Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Свободомыслие





СВОБОДОМЫ́СЛИЕ религиозное, или вольнодумство, – широкое течение обществ. мысли, отвергающее религ. запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу для разума в поисках истины. Исторически С. проявлялось в различных формах критики религии. В русле С. выступали представители "деизма" [сам термин "С." вошел в употребление с появлением трактата англ. деиста А. Коллинза "Рассуждение о свободомыслии" ("Dicourse of freethinking", L., 1713)] и "пантеизма". Они обличали офиц. христ. церковь за нетерпимость, критиковали обрядность и догматику христианства, но вместо ортодоксальной "положительной" религии утверждали внецерковную – "естественную", основанную на доводах разума.

Корнями С. уходит в глубокую древность. Первоначальные формы критич. суждений о религии встречаются в лит. памятниках Вавилона (""Разговор господина с рабом""), Др. Египта (""Разговор разочарованного со своим духом""), Др. Китая (""И цзин"" – "Книга перемен", учение "Лао-цзы"), в филос. учениях Др. Индии (школа чарвака, или локаята, 4 в. до н. э.). Наибольшего развития в древности С. достигло в Греции (Гераклит, "Демокрит", "Эпикур") и Риме ("Лукреций Кар"). В ср. века, в эпоху безраздельного господства религ. идеологии, одной из форм С. была теория "двойственной истины", утверждавшая идею о самостоятельном и равноправном значении науч. истин и религ. взглядов ("Ибн Сина", "Ибн Рошд" и др.). Видными представителями С. были азербайджанский поэт и мыслитель 12 в. Низами Ганджеви (критиковавший осн. догмы ислама и обосновывавший права разума на познание мира), груз. поэт 12 в. Шота Руставели, русский публицист 16 в. "Феодосий Косой". С. нашло свое проявление в арм. нар. эпосе ""Давид Сасунский"". В эпоху Возрождения с позиций С. выступали видные ученые, философы, писатели (Пьетро "Помпонацци", Ульрих фон "Гуттен", "Эразм Роттердамский" и др.). В период идеологич. подготовки Вел. франц. революции одним из самых ярких представителей вольнодумства был "Вольтер", внесший ценный вклад в критику религии с позиций деизма. Традиции С. были последовательно развиты в ту эпоху Ж. О. "Ламетри", П. А. "Гольбахом", Д. Дидро и др., отрицавшими с позиций здравого смысла идею бога и все религ. представления. В дальнейшем стремление к беспрепятственному обсуждению религ. вопросов нашло свое выражение в требовании свободы совести, к-рое выдвигалось бурж. революциями 18–19 вв. в США, Франции, Германии и др. странах. В России 18 в. идеи С. ярко выражали Я. П. Козельский, М. В. Ломоносов, И. А. Третьяков, С. Е. Десницкий, Д. С. Аничков и др. С. пронизано все творчество А. Н. "Радищева"; с позиций С. выступали и мн. "декабристы" (П. Борисов, А. Барятинский, И. Якушкин и др.). Со 2-й пол. 19 в. принципы С. в странах Зап. Европы и в России защищали и обосновывали крупные ученые-естествоиспытатели. Видное место среди них принадлежит нем. биологу Э. Геккелю, боровшемуся против мистики и офиц. религии; с этой целью он основал в 1906 в Иене "Союз монистов", к-рый наряду с др. прогрессивными орг-циями бурж. интеллигенции распространял идеи С.

С возникновением марксистского науч. атеизма С. утратило свое былое обществ. значение. В совр. бурж. об-ве мн. деятели науки и культуры выступают против грубых форм религии, нередко отвергают ее догматику и обряды, но не отвергают религию полностью как мировоззрение. В наст. время С. и рационализм представлены частью прогрессивной антиклерикально настроенной интеллигенции ряда капиталистич. стран, объединенной в спец. общества и ассоциации, к-рые ведут просветит. деятельность, выпускают свою литературу и т. п. Печатным органом этих кругов в Англии является еженедельник "Freethinker" ("Свободомыслящий", L., с 1881), в США – журн. "Progressive World" ("Прогрессивный мир", Los Ang., с 1947), "Liberal" ("Либерал", Phil., с 1946), "American rationalist" ("Американский рационалист", Saint Louis, с 1956), "Age of reason" ("Век разума", N. Υ., с 1936). Нац. об-ва свободомыслящих Австрии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Индии, Ирландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Новой Зеландии, США, Уругвая, Финляндии, Франции, ФРГ, Швеции и нек-рых др. стран объединены во Всемирный союз свободомыслящих (ВСС; World Union of Freethinkers; основан в Брюсселе в 1880; конгрессы собираются раз в год, последний, 36-й, был в Лондоне в 1966). Кроме того, существует также Междунар. гуманистич. и этич. союз (МГЭС), насчитывающий в своем составе 20 нац. об-в свободомыслящих и 80 тыс. членов в Зап. Европе и США (осн. в 1952 в Амстердаме; конгрессы созываются раз в 4–5 лет, последний был в 1966 в Париже).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, с. 132–38; Лукачевский Α., Очерки по истории атеизма, "Антирелигиозник", 1929, № 10 (см. Введение); Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., [М., 1930]; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М. – Л., 1959; Коган Ю. Я., Очерки по истории рус. атеистич. мысли в XVIII в., М., 1962; Вопросы истории религии и атеизма, сб. 1–12, М., 1950–64; Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т. 1–7, М. – Л., 1957–64; История и теория атеизма, М., 1962; Ильин Д., Гуманистич. и этич. союз, "Наука и религия", 1964, № 5; Поступь свободной мысли, там же, № 9; История свободомыслия и атеизма в Европе, М., 1966.

Б. С. Раббот. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia