Статистика - Статей: 872662, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Совет министров





СОВÉТ МИНИ́СТРОВ в царской России – высший правительственный орган. Создан в период подготовки и проведения бурж. реформ 60-х гг. 19 в. Первоначально (окт. 1857) С. м. был учрежден неофициально. С 12 нояб. 1861 он существовал официально, наряду с "Государственным советом" и "Комитетом министров". В состав С. м. входили министры и приравненные к ним главноуправляющие ведомств, пред. Гос. совета и пред. К-та министров, а также – по особому назначению царя – др. высшие чиновники. Пред. С. м. был царь, ему же принадлежала инициатива вынесения на рассмотрение С. м. всех вопросов. С. м. обсуждал дела общегос. характера, материалы и годовые отчеты о деятельности ведомств, доклады министров с предложением преобразований и реформ и др. Через С. м. прошли проекты большинства бурж. реформ, мероприятий по борьбе с революц. движением.

Большинство заседаний С. м. проходило в 1858–64. Затем, по мере проведения бурж. реформ и укрепления позиций самодержавия и его бюрократич. аппарата, значение совета стало падать. В 70-х гг. его заседания проводились редко, а с 11 дек. 1882 прекратились вообще. На предпоследнем заседании С. м. (8 марта 1881) были отвергнуты проекты М. Т. "Лорис-Меликова". Работа С. м. возобновилась только в янв. 1905. В июне – июле 1905 С. м. обсуждал подготовленные комиссией А. Г. Булыгина проекты нового законосовещат. учреждения, к-рое именно в совете получило название "Государственной думы".

19 окт. 1905 С. м. был утвержден подготовленный пред. К-та министров С. Ю. "Витте" проект закона "О мерах к укреплению единства в деятельности Министерств и Главных управлений". По этому закону С. м. был преобразован, и на него было возложено "...направление и объединение действий Гл. начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления". С. м., кроме того, рассматривал предварит. предложения начальников ведомств, совещаний и комиссий по вопросам законодательства перед внесением их в Гос. думу и Гос. совет; "всеподданнейшие" доклады министров; обсуждал распоряжения начальников ведомств, имевшие общегос. значение, предложения начальников ведомств по общему устройству министерств и замене гл. должностных лиц; утверждал уставы акционерных обществ.

В состав С. м. входили министры, главноуправляющие, гос. контролер, обер-прокурор Синода, а также пред. Гос. совета и наместник Кавказа. Пред. С. м. назначался царем из высших чиновников, пользующихся особым его доверием. Делопроизводство С. м. велось постоянной канцелярией С. м. (в 19 в. делопроизводство С. м. вела канцелярия К-та министров) во главе с управляющим делами С. м. Пред. С. м. получил огромные права первого чиновника в гос-ве, ближайшего сотрудника царя. Относительно самостоятельными были в С. м. министры: военный, морской, двора и гос. контролер, имевшие право выносить на рассмотрение С. м. лишь те меры, к-рые находили нужными обсудить совместно. Заседания С. м. проводились регулярно 2–3 раза в неделю и фиксировались в спец. журналах. В период революции 1905–07 С. м. координировал меры различных ведомств по борьбе с революц. движением. С 1906 компетенция С. м. расширилась. По ст. 87 "Основных законов Российской империи" от 23 апр. 1906 в случае прекращения заседаний Гос. совета и Гос. думы С. м. обсуждал законопроекты и через председателя передавал их на утверждение царя как "высочайшие указы", к-рые вступали в действие без рассмотрения их в законодательном порядке. Это обеспечивало самодержавию принятие любого закона без обсуждения в Гос. думе и Гос. совете. Только между 1-й и 2-й Гос. думами (июль 1906 – февр. 1907) через С. м. было проведено 59 чрезвычайных "указов" по ст. 87, гл. обр. карательных, в т. ч. указ об образовании воен.-полевых судов; по ст. 87 был проведен первый столыпинский аграрный закон 9 нояб. 1906. После упразднения К-та министров 24 апр. 1906 большая часть его адм. функций (введение, продление и прекращение положений об усиленной и чрезвычайной охране, назначение местностей для водворения ссыльных, усиление личного состава жандармерии, полиции, надзор за земским и гор. самоуправлением, учреждение капиталистич. компаний и др. – всего в 1909 42 категории дел) была передана в С. м.

Для рассмотрения этих, унаследованных от К-та министров дел, перегружавших заседания С. м., 22 сент. 1909 был создан т. н. Малый совет министров, состоявший из товарищей министров.

Отражая определенный этап в развитии самодержавия в России в сторону бурж. монархии, С. м. царской России не являлся, однако, кабинетом, характерным для западноевропейских бурж. монархий, где кабинет был ответствен перед представит. органом (парламентом). Пред. С. м. и министры в России назначались царем и были ответственны только перед ним, а не перед Думой (ст. 3 закона от 19 окт. 1905).

С. м. был ликвидирован Февр. бурж.-демократич. революцией 1917. 28 февр. 1917 большинство членов царского С. м. были арестованы и впоследствии предстали перед Чрезвычайной следственной комиссией Врем. пр-ва. Провозгласив "преемственность" власти, Врем. пр-во указом 8 марта 1917 официально "переименовало" С. м. во Врем. пр-во, а канцелярию С. м. в канцелярию Врем. пр-ва.

Председателями С. м. были: С. Ю. Витте (19.X.1905 – 22.IV.1906), И. Л. Горемыкин (22.IV.1906 – 8.VII.1906), П. А. Столыпин (8.VII.1906 – 1.IX.1911), В. Н. Коковцов (11.IX.1911 – 30.I.1914), И. Л. Горемыкин (30.I.1914 – 20.I.1916). Б. В. Штюрмер (20.I.1916 – 10.XI.1916), А. Ф. Трепов (10.XI.1916 – 27.XII.1916), Н. Д. Голицын (27.XII.1916 – 27.II.1917).

Лит.: ЗПСЗ, т. 25, СПБ, 1908, № 26820; Витте С. Ю., Воспоминания, т. 2–3, М., 1960; Падение царского режима, т. 1–7, М.–Л., 1924–27; Мироненко К. Н., Совет министров по указу 19 окт. 1905 г., "Уч. зап. ЛГУ", серия юридич., 1948, в. 1, № 106; Ерошкин Н. П., История гос. учреждений дореволюц. России, 2 изд., М., 1968.

Н. П. Ерошкин. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia