Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Русские





РУ́ССКИЕ – нация в СССР. Общая численность в стране 114 114 тыс. чел. (1959). В РСФСР Р. составляют 83,3% всех жителей, в других республиках СССР – от 3,2 до 43,2%. За границей (на 1959) – 1243 тыс., в т. ч.: в Америке ок. 1 млн. чел., из них в США – ок. 750 тыс. чел., в Канаде – ок. 100 тыс. чел., в европ. странах – 184 тыс. чел.

Русский язык входит в восточно-славянскую группу индоевропейской семьи языков. Р., украинцы и белорусы произошли от древнерус. народности (9–13 вв.), сложившейся из слав. племен в результате распада родоплеменных отношений и создания раннефеод. гос-ва (см. "Киевская Русь"). По мнению многих исследователей, наименования "Р.", "Русь", "Русская земля" восходят к названию одного из слав. племен – родиев, россов или руссов. Из их земли в Ср. Поднепровье назв. "Русь" распространилось на все Древнерус. гос-во, в к-рое вошли, кроме славянских, и нек-рые неславянские племена. Уже в те времена наметились различия в культуре населения лесистых северных и степных и лесостепных южных областей Руси: напр., на Ю. пахали ралом, на С. – сохой; сев. жилище было срубным, высоким, с деревянной кровлей, южное – полуземлянкой с каркасными стенами, земляным полом и соломенной кровлей. В многочисл. городах высокого развития достигли ремесла и торговля, древнерус. культура. В 10 в. появилась письменность, затем историч. произведения (летописи) и лит-ра на древнерус. языке, одним из ярких памятников к-рой является ""Слово о полку Игореве"" (12 в.). Издавна существовал богатый фольклор – сказки, песни, былины. В условиях хоз. развития отд. областей и политич. феод. раздробленности еще в 12 в. создались предпосылки для формирования рус., укр. и белорус. народностей. Сложение рус. народности связано с борьбой против монголо-тат. ига и созданием централизованного Рус. гос-ва вокруг Москвы в 14–15 вв. В это гос-во вошли сев. и сев.-вост. древнерус. земли, где, кроме потомков славян – вятичей, кривичей и словен, было много переселенцев из др. областей. В 14–15 вв. эти земли стали называть Русью, в 16 в. – Россией. Соседи называли страну Московией. Названия "Великая Русь" в применении к землям, населенным Р., "Малая Русь" – к украинским, "Белая Русь" – к белорусским, появились с 15 в. Еще в нач. 20 в., наряду с древним наименованием, Р. называли иногда великороссами. Начавшаяся еще в древности колонизация славянами сев. земель (Прибалтика, Заволочье), Верх. Поволжья и Прикамья продолжалась в 14–15 вв., а в 16–17 вв. рус. население появилось в Ср. и Ниж. Поволжье и в Сибири. Р. вступали здесь в тесный контакт с др. народами, оказывали на них экономич. и культурное влияние и сами воспринимали лучшие достижения их экономики и культуры. Примерно с 17 в. шел процесс складывания всероссийского рынка и нац. связей, приведший в сер. 19 в. к победе капиталистич. отношений (при сохранении многих пережитков феодализма) и завершению образования рус. нации, включавшей, кроме крестьянства и дворянства, сложившихся в процессе развития феодальных отношений, новые классы – пролетариат и буржуазию. В 18–19 вв. терр. государства значительно расширилась. Присоединение ряда земель в Прибалтике, Вост. Европе, Причерноморье, Ср. Азии сопровождалось расселением Р. на этих территориях.

Основные этнографич. группы Р., различающиеся по диалектам ("окающий" и "акающий") и этнографич. признакам (постройки, одежда и т. п.), – сев. и юж. великоруссы. Связующим звеном между ними является средневеликорус. группа, занимающая центр. район – часть Волго-Окского междуречья (с Москвой) и Поволжья и имеющая в диалекте и культуре как северные, так и южные черты. Более мелкие группы Р. – поморы (на Белом м.), мещёра (в сев. части Рязанской обл.), разл. группы казаков и их потомков (на pp. Дону, Урале и Кубани, а также в Сибири), старообрядческие группы – бухтарминцы (на р. Бухтарме в Казахстане), "поляки" (на Алтае), "семейские" (в Забайкалье); особую группу составляют и Р. на Крайнем Севере (по pp. Анадырю, Индигирке, Колыме), воспринявшие многие черты окружающих их народов.

В этнич. и культурном развитии многих народов Вост. Европы и Азии Р. принадлежит существенная роль. Еще в эпоху феодализма Р. способствовали распространению пашенного земледелия, совершенствованию земледельч. орудий, выработке рациональных форм народного жилища, развитию ремесел и промыслов. Но процесс этот сложен, влияния были взаимными, и в ряде областей (особенно – пограничных с др. народами) Р. обогатили свою материальную и духовную культуру многими элементами, заимствованными у этих народов. Города России были важнейшими пром., торг. и культурными центрами, притягивавшими и нерусские народы. Передовые слои рус. народа стали в авангарде российского освободит. и революц. движения. Вплоть до Οкт. революции положение осн. массы Р. – крестьян-земледельцев – было тяжелым. Малоземелье, рутинная техника, остатки крепостничества затрудняли ведение х-ва. Древняя форма обществ. организации сел. населения – община, искусственно сохранявшаяся правительством до нач. 20 в., – стала пережитком, мешающим развитию х-ва. Беднейшее рус. крестьянство вынуждено было идти на заработки, пополняя гор. и сел. пролетариат. Рабочих жестоко эксплуатировала отечественная и иностранная буржуазия.

Рус. пролетариат, руководимый Коммунистич. партией, поддерживаемый беднейшим крестьянством, сыграл ведущую роль в трех нар. революциях. В ходе социалистич. преобразований Р. сложились в ведущую социалистич. нацию. Превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу повело к изменению соотношения гор. и сел. населения. В городах (1959) жило св. 57%, в сел. местностях – ок. 43% рус. населения страны.

В сов. время коренным образом изменился облик сел. поселений. Интенсивно строятся новые жилые дома и обществ. здания, по архитектуре и внутр. убранству все более сближающиеся с гор. и поселковыми. Но сохраняется еще нек-рая специфика. На С. преобладают малодворные поселения, высокая срубная (иногда – двухэтажная) изба с подпольем, с двускатной крышей и примыкающим сзади крытым двором. На Ю. – поселения крупные, низкая (срубная, каркасная с обмазанными глиной стенами или кирпичная, иногда – саманная) изба или хата с четырехскатной крышей и открытым двором. Дом состоит из жилой части, сеней или коридора с клетью или чуланом и двора с хоз. постройками. Жилая часть обычно разделена на неск. комнат. Повсюду распространен пятистенок, до Οкт. революции характерный лишь для зажиточной части крестьян. Прежнюю самодельную и кустарную неподвижную мебель вытеснила фабричная. В быт деревни широко вошло электричество, радио, а во многих р-нах и телевизоры. Города и пром. поселки Р. за последние десятилетия реконструированы. Выросло много новых городов. Центр. части древних городов сохранили еще следы старой планировки, иногда даже с остатками феод. укрепленного центра. Новые города имеют вполне совр. застройку пром. и жилых кварталов. Нек-рые из них являются образцами градостроительства.

Одежда горожан и сел. жителей сейчас резко не различается. Традиционный рус. костюм и до революции сохранялся гл. обр. в деревне; в дворянской среде сарафан, душегрею, кокошник носили лишь до 18 в.; в купеческой – в нек-рых городах – до сер. 19 в. Крестьянки в сев. и средневеликорус. областях поверх холщовой рубахи надевали сарафан, в южных – поневу, своеобразную юбку из шерстяной, гл. обр. клетчатой, ткани. Девушки носили на голове повязку – ленту, венец; замужние женщины должны были надевать головной убор, полностью скрывавший волосы, – кичку, сороку, в праздники (гл. обр. на С.) – кокошник. С сер. 19 в. эти уборы постепенно вытеснял головной платок. Мужской костюм почти везде состоял из рубахи-косоворотки, к-рую носили навыпуск, поверх нешироких штанов, с поясом. Верхняя одежда мужчин и женщин – суконный кафтан, зипун, пониток; зимой – шуба, полушубок, тулуп. В наст. время традиционный костюм сохранился лишь кое-где у женщин в юж. областях, реже – на С. и в Сибири (напр., в Забайкалье, где он отличается украшениями и яркостью расцветки).

Офиц. религия Р. в прошлом – православие, введенное еще в 10 в. Однако в народе вплоть до революции отчасти удерживались древние верования в сверхъестеств. существа, связанные с домом и х-вом, природой (домовой, леший, водяной, русалки). Церковь вынуждена была приспосабливаться к древним верованиям, придавая "святым" функции древнеслав. божеств (напр., Илья пророк – Перун, Власий – Велес) и сохраняя, наряду с христ. празднествами и обрядами, дохристианские (масленица – проводы зимы, троицкие обряды – весенние и т. п.). В 17 в. произошел раскол рус. церкви; не принявшие реформ церк. службы старообрядцы отличались обособленностью быта. В сов. время подавляющее большинство Р. – атеисты.

Рус. дореволюц. и сов. культура имеет мировое значение – наука, лит-ра, музыка, изобразит. иск-ва, театр оказали большое влияние на развитие культуры др. народов СССР, а также народов зарубежных стран. Вместе с тем сохранились и развиваются традиционные нар. жанры иск-ва, ремесла и промыслы. Ярко и оригинально рус. народное изобразит. иск-во – роспись, обработка дерева, металла, кости, камня, глины; вышивки, узорное тканье, плетение кружев. Лучшие традиции развиваются в совр. художеств. ремеслах: гравировка по серебру (Вел. Устюг), роспись по дереву (Горьковская обл.), миниатюра на изделиях из папье-маше (Палех, Холуи, Мстёра, Федоскино), глиняная и деревянная скульптура, игрушки (Моск. и Кировск. обл.). В богатом фольклоре Р. сохранилось многое от глубокой древности. Героич. киевские былины, новеллистич. новгородские дожили до нашего времени; о выдающихся событиях повествуют историч. песни 14–19 вв.; поговорки, загадки связаны как с древними верованиями, так и с совр. жизнью народа. Песни – обрядовые и необрядовые, крестьянские, рабочие, солдатские – в последние полвека пополнились песнями Οкт. революции и Отечеств. войны. Для нар. театра характерна острая классовая сатира. Нар. музыка разнообразна по ладовому строю (преим. диатоническому), отличается богатством ритмов. Развито многоголосие. В сов. время получила развитие богатая и разнообразная художеств. самодеятельность (см. также статьи "Союз Советских Социалистических Республик" и "Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика").

Этнографич. изучение Р. особенно большое развитие получило в 19 – нач. 20 вв. Сов. этнографы опубликовали ряд трудов, посвященных культуре русского населения отд. областей, крупным разделам материальной и духовной культуры, а также обобщающих работ. Итоги изучения Р. как нации подведены в книге "Народы Европейской части СССР", т. 1, М., 1964 (на с. 916–23 приведена обширная библ. о Р.). Обобщения по материальной культуре Р. методом картографирования сделаны в кн. "Русские. Историко-этнографический атлас", М., 1967.

Г. С. Маслова, М. Г. Рабинович. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia