Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Студенческое движение





СТУДÉНЧЕСКОЕ ДВИЖÉНИЕ – борьба студенч. молодежи за общестуденческие интересы, а также ее участие в общеполитич. борьбе. В С. д. имеются различные направления, что связано с неоднородностью классового состава студенчества.

Возникновение С. д. предполагает определенный уровень развития общественной жизни и распространения высшего образования. В ср. века С. д. не было, хотя с сер. 12 в. в различных странах появляются университеты. В ту пору студенты, изучавшие по преимуществу богословские науки, не имели своих орг-ций. Университетские корпорации представляли собой форму средневековых цехов, в к-рые входили и студенты и преподаватели. Возникшие в 17 в. в Германии студенч. общества ("землячества", объединявшие студентов из одной местности) ограничивали свою деятельность разработкой норм взаимоотношений своих членов и контролем за их соблюдением. Лишь с сер. 18 в. в Германии, где к тому времени, в отличие от других европ. стран, ун-ты стали подлинными центрами интеллектуальной жизни, наряду с землячествами появляются тайные студенч. "ордена", участники к-рых, вдохновляемые идеями Руссо, а позднее Великой франц. революции, ставили своей целью борьбу за "счастье человечества". Вскоре эти орг-ции распались в результате правительств. репрессий. Со 2-го десятилетия 19 в. герм. студенчество, формировавшееся в значит. части из бурж. и мелкобурж. прослоек, становится заметной силой, выступавшей против раздробленности, за объединение Германии.

Рост общественной активности студентов сопровождался развитием новых форм студенческой орг-ции. Место землячеств и распавшихся в результате правительств. репрессий орденов занимают буршеншафты – студенческие союзы, создававшиеся под девизом "наука, патриотизм, нравственность, религия". 12 июня 1815 студентами Иенского ун-та (к тому времени – общегерм. центра свободомыслия) был созван первый съезд буршеншафтов, к-рые стали создаваться и в других ун-тах. 18 окт. 1817 по инициативе иенских студентов было организовано "Вартбургское празднество", к-рому был придан характер демонстрации против феод. реакции. Через год в Иене был основан Всеобщий немецкий студенч. союз. Герм. монархи, напуганные радикализацией студенч. союзов, стали преследовать их деятельность. Убийство студентом К. Л. Зандом, одним из организаторов Вартбургского празднества, реакционного писателя Коцебу (23 марта 1819) послужило новым предлогом для репрессий против студенч. обществ. Принятые Союзным сеймом "Карлсбадские постановления 1819" предусматривали установление строгого надзора над ун-тами и запрещение студентам участвовать в буршеншафтах. Но, несмотря на репрессии, буршеншафты тайно или полулегально продолжали свою деятельность. Июльская революция 1830 во Франции отозвалась в герм. гос-вах студенч. выступлениями, за к-рыми последовали новые репрессии.

В ходе Революций 1848–49 в Германии и Австрии студенты вместе с рабочими вели вооруж. бои с силами феод. реакции. Особенно важную роль сыграли студенч. орг-ции в Австрии. В нач. марта 1849 студенты Вены организовали "Союз борьбы за свободу", к-рый ставил целью свержение режима Меттерниха (в "Союз" входили студенты различных национальностей: немцы, итальянцы, венгры, поляки, чехи). Студенты самоотверженно сражались на баррикадах Вены и выдвинули требование о предоставлении им оружия, к-рое император, напуганный размахом нар. восстания, вынужден был удовлетворить. Так был создан ""Академический легион"" – вооруж. студенч. орг-ция, к-рая, будучи ядром революц. армии, сыграла важную роль в австрийской революции.

Во Франции революц. студенты были связаны с бланкистскими заговорщическими организациями, сен-симонистскими сектами, орг-циями карбонариев, участвовали в Июльской революции 1830. В 1830-х гг. во Франции создавались студенч. революц. клубы, а в 1847 был осн. студенч. журнал "La Laterne du Quartier Latin" с целью помочь организовать студенч. оппозицию режиму Луи Филиппа. Студенты мужественно сражались в дни Февральского восстания 1848, особенно в 11-ми 12-м округах Парижа. Итальянские студенты входили в тайные сообщества карбонариев, в организацию "Молодая Италия", участвовали в Революции 1848–49.

Выход в 1830–40-х гг. на политич. арену в качестве самостоятельной силы рабочего класса и развитие со 2-й пол. 19 в. массового социалистич. рабочего движения в передовых странах Европы обусловили дифференциацию среди студенчества. Самая передовая его часть переходила на позиции рабочего класса. Однако подавляющее большинство студентов – выходцев из бурж. и мелкобурж. кругов – не приняло участия в рабочем движении. Во взглядах бурж. студенчества происходил сдвиг вправо, распространялись, в частности в Германии, реакционно-националистич. идеи. В целом студенчество как обществ группа перестает в Германии и западноевроп. странах играть заметную роль в обществ. жизни, а деятельность студенч. организаций замыкается в узком кругу "цеховых" интересов. Сфера деятельности новых студенч. объединений, появлявшихся в нек-рых из этих стран, была ограничена узкими задачами обеспечения тех или иных привилегий для студенчества.

В Австро-Венгрии, где одно из центральных мест в общественной жизни постоянно занимал нац. вопрос, студенты и гимназисты-старшеклассники – представители угнетенных слав. народов, играли видную роль в освободит. борьбе, выступая против монархии Габсбургов. Особенно серьезную опасность для Габсбургов представляло отличавшееся сравнительно высокой организованностью С. д. югославянских народов в Крайне (группа "Препород") и Боснии; последнее было связано с националистич. кругами Сербии. Боснийские студенты, учившиеся в ун-тах Белграда, Загреба, Вены (среди них было немало выходцев из крестьян), были воодушевлены революц.-демократич. и социалистич. идеалами в значительной мере под влиянием доходившей до них зарубежной, прежде всего русской революционной литературы. Но в условиях крайней неразвитости общественной жизни на родине этих молодых революционеров они в большинстве своем становились сторонниками анархистской тактики "прямого действия", вступали на путь индивидуального террора. В 1910 было осн. тайное террористич. об-во "Молодая Босния". Был создан также ряд других террористич. групп. В югославянских областях Австро-Венгрии происходили, вопреки жестоким правительств. репрессиям, многочисл. студенч. выступления; среди студентов распространялись газеты и листовки, призывавшие южных славян к борьбе за нац. освобождение; студенч. активисты переезжали из города в город, устанавливая связи со студенч. орг-циями или клубами. Члены об-ва "Молодая Босния" Данило Илич, Гаврило Принцип, Неделько Чабринович, Трифко Грабеж (их идейным руководителем в 1912–13 был В. Гачинович) приняли участие в подготовке покушения на австр. престолонаследника эрцгерцога Франца Фердинанда. Убийство Г. Принципом 28 июня 1914 Франца Фердинанда послужило для правящей австрогерм. верхушки поводом к развязыванию 1-й мировой войны.

Важную роль с сер. 19 в. и особенно в конце 19 – нач. 20 вв. играет С. д. в общественной жизни России. После завершения разночинского периода освободительной борьбы (1861–95), отмеченного деятельным участием политически активного студенчества в революционном движении, в С. д. происходит размежевание политич. направлений. Лучшая, наиболее передовая часть студенчества переходит на пролетарские позиции, включается в социал-демократич. движение. Среди активных деятелей "Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса"" студентам-социал-демократам принадлежала весьма значит. роль. Наряду с социал-демократическим в С. д. выделялись бурж.-демократическое, либеральное и близкое ему "академическое", а также открыто реакционное направления. В. И. Ленин, внимательно следивший за развитием С. д. в России, рассматривал это размежевание как необходимый и прогрессивный процесс, но в то же время отмечал, что размежевание не должно вести к распаду всех непартийных студенч. орг-ций, связанных академическими и др. общестуденч. интересами. Поэтому Ленин считал в корне неверным "принципиальный" отказ группы студентов-социал-демократов Пе- тербургского ун-та (1908) от участия в чисто академич. студенч. выступлениях, рассматривая такую позицию как превращение революционного лозунга в мертвую догму.

Во время Революции 1905–07 радикальное студенчество, активно участвовавшее в общедемократич. движении, нередко поддерживало большевиков. "Радикальное студенчество, – писал Ленин, – принявшее и в Петербурге и в Москве лозунги революционной демократии, является авангардом всех демократических сил, которые... тяготеют к настоящей борьбе с проклятым врагом русского народа, а не к маклерству с самодержавием" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11, с. 351–52).

Студенч. выступления получали широкий отклик в стране и в годы реакции и особенно в годы нового революц. подъема (подробнее см. в ст. "Студенческое движение в России").

В нач. 20 в. передовые студенты ряда стран принимали участие в формировавшемся междунар. социалистич. молодежном движении, важной вехой к-рого стала Штутгартская междунар. конференция юношеских социалистич. орг-ций (1907), положившая начало Интернационалу молодежи (см. в ст. "Социалистический интернационал молодежи").

В годы 1-й мировой войны студенты-социалисты, включившиеся в антивоенное молодежное движение, выступали против шовинизма, захватившего не только основную массу студенчества, но и почти всех лидеров социалистич. партий. Однако взгляды большинства социалистич. студенч. молодежи, выступавшей против империалистич. войны, отличались той же непоследовательностью, к-рой были отмечены решения "Бернской международной социалистической конференции молодежи 1915".

Революционный подъем, начавшийся под влиянием Вел. Οкт. социалистической революции во всем мире, ускорил процесс дифференциации среди студентов-социалистов. Студенты, переходившие на последовательно революционные, марксистские позиции, примыкали к коммунистич. движению; они участвовали в создании первых коммунистич. молодежных орг-ций, деятельность к-рых координировал "Коммунистический интернационал молодежи" (КИМ). Однако в общей студенч. массе студенты-коммунисты и студенты, охваченные влиянием коммунистов, представляли за рубежом лишь незначительное меньшинство.

В Советской Республике, где рабочий класс в результате победы социалистической революции пришел к власти, коммунистическое влияние среди студентов возрастало по мере изменения социального состава учащихся высших учебных заведений, изгнания классово-чуждых пролетариату элементов и пополнения студенчества выходцами из рабочих.

В социалистич. гос-ве, осуществившем демократич. переустройство системы высшего образования, общественная активность студентов и в сфере студенч. интересов и в сфере общеполитич. жизни – часть борьбы трудящихся за подъем социалистич. экономики и культуры, за мир и социальный прогресс во всем мире.

После 1-й мировой войны в нек-рых развитых капиталистич. странах влияние реакционно-националистич. элементов на довольно многочисленные прослойки студенчества не только не ослабело, но даже усилилось, отражая реакцию буржуазии и значит. части мелкой буржуазии на подъем революц. движения. Так было, напр., во Франции, где среди значит. части студентов пользовалась влиянием орг-ция ""Аксьон франсез";" руководителями многих студенч. орг-ций, как правило, избирались студенты, выделявшиеся реакционными взглядами, в т. ч. роялисты, а в 1920 был основан ультраправый студенч. журнал "L'étudiant français". Ультраправые активисты среди студентов травили профессоров, лекционные курсы к-рых казались им недостаточно реакционными и националистическими, и проводили шумные кампании в защиту сил крайней реакции. В 1936–38 реакционное студенчество выступало против пр-ва Народного фронта, а позднее поддержало режим "Виши".

Еще бóльшим влиянием пользовались в период между двумя мировыми войнами правоэкстремистские силы среди герм. студенчества. Лишь незначит. часть студентов активно участвовала в революц. боях 1918–23. Большинство же политически активных студентов оказалось после Ноябрьской революции 1918 среди приспешников реакции и воинствующего национализма. Реакционные студенты были одной из тех общественных групп, среди к-рых фашизм стал в первую очередь создавать свои базы; уже на проходившем в 1931 в Граце 19-м съезде герм. студенчества национал-социалистам удалось обеспечить себе большинство.

Иначе развивалось С. д. в нек-рых экономически отсталых и зависимых странах, перед к-рыми стояли задачи в первую очередь нац.-освободит. борьбы. После 1-й мировой войны широкое С. д. охватило Лат. Америку. В 1918 студенты Кордовы (Аргентина) опубликовали манифест, к-рый получил широкий отзвук в других латиноамериканских странах. Авторы Кордовского манифеста требовали признания властями автономии ун-та, введения студенческого самоуправления, модернизации системы образования. Борьба за эти требования распространилась на весь континент. Однако студенты вели борьбу не только за университетскую реформу. Они боролись против подчинения Лат. Америки США, против военщины, бюрократии и католич. церкви, против поддерживавшихся гос. властью некомпетентных и реакц. преподавателей.

Еще большего размаха достигло С. д. в Перу. В 1920 в Куско состоялся Нац. студенч. конгресс, к-рый добился представительства от студентов в Университетском совете. Для общего руководства движением был создан Нац. совет университетских студентов. Студенты создавали нар. ун-ты (для рабочих и крестьян). Это движение перуанских студентов привело к созданию в 1924 Амер. нар.-революц. Альянса (АПРА; оформился как политич. партия в 1931), отличавшегося в то время, наряду с весьма туманной социалистич. фразеологией, отчетливо выраженным антиклерикализмом (в 1944 переименован в "Народную партию"; ныне это – национал-реформистская партия с отчетливо выраженной антикоммунистич. идеологией). При всей мелко-бурж. ограниченности движения латиноамер. студентов того времени оно стало важным фактором политической и обществ. жизни многих стран Лат. Америки.

Объединение прогрессивного студенчества в борьбе против сил реакции между двумя мировыми войнами затруднялось расколом рабочего движения. КИМ и его секции направляли свои усилия на объединение всей молодежи, ведущей борьбу против капиталистич. эксплуатации. Однако объективные трудности (непролетарский состав студенчества – в частности), раскольническая деятельность лидеров Социалистического интернационала молодежи (СИМ) и лидеров национальных социалистич. молодежных орг-ций, а также недостатки и слабости коммунистич. молодежного движения затрудняли сплочение революционного студенчества и примыкающих к нему студенч. прослоек. Новая тактическая линия, намеченная VI конгрессом КИМ (сент. – окт. 1935), подготавливала предпосылки для решительного улучшения работы комсомола среди студенчества. Исходя из указаний VII конгресса Коминтерна о необходимости перестройки работы комсомола в обстановке наступления фашизма, VI конгресс КИМ призвал Коммунистич. союзы молодежи к преодолению сектантства и замкнутости; к объединению молодежи в действительно массовые непарт. юношеские орг-ции, к-рые должны быть открыты, в частности, и для учащейся молодежи; к созданию разнообразных молодежных орг-ций, в том числе и студенческих. На конгрессе было отмечено огромное значение студенчества в борьбе против войны и фашизма, против реакционных методов преподавания и реакционной профессуры, за демократизацию обучения в высшей школе.

Практическое осуществление решений VII конгресса Коминтерна и VI конгресса КИМ содействовало росту демократич. С. д., усиливавшейся тяге к сплочению всех студентов-антифашистов. Во Франции коммунистич. движение среди студентов начинало набирать силу, а успехи народного фронта сопровождались объединением антифашистски настроенного студенчества. В США студенты, участвовавшие при деятельной поддержке комсомола в подготовке и проведении конгрессов молодежи, проводившие национальные забастовки и демонстрации против войны и фашизма, становились одной из активных политич. сил; 20 апреля 1939 около 1 млн. студентов вышло на улицы городов США под лозунгом "остановить Гитлера". В Испании демократич. студенч. организации объединились, наряду с др. молодежными организациями, в Антифашистском альянсе молодежи (осн. в 1936), к-рый стал составной частью нар. фронта. В Великобритании студенч. орг-ции приняли в марте 1939 участие в подготовке и проведении "Парламента молодежи", осудившего внешнюю политику англ. пр-ва, к-рое поощряло гитлеровцев, прикрываясь личиной "невмешательства". В Чехословакии в борьбе против фашизма был создан студенч. фронт борьбы за мир, свободу и прогресс, объединивший ок. 50 студенч. орг-ций. Укреплялись междунар. связи прогрес. студенчества. В авг. – сент. 1936 представители студентов участвовали в работе проходившего в Женеве Всемирного конгресса молодежи за мир. В июле 1937 в Париже при участии делегатов из 24 стран проходил Междунар. конгресс социалистич. и коммунистич. студенчества.

В годы 2-й мировой войны многие студенты сражались в рядах союзных армий против фашизма или участвовали в Движении Сопротивления. В Чехословакии студенты-антифашисты приняли активное участие в демонстрациях, состоявшихся 28 окт. 1939, в день 25-й годовщины республики. Проходившие в Праге 15 ноября 1939 похороны студента Яна Оплетала, погибшего от ран во время столкновения с фашистами, вылились в новую демонстрацию протеста против зверств, чинимых оккупантами. 17 нояб. гитлеровцами были арестованы и заключены в концлагерь ок. 2 тыс. студентов, а 9 студенч. руководителей расстреляны в тот же день; студенч. общежития были разгромлены, а все высшие учебные заведения закрыты. Во Франции студенты вместе с рабочей молодежью провели в Париже 11 нояб. 1940 под руководством коммунистов первую крупную манифестацию против оккупантов. В окт. 1940 по решению ФКП был создан Университетский комитет освобождения, издававший нелегальную газету "Université libre". Студенты участвовали в созданных ФКП молодежных батальонах, сражавшихся против фашистов. Часть франц. студентов участвовала в группах Сопротивления, возглавлявшихся бурж. элементами; напр., группа "Защита Франции" состояла в основном из студентов. В Бельгии студенчество активно участвовало в подпольной борьбе Единой молодой социалистич. гвардии и Национального объединения молодежи. В Польше, Югославии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Греции, Нидерландах, Норвегии, Дании, Италии, Финляндии, Австрии передовые, политически активные студенты включались в антифаш. фронт. В 1943 в Мюнхене была раскрыта студенч. орг-ция "Белая роза", члены к-рой распространяли антифаш. листовки. 3 марта ее участники были казнены по решению фаш. суда.

В годы войны закладывались основы междунар. объединения демократич. молодежи, в создании к-рого прогрессивному студенчеству принадлежит видная роль. В 1941 на происходивших в Лондоне митингах представителей студенчества было решено объявить 17 ноября междунар. днем студентов в память выступления чешских студентов в нояб. 1939. Студенты активно участвовали в междунар. конференции демократич. молодежи 28 стран, происходившей в Лондоне в 1942, к-рая явилась важной вехой на пути создания "Всемирной федерации демократической молодежи".

После 2-й мировой войны, в условиях, благоприятствовавших деятельности демократич. сил, борьба прогрес. студенчества за укрепление мира, искоренение фашизма, развитие демократии принимала все более широкие масштабы. На лондонском учредительном конгрессе Всемирной федерации демократической молодежи (окт. – нояб. 1945) студенты, участвовавшие в его работе, устроили конференцию, на к-рой было принято решение о созыве студенч. конгресса для создания "Международного союза студентов" (MCC). В авг. 1946 на конгрессе студентов в Праге MCC был основан. MCC явился инициатором ряда мероприятий, направленных на укрепление междунар. солидарности студентов, выступающих за мир и демократич. свободы, против фашизма, расизма, империализма и неоколониализма, в поддержку нац.-освободит. движения. Поддерживая тесные связи с ВФДМ и другими междунар. демократич. орг-циями, MCC принял активное участие в проведении в июле – августе 1961 Всемирного форума молодежи и в сентябре 1964 – Всемирного форума солидарности молодежи и студентов в борьбе за нац. независимость и освобождение, за мир. MCC также деятельно участвовал в подготовке и проведении всех "всемирных фестивалей молодежи и студентов". Вопреки подрывной деятельности раскольнических элементов, MCC постоянно стремится к укреплению единства студентов в борьбе за общие цели. Активный участник этой борьбы – сов. студенчество, представленное в MCC Студенч. советом при осн. в 1941 К-те молодежных орг-ций СССР (до 1956 – Антифаш. к-т советской молодежи). Сов. студентам принадлежала важная роль в создании MCC. Участвуя в междунар. студенч. и молодежных конференциях, семинарах, спортивных лагерях, обмениваясь делегациями, студенты Сов. Союза и др. социалистич. стран вносят значит. вклад в укрепление интернац. связей прогрессивной студенч. молодежи.

Неуклонно проводя линию на единство действий студенческих организаций, MCC установил определенные контакты с Всемирной федерацией студентов-христиан (осн. в 1895) и неоднократно предлагал обсудить вопрос о формах взаимного сотрудничества руководителям Международной студенч. конференции (МСК, осн. в 1950). Однако лидеры МСК, созданной в противовес MCC в качестве инструмента "холодной войны" и рассадника идеологии антикоммунизма среди студенчества, упорно отклоняли, стремясь сохранить раскол в междунар. С. д., все предложения о сотрудничестве (в 1969 МСК после разоблачения связей ее руководства с ЦРУ прекратила свою деятельность).

Со 2-й пол. 60-х гг. особенно важное место в деятельности MCC занимает организация массовых выступлений против агрессии США в Индокитае и Израиля на Ближнем Востоке. Совместно с ВФДМ MCC был организатором Всемирной молодежной конференции солидарности с народом Вьетнама (Хельсинки, 23–27 авг. 1969), на к-рой было представлено ок. 200 молодежных и студенч. орг-ций всех континентов.

MCC объединяет ок. 90 нац. союзов студентов (1970). Его 10-й конгресс, состоявшийся в февр. 1971 (на конгрессе присутствовали в качестве делегатов и гостей представители 117 нац. и междунар. студенч. орг-ций), еще раз подтвердил, что MCC – единств. междунар. студенч. орг-ция, сплотившая в своих рядах на антиимпериалистич. и демократич. основе самые широкие массы студенчества различных политич. взглядов и направлений. Многие нац. союзы, входящие в состав MCC, пользуются значит. влиянием среди студенчества. Вместе с тем послевоен. подъем студенч. движения, стихийный в значит. мере, нередко не укладывается в утвердившиеся организац. формы. Новый подъем демократич. движения студенчества начался в 50-х и особенно – во 2-й пол. 60-х гг., когда беспрецедентная политич. активность широких студенч. масс в капиталистич. странах стала одним из важных новых факторов их внутриполитич. обстановки. Это новое явление тесно связано с происходящими в капиталистич. мире социально-экономич. процессами, прежде всего – с развитием гос.-монополистич. капитализма и научно-технич. революцией, что обусловливает, в свою очередь, существ. изменения в положении и составе различных классов и социальных слоев и в отношениях между ними. Политич. выступления студенчества, этой, по определению В. И. Ленина, самой отзывчивой части интеллигенции (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 7, с. 343), отражают развивающийся в странах капитала, вопреки всем трудностям и препятствиям, процесс сближения трудовой интеллигенции, переходящей на антикапиталистич. позиции, с рабочим классом.

В отличие от прошлых лет, когда в обществ. жизни участвовали сравнительно небольшие группы студентов, С. д. стало значительно более массовым. Одной из предпосылок этой новой отличит. черты совр. С. д. является рост численности студентов едва ли не во всех странах капиталистич. мира. В 1959–69 численность студентов возросла: в США с 2 млн. до 6,7 млн.; в ФРГ – со 110 тыс. до 500 тыс.; во Франции – с 200 тыс. до 680 тыс.; в Великобритании – с 216 тыс. до 418 тыс. Рост численности студентов неизбежно сопровождается возрастанием в студенч. среде доли выходцев из рабочих семей, к-рая, однако, существенно отстает от удельного веса рабочего класса в составе населения. Так, в США среди студентов ок. 30% выходцев из рабочих, в Великобритании – ок. 26%, во Франции – ок. 10% (при этом, по крайней мере, 40% франц. студентов вынуждены зарабатывать себе на жизнь). Однако революц. настроенность присуща не только той части совр. студенчества, к-рая вышла из рабочей среды. Студенты – выходцы из т. н. средних слоев не могут больше, как правило, рассчитывать на пополнение рядов буржуазии или на занятие более высокого места на социальной лестнице бурж. общества иным путем. Перед ними – перспектива включения в ряды пролетариата или даже пополнения рядов безработных, т. к. рост потребности в работниках высокой квалификация не исключает в капиталистич. обществе безработицы среди них. Студенты все лучше сознают свое подлинное социальное место в современных условиях и начинают понимать связь интересов рабочего класса с их собственными интересами. Выражая свою враждебность капиталистич. порядкам, студенты подвергают беспощадной критике бурж. систему образования, высшего образования – в частности. Они критикуют вопиющую недостаточность ассигнований на нужды нар. образования, неприспособленность помещений, нехватку преподавателей и их низкую квалификацию, неустроенность студенч. быта, устаревшую регламентацию правил поведения в студенч. общежитиях и т. д. Студенты резко критикуют архаичность и оторванность от жизни читаемых курсов, но вместе с тем они отвергают и реформирование учебного процесса в духе узкого утилитаризма в интересах капиталистич. монополий. Они выявляют растущий интерес к социальным проблемам и проблемам культуры и требуют, чтобы этот интерес был удовлетворен. Они требуют демократизации управления высшими учебными заведениями, реального участия студенч. общественности в обсуждении и решении всех вопросов, связанных с жизнью высшей школы. Студенты видят, что капиталистич. строй решения проблем высшего образования принести не может. Они приходят к осознанию взаимосвязи системы высшего образования с господствующими обществ. отношениями. Не замыкаясь в узком кругу своих "сословных" интересов, они стремятся стать активными участниками социалистич. движения (при этом часть студентов, исходя из ложной предпосылки о невозможности какого-либо улучшения системы образования в рамках капиталистич. строя, предлагает, в духе левацкого "революционаризма", отказаться от всякой борьбы за университетскую реформу до ожидаемой в ближайшем будущем социалистич. революции). Они включаются в борьбу со свойственными молодежи революц. задором и смелостью, резко критикуя правосоциалистич. реформизм. Они внесли уже существенный вклад в борьбу против империалистич. реакции, в частности против агрессии амер. империализма во Вьетнаме, – борьбу, к-рая в огромной мере содействовала консолидации С. д. Но вместе с тем недостаток политич. опыта, организованности, социальная неоднородность, пережитки кастовых предрассудков и мелкобуржуазного индивидуализма остаются источниками слабости С. д. Присущая нередко интеллигенции "абстрактная революционность", проявляющаяся в непонимании особенностей складывающейся каждодневно ситуации, в неумении и нежелании терпеливо вести длительную, будничную революц. работу, налагает свою печать и на С. д., участники к-рого временами склонны оценивать степень революционности отдельных направлений или лидеров движения не по существу их деятельности, а по более или менее яркой форме их выступлений. Свойственной молодежи политич. неопытностью в соединении с романтизмом и экзальтированностью нередко пользуются деятели лево-экстремистского толка (анархисты, троцкисты, маоисты). Анархисты и полуанархисты в рядах С. д. выступают против орг-ции как условия революц. борьбы, против идейного руководства и твердых теоретич. принципов и, ставя своей непосредственной задачей лишь разрушение капиталистич. об-ва (без учета реальных возможностей выполнения этой задачи немедленно), возводят в добродетель отсутствие ясной программы революц. переустройства. Они отказываются участвовать в экономич. боях рабочего класса и, односторонне абсолютизируя, вне зависимости от реальной обстановки, наиболее острые формы борьбы (баррикады, занятие пр-тий и др.), отвергают борьбу парламентскую, борьбу за расширение демократии и т. д. Черты мелкобурж. революционности, присущие довольно влиятельным среди студенчества группам в рядах С. д., порой создают препятствия на пути объединения народных сил, выступающих против империалистич. реакции. Серьезным препятствием к объединению анти- империалистич. сил является распространение среди части студенчества несостоятельных претензий на руководство рабочим классом, к-рые поддерживаются такими идеологами антикоммунизма, как Г. Маркузе и др. Коммунистич. партии, ведя наступат. борьбу против всех проявлений антикоммунизма, к-рым пытаются пропитать сознание студенчества враги коммунистич. движения, отличают сознательный антикоммунизм монополистической буржуазии от антикоммунистических предрассудков у части незрелой идейно и политически молодежи. Отдавая себе отчет в значении С. д. как важного фактора современного этапа кризиса капиталистич. системы, коммунисты направляют свои усилия к тому, чтобы овладеть этим стихийным еще в значит. части движением, дать ему необходимое руководство и тем самым закрепить за революционным движением студенчества достойное место в борьбе за социализм, ведущая роль в к-рой принадлежит рабочему классу.

Новый подъем С. д. – явление интернациональное. Вместе с тем С. д. отражает в группах стран, связанных нек-рыми чертами общности, и в каждой отдельной стране своеобразие сложившейся там расстановки клас. сил и внутриполитич. обстановки. В ФРГ и Зап. Берлине С. д. уже в 50-х гг. отличалось сравнительно высокой организованностью. Уже тогда в "Свободном ун-те" Зап. Берлина (осн. в 1948) стало оформляться оппозиц. направление, распространившееся также среди студенчества ФРГ. Это движение стало принимать все более радикальный характер. Одним из выразителей идей и настроений названного направления стал Социалистический немецкий союз студентов (СНСС), представлявший собой до 1961 студенч. секцию Социал-демократич. партии Германии (СДПГ); в 1961 союз был исключен из партии за отказ следовать ее программным и тактическим установкам. Под руководством СНСС и других студенч. орг-ций были проведены студенч. выступления, направленные против политики западногерм. пр-ва, а также против руководства ун-та (манифестации против посещения Зап. Германии и Зап. Берлина агентом империализма в Африке М. Чомбе в дек. 1964, сидячая забастовка протеста против запрещения писателю Эриху Куби выступить с лекцией в ун-те по приглашению студентов в мае 1965, многотысячные манифестации против визита шаха Ирана в июне 1967 и др.). СНСС выдвинул требование о признании ГДР. Выступления студентов обратили на себя внимание не только содержанием выдвигавшихся требований, но и применявшимися ими экстремистскими формами борьбы (использование дымовых бомб, бутылок со взрывчатой смесью и т. д.). Но наиболее крупные выступления западноберлинских и западногерм. студентов были связаны с движением против агрессии амер. империализма во Вьетнаме. В апр. 1967 прибывший в Зап. Берлин вице-президент США X. Хэмфри был встречен студенч. демонстрацией, участники к-рой провозглашали здравицы в честь Хо Ши Мина. В мае 1967 студенч. орг-ции основали для борьбы против агрессии США Вьетнамский к-т. Зимой 1967 западноберлинские студенты создали т. н. "Критич. ун-т", в к-ром было начато изучение интересующих студенчество актуальных проблем (проблемы Вьетнама, "третьего мира", университетской реформы, герм. и междунар. политики, культуры и др.). Наряду с просветит. деятельностью, продолжались боевые выступления студентов, принимавшие нередко экстремистские формы. В нач. 1968 был организован студенч. "трибунал", к-рый "приговорил" газетного "короля" А. Шпрингера, развернувшего шумную антистуденч. кампанию, к лишению его доходов. Кампания против Шпрингера развернулась в Зап. Берлине и городах ФРГ. Одной из форм привлечения общественного мнения к его злоупотреблениям были диверсионные акты (были, напр., разбиты витрины принадлежавших концерну Шпрингера зданий). Кампания против Шпрингера, к-рую поддержали нек-рые либеральные газеты и журналы ("Die Zeit", "Der Spiegel"), заставила пр-во создать комиссию для расследования вопроса о концентрации прессы; в конечном счете Шпрингер был вынужден продать 5 своих газет. Орг-ции западногерм. и западноберлинского студенчества установили связи с нек-рыми зарубежными студенч. орг-циями и провели совместно с ними 18–19 февр. 1968 междунар. конгресс в защиту Вьетнама. 19 февр. в Зап. Берлине была проведена студенч. манифестация (св. 15 тыс. чел.) против агрессии США во Вьетнаме. Эти выступления послужили сигналом к новой антистуденч. кампании, организованной шпрингеровской прессой. В такой обстановке в апр. 1968 в Зап. Берлине один из постоянных читателей газеты Шпрингера несколькими выстрелами из револьвера тяжело ранил популярного студенч. вожака Руди Дучке (как и многие другие студенч. активисты, Дучке исповедует взгляды, близкие к анархизму). В ответ на это покушение студенты Зап. Берлина и городов ФРГ (Кёльн, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Ганновер) вышли на улицы; к студентам примкнули также группы молодых рабочих. По распоряжению властей в Зап. Берлине и ФРГ здания Шпрингера были обнесены колючей проволокой. Было проведено ок. 600 арестов; 2 человека были убиты во время столкновений с полицией. Студенты повсеместно занимали помещения высших учебных заведений, отказывались сдавать экзамены. Одновременно продолжалось движение против войны во Вьетнаме и против милитаризма в ФРГ. Среди участников проведенного 11 мая 1968 по всей Зап. Германии похода на Бонн в знак протеста против предстоявшего принятия бундестагом законов о "чрезвычайном положении" было немало студентов.

В 1969–70 в ФРГ и Зап. Берлине не было таких бурных студенч. манифестаций, как в 1968. Но после 1968 здесь отмечались важные внутренние процессы, отражающие осознание все более широкими слоями студенчества бесплодности левого экстремизма. СНСС распался на группы, враждующие между собой. Среди студентов множатся голоса за пересмотр тактич. и организационных принципов, принятых этим студенч. объединением. В 1969 развернула свою деятельность в ФРГ Ассоциация марксистских студентов – Спартак, поддерживающая тесную связь с Герм. коммунистич. партией. Новая орг-ция приобрела сторонников почти во всех ун-тах. С конца 60-х гг. заметно усилилось влияние демократич. крыла во многих западногерм. студенч. союзах и в объединяющем их Союзе немецких студентов.

Во Франции развитие С. д. после 2-й мировой войны тесно связано с тем подъемом рабочего и демократич. движения, к-рый ясно обозначился здесь уже в первые послевоен. годы. В 1955 от руководства Нац. союзом студентов Франции (НССФ; осн. в 1907) были отте

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia