Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Соловьев В. С.





СОЛОВЬÉВ, Владимир Сергеевич (16.I.1853 – 31.VII.1900) – рус. философ, публицист, богослов и поэт. Сын С. М. "Соловьева". В 1873 окончил Моск. ун-т. Год пробыл вольнослушателем в Моск. духовной академии. В 1874 защитил магистерскую диссертацию, в 1880 – докторскую. В 1877–81 читал курс философии в Моск. и Петерб. ун-тах. В 1881 за публичное требование помиловать народовольцев, участвовавших в покушении на Александра II, был вынужден прекратить преподават. работу и всецело отдался публицистике.

Лит. деятельность С. тесно связана с его религ. мировоззрением. Вопрос веры для С. стоит в центре ист. процесса. Смысл самого процесса для него – в осуществлении теократии, т. е. слиянии всех христианских церквей с гос. властью в мировую христианскую монархию ("История и будущность теократии", 1885–87). Несмотря на реакционность своего конечного идеала, в конкретной деятельности С. отнюдь не был реакционером. Свидетельством его обществ. позиции является книга "Нац. вопрос в России", объединившая мат-лы многолетней полемики (1883–91), к-рую С. вел с эпигонами славянофильства (Д. Ф. Самарин, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, H. H. Страхов и др.). Будучи близок к славянофилам, С. резко выступил против славянофильства, когда увидел, что оно все более превращается в орудие охранительства и шовинизма. Предлагая религ. путь для разрешения всех противоречий современности, С. был решит. поборником свободы совести, политич. самоопределения, обществ. прогресса и противником нац. самодовольства, "языческого обожания власти" и империалистич. мессианства. Это сблизило его в тот период с либеральными западниками из "Вестника Европы", где С. тогда систематически печатался. Следует, однако, отметить, что его критика основоположников славянофильства (А. С. "Хомяков", И. В. "Киреевский") была довольно поверхностной. Инициативу создания вселенской церкви должна была, по мнению С., взять на себя Россия. С. резко выступил против толстовства, как фальшивого гуманизма, что особенно отразилось в его последней работе "Под пальмами. Три разговора" (1899–1900), проникнутой мыслью о гибели мира.

Собственно ист. работ у С. немного, хотя он постоянно обращался к анализу ист. процесса (особенно к истории христианства). Им написаны две работы о мифологии язычества (1873 и 1890), небольшая монография о Магомете (1896), вышедшая в издательстве Φ. Φ. "Павленкова", а также две работы о Востоке – "Китай и Европа" (1890) и "Япония" (1890), где С., как и в нек-рых стихотворениях ("Панмонголизм" написано 1 окт. 1894), поднимает вопрос о грядущей "желтой опасности", несущей, по его мнению, гибель европ. цивилизации. С. оказал большое влияние на идеалистич. философию в России (Н. А. "Бердяев", С. Н. "Булгаков" и др.) и отчасти на Западе. Хотя церковь отрицательно относилась к деятельности С., в наст. время многие его идеи используются клерикальными кругами.

Соч.: Собр. соч., 2 изд., т. 1–10, СПБ, [1911–14]; Письма, т. 1–3, П., 1908–11; Письма, [т. 4], П., 1923; Россия и вселенская церковь, пер. с франц., М., 1911; Рус. идея, пер. с франц., М., 1911.

Лит.: Сб. первый о Вл. Соловьеве, М., 1911 (библ.); Трубецкой Е. Н., Миросозерцание В. С. Соловьева, т. 1–2, М., 1913; Ρадлов Э. Л., В. Соловьев. Жизнь и учение, СПБ, 1913; Коган Л. Α., К критике философии Вл. Соловьева, "Вопросы философии", 1959, № 3; Библиографич. список сочинений и переводов... В. С. Соловьева (1873–1900 гг.), СПБ, 1900.

Л. Н. Чертков. Ленинград.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia