного (согласно православному учению, исцеляет недуг, католицизм же рассматривает это Т. как благословение умирающему); 7) священство – посвящение в священнослужители, совершаемое епископом (сложилось в процессе образования сословия духовенства). У протестантов в период Реформации учение о Т. подверглось изменениям. Лютеране признают Т. крещения и причащения (Лютер первоначально признавал также Т. исповеди); англиканская церковь признает крещение, причащение, церк. брак. Баптисты, реформаты сохранили обряды крещения, причащения, но рассматривают их не как Т., а как символич. акты. Совр. католич. церковь усиливает пропаганду Т. Энциклика папы Павла VI "Mysterium fidei" (1966) обязывает к более строгому исполнению Т., особенно Т. причащения. В совр. протестантизме также наблюдается тенденция к подчеркиванию значения Т. как средства укрепления религ. веры.

Лит.: Ранович А., Происхождение христ. таинств, М.–Л., 1931; Емелях Л. И., Происхождение христ. таинств, М., 1956; James E. О., Christian myth and ritual, L., 1937.

Б. Я. Рамм. Ленинград.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia