Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Русский военно-морской флот





РУ́ССКИЙ ВОÉННО-МОРСКÓЙ ФЛОТ – мор. вооруж. силы и речные воен. флотилии в России до Вел. Окт. социалистич. революции. Зарождение Р. в.-м. ф. и воен.-мор. искусства связано с борьбой, к-рую с 4–6 вв. вели вост. славяне против Византийской империи. Флотилии славян состояли из небольших парусно-гребных судов (челны-однодеревки, лодьи), к-рые могли действовать на реках и в то же время обладали неплохой мореходностью. В Киевской Руси 9–12 вв. существовали флотилии, насчитывавшие неск. сот судов (лодей, коч, 2- и 3-мачтовых лодок и др.). В более позднее время новгородцы совершали мор. походы в Швецию [напр., поход 1187, когда была взята штурмом крепость Сигтуна (на месте совр. г. Стокгольма) и др.]. В мор. бою осн. тактич. приемом являлась групповая атака своими кораблями вражеских кораблей, завершавшаяся абордажем. В период феод. раздробленности Русь была отрезана от юж. морей, мор. силы сохранились только в Новгородской земле.

С 17 в. Рус. централизованное гос-во начало борьбу за выходы к Балтийскому, Черному и Азовскому морям, в ходе к-рой к концу 17 в. был накоплен опыт использования речных флотилий в совместных действиях с сухопутными войсками. Первые мор. боевые корабли были построены в 1667–69 в с. Дединове на Оке для защиты торг. путей по Волге и Каспийскому м. Лучшим из них являлся 26-пушечный корабль "Орел" (1668, был сожжен во время крест. войны 1670–71). На Черном и Азовском морях действовали флотилии парусно-гребных судов запорожских и донских казаков. Создание регулярного Р. в.-м. ф. относится к концу 17 – нач. 18 вв. и связано с именем Петра I. Во втором Азовском походе 1696 против Турции (см. "Азовские походы Петра I 1695–96") впервые участвовало 2 лин. корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов, построенных в Воронеже на р. Воронеж. После взятия крепости Азов в 1696 по докладу Петра I о строит-ве "Азовского флота" Боярская дума 20 окт. 1696 постановила: "морским судам быть". Этот день принято считать днем рождения постоянного регулярного Р. в.-м. ф. Азовский флот просуществовал ок. 15 лет. После неудачного "Прутского похода 1711" Россия вынуждена была временно отказаться от Азова и побережья Азовского м. "Балтийский флот" был создан в период Северной войны 1700–21. В 1702–04 на Сясьской, Олонецкой и Лужской верфях в первую очередь было развернуто строит-во гребного (галерного) флота, что отвечало задаче содействия армии при ее движении вдоль побережья, технич. возможностям, а также театру воен. действий (шхеры). Для обороны завоеванного побережья и действий на мор. сообщениях противника в Балтийском м. был позже создан парусный корабельный флот из построенных в России и купленных за границей кораблей. Осн. классами кораблей были линейные корабли и фрегаты, осн. типом парусно-гребных кораблей – скампавеи и галеры. С 1703 до 1723 гл. базой Балтийского флота был Петербург, а затем Кронштадт. Кроме того, были сооружены базы в Выборге, Гельсингфорсе, Ревеле и Або. Кораблестроением в России ведал сначала Владимирский приказ, а затем выделенный из него Адмиралтейский приказ. Личный состав флота комплектовался из наиболее здоровых рекрутов; служба была пожизненной. Офицерский состав флота комплектовался из дворян. Дворянские дети проходили обучение в воен.-мор. учеб. заведениях: в Школе математических и навигацких наук (осн. в 1701) и Мор. академии (создана в 1715). Практиковались также посылка дворян на учебу в иностр. флоты и наем иностранцев на рус. службу. Вопросы управления флотом и использования его возлагались на Воинский мор. приказ. В 1718 была создана "Адмиралтейств-коллегия" с правами высш. воен.-мор. органа, во главе к-рой находились постоянный президент и вице-президент. Временные члены коллегии назначались из флагманов. В период Северной войны в России существовали Балтийский и Азовский флоты, Беломорская и Каспийская флотилии. Тактич. иск-во рус. флота в Северной войне ярко проявилось в успешных сражениях у Гангута (1714), Эзеля (1719), Гренгама (1720).

Организационные принципы рус. флота, методы обучения и воспитания его личного состава, способы ведения боевых действий были обобщены в Морском уставе 1720, где был учтен и положительный опыт иностр. флотов. В развитии рус. воен.-мор. иск-ва большая заслуга принадлежит Петру I и его соратникам: Ф. М. "Апраксину", Акиму и Науму "Сенявиным", М. М. "Голицыну" и др. Основные принципы ведения войны на море в дальнейшем были развиты Г. А. "Спиридовым", Ф. Ф. "Ушаковым", Д. Н. Сенявиным.

В 1-й пол. 18 в. рус. мор. офицеры в этот период сделали много важнейших географич. открытий, исследовали сев. берега Сибири, берега Камчатки, Аляски, Алеутских и Курильских о-вов, Сахалина, Охотского м. В 1740 В. Беринг и А. Чириков основали Петропавловск-на-Камчатке. С 1741 после периода ослабления флота в 30-х гг. началось усиление боевой мощи флота. В 1752 был основан Морской шляхетный кадетский корпус, куда вошли гардемаринская рота, Морская академия и переведены дворяне из Московской Навигационной школы. Во 2-й пол. 18 в. экономич. развитие России и интересы обороны ее юж. границ от притязаний Турции, а также задачи обеспечения обороны сев. и зап. границ с моря потребовали усиления воен.-мор. флота. В 1763 по предложению гос. комиссии в составе С. И. Мордвинова, И. Г. Чернышева, Г. А. Спиридова и др. было реорганизовано управление флотом. Комиссией был разработан утвержденный в 1765 "Регламент о управлении адмиралтейств и флотов", к-рый и закрепил реорганизацию. Вопросы командования флотами и эскадрами были изъяты из ведения коллегии и переданы флагманам, подчиненным коллегии. При флагманах создавались канцелярии, являвшиеся зачатками штабов флотов. Был расширен штат Морского кадетского корпуса и пересмотрены программы. На Балтийском м. решено было иметь флот сильнее любого из флотов соседних гос-в. Значительно оживилась боевая подготовка личного состава. Во 2-й пол. 18 в. Россия создала сильный флот и впервые пыталась решать воен.-политич. вопросы путем направления эскадр на отдаленные театры воен. действий. Эскадры Балтийского флота совершали походы в Средиземное м. с целью обеспечить активными действиями главное стратегич. направление (см. "Архипелагские экспедиции русского флота"). Эскадра адм. Спиридова, уничтожив тур. флот в "Чесменском бою 1770", завоевала господство в Архипелаге. В 1771 рус. армия овладела берегами Керченского пролива, а также крепостями Керчь и Еникале. В 1773 отряд судов Азовской флотилии, вновь созданной в 1771, вышел в Черное м., положив начало существованию "Черноморского флота". После выхода русской армии на р. Дунай в 1771 была сформирована "Дунайская военная флотилия", к-рая несла охрану в устье Дуная и прикрывала войска со стороны реки. Рус.-тур. война (1768–74) окончилась победой России, к-рая получила берега Азовского м. и берег Черного м. между pp. Бугом и Днестром. Крым был объявлен независимым. В 1778 в устье Днепра был заложен новый порт Херсон, в к-ром в 1783 был спущен на воду первый линейный корабль Черноморского флота, а в 1784 была создана уже целая эскадра. В победоносных сражениях (Фидониси, Тендра, Калиакрия) с тур. флотом в ходе рус.-тур. войны 1787–91 развивалась активная тактика рус. флота, основы к-рой были разработаны адм. Φ. Φ. Ушаковым. Важнейшие особенности этой тактики: взаимодействие армии и флота; сочетание огня и маневра; удар по флагманским кораблям противника; атака из походного порядка; создание резерва для нанесения сосредоточенного удара на решающем направлении; тактич. внезапность; непрерывность боевого управления, достигаемая ясностью поставленных задач и предоставлением широкой инициативы командирам. Передовой характер рус. воен.-мор. искусства особенно ярко проявился во время "Средиземноморского похода Ушакова 1798–1800". Во время 2-й Архипелагской экспедиции 1805–07 рус. корабли под командованием адм. Д. Н. Сенявина мастерски взаимодействовали с сухопутными войсками и с отрядами местного населения, вели борьбу на коммуникациях противника и осуществляли блокаду его побережья. Во время рус.-тур. войны 1806–12 в "Дарданелльском сражении 1807" и "Афонском сражении 1807" маневренная тактика рус. флота была обогащена новыми методами ведения мор. боя: охват головной части вражеского флота, выделение тактич. групп и резерва, атака неприятельского корабля сосредоточенным ударом двух своих кораблей с одного борта, нанесение одновременных ударов на гл. и вспомогат. направлениях, непрерывность боевого управления.

Р. в.-м. ф. в войнах 2-й пол. 18 и в нач. 19 вв. по количеству боевых кораблей вышел на 3-е место в мире после Англии и Франции и превратился в важнейший фактор внеш. политики России. В нач. 19 в. Р. в.-м. ф. состоял из Балтийского и Черноморского флотов, Каспийской, Беломорской и Охотской флотилий. В 1804 на флотах были созданы постоянные соединения – дивизии, к-рые делились на бригады; дивизии прикреплялись к определенным базам. В 1810 было введено деление личного состава флота на экипажи и роты; всего имелось 98 экипажей 4-ротного состава. В 1802 было образовано Министерство воен.-мор. сил (переименованное в 1815 в Морское мин-во). В 1827 оперативно-стратегич. функции были переданы Морскому штабу, к-рый с 1831 стал наз. Гл. мор. штабом (в 1836 ликвидирован и снова создан в 1855). При мор. министре впоследствии были созданы Адмиралтейский совет и Ученый комитет. Рус. моряки с 1803 по 1855 осуществили св. 40 кругосветных плаваний, сыгравших важную роль в освоении Д. Востока и в изучении тихоокеанского театра.

Технико-экономич. отсталость России обусловила ее резкое отставание в 1-й пол. 19 в. от европ. стран в области строит-ва паровых кораблей. К началу Крымской войны 1853–56 Россия имела Балтийский и Черноморский флоты, Архангельскую, Каспийскую и Камчатскую флотилии (40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета и брига, 15 пароходо-фрегатов и др.). Общая численность личного состава флота достигала 90 985 чел. Часть рус. кораблей была вооружена бомбической артиллерией (тяжелые пушки, стрелявшие разрывными сферич. бомбами); высокого уровня развития достигло минное дело.

Боевая практика Черноморского флота способствовала совершенствованию наступа- тельной тактики применительно к возросшей арт. мощи кораблей. В противоположность господствовавшей на Балтике плацпарадной муштре, в Черноморском флоте, благодаря деятельности адмиралов М. П. "Лазарева", П. С. "Нахимова", В. А. "Корнилова", В. И. "Истомина", развивались традиции, возникшие и утвердившиеся во времена командования эскадрой адм. Ушакова. "Синопское сражение 1853" показало превосходную боевую выучку, отвагу и героизм моряков Черноморского флота и тактич. новаторство Нахимова. Во время героич. обороны Севастополя 1854–55 рус. флот показал пример использования всех сил и средств для активной обороны базы с суши и моря. В ходе войны Севастополь был разрушен, а корабельный состав флота уничтожен. По условиям Парижского мирного договора Россия лишалась права иметь на Черном м. береговые укрепления и флот. В связи с применением новых средств борьбы деревянные парусные корабли, вытесняемые паровыми, потеряли свое значение. Первый в мире опыт массовой постановки рус. флотом мин на Балтийском и Черном морях показал громадную роль этого нового оружия и потребовал выработки новых тактич. приемов борьбы на море. На основе этого опыта в 1877–78 рус. флотом впервые была осуществлена идея использования минно-арт. позиций, получившая развитие во всех последующих войнах. После Крымской войны Россия приступила к созданию железно-броненосных паровых кораблей. С 1861 по 1870 в России строились броненосцы береговой обороны, мониторы, канонерские лодки, плавучие батареи и т. п. по проектам и под руководством рус. инженеров и техников, в большинстве случаев на рус. заводах. Корабли имели сильную артиллерию и мощную броню, но недостаточную мореходность, а также малую скорость хода и довольно ограниченную дальность плавания. В 1869 по проекту адм. А. А. Попова был заложен первый мореходный броненосец "Петр Великий", вступивший в строй в 1877 и положивший начало классу эскадренных броненосцев (существовали до 1907). В 1870 в России были заложены первые корабли класса броненосных крейсеров "Генерал-адмирал" и "Герцог Эдинбургский". В 1871, после отмены ограничительных статей Парижского мирного договора, начал восстанавливаться Черноморский флот. В ходе рус.-тур. войны 1877–1878 все задачи на Черном м. и р. Дунае решались вооруженными пароходами и минными катерами. Первым миноносцем был миноносец "Взрыв", спущенный на воду в 1878. Русские кораблестроители во 2-й пол. 19 в. создали подводные лодки и минные заградители. К концу 19 в. на вооружении флота появились нарезные орудия, заряжавшиеся с казенной части; вместо чугунных и железных орудий выпускались стальные орудия, а вместо железных броневых плит – хромоникелевые; были созданы поворотные станы, арт. башни, приборы управления арт. огнем; резко улучшилось качество боеприпасов; поступили на вооружение бронебойные, фугасные снаряды; появились более сильные взрывчатые вещества (пироксилин, мелинит, лидит). В развитии артиллерии и брони большое значение имело изобретение способа изготовления брони (В. С. Пятов), создание бронебойного наконечника (С. О. Макаров), приборов управления огнем (А. П. Давыдов), бездымного пороха (Д. И. Менделеев) и др. Наряду с развитием артиллерии совершенствовалось и минное оружие. Изобретение в 1875 H.H. Назаровым минного якоря позволило применять мину не только как оборонительное, но и как наступательное средство. В 1865 И. Ф. Александровский предложил новый вид оружия – торпеду.

К концу 19 в. полностью завершился переход к паровому броненосному флоту, что потребовало изменения системы комплектования личным составом и перестройки подготовки флота. Закон о всеобщей воинской повинности 1874 предусматривал сокращение срока службы на флоте до 10 лет (7 лет действительной службы и 3 года в запасе), наличие резерва подготовленного личного состава и т. п. Вместе с сокращением срока службы рост технич. оснащения кораблей заставлял призывать во флот более квалифицированных людей из среды фабрично-заводских рабочих, что привело к усилению революц. движения во флоте.

В целях повышения технич. знаний офицерского состава в Морском кадетском корпусе были расширены курсы технич. дисциплин, а также открыты спец. мор. училища: инженерное, артиллерийское, штурманское. Офицерские классы при Морском училище в 1862 были реорганизованы в Академический курс, а в 1877 – в Николаевскую морскую академию.

Гл. мор. штаб в 1867 был опять ликвидирован и вновь создан в 1885. В этот же период появились штабы соединений, состоявшие из флагманских специалистов (штурмана, артиллериста, минера, механика и др.). Основным соединением кораблей считалась эскадра. Дивизии и бригады были упразднены. Эскадра состояла из кораблей разл. классов, сведенных в отряды. В 1899 впервые была введена должность командующего флотом и организован штаб флота. Переход от парусного флота к броненосному, появление новых видов оружия потребовали разработки новых теоретич. основ ведения войны на море. Большие заслуги в этой области принадлежат адмиралам Г. И. "Бутакову" и С. О. "Макарову".

Переход к империализму и бурное развитие науки и техники в конце 19 в. оказали большое влияние на рост воен.-мор. флотов, на изменение способов ведения войны на море. С 1883 в России началось строительство всех классов кораблей броненосного флота для четырех разобщенных между собой театров (Балтийское и Черное м., Северный Ледовитый и Тихий ок.). Судостроительная программа, разработанная в 1881 на 20 лет, предусматривала постройку 24 эскадронных броненосцев, 15 крейсеров и более 140 кораблей др. классов. В 1904, когда Япония начала войну против России, судостроительная программа и планы укрепления обороны Порт-Артура и Владивостока еще не были выполнены. Рус. 1-я Тихоокеанская эскадра уступала объединенному япон. флоту. В период обороны Порт-Артура (1904) большая часть ее кораблей была уничтожена. Посланная ей на помощь 2-я Тихоокеанская эскадра опоздала и в бою с япон. флотом 27–28 мая 1905 у о-ва Цусима также была почти полностью уничтожена.

Рус. моряки во время рус.-япон. войны 1904–05 внесли много ценного в разработку способов использования новых боевых сил и средств. Впервые были сравнительно широко применены миноносцы. Искусное использование минных заграждений во взаимодействии с береговой артиллерией создавало прочную оборону Порт-Артура с моря. Интересен опыт применения крупных кораблей (крейсеров) и вспомогательных крейсеров для нарушения мор. сообщений противника. Поражение царизма в войне ускорило начало первой рус. революции 1905–07, к-рая охватила армию и флот – опору самодержавия. Наиболее крупными революц. выступлениями во флоте были: восстание на броненосце ""Потемкин"" в 1905, восстания в Кронштадте в окт. 1905 и июле 1906, в Севастополе в нояб. 1905, в Свеаборге в июле 1906. На основе критич. изучения опыта рус.-япон. войны прогрессив. воен.-мор. деятели России в целом верно наметили новые тенденции в развитии флотов и правильно оценили роль новых боевых сил и средств в будущей войне. После войны Р. в.-м. флот пополнился новыми кораблями всех классов. По проекту рус. кораблестроителя М. П. Налетова накануне 1-й мировой войны 1914–18 было начато строит-во первого минного подводного заградителя. Рус. конструкторы создали линейные корабли типа "Севастополь", 12-дюймовые орудия длиной в 52 калибра и 3-орудийные башни для установки этих орудий, наиболее совершенные образцы мин и тралов. Дальнейшее развитие получили вопросы ведения наступательного боя на море, на минно-арт. позиции, охраны водного района базы и др. В 1906 был создан Морской генеральный штаб, к-рому были переданы оперативно-стратегич. функции (разработка судостроительных программ, планов войны, оперативно-боевая подготовка флота). Административно-хозяйственные функции выполнял Гл. морской штаб как аппарат морского министра.

В ходе первой мировой войны рус. флот был усилен новейшими кораблями (7 линейных кораблей, 29 эскадренных миноносцев, 35 подводных лодок); впервые появилась морская авиация. Для обороны сев. побережья России и защиты морских сообщений была создана флотилия Северного Ледовитого ок. Балтийский и Черноморский флоты в ходе войны нарушали мор. сообщения противника и защищали свои мор. сообщения, обороняли побережье от вторжения противника и поддерживали приморские фланги армии. Особенно успешными были постановка Балтийским флотом активных минных заграждений в 1914–15, оборона Рижского залива, операции Черноморского флота по содействию флангу Кавказской армии в 1916 и осуществлению блокады Босфора. Впервые в рус. флоте было создано оперативное объединение (эскадра), состоявшее из однородных тактич. соединений и включавшее авиац. корабли (авиатранспорты). Тактика флота обогатилась опытом использования миноносцев и подводных лодок для нанесения в бою предварительных ударов, а также опытом проведения тактич. взаимодействия подводных лодок с надводными кораблями.

В результате победы Вел. Окт. революции Россия вышла из войны. Революц. воен. моряки активно участвовали в социалистич. революции. Личный состав флотов, доблестно сражавшийся на море и на сухопутных фронтах гражданской войны, послужил основой при формировании Советского Военно-Морского Флота. Лит.: История русской армии и флота, т. 1–15, Μ., 1911–13; Веселаго Ф., Краткая история русского флота (С начала развития мореплавания до 1825 года), 2 изд., М.–Л., 1939; Боевая летопись русского флота, М.–Л., 1948; История военно-морского искусства, т. 1–3, М., 1953–54; Hайда С. Ф., Революционное движение в царском флоте, 1825–1917, М.–Л., 1948; Моисеев С. П., Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 г.), Μ., 1948; Бескровный Л. Г., Рус. армия и флот в 18 в., М., 1958; Зверев Б. И., Страницы рус. мор. летописи, Μ., 1960; Флот в первой мировой войне, под ред. проф. Н. Б. Павловича, т. 1–2, М., 1964; Шершов А. П., К истории воен. кораблестроения, Μ., 1952; Рус. мореплаватели, Сб. ст., М., 1953; см. также лит. к статьям "Балтийский флот", "Северный флот", "Тихоокеанский флот" и "Черноморский флот".

В. А. Дивин, Москва. И. Н. Соловьев, Ленинград.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia