Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Социалистический Интернационал





СОЦИАЛИСТИ́ЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНÁЛ (СИ) – междунар. объединение социал-демократич. партии, провозгласившее себя преемником довоенного "Социалистического рабочего интернационала". Осн. в 1951 во Франкфурте-на-Майне на базе ""Комиско"" – орг. центра социалистов, существовавшего в 1947–51.

Программные принципы СИ изложены в Декларации "Цели и задачи демократич. социализма", принятой на Франкфуртском учредительном конгрессе. В этом документе получили отражение осн. концепции совр. социал-демократизма, поддерживаемые многими право-социалистич. лидерами, антикоммунизм и антисоветизм. Офиц. целью СИ в Декларации провозглашается достижение ""демократического социализма"", т. е. постепенная трансформация капитализма в социализм без клас. борьбы, без социалистич. революции и установления власти рабочего класса. Выступая против коммунистич. движения и его идейной основы – марксизма-ленинизма, Декларация утверждает, что для социалистов безразлично, черпают ли они свои убеждения "...из данных марксистского или иного анализа социальных отношений или из религиозных и гуманистических принципов". В Декларации говорится, что "демократические социалисты признают утверждение всеобщего мира важнейшей задачей нашего времени"; однако угрозу миру, как это следует из текста Франкфуртской декларации, они видят не в политике США и других империалистич. держав, а в политике коммунистов и Сов. Союза. Агрессивные действия стран НАТО были представлены на Учредительном конгрессе как "вынужденные" и "оборонительные", а идея "европейской интеграции", выдвинутая с целью консолидации сил империализма, объявлена "социалистической" по своему характеру (резолюция "Единство Европы").

Т. о., оценивая междунар. обстановку, Учредит. конгресс СИ в целом поддержал политику зап. держав. Эту позицию лидеры СИ защищали и в дальнейшем. Тем не менее линия СИ в вопросах междунар. политики отмечена определенными зигзагами, связанными с изменениями междунар. обстановки, с одной стороны, и внутренними процессами в политич. жизни капиталистич. стран и социалистич. партий – с другой. Выступив в первые послевоенные годы за искоренение герм. милитаризма, возглавляющие СИ правосоциалистич. лидеры в период обострения "холодной войны" по существу поддерживали возрождение милитаризма в ФРГ. Разрядка междунар. напряженности, достигнутая в 1954–55 благодаря усилиям Сов. Союза и всех миролюбивых сил, оказала влияние и на СИ. На IV конгрессе СИ (июль 1955, Лондон) лидеры Интернационала приветствовали предстоявшие переговоры четырех держав на высшем уровне и провозгласили "твердую решимость сделать все возможное для обеспечения мира путем переговоров". Они вынуждены были заявить, что политика наращивания обычного и атомного оружия (к-рую они до того поддерживали) бесперспективна и опасна. В резолюции конгресса подчеркивалось, что СИ выступает "за всеобщую систему разоружения под эффективным международным контролем". Вместе с тем лидеры СИ по-прежнему защищали внешнеполитич. курс НАТО и обнаружили нежелание отрешиться от антикоммунистических взглядов. На конференции Совета СИ в Цюрихе (март 1956), рассмотревшей призыв XX съезда КПСС к объединению усилий коммунистов и социалистов в борьбе за мир и социализм, руководящие деятели СИ говорили о мире и разоружении, но в то же время всемерно поддерживали внешнюю политику зап. держав. Они решительно выступили против сотрудничества с коммунистич. партиями, заявив, что не видят оснований для изменения своей прежней антикоммунистич. позиции. Более настойчиво, чем прежде, прозвучало требование всеобщего разоружения и прекращения испытаний атомного оружия на V конгрессе СИ (июль 1957, Вена). Лидер англ. лейбористов на конгрессе X. Гейтскелл выдвинул план создания зоны контролируемого разоружения в центре Европы (план Гейтскелла). Однако определенные позитивные сдвиги в политике СИ встретили возражения со стороны ряда лидеров.

В 1957–58 обострились разногласия и по вопросам "европейской интеграции". Лидеры социалистич. партий стран "Общего рынка" ратовали за экономическое и политическое единство Западной Европы на основе Римского договора, вступившего в силу 1 января 1958; лидеры социалистов Англии и скандинавских стран выступали за менее тесное объединение по образцу "Европейской ассоциации свободной торговли" (позднее их позиция в этом вопросе претерпела изменения).

На VI конгрессе СИ (июль 1959, Гамбург) руководители англ. Лейбористской партии, социал-демократов скандинавских и нек-рых других стран предложили создать в центре Европы зону контролируемого разоружения и выступили за создание системы коллективной безопасности. Однако лидеры социалистич. партий ряда стран выступили против этих предложений, ведущих будто бы к изменению "равновесия сил" в пользу СССР. В целом VI конгресс СИ вновь продемонстрировал нежелание лидеров СИ отказаться от поддержки политики правящих классов зап. держав. Этот курс социалистич. лидеров встретил, однако, растущее противодействие. На VII конгрессе СИ (окт. 1961, Рим) делегаты вынуждены были отказаться от принятия подготовленной заранее Декларации, к-рая вызвала возражения со стороны ряда партий Азии и Африки (прежде всего Социалистич. партии Японии), выступивших против участия своих стран в империалистич. блоках. Тем не менее на конференции Совета СИ в Осло (июль 1962) была принята Декларация ("Мир сегодня – социалистическая перспектива"), к-рая немногим отличалась от представленного VII конгрессу проекта. В этой Декларации подтверждены осн. принципы "демократического социализма", изложенные во Франкфуртской декларации 1951, "коммунистические страны" вновь объявлены "источником международной напряженности и опасности новой мировой войны", а зап. державы и НАТО представлены как "оплот мира". Извращая существо происходящей на мировой арене борьбы двух социально-экономич. систем, авторы Декларации представляют ее как борьбу между "тоталитарными" и "демократическими" гос-вами и утверждают, что долг социалистич. партий состоит в том, чтобы поддерживать страны "демократические", к-рыми, по их мнению, являются зап. державы. Принципиальные положения коммунистов о неизбежности клас. борьбы на междунар. арене и победы социализма над капитализмом преподносятся в Декларации как отказ СССР от политики мира и мирного сосуществования.

Вместе с тем в новой Декларации СИ были и позитивные моменты. Это – признание, что в совр. условиях единственно разумной политикой является политика мирных отношений между гос-вами "коммунистическими" и "некоммунистическими" и что борьба против коммунизма не должна служить основанием для установления реакционных режимов; призыв к разрядке междунар. напряженности, к улучшению отношений между всеми гос-вами, разоружению и ликвидации атомного оружия.

В 1963 и последующие годы в рядах СИ обнаружились нек-рые дальнейшие сдвиги, отражающие растущую непопулярность политики "с позиции силы" в зап. странах. Решения VIII конгресса (сент. 1963, Амстердам) указывают на стремление СИ к миру и разрядке междунар. напряженности, призывают пр-ва содействовать прекращению гонки вооружений и предотвращению дальнейшего распространения ядерного оружия, приветствуют Моск. договор 1963 о частичном запрещении испытаний ядерного оружия. Резолюция конгресса заявляет, что СИ "уважает желание наций быть свободными в определении своей судьбы, не будучи вовлеченными в борьбу того или иного блока", т. е. признает возможность нейтральной позиции отд. стран в конфликте между гос-вами двух систем. В отличие от прежних заявлений СИ, в резолюции VIII конгресса нет прямых выпадов против внешней политики Сов. Союза. В спец. резолюции конгресса говорится об осуждении колониализма, признается неравноправный характер торговых и иных отношений между экономически слаборазвитыми гос-вами и главными капиталистич. странами, выдвигается предложение о предоставлении помощи слаборазвитым странам, преимущественно через каналы ООН.

Но, несмотря на эти признания и заявления, лидеры СИ в целом остались на позициях поддержки политики зап. держав. Их приверженность старому курсу особенно ярко выявили выступления большинства лидеров СИ против сближения с коммунистами и установления с ними прямых контактов; нек-рые из них даже призывали "начать генеральное наступление против коммунистов в целях ликвидации их движения". Противоречивость и непоследовательность СИ и его партий продемонстрировал и X конгресс СИ (май 1966, Стокгольм). Постановления конгресса призывают к полному запрещению испытаний атомного оружия, прекращению гонки атомных вооружений, заключению соглашения о нераспространении ядерного оружия; поддерживают идею создания безъядерных зон; требуют немедленного прекращения бомбардировок Вьетнама и всяких воен. действий в этой стране, скорейшего созыва мирной конференции с участием всех заинтересованных сторон, включая Нац. фронт освобождения Юж. Вьетнама; указывают на право всего вьетнамского народа самому определять свое будущее "без иностранных войск и баз"; выражают пожелание, чтобы ООН разработала широкую программу помощи Вьетнаму для ликвидации последствий войны. Однако конгресс не указывает на действительных виновников междунар. напряженности, не осуждает США за агрессию во Вьетнаме. Конгресс осудил расизм и апартхейд. Нек-рые партии (прежде всего Социал-демократич. партия Швеции) пытались поставить на конгрессе практич. вопросы отношений с развивающимися странами (помощь в развитии экономич. связей, в области здравоохранения, образования). Но вместе с тем, несмотря на стремление организаторов конгресса подчеркнуть свою озабоченность судьбами народов развивающихся стран (поездки экспертов СИ по странам Азии, Африки и Лат. Америки, организация спец. семинара по проблемам развивающихся стран и др.), на конгрессе выявились различия и противоречия во взглядах на проблемы этих стран между представителями зап.-европ. партий (многие из к-рых по-прежнему связаны с империалистич. политикой своих пр-в) и представителями партий Азии, Африки и Лат. Америки. Стремясь скрыть эти различия, руководители конгресса провели обсуждение проблем развивающихся и колониальных стран за закрытыми дверями. На самом конгрессе нац. представителям Мозамбика, Замбии, Южной Родезии и Танзании, приглашенным в качестве "братских гостей", не дали слова.

Решения XI конгресса СИ [июнь 1969, Истборн (Великобритания)] показали, что эта организация занимает прежние позиции по всем важнейшим вопросам современности. Выступая за ограничение гонки вооружений, XI конгресс вновь обошел вопрос о подлинных виновниках роста милитаризма; призывая к европ. сотрудничеству, конгресс, как свидетельствуют его решения, по существу призвал лишь к преодолению противоречий между капиталистич. странами Зап. Европы; осудив воен. переворот в Греции, конгресс скрыл роль междунар. империализма, как силы, поддерживающей воен.-фаш. диктатуру в этой стране; извращая причины Ближневосточного кризиса, конгресс поддержал израильскую агрессию против араб. народов; в резолюции по вопросу "О положении в коммунистических странах и партиях" конгресс подтвердил антикоммунистич. позицию СИ и отверг возможность единства социалистов и коммунистов (эта резолюция, однако, была принята лишь голосами 9 партий; подавляющее большинство партий – участниц конгресса от голосования воздержалось, С.-д. партия Финляндии и Социалистическая партия Японии выступили против резолюции).

Противоречивость политики СИ отражает противоречия в социалистич. партиях, в состав к-рых наряду с рабочими входят и неустойчивые мелкобурж. элементы, а также представители небольшой прослойки рабочей бюрократии и рабочей аристократии, в значительной мере определяющие политич. курс этих партий. Серьезным препятствием, мешающим лидерам социалистич. партий занять самостоятельную, подлинно социалистич. позицию по всем проблемам внутр. и внеш. политики, является антикоммунизм. Именно антикоммунизм препятствует контактам СИ с коммунистич. движением, установление и развитие к-рых является одной из важнейших предпосылок новых успехов междунар. рабочего класса в борьбе за мир, демократию и социализм.

СИ состоит (по данным XI конгресса) из 52 партий. Однако в это число входят т. н. партии в изгнании, т. е. небольшие группки социал-демократов, эмигрировавших из социалистич. стран. Фактически СИ объединяет 42 партии, насчитывающие более 15 млн. чл., за к-рые голосует на выборах св. 75 млн. чел. В 1963 СИ дополнил свой устав, введя категорию членов-наблюдателей. Это было сделано для того, чтобы дать возможность присоединиться к СИ партиям развивающихся стран, к-рые не являются социалистич. партиями, но хотели бы сотрудничать с Интернационалом. Тем не менее СИ остается в основном объединением зап.-европ. социал-демократов. Согласно уставу, принятому в 1951, высшим органом СИ является конгресс, созываемый 1 раз в 2–3 года. В период между конгрессами руководство осуществляют Совет Интернационала (входят по 2 делегата от каждой партии) и Бюро. Текущую работу Интернационала выполняет Секретариат.

Председатель СИ – Б. Питтерман (Австрия). Секретариат возглавляет Г. Яничек (Австрия). Штаб-квартира СИ находится в Лондоне. Офиц. орган – бюллетень "Socialist International Information" (все данные на 1970).

Лит.: Черняев А. С., Совр. социал-демократия и проблемы единства рабочего движения, М., 1964; его же, Социал-демократия перед лицом междунар. проблем, "МЭиМО", 1966, № 8; Ундасынов И., Грибанов С., Социал-демократия в совр. мире, М., 1966; Согомонян Г. С., Нек-рые проблемы сотрудничества коммунистов и социалистов, в сб.: За единство всех революционных и демократических сил, М., 1966; Сибилев Н., Отношение лидеров Со-циалистич. Интернационала к проблемам войны и мира, в сб.: Против реформизма, за единство рабочего движения, М., 1966; его же, Из истории восстановления Социалистич. Интернационала, "ННИ", 1964, № 2; Yearbook of the International Socialist Labour Movement. 1956–1957, L., 1956; Yearbook of the International Socialist Labour Movement, v. 2–1960–1961, L., 1960.

H. Г. Сибилев. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia