Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Пророки библейские





ПРОРÓКИ БИБЛÉЙСКИЕ – религиозно-политич. проповедники в др.-евр. царствах Палестины (Израиль и Иудея) в 8–4 вв. до н. э. Словом "наби" –"пророк" еще во 2 тыс. до н. э. обозначались прорицатели, в экстазе изрекавшие оракулы от имени бога (Моисей, Самуил, Илия, Елисей). С 8 в. до н. э. пророки становятся также политич. ораторами и проповедниками. Их произв. (книги пророков) на политич., социальные и религиозно-этич. темы в виде сборников речей и проповедей (в поэтич. форме) входят в ветхозаветный канон "Библии". По объему их книг П. б. условно делят на "больших": "Исайя" – 2-я пол. 8 в. до н. э., "Иеремия" – кон. 7 – нач. 6 вв., "Иезекииль" – нач. 6 в. до н. э. и 12 "малых": Осия (Хошеа), "Амос", Михей (Миха) – 8 в. до н. э., Иоиль – 8 или 6 вв. до н. э., Наум (Нахум) – 7 в. до н. э., Авдий (Обадия), Аввакум (Хабаккук), Софония (Цефания), Аггей (Хаггай), Захария и Малахия (Малеахи) – 6–4 вв. до н. э., а также Иона (речи к-рого не сохранились; вместо них дается легендарное жизнеописание).

Иудаистический канон относит к книгам пророков также повествовательные и хроникальные книги Иисуса Навина, Судей, 4 книги Царств (2 книги Самуила и 2 кн. Царей), в к-рых, помимо легендарного материала, содержатся сведения об историч. событиях 13–6 вв. до н. э. П. б. (Амос, Исайя, Михей, Иеремия), выступая в защиту обезземеливаемых общинников, страстно обличали богачей за их алчность, распутство, стремление к роскоши. Победу социальной справедливости П. б. видели в будущем мире, где воцарятся благоденствие и мир и "люди перекуют мечи на орала" (Исайя). П. б., в частности Иезекииль, поставили вопрос об индивидуальной ответственности человека за его поступки, освобождая от нее его сородичей.

Будучи сторонниками укрепления культа бога Яхве и выступая против местных культов, П. б. объективно защищали идеологию централизованной царской власти против децентрализаторских тенденций местной знати. Во время вавилонского пленения (586–539 до н. э.) П. б. развивали учение о монотеизме и универсальности бога Яхве. При этом они любую власть рассматривали как действующую по воле Яхве, даже власть иноземных завоевателей Палестины.

П. б. оказали большое влияние на последующее религиозно-политич. мышление (в ср. века и новое время). Идеологи целого ряда нар. движений средневековья, проповедуя идеи равенства людей, необходимости передела земли и борьбы с роскошью, ссылались на высказывания П. б.

Лит.: Φранк-Каменецкий И. Г., Пророк Иеремия и борьба партий в Иудее, в сб.: Религия и общество, Л., 1926, с. 60–82; его же, Пророки-чудотворцы. О местном происхождении мифа о Христе, Л., 1925; Хрестоматия по истории Древнего Востока, М., 1963, с. 291–302; Eissfeldt O., Einleitung in das Alte Testament..., 3 Aufl., Tübingen, 1964; Hoelscher G., Die Propheten, Lpz., 1914.

M. Л. Гельцер. Вильнюс.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia