Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Сасанидов государство





САСАНИ́ДОВ ГОСУДÁРСТВО – гос-во на Бл. и Ср. Востоке в 3–7 вв., возглавлявшееся династией "Сасанидов"; образовалось на месте "Парфянского царства". В 224 Сасанид "Ардашир I", овладевший к этому времени Парсом и нек-рыми соседними областями, разбил парфянского Артабана V и в 226/227 короновался в "Ктесифоне". При Ардашире I и "Шaпуре I" был объединен Иран и присоединены обширные терр. к З. и В. от него (позже нек-рые были утрачены; см. карту). Успехи во внеш. политике (в частности, победы над Римом) отражали упрочение иран. гос-ва и усиление власти царя (шаханшаха – "царя царей"). На терр. Парфянского царства существовало большое число полузависимых "царств" и кн-в; по традиции ср.-перс. лит-ры, из 240 их владетелей 90 (варианты: 80, 96) было уничтожено Ардаширом I; борьба с выступавшей против Сасанидов местной знатью продолжалась и при Шапуре I. Строительство новых "царских" городов и крепостей упрочивало власть царя и его администрации; были заложены основы адм. деления нек-рых областей (в частности, Парса), нарушавшего границы старых владений знати и ее прямую связь со свободными общинами этих владений. Все это увеличивало значение и размеры терр., непосредственно зависевших от шаханшаха. В 3 в. в С. г. существовало еще значительное число старых владений местной знати и ряд "царств": Сакастан, Керман, Мерв и др. (но царями ряда областей становятся члены рода Сасанидов), а также авт. города типа полисов, гл. обр. на западе С. г. Правители царств, члены рода Сасанидов и неск. знатнейших владетельных родов старо-иран. аристократии (Сурены, Карены и др.) занимали первые места в гос. иерархии. Среди следовавших затем адм. и придворных чинов при Шапуре I впервые появляется (в надписи 262, после мн. др. чинов) жрец Картир. Уже при образовании С. г. Сасаниды опирались на иран. жречество: наряду с наместником в провинцию назначался мобед (магупат – "глава магов"), с помощью гос-ва основывались новые храмы огня. При Ардашире I "зороастризм" стал гос. религией. Под рук. Картира (при Шапуре I стал главой всех магов, при Бахраме II – верховным жрецом и судьей всего гос-ва и духовником царя) была создана единая церковная орг-ция. Зороастрийская церковь и верхушка иран. жречества становятся одной из гл. политич. и экономич. сил С. г. В 3 в. было проведено первое в С. г. упорядочение канона Авесты. Иные религии (христианство и др. на западе, буддизм и др. на востоке) подвергались преследованиям; но зороастризм не получил значит. распространения вне Ирана, а также в ряде иран. городов, особенно среди переселенцев с запада (христиан, иудеев и пр.). Сочетавшее же наряду с иранскими элементы др. религий "манихейство", временно поддерживавшееся Шапуром I, было затем запрещено. Цари С. г. (с Шапура I) носили титул шаханшаха Ирана и не-Ирана, или ариев и неариев, а само гос-во наз. Эраншахр ("царство ариев", или "иранцев"); сасанидское право (известно в осн. по судебнику 6 в. – "Матакдан-и хазар датастан", содержащему также мн. ссылки на судебные решения более раннего времени) непосредственно противопоставляло иранцев- ариев (зороастрийцев) неиранцам (незороастрийцам), отдавая преимущество иранцам.

Последняя четверть 3 – нач. 4 вв. – период врем. ослабления С. г., междоусобных войн и переворотов. С. г. терпит неудачи в борьбе с Римом (поход имп. Кара в С. г. в 282; выгодные Риму договоры 283 и 298 и пр.); от С. г. отпадает ряд областей на востоке. Шапур II восстановил и упрочил власть С. г. в ряде утраченных областей; в войнах с Рим. империей спорные р-ны Месопотамии и ок. 4/5 Арм. царства отошли к С. г. (присоединения, закрепленные договором 387; до нач. 6 в. С. г. и Византия в основном поддерживали мирные отношения); в 5 в. цари местных династий Армении, Албании, Иберии были заменены наместниками С. г. При Шапуре II сильно возрастают центростремительные тенденции в С. г., власть царя и его администрации; укрепляется единство церкви (к нач. правления Шапура II усилились разногласия и борьба среди иран. жречества); под рук. магупата Атурпата Михраспандана была кодифицирована Авеста (окончательная редакция и запись авестийским алфавитом относится к 6 в.); вновь усиливается преследование др. религий (особенно христианства с 339, после его признания гос. религией в Рим. империи); развивается практика дополнит. податного обложения иноверцев; возобновившееся строительство "царских" городов сопровождается утратой автономии старыми городами (после восстания в "Сузах" на месте разрушенного был осн. новый "царский" город – Эран-Хварра-Шапур). В 4 и 5 вв. исчезают нек-рые существовавшие ранее "царства" и полузависимые владения знати (особенно в осн. областях С. г.). Развивается система центр. и провинц. администрации; первые места в гос. "табели о рангах" заняли вазург-фрамадар (глава гос. аппарата – первый министр), "мобедан мобед" (в 5 в. считался вторым лицом в гос-ве после царя), эран-спахбад (верховный главнокомандующий) и нек-рые др. общегос. чины. Концентрация власти в руках высш. представителей сановной знати, военачальников и жречества сопровождалась усилением эксплуатации иран. общины и нарастанием в 5 в. социального кризиса в иран. обществе. После Шапура II правило неск. слабых царей. Йездегерд I несколько ограничил влияние знати и жречества, но был устранен ими; при Бахраме V и Йездегерде II фактически правил вазург-фрамадар Михр-Нарсе. Попытки заменить христианство зороастризмом в закавк. провинциях (с целью укрепить в них власть С. г.) вызвали восстания в Армении, Албании и Иберии в 450–451, 481–484 (и в 571–572). До сер. 5 в. С. г. успешно боролось с объединениями вост. и сев. племен ("хионитами", кидаритами, чуль и др.), но войны с эфталитами завершились поражением С. г. и гибелью (484) царя Пероза; С. г. потеряло области к В. от Мерва и обязалось выплачивать тяжелую дань. В нач. 90-х гг. 5 в. обострение социально-политич. кризиса в иран. обществе привело к "маздакитскому движению", со времени к-рого начинается новый период в истории С. г., по сравнению с предшествующим характеризующийся глубокими изменениями в системе управления, соц.-политич. структуре, культуре и пр.

В 3–5 вв. сохранялось и официально признавалось гос-вом древнее деление иран. населения на касты, или сословия: артештаран – воен. аристократию (включая и царя); жречество; вастриошан – земледельцев (в т. ч. слой азатов-дехкан); хутухшан – ремесленников (а также лиц, находившихся в услужении, и др.); в отличие от земледельцев, ремесленники не причислялись к трем первым почетным кастам и считались экономически зависимыми, работающими на других; с созданием развитого адм. аппарата складывается (очевидно, не ранее 5 в.) сословие писцов (диперан). Значительную часть населения С. г. составляли рабы разных категорий. Социально-экономич. строй иран. общества в 3–5 вв. характеризуют либо как феодальный (как часто считают, с парфян. времени), либо как дофеодальный (считая иран. крестьянство свободным до 5 в.), либо как переходный от рабовладельч. к феодальному; в маздакитском движении видят реакцию на развитие феод. отношений, обычно имея в виду эксплуатацию иран. общины конкретными владетелями из знати; к послемаздакитской эпохе относят укрепление феод. отношений или нач. этапы их развития (о мнениях различных авторов по этим вопросам см. в ст. "Иран"). Рабовладельч. уклад безусловно имел в С. г. большое значение, вместе с тем развивается практика частичного (на 1/4, 1/6, 1/10) освобождения раба; труд рабов применялся на ирригац. работах, в строительстве, в с. х-ве, ремесле, на рудниках; большое число рабов было занято в храмовых х-вах; зем. владения с прикрепленными рабами ("дасткарты") принадлежали царю и частным лицам (есть сведения о дарениях царями именно этой категории владений); отд. представители знати имели громадное число рабов; рабы и обрабатываемые ими участки имелись и у общины. Внутри общины сохранялось общее владение частью земли, стада, пастбищами, но в основном земля принадлежала отд. семьям, ведшим собств. х-во, и постепенно переходила в частную собственность (типа "аллода" или "мулька"); в ходе имуществ. и должностной дифференциации в общине выделялся слой азатов-дехкан; в нек-рых р-нах Ирана расслоение общины мало ощущалось и в послесасанидскую эпоху; в др. районах из азатов-дехкан вырастали мелкие и ср. землевладельцы, в зависимость от к-рых попадали разорявшиеся общинники, неполноправные члены общины и ее рабы; этот процесс развивался и в 5 в., но особенно характерен для последующего периода, когда он привел к созданию мелкого и ср. феод. землевладения, к-рое до 11–13 вв. представляли те же дехканы с их мульковыми землями. Достоверных сведений о закабалении иран. общины отд. представителями знати для 3–5 вв., как, впрочем, и для 6–7 вв., не имеется; данные о переходе крестьян из общины на собств. земли знати сомнительны; в целом в Иране и в 5 в. эксплуатация общин осуществлялась гос-вом (в интересах знати и жречества), над общинами стояли представители администрации, сборщики налогов и пр., а не землевладельцы из знати. В 5 в. наряду с подушной податью и налогом на земледельч. продукцию (от 1/6 до 1/ 3 урожая) крестьяне облагались различными сборами (налог на обществ. нужды и пр.) и несли повинности. С ростом эксплуатации в 5 в. резко ухудшилось экономич. положение общинников, часть их теряет возможность воспроизводить свое х-во, нередко покидает деревни и земельные участки; разрушается ирригационная сеть, учащаются неурожаи и голодные годы, все это отрицательно отражалось и на экономике С. г. в целом.

Положение изменилось со времени маздакитского движения; с нач. 6 в. (уже при "Каваде I") в С. г. начался экономич. подъем. Раздел имущества знати и богатых способствовал восстановлению и развитию крест. х-в, но наибольшие, как экономич., так и политич., выгоды из движения извлекли азаты-дехканы. При Хосрове I Ануширване часть старой знати оказалась в непосредств. экономич. зависимости от гос-ва и царя, материально поддерживавшего ее, но стремившегося не допустить возрождения ее политич. засилья. Адм. и воен. реформы Хосрова I ограничили сосредоточение власти в руках отд. вельмож; одновременно возросла роль бюрократич. аппарата и чиновничества. Налоговая реформа Кавада I – Хосрова I установила фиксированные налоги: поземельный (хараг, см. "Харадж") и подушную подать ("гезит"). Новые налоги в целом были легче взимавшихся с иран. общины в 5 в. и увеличивали заинтересованность крестьян в произ-ве. Подушную подать выплачивал народ – податное сословие, но от нее освобождались (как находившиеся на гос. службе) сословия воинов, духовенства и писцов; по новой сословной схеме в сословие воинов включались вместе с представителями старой знати и рядовые воины (т. е. азаты). При Хормизде IV снова стали подвергаться преследованиям мн. представители высшей знати, жречества и бюрократии, а их имущество конфисковывалось (по источникам, в интересах "рядовых воинов"), но в 589/590 в Хорасане началось восстание "Бахрама Чубина", а в столице группа знати свергла и убила Хормизда IV, провозгласив царем Хосрова II.

В 6 в. С. г. добилось больших успехов во внеш. политике (см. "Кавад I", "Хосров I Ануширван", "Ирано-византийские войны 6–7 вв."); после разгрома эфталитов в 558–568 терр. по левому берегу Амударьи и в Афганистане (см. карту) были вновь включены в состав С. г., ок. 570 был завоеван Йемен, ок. 589 разгромлены вторгшиеся в С. г. тюрки. Но война Хосрова II с Византией (поддержанной затем хазарами и тюрками), когда ее вост. провинции на 2 десятилетия отошли к С. г., окончилась неудачей и свержением Хосрова II иран. знатью (628). Длит. война, приведшая к истощению материальных ресурсов гос-ва, резкое увеличение налогов, нарушение системы социального равновесия, поддерживавшейся предшественниками Хосрова II, подорвали политич. и экономич. могущество С. г. В 628–632 в С. г. сменилось ок. 10 царей. При "Йездегерде III" С. г. не смогло оказать успешного сопротивления "арабским завоеваниям".

О культуре С. г., сыгравшей большую роль в развитии культуры стран Бл. и Ср. Востока в раннем средневековье, см. в ст. "Иран".

Лит.: Christensen Α., L’Iran sous les Sassanides, 2 éd., Cph., 1944 (осн. общая работа по истории С. г.); Бартольд В. В., К истории крест. движений в Персии, в сб.: Из далекого и близкого прошлого, П. – М., 1923; Заходер Б. Н., Иран при Сасанидах, "ИЖ", 1938, № 12; История стран зарубежного Востока в средние века, М., 1957; Луконин В. Г., Картир и Мани, "ВДИ", 1966, № 3; Hафиси С., Тарих-е темеддоне Иран дер деврейе Сасани (История культуры Ирана в эпоху Сасанидов), Тег., 1952; Nöldeke Th., Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sassaniden, Leyden, 1879; Altheim Fr. und Stiehl R., Ein asiatischer Staat, Wiesbaden, 1957; Ghirschman R., Parthes et Sassanides, P., 1962; Widengren G., Die Religionen Irans, Stuttg., 1965. См. также лит. при ст. Иран (работы М. М. Дьяконова, Н. В. Пигулевской, В. Г. Луконина, R. N. Frye, L. Vanden Berghe).

Э. А. Грантовский. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia