Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Протестантизм





ПРОТЕСТАНТИ́ЗМ (от лат. protestans – возражающий, несогласный) – одно из трех крупнейших направлений христианства (наряду с католицизмом и православием), второе по численности (св. 200 млн. приверженцев) после католицизма; "бурж. разновидность христианства" (К. Маркс). Объединяет ряд самостоят. церквей и сект, несколько отличающихся друг от друга культом и организацией, но связанных общностью происхождения и основных черт вероучения и догматики.

Название "протестант" первоначально было дано герм. князьям и городам, подписавшим на "Шпейерском сейме 1529" т. н. "Протестацию" – протест против решения большинства этого сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии. В дальнейшем протестантами стали называть всех последователей новых церк. направлений, отколовшихся в период Реформации 16 в. от католицизма, а также появившихся в более позднее время в результате отделения от гл. протестантских церквей. Возникнув в нач. 16 в. как антифеод. и антикатолическое бурж. религ. направление, являясь идеологич. знаменем ранних бурж. революций в Европе (см. "Реформация"), П. выразил стремление становящегося бурж. общества к удешевлению и упрощению религ. культа, к демократизации, к разрушению ср.-век. корпоративизма во имя бурж. индивидуализма, частной инициативы и предпринимательства. Все эти чаяния в мистифицированной форме содержались в основном принципе П. – "спасение личной верой" (см. ""Оправдание верой""). Из него следовало отрицание за духовенством мистической способности "отпускать грехи" и распределять сверхъестественную "благодать", распространение причастия вином на мирян, отмена "целибата", монашества, зем. церк. владений, упрощение обрядности (упразднение догмата о чистилище, культа "святых", ангелов, богородицы, поклонения иконам, сокращение религ. "таинств" до крещения и причащения и т. д.). Согласно протестантскому вероучению, "спасение" достигается не внешним выражением религиозности, а внутренним субъективным благочестием, "переживанием веры". Порывая с феодализированным христианством, П. отверг "священное предание" как источник вероучения в пользу "священного писания". Оно было переведено на нац. языки, его чтение и пропаганда были не только разрешены каждому верующему, но и вменены в обязанность. Пышный католич. культ П. заменил проповедью, совместными молитвами, пением псалмов.

Сложный клас. состав реформационного лагеря, весьма различные конкретные условия возникновения П. в разных странах – все это привело к тому, что П. с самого начала был не единым целым, а совокупностью самостоятельных форм. Первоначальными, возникшими уже в 16 в., формами П. были: "лютеранство", "кальвинизм" (поглотивший цвинглианство), англиканство (см. "Англиканская церковь"), анабаптизм (см. "Анабаптисты"), выродившийся в основном в 40-х гг. 16 в. в мелкобурж. непротивленческую секту "меннонитов"; к протестантам примыкали "унитарии" (в т. ч. польские "социниане"). Различные направления П. отличались большей или меньшей последовательностью в проведении в жизнь церкви основных принципов П., в т. ч. в отрицании церк. иерархии. Если анабаптисты вообще упразднили духовенство, то англикане сохранили сложную церк. иерархию (в т. ч. епископат); в лютеранстве имеются епископы, пасторы приглашаются, но не смещаются общиной; в кальвинизме епископов, как правило, нет, пасторы и пресвитеры выбираются (по крайней мере, формально) общиной, культ беднее и проще (нет, напр., "литургии").

Закончившееся в основном к концу 16 в. на континенте Европы формообразование внутри П. было продолжено в Англии и позднее в США (англ. колонии в Сев. Америке были преим. протестантскими). В Англии и в англоязычных странах кальвинизм принял форму пресвитерианства (см. "Пресвитериане"), существенно не отличавшегося от европ. континентального кальвинизма (обычно наз. реформатством). Более демократичные, чем пресвитериане, конгрегационалисты (см. "Индепенденты") установили автономность религ. общин (подчиняющихся в обычном кальвинизме пресвитериям – собранию пресвитеров и пасторов нескольких общин). В 17 в. на базе меннонитства и конгрегационализма сложились такие разновидности П., как баптизм (см. "Баптисты"), квакерство (см. "Квакеры").

Англ. революция 17 в. была последней революцией в Европе, происходившей под религ. знаменем П. (кальвинизма). С этого времени П. утрачивает свой исторически прогрессивный характер. Начинается второй этап в эволюции П. Старые протестантские церкви превращаются в "респектабельные" церкви бурж. общества, став или государственными или равноправными с другими вероисповеданиями. Новые направления П., возникавшие чаще всего среди страдавшей от развития капитализма мелкой буржуазии, уже не играли социально-прогрессивной роли, а нередко и использовались крупнокапиталистич. кругами в реакц. целях. В то время, как в старых направлениях П. усилились тенденции к их превращению в обычные церк. организации со свойственным церкви формализмом и чисто внеш. "благочестивостью", для новых направлений были характерны новые, более изощренные формы религ. воздействия на массы, усиление мистич. и иррациональных элементов. Таковы: отколовшийся в 18 в. от англиканства методизм (см. "Методисты"), резко усиливший эмоциональный момент религ. воздействия; секта "адвентистов" (с 30-х гг. 19 в.), дополнивших религию баптистов предсказаниями близости "конца света" и "второго пришествия"; возникшая в конце 19 в. в результате отделения от адвентистов секта ""Свидетели Иеговы""; сложившаяся в нач. 20 в. на баптистской основе секта "пятидесятников".

Для П. характерна активная миссионерская деятельность. До 20 в. наибольшую активность проявляли миссионерские орг-ции Англии, затем ведущее место в протестантском миссионерстве заняли орг-ции США; в 1910 был создан Всемирный миссионерский совет. П. распространился в части колониальных и зависимых стран. Видное место принадлежит П. в движении "христианского социализма" 19 в., сочетавшего ограниченную критику пороков капитализма с проповедью клас. сотрудничества и борьбой с распространением революц. движения и идей социализма (протестантское направление христ. социализма возникло в 40-х гг. в Англии и связано с деятельностью Ф. Мориса, Дж. Ладлоу и др.; в Германии в 1878 была осн. А. Штёккером Христианско-социальная рабочая партия; в 1896 Ф. Науманом – Национально-социальный союз; близкое христ. социализму течение в США – т. н. социальное евангелие, осн. в конце 19 в. баптистским пастором У. Раушенбушем). Со 2-й пол. 19 в. начали создаваться протестантские профсоюзы (иногда смешанные протестантско-католические). На растущую безрелигиозность в рабочей среде П. отвечал созданием т. н. внутренних миссий, филантропич. орг-ций (напр., междунар. орг-ция с центром в Лондоне – "Армия спасения"). Социальная интерпретация христианства была в значит. мере связана с распространением во 2-й пол. 19 в. т. и. религ. либерализма или "модернизма", стремившегося приспособить христианство к современности путем более рационалистич. толкования библейских текстов, попыток "примирить" религию с наукой и, наконец, "включить" христианство в решение социальных проблем. Модернизм завоевал в П. значительно более сильные позиции, чем в католицизме и пользовался в протестантском богословии конца 19 – нач. 20 вв. преобладающим влиянием (крупнейшие протестантские теологи -модернисты этого времени – А. Ричль, Э. "Трёльч", А. Гарнак, У. Раушенбуш). Однако для протестантского богословия 20 в. характерен кризис религ. либерализма (связанный с кризисом бурж. либерализма в целом). Религ. выражением этого явился с одной стороны, рост откровенно иррациональных и мистич. сект (напр., пятидесятники), с другой – усиление в П. т. н. фундаментализма, к-рый требует беспрекословного принятия в качестве основы ("фундамента") веры всего "священного писания", отвергает возможность критич. отношения к к.-л. его части и аллегорич. истолкования библ. "чудес". Но ведущие позиции в протестантском богословии с 20–30-х гг. 20 в. заняло течение т. н. диалектич. теологии, или т. н. теологии кризиса (теологи К. "Барт", Э. Бруннер в Швейцарии, П. Тиллих и др. в Германии, Р. Нибур в США). Это направление ("неоортодоксы") критикует модернистские попытки рационального толкования Библии, но не придерживается примитивно-фундаменталистского буквального понимания ее мифов. Признавая, что совр. бурж. общество переживает кризис, диалектич. теология выдает его за кризис всего человечества, причем вторичный по отношению к "кризису" в самом человеке, вызванному его отпадением от бога. Все виды социальных противоречий "неоортодоксы" объясняют противоречивостью человека как существа "несовершенного" и утверждают, что эти противоречия неразрешимы.

Характерная черта П. – наличие в нем множества весьма разнородных течений как в области богословия, так и в отношении политич. ориентации. Этому способствует признаваемая протестантскими церквами свобода толкования христ. учения в весьма широких рамках, а также отсутствие строгой централизации и дисциплины (чем П. существенно отличается от католицизма). Так, политич. ориентация совр. П. колеблется от открытой реакции и воинствующего антикоммунизма [амер. фундаменталисты, Э. Бруннер; X. Тиликке (ФРГ)] до признания необходимости сотрудничества с коммунистич. движением и возможности сочетания христ. идеологии с коммунистич. (в 20-е гг. – амер. епископ В. М. Браун, позднее – Дж. Макмарри, Д. Нидем, X. Джонсон, С. Ивенс, Ф. Кларк и др. в Англии, Й. Громадна в Чехословакии, Э. Фукс в ГДР). Эта т. н. "христианская левая" гораздо более сильна, в совр. П., чем в католицизме.

С конца 19 в. в П. наметилась тенденция к организац. объединению, выразившаяся как в объединении всех протестантских церквей к.-л. одного направления, так и в движении за всемирное объединение христианских (прежде всего протестантских) церквей (см. "Экуменическое движение"). Совр. П., продолжая оставаться раздробленным на лютеранство (ок. 70 млн.), кальвинизм (50 млн.), англиканство (30 млн.), методизм (ок. 40 млн.), баптизм (25 млн.), пятидесятничество (8 млн.), адвентизм (св. 1 млн.), иеговизм (ок. 1 млн.) и на более мелкие секты, с 1948 достиг по крайней мере формального объединения в рамках Всемирного совета церквей (ВСЦ), включившего в себя большинство протестантских церквей, а также ряд православных церквей, в т. ч. и рус. православную церковь, вступление к-рой в 1961 во ВСЦ способствовало ослаблению гегемонии амер. П. в этой орг-ции. П. распространен гл. обр. в сканд. странах, ФРГ, ГДР, Швейцарии, Нидерландах, Великобритании, США. В СССР среди приверженцев П. имеются лютеране, реформаты, баптисты, меннониты, методисты, адвентисты, иеговисты, пятидесятники.

Лит.: Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1931; Левада Ю. Α., Совр. христианство и социальный прогресс. М., 1962; Кузьмина Т. Α., Этическая доктрина совр. П., в кн.: Новейшие приемы защиты старого мира. М., 1962; Вебер Μ., Протестантские секты и дух капитализма, "Атеист", 1928, № 26; Protestant thought in the twentieth century, ed. A. S. Nash. N. Y., 1951; Drummοnd A. L., Story of American protestantism, Boston, 1951; Walz H. H., Der politische Auftrag des Protestantismus in Europa, Tübingen, 1955; Contemporary Evangelical thought, N. Y., 1957; Hardon J. Α., The protestant churches of America, Westminster, 1956; Gingrich G. J., Protestant revival yesterday and today, N. Y., [1959]; Nichols J. H., The meaning of protestantism, L., 1959; Protestantism tänapäeval, Tallin, 1966; Ferm V. Τ. Α., Protestant dictionary, Ν. Υ. 1951. См. также лит. при ст. "Реформация", а также при ст. об отдельных направлениях П. и о крупнейших деятелях П.

А. Н. Чанышев. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia