Статистика - Статей: 872662, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Риккерт Г.





РИ́ККЕРТ (Rickert), Генрих (25.V.1863 – 30.VII.1936) – нем. философ, основавший совместно с В. "Виндельбандом" баденскую (фрейбургскую) школу неокантианства. С 1894 – проф. Фрейбургского, с 1916 – Гейдельбергского ун-тов. Разрабатывая теорию познания применительно к наукам об обществе (гл. обр. к истории), Р. противопоставлял последние наукам о природе, ограничивая историю задачами описания единичного, особенного, неповторимого. Такой взгляд органически вытекал из его филос. концепции. Противник теории единства познания, Р. утверждал, что хотя "...составные части нам всем известного пространственно-временного чувственного мира суть единственные действительности... Бытие всякой действительности должно рассматриваться как бытие в сознании", а складывающееся т. о. "...понятие действительности представляется, в конце концов, как понятие ценности" ("Введение в трансцендентальную философию", 2 изд., К., 1904, с. 84, 129). Всякая наука (исключая философию) имеет, по Р., "...две стороны, эмпирически-реалистическую и рационалис- тически-идеалистическую" (там же, с. 198) (последняя и исходит из понятия ценности). Какая из сторон является главной – определяется задачами науки: это может быть выработка общих понятий, выведение причинных зависимостей и закономерностей (естественные науки), но "...могут существовать науки, которые вовсе не интересуются законами...". История, по мнению Р., не может быть подведена под понятие "науки о законах", и именно в силу этого Р. рассматривает ее "...как науку, которая содержанием своих понятий стоит ближе к объективной действительности, чем всякая наука об общих законах" (там же), поскольку "действительность всегда индивидуальна". Т. о., ист. наука противопоставляется наукам естественным и по задачам (выявление единичного), и по методам (выработка индивидуализирующих понятий, выявление индивидуальной причинности и т. д.). Чтобы не утерять ист. целое, Р. признавал необходимость "обходных средств": обобщений, включающих индивидуальные ист. факты в индивидуальные же ист. явления, с к-рыми они связаны причинной зависимостью. Однако главным средством воссоздания ист. целого Р. считал соотнесение фактического с трансцендентным (находящимся за пределами индивидуального сознания), понимаемым как "мир всеобщих действительностей" или "всеобщих ценностей". Эстетич., этич., ре-лиг. и др. ценности представляют собой критерий для отбора фактов в истории человечества. Теория Р. была направлена как против позитивистской, так и против марксистской методологии. Распространение риккертианства способствовало ослаблению внимания бурж. науки к проблемам содержания ист. процесса, усилению идиографизма в бурж. историографии.

Осн. произведения Р., переведенные на рус. яз.: "Границы естественно-науч. образования понятий. Логич. введение в ист. науки" (СПБ, 1903); "Введение в трансцендентальную философию" (2 изд., К., 1904). См. также ст. "Неокантианство" и лит. к ней.

Е. Э. Печуро. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia