Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Социальная психология





СОЦИÁЛЬНАЯ ПСИХОЛÓГИЯ – наука, изучающая механизмы сознания и поведения социальных общностей, групп и индивидов, а равно и роль этих механизмов в обществ. жизни. В отличие от исследования идеологии, С. п. изучает менее отчетливо сформулированные, систематизированные и осознанные формы социально-психич. жизни (устойчивые – нац. и клас. характер; психич. склад социальных групп, обществ. обычаи и привычки; изменчивые – эмоциональные состояния и настроения); идеология и С. п. находятся во взаимодействии, отражая меняющееся соотношение стихийности и сознательности в обществ. практике.

Применительно к истории С. п. изучает субъективную сторону ист. процесса, без учета к-рой история приобрела бы мистич. характер, т. к. объективные факторы обществ. развития становятся причинами ист. событий, влияя на людей, на их сознание и чувства, делаясь содержанием их социально-психич. жизни и вызывая их реакции и поступки. Исследование социально-психологич. стороны ист. развития предполагает не "оживление" картины прошлого психологич. деталями, а более полное и всестороннее рассмотрение общественной системы. Будучи связана с социальной историей, С. п. вместе с тем представляет собой часть истории культуры, т. к. устойчивые социально-психич. состояния формируются и под влиянием этических и иных культурных ценностей, характерных для данного общества. К центр. проблемам С. п. относится изучение структуры человеч. личности, складывающейся в той или иной социально-культурной системе, с присущими ей типом поведения и формой отношения к социальной группе, к к-рой она непосредственно принадлежит, и к обществу в целом.

Марксистская С. п. принципиально отлична как от "психологического" направления буржуазной социологии и историографии, так и от плюралистической "теории факторов", ставящей субъективные факторы исторического развития наравне с материальными его причинами. Если историческая психология, являющаяся частью психологической науки (франц. исследователи И. Мейерсон, Ж. П. Вернан), использует данные о психич. жизни людей минувших эпох для изучения истории человеч. психики, то С. п. (в применении к истории) преследует иные цели, а именно – возможно более полное и всеобъемлющее объяснение и воспроизведение ист. процесса. При постановке своих проблем на материале истории С. п. нуждается в разработке особых исследоват. методик и в определении круга ист. источников, отражающих социально-психич. жизнь. В принципе в любом ист. памятнике так или иначе зафиксированы какие-то стороны духовной жизни общества, к-рые могут быть обнаружены при соответствующем подходе к источникам. Но памятники духовной культуры должны быть изучены прежде всего. Один из возможных путей их объективного исследования – выявление действовавших в данном обществе знаковых (семиотических) систем, при посредстве к-рых осуществлялись и в к-рых воплощались социальные связи. Для систематич. анализа этих коммуникативных систем историк должен привлечь методы и данные лингвистики, литературоведения, фольклористики, искусствоведения и других науч. дисциплин, изучающих культуру общества.

Изучение истории в аспекте С. п. только начинается. Опыт историков культуры, идеологии и религии, к-рые затрагивали соответствующие проблемы и собрали интереснейший материал (напр., А. Токвиль, Ж. Вебер, К. Лампрехт, Л. П. Карсавин, Л. Леви-Брюлъ, Й. Хёйзинга), нуждается в критич. изучении. Заслуживают внимания исследования франц. историков, связанных со школой "Анналов": в работах Л. Февра, М. Влопа, П. Альфандери, Ж. Дюби и др. широко рассматриваются вопросы С. п. Эти проблемы поднимаются и в исследованиях Ж. Ле Гоффа по истории ср.-век. культуры, П. Франкастеля – о живописи Возрождения, в трудах по истории Вел. франц. революции (Ж. Лефевр, Ж. А. Собулъ, Ж. Рюде). Повысился интерес к теоретич. вопросам С. п.: вызвали дискуссию кн. Р. Мандру об ист. психологии на мат-ле истории Франции 16–17 вв., доклад А. Дюпрона на 11-м Междунар. конгрессе историков (1960) "Проблемы и методы истории коллективной психологии". В сов. историографии с теоретич. обоснованием необходимости исследования проблем С. п. применительно к истории выступил Б. Ф. Поршнев. Среди ист. работ сов. ученых, привлекающих материал С. п., – кн. Б. А. Романова "Люди и нравы древней Руси" (М.–Л., 1947, 2-е изд., Л., 1966) и особенно кн. М. М. Бахтина "Творчество Франсуа Рабле" (М., 1965), вскрывающая неизученные пласты нар. культуры, связанной своими корнями с С. п.

Лит.: Парыгин Б. Д., С. п. как наука, 2 изд., Л., 1967; Поршнев Б. Ф., Социальная психология и история, М., 1960; Гуревич А. Я., Социальная психология и история. Источниковедческий аспект, в кн.: Источниковедение. Теоретические и методические проблемы, М., 1969; История и психология, М., 1971; Тутунджян О. М., Прогрессивные тенденции в ист. психологии Иньяса Мейерсона, "Вопр. психологии", 1963, № 3; Гуревич А. Я., Нек-рые аспекты изучения социальной истории (общественно-ист. психология), "ВИ", 1964, № 10; Geremek В., Umysłowość i psychologia zbiorowa w historii, "Przegląd historyczny", 1962, t. 53, z. 4; Dupront Α., Problèmes et méthodes d'une histoire de la psychologie collective, "Annales", 1961, № 1; Вǎrbu Z., Problems of historical psychology, N. Y., [1960]; Febvre L., Combats pour l'histoire, P., 1953; его же, Pour une histoire à part entière, [P.], 1962; Vernant J.-P., Sur les recherches de psychologie comparative historique, "Journal de psychologie normale et pathologique", 1960, № 4; eго жe, Histoire et psychologie, "Revue de Synthèse", 1965, t. 86, № 37–39; Van den Berg J. H., Metabletica, ou la psychologie historique, P., [1962]; Mandrou R., Introduction à la France moderne 1500–1640. Essai de psychologie historique, P., 1961.

A. Я. Гуревич. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia