Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Рыцарство





РЫ́ЦАРСТВО (от нем. Ritter – рыцарь) – социальная категория в странах Зап. и Центр. Европы периода расцвета феодализма, охватывавшая всех светских феодалов (Р. в широком смысле) или же их часть (Р. в узком смысле). В широком смысле Р. было формой социального и юридич. отграничения всех светских феодалов-воинов от остального общества. Такое отграничение способствовало формированию в дальнейшем единого сословия светских феодалов (см. "Дворянство"). Принадлежность человека к Р. обычно совпадала с его включением в иерархию "вассалитета" и с наличием у него зем. феода. Огромная роль воен. функции класса феодалов в ср.-век. обществе обусловливала главенствующее место, к-рое занимала в жизни Р. война. Подавление восстаний крестьян и горожан, внутр. междоусобицы, захватнич. экспедиции в др. страны (напр., "крестовые походы") – все эти воен. акции занимали (в силу особенностей феод. гос-ва) очень важное место в социальной деятельности Р. Поэтому для включения в состав Р. было необходимо материальное благосостояние, достаточное для того, чтобы освободиться от непосредственного участия в производстве и обеспечить приобретение дорогого рыцарского вооружения (боевого коня, меча, щита, шлема и т. д.), а также хорошая физич. подготовка и закалка, обязательные в тяжеловооруженном конном войске (вес полной боевой выкладки рыцаря достигал 50 кг).

Посвящение в рыцари, символизируя принятие в состав привилегированного социального слоя, оформлялось особой процедурой, к-рая в своем сложившемся виде включала: торжественное опоясывание мечом, надевание шпор, символич. удар рукой или плоской стороной меча по плечу (выполнялось старшим сеньором в присутствии его вассалов); демонстрацию воинской выучки вновь посвящаемого, а также его клятву перед лицом священника соблюдать требования рыцарской чести. Узаконенного письменного кодекса рыцарского поведения не существовало. Но, судя по сохранившимся текстам молитв рыцарей и позднейшим соч., для Р. считались обязательными: верность сеньору, храбрость, презрение к опасности и любым тяготам, готовность защищать христ. церковь и ее служителей, оказывать помощь сирым или немощным членам рыцарских фамилий; рыцарю должны были быть чужды скупость и расчетливость. Для поддержания высокого уровня воен. выучки Р. устраивались турниры, к-рые были одновременно и средством распространения в обществе рыцарских идеалов, и гл. видом развлечения чл. господствующего класса. Характерной чертой сложившегося Р. был т. и. культ дамы – поклонение рыцаря избранной им знатной женщине, нередко замужней и занимавшей более высокое, чем рыцарь, социальное положение. Распространению "культа дамы" способствовали, с одной стороны, обеднение части Р., стремление поправить свои дела выгодными браками, а с другой стороны – появление неудовлетворенности аскетизмом христ. морали.

В связи с тем, что для рыцарей считались обязательными такие моральные нормы, как смелость, верность своему долгу, благородство по отношению к женщине, термин "рыцарь" в новое время стал нарицательным для обозначения человека, наделенного этими достоинствами.

Р. в узком смысле – мелкие светские феодалы, противостоящие знати. Употребление понятия "Р." в широком и узком смыслах было неравномерным в различные периоды и в разных странах Европы. Эволюция понятия "Р." сравнительно лучше изучена для Франции, Англии и Германии. Во Франции и прирейнских обл. Германии социальная категория Р. появилась в 10 в. Под Р. в это время здесь понимали конных воен. слуг преим. свободного происхождения, широко использовавшихся королями и крупными феодалами. Включение в Р. в 10–11 вв. не было связано с предоставлением юридич. привилегий и не имело узаконенной формы. С кон. 11 в. под Р. во Франции начинают нередко подразумевать всех светских феодалов, а наименее состоятельных из них все чаще называют "мелкими рыцарями". Мн. из них служили королям социальной опорой в борьбе против знати. В 13 в. Р. превращается в замкнутую наследственную группу. Доступ в Р. для неблагородных стал возможен лишь при специальном королев. разрешении, предоставлявшемся нередко за высокую плату. В 14 в. принадлежность к Р. становится тождественной включению в дворянство, а рыцарское звание постепенно утрачивает свою роль (формально оно было уничтожено во время Вел. франц. революции). В Англии процесс складывания Р. начался еще до нормандского завоевания 1066 и особенно усилился после него. Рыцарями в это время здесь называли свободных землевладельцев из числа служилых людей короля. С кон. 12 в. в континентальных владениях Плантагенетов, с сер. 13 в. в самой Англии приобретение рыцарского звания становится правом и обязанностью всех, кто имел ежегодно 20 ф. ст. и более зем. дохода (не исключая зажиточных свободных крестьян). Посвящение в Р. влекло определ. платежи и службы в пользу короля (см. "Скутагий"), что содействовало сохранению возможности доступа в ряды Р. для выходцев из других слоев. В то же время понятие "Р." применялось в Англии и в узком смысле, обозначая субдержателей баронов, т.е. мелких и ср. вотчинников, отличавшихся от баронов значит. особенностями в организации своего х-ва, в своих суд. прерогативах и политич. позиции (см. в ст. "Великобритания"). С 15 в. рыцарское звание выступало как формальный атрибут приобщения к господствующему классу, не имевшему в Англии юридич. замкнутости. В качестве одного из почетных званий оно сохранилось и в совр. Великобритании. В ср.-век. Германии (к В. от Рейна) Р. появилось в 11 в. В категорию Р. в это время входили мелкие свободные зем. собственники, служившие королю или князьям, а также зависимые министериалы-воины, включавшие людей как свободного, так и несвободного происхождения. Нем. короли из династий Франконской и Штауфенов широко использовали зависимое и свободное Р. в борьбе за укрепление своей власти внутри Германии и в захватнич. войнах вне страны (см. в ст. "Германия"). Ограничение доступа в Р. для лиц нерыцарского происхождения относится в Германии к сер. 12 в. В 13 в. под Р. иногда подразумевались уже все светские феодалы (об этом свидетельствует, напр., "Саксонское зерцало"). Но чаще Р. продолжало рассматриваться как низший слой в составе господствующего класса. В 14–16 вв., по мере развития огнестрельного оружия, воен. роль Р. все более сокращалась. Не находя применения в феод. армиях и не сумев приспособить свои х-ва к росту товарно-ден. отношений, нем. Р. все более разорялось и превращалось в контингент для вербовки наемников для др. стран. В период Реформации т. н. "имперские рыцари" явились одним из элементов оппозиционного движения против засилья князей (см. "Рыцарское восстание 1522–23"). В течение 15–16 вв. Р. начинает постепенно рассматриваться как низшая часть дворянства и в качестве самостоятельной категории исчезает.

В известном смысле были близки по своему положению к Р. "сипахи" в Османской империи и "самураи" в Японии.

В историографии наиболее горячо дебатировался вопрос о соотношении Р. с др. социальными категориями внутри класса феодалов. В противовес концепции М. Блока, согласно к-рой франц. Р. уже с кон. 11 в. начинает охватывать всех светских феодалов, подменяя собой древнюю знать (nobilitas), в послевоенный период была выдвинута теория Л. "Верье", рассматривавшего Р. и знать как различные и не сливающиеся группы вплоть до 13 в. Острая полемика идет вокруг происхождения нем. Р. Тогда как одни нем. историки (К. Маурер, К. Амира, Г. "Бруннер") подчеркивали преобладающую роль в складывании Р. несвободного министериалитета, другие (Г. "Kapo", В. "Виттих", Ф. "Гекк") всячески оспаривали это мнение. Современные зап.-герм. историки (Т. Майер, Г. Данненбауэр, К. Босль, К. Любек) трактуют Р. в плане их общеисторич. концепции исконного разделения общества на господ и несвободных, позволяющей говорить об изначальном существовании знати. Р., по их мнению, представляло результат смешения исконной знати с несвободным министериалитетом.

Лит.: Колесницкий Н. Φ., К вопросу о герм. министериалитете X–XII вв., в сб.: Ср. века, в. 20, М., 1961; Баткин Л. М., Флорентийские гранды..., там же; Бессмертный Ю. Л., Нек-рые проблемы социально-политич. истории... в совр. зап.-европ. медиевистике, там же, в. 26, М., 1964; Барг Μ. Α., Буржуазная историография о социальной структуре ср.-век. общества, "ВИ", 1966, № 12; Bloch M., La société féodale, t. 1–2, p., 1940; Cohen G., Histoire de la chevalerie en France..., [P.], 1949; Boutruche R., Seigneurie et féodalité, [P., 1959]; Gautier L., La chevalerie, P., 1960; Ritter J. P., Ministérialité et chevalerie, Lausanne, 1955; Ernst V., Die Entstehung des niederen Adels, В., 1916; Otto E. F., Adel und Freiheit im deutschen Staat des frühen Mittelalters, В., 1937; Bosi К., Die Reichsministerialität der Salier und Staufer, Bd 1–2, Stuttg., 1950–51.

Ю. Л. Бессмертный. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia