Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Промышленный переворот





ПРОМЫ́ШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРÓТ – совокупность экономич., социальных и политич. сдвигов, ознаменовавших переход от мануфактурной стадии капитализма к фабричной системе капиталистич. произ-ва, опирающегося на машинную технику. П. п. – "...крутое и резкое преобразование всех общественных отношений под влиянием машин..." [Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 231 (т. 2, с. 215)].

В результате П. п. капиталистич. способ произ-ва получил соответствующий его характеру технический базис и утвердился как общественно-экономич. формация. Промышленный переворот привел в действие всеобщий закон капиталистического накопления, предопределивший дальнейший рост крайностей богатства и нищеты.

Наиболее отчетливо выраженную форму П. п. приобрел в Англии, где он произошел раньше, чем в др. странах. Бурные темпы П. п. в Англии и вызванные им глубокие сдвиги побуждали современников сопоставлять его с "политической революцией", имевшей место во Франции; отсюда – термин "промышленная революция", употребляемый иногда вместо термина "П. п.".

Науч. понятие П. п. разработали К. Маркс и Ф. Энгельс, вскрывшие его социально-политич. содержание. Бурж. ист. наука либо вообще отрицает П. п., подменяя его плавной эволюцией, либо, отождествляя его со сдвигами в технике, усматривает П. п. в каждом крупном технич. открытии в различные эпохи – как в самой глубокой древности (что дает ей повод приписывать капитализму весьма древнее происхождение), так и в новейшее время (отсюда – распространенная в бурж. лит-ре оценка науч.-технич. революции 20 в. как второго П. п.).

Бурж. исследователи, как правило, отказываются от общей характеристики П. п., его закономерностей и места в истории. Говоря о причинах П. п. в Англии, они обычно произвольно выделяют те или иные стороны этого сложного ист. процесса. Современники П. п.. в Англии объясняли его выгодным географич. положением' страны и богатыми залежами кам. угля и руды. А. Тойнби видел эту причину в освобождении пром-сти от стеснительной регламентации (А. Тойнби, Промышленный переворот в Англии в 18 столетии, пер. с англ., 2 изд., М., 1912). С 1920-х гг. были выдвинуты новые объяснения. Дж. Гриффит подчеркивал роль спроса со стороны растущего населения (G. Griffith, Population problems of the age of Malthus, Camb., 1926). Дж. Шумпетер видит в П. п. всего лишь фазу продолжит. экономич. цикла (J. Schumpeter, Business cycles, v. 1–2, N. Y.–L., 1939). T. Аштон указывает на падение учетной ставки, как фактор, стимулировавший П. п. (T. S. Ashton, Industrial revolution 1760–1830, L., 1948). У. Ростоу ищет гл. причину в психологич. сфере (W. W. Rostow, Process of economic growth, Ν. Υ., 1952). Все перечисл. авторы, избегая оценки места капитализма в ист. развитии человечества и скрывая, что развитие П. п. было основано на беспощадной эксплуатации трудящихся, отказываются от всестороннего анализа социальных предпосылок и социальных последствий П. п. Отождествляя понятия "индустриализация" и "промышленный переворот", бурж. историки (У. Ростоу, X. Сетон-Уотсон и др.) утверждают, что индустриализация в странах с различным социальным строем будто бы однотипна и т. обр. надеются "обосновать" бурж.-реформистские концепции "индустриального общества".

Причины П. п. лежат в совокупности ряда экономич., географич. и социально-политич. условий. Важнейшей предпосылкой П. п. было т. н. "первоначальное накопление", сопровождавшееся массовым отрывом непосредств. производителей от средств произ-ва и превращением их в наемных рабочих. Основой этого процесса была экспроприация крестьянства, к-рая в Англии проводилась в форме "огораживаний". Англ. революция 17 в., сломавшая феод.-абсолютистский режим, расчистила путь для бурж. развития. Настойчиво и последовательно проводившаяся политика меркантилизма и энергичная колониальная политика ускорили обогащение имущих классов и накопление капиталов. Уже в 17 в. в Англии широкое развитие получает "мануфактура" (первостепенное значение мануфактура приобрела в суконной пром-сти), с ее детальным разделением труда, подготовившим предпосылки для внедрения машинной техники в произ-во.

Началом П. п. в Англии принято считать 60-е гг. 18 в.: в 1765 Дж. Харгривсом была изобретена механич. самопрялка "Дженни", в 1767 Т. Хайсом создана другая машина для прядения, приводившаяся в движение силой воды (ватерная машина). В 1779 мюль-машина, изобретенная С. Кромптоном, комбинируя принципы обоих этих изобретений, привела к окончат. победе машинной техники в прядильном произ-ве. В 1769 начала работать первая прядильная фабрика Аркрайта, положившая начало фабричному произ-ву. Несколько позднее было механизировано и ткацкое дело. Изобретения в текст. деле стимулировали технич. мысль и новые приемы произ-ва в др. отраслях и дали сильный толчок развитию науки. Химия содействовала преобразованию процессов отбелки и окраски тканей, произ-ва стекла и др. производств. процессов в ряде отраслей пром-сти. В связи с начавшейся реконструкцией пром-сти на новой технич. базе сильно возрос спрос на металл, но бедность Англии лесом лимитировала развитие металлургии, поскольку для произ-ва металла требовался древесный уголь. В 70-х гг. широкое распространение получила плавка чугуна на кам. угле, а в 1783–84 был разработан способ пудлингования, т. е. переплавки чугуна в ковкое железо также на кам. угле. Это позволило увеличить произ-во железа и расширить область его применения, в частности – в машиностроении. Дж. Уатт еще в кон. 60-х гг. построил первую работающую модель паровой машины, к-рая после ряда улучшений в 80-е гг. стала новым мощным источником механич. энергии. К сер. 19 в. развитие техники произ-ва машин позволило механизировать и произ-во самих машин, т. е. изготовлять машины при помощи др. машин.

Развитие пром-сти оказало решающее воздействие на др. отрасли англ. экономики. Потребности обмена вызвали технич. переворот в транспорте (появление ж. д. и парохода), что облегчило и ускорило связь Англии со всем миром и между отд. р-нами страны. Расширение спроса на продукты питания со стороны возраставшего гор. населения стимулировало развитие с. х-ва, побуждая к улучшению его техники и более тесной связи с рынком, а также к углублению разделения труда; в р-нах, близких к городам и пром. центрам, возникло интенсивное молочное и овощное произ-во. Капиталистич. орг-ция возобладала и в деревне. Фермер стал разновидностью капиталистич. предпринимателя; но, в отличие от промышленника, он вкладывал свой капитал в арендованную землю.

Параллельно с распространением машинной техники претерпела изменения и орг-ция произ-ва: машина и фабрика с ее крупными масштабами произ-ва в осн. и ведущих отраслях вытеснили ручной труд и ремесло. "Пар и новые рабочие машины, – по словам Ф. Энгельса, – превратили мануфактуру в современную крупную промышленность и тем самым революционизировали всю основу буржуазного общества" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 271).

Прогресс в технике и организации произ-ва вызвал далеко идущие сдвиги в экономич. структуре Англии. Пром-сть выдвинулась на первое место по доле производимого ею нац. дохода и по числу занятого в ней населения. Не довольствуясь внутр. рынком, англ. предприниматели вывозили все большую часть своей продукции и в то же время во все больших масштабах ввозили продовольствие и сырье. Наряду с текст. товарами в экспорте появилась продукция тяжелой пром-сти. Англ. товары, благодаря высокому уровню техники и организации произ-ва, успешно конкурировали с товарами из др. стран на всех рынках мира. Англия превращалась в "мастерскую мира". Экономич. могущество Англии способствовало ее политич. усилению. "Англия, – писал Маркс в 1853, – та страна, где начинается подлинное бурное преобразование современного общества" (там же, т. 8, с. 569). Не менее значительными были географич. и демографич. сдвиги, вызванные П. п. Быстрый рост населения сопровождался его огромной концентрацией в городах. Целые р-ны страны становились средоточием мощной пром-сти (центр. графства, Южный Уэльс и др.). Огромные изменения произошли и в социальной структуре страны. Она заметно упрощалась: на первый план выдвинулись пром. буржуазия и совр. пролетариат. Самостоят. крестьянство исчезло; др. промежуточные классы заметно ослабели. Уже к 1850 рабочий класс составлял в Англии ок. 60% всего самодеят. населения. Полностью отделенный от средств произ-ва, он окончательно утерял связь с с. х-вом; в его составе возрастала доля потомств. рабочих и более значит. часть сосредоточивалась на крупных предприятиях. Развивалось клас. самосознание англ. рабочих. На другом полюсе общества выдвигалась пром. буржуазия, к-рая концентрировала в своих руках богатство и власть. После избирательной реформы 1832 она получила преобладание в парламенте, а с 40-х гг. уже прямо диктовала курс внутренней и внешней политики. Антагонизм двух основных классов – буржуазии и пролетариата – стал определять все развитие английского общества.

В условиях утверждения капиталистич. произ-ва машина превращала рабочего в свой придаток, сводила на нет профессиональное умение и в обстановке слабой организованности и недостаточной клас. сознательности рабочего класса, а также огромной безработицы, усиленной резкими структурными сдвигами, сделала его менее способным сопротивляться алчности предпринимателя. Особенно беззащитными объектами эксплуатации являлись женщины и дети, составлявшие огромную часть рабочего класса. На протяжении неск. десятилетий заработная плата рабочих неуклонно падала, эксплуатация труда возрастала. Условия жизни и питание рабочей массы резко ухудшились, повысилась смертность.

Бурж. историография новейшего времени пытается оспорить факты, документальные данные и свидетельства современников, рисующие тяжелые последствия П. п. для трудящихся. Произвольно отбирая источники или строя свои концепции на бездоказат. домыслах, бурж. историки утверждают, что машины и фабричная система якобы улучшили положение рабочих, а все отрицат. последствия П. п. связывают с остатками предыдущей системы: сохранением домашнего произ-ва и ремесла (Т. S. Ashton, Standard of life of the workers in England 1790–1830, "J. of Economic History", 1949, v. 9, Supplement; D. Roberts, How cruel was the Victorian poor law?, "Historical Journal", 1963, v. 6, № 1). Прогрессивный историк Э. Хобсбоум убедительно опровергает эти утверждения (Е. J. Hobsbawm, British standard of living 1790–1850, "Economic History Review", 1957, August, Ser. 2, v. 10, № 1). Нек-рые бурж. историки, вынужденные признать резкое ухудшение условий жизни рабочего класса в годы П. п., пытаются связать это ухудшение с различными внутриполитич. и внешнеполитич. событиями, не связанными с П. п. Так, напр., Дж. Клэпем (J. Clapham, An economic history of modern Britain, v. 1 – The early railway age, Camb., 1926), не приводя убедит. аргументации, утверждал, что снижение уровня жизни рабочих в период П. п. имело место лишь в отд. годы, в частности в годы войн с наполеоновской Францией, к-рые и были будто бы гл. или даже единств. причиной этого снижения.

Реакцией на невыносимые условия и произвол капиталистов было развитие рабочего движения. От первых стихийных вспышек, нередко направленных против машин (см. "Луддиты"), рабочий класс постепенно переходит к организованной борьбе за свои права – сначала экономические, а затем, по мере роста его клас. самосознания, и политические. Своего высшего подъема в 1-й пол. 19 в. эта борьба достигает в чартистском движении (см. "Чартизм").

К сер. 19 в. П. п. в Англии завершился; фабрика и машинное произ-во преобладали в основных и ведущих отраслях; утвердилось господство пром. буржуазии в политич. жизни; сложился пром. пролетариат, клас. борьба к-рого против буржуазии приобрела обнаженную, незамаскированную форму. Англ. капитализм вступил в полосу полной зрелости.

П. п. в других странах произошел позднее и сопровождался глубокими изменениями в социальной структуре, сходными с теми процессами, к-рые проходили в Англии. Большую роль при этом играло заимствование технич. достижений и обмен опытом, что ускоряло технич. прогресс. В то же время особенности ист. развития и нац. условий предопределили и своеобразные черты П. п. в каждой стране.

Во Франции машины появились в самом конце 18 в. Великая франц. революция, разрушив феод. строй, ускорила развитие мануфактурного произ-ва во Франции и перерастание его в фабричное. Однако мелкое х-во в деревне медленно сдавало свои позиции; обезземеление крестьянства и урбанизация шли здесь гораздо медленнее, чем в Англии, замедляя темпы первонач. накопления и складывание внутр. рынка. Развитие кредитной системы содействовало ускорению всех этих процессов, особенно в 40–50-е гг. 19 в., когда началось усиленное ж.-д. строительство. Завершение П. п. во Франции относится к 50–60-м гг.

В США П. п. начался во 2-м десятилетии 19 в., прежде всего в хл.-бум. пром-сти, располагавшей богатой сырьевой базой. Важнейшие особенности П. п. в США – значит. роль иностр., гл. обр. англ., капитала и наличие огромных терр. для нового заселения, освобождаемых в результате оттеснения и истребления индейцев. Массовый приток иммигрантов из Европы компенсировал относит. медленность обезземеливания фермерства, обеспечивая рабочей силой растущую пром-сть и способствуя быстрому росту населения и внутр. рынка. Возникновение зажиточного фермерства содействовало росту емкости внутр. рынка, а спекуляция землями на Западе – образованию крупных капиталов. Интенсивное ж.-д. строительство, начавшееся в 20-х гг., открыло путь к быстрому освоению зап. земель и развитию с. х-ва по капиталистич. пути. К сер. 19 в. П. п. в сев.-вост. штатах США завершился.

В Германии серьезным препятствием для П. п. была политич. раздробленность страны. Первые предприятия капиталистич. характера появляются в Германии уже в кон. 18 в., но воен. действия, ареной к-рых стала Германия в нач. 19 в., задержали их развитие. После 1815 в Германии начало быстро расти хл.-бум. произ-во. Герм. хл.-бум. промышленность, где применялись англ. машины, сразу стала развиваться на фабричной основе. Образование Герм. таможенного союза (1834) стимулировало развитие шелковой, а затем и шерст. пром-сти. В 30–40-х гг. и особенно в 50–60-х гг. в Германии развернулось ж.-д. строительство. Прусское пр-во активно участвовало в субсидировании ж.-д. строительства, проводило в интересах предпринимателей политику торговой и пром. экспансии. Одним из источников финансирования крупной пром-сти явилась капитализация выкупных платежей. В 50–60-х гг. в Германии начинает быстро развиваться тяжелая промышленность, что приводит к преобладанию здесь производства средств производства. П. п. в Германии завершается в 70–80-х гг., после образования Германской империи.

В Италии П. п. начался в 40-е гг. 19 в. Однако политич. раздробленность и чужеземное господство задерживали экономич. развитие страны. После объединения Италии П. п. значит. ускорился и завершился к концу 19 в.

В странах Вост. Европы развитие П. п. замедлялось остатками феод. отношений и крепостничеством. Существование многочисл. мелкого крестьянства, слабо связанного с рынком, тормозило процесс первонач. накопления и складывание внутр. рынка. В чеш. землях П. п. охватывает период от нач. 19 в. до 70-х гг. В России П. п. начался в конце 30-х – нач. 40-х гг. 19 в., прежде всего в хл.-бум. пром-сти, но конкуренция англ. пряжи несколько задержала развитие пром-сти. (Подробнее см. ниже раздел Промышленный переворот в России). Ж.-д. строительство, развернувшееся здесь с 40-х гг., стимулировало развитие металлургии. Однако в условиях крепостного права, при к-ром осн. кадры рабочего класса состояли из несвободных, развитие пром-сти шло медленно. Завершение П. п. в России относится к концу 70-х – нач. 80-х гг. 19 в.

Н. А. Ерофеев. Москва.

В Японии П. п. начался в последние десятилетия 19 в. на почве, подготовленной революцией Мэйдзи (см. "Мэйдзи исин"). Гос-во активно содействовало развитию тяжелой и добывающей пром-сти, к-рая, однако, была в значит. мере ориентирована на произ-во вооружений (оборудование для легкой пром-сти ввозилось б. ч. из-за границы). П. п. в Японии окончательно завершается уже после 2-й мировой войны.

В других неевроп. странах господство иностр. капитала, с одной стороны, ускорило наступление П. п., а с другой – затормозило его завершение. В целях вывоза сырья и сбыта своих потребительских изделий Англия и др. державы начинают с сер. 19 в. строить в Индии, Китае, Египте, Мексике, Бразилии, Аргентине и нек-рых др. странах ж. д. и развивать фаб.-зав. пром-сть по переработке продуктов с. х-ва и горной пром-сти. Однако эти отрасли совр. пром-сти и транспорта полностью зависели от импорта оборудования из метрополии. К концу 2-й мировой войны лишь в нек-рых латиноамер. странах действовали отдельные машиностроит. заводы, в колониях же и др. зависимых странах Азии и Африки произ-во совр. орудий труда отсутствовало. Это делало невозможным машинизацию осн. сфер произ-ва, а существовавшие крупные предприятия и ж. д. были вынуждены пользоваться физически и морально устаревшим импортным оборудованием. В этих условиях произ-во относит. прибавочной стоимости было крайне затруднено и преобладало производство абсолютной прибавочной стоимости (удлинение рабочего дня, интенсификация труда и т. п.). В странах, завоевавших политич. независимость после 2-й мировой войны, П. п. не был завершен ко времени их освобождения. Незавершенность П. п. в развивающихся странах и тех странах, к-рые еще находятся в колон. зависимости, сказывается на структуре как всего самодеят. населения, так и самого рабочего класса. Доля фаб.-зав. пролетариата среди занятых в нар. х-ве крайне мала, а в его составе незначителен удельный вес рабочих обрабатывающих отраслей тяжелой пром-сти. Местные предприниматели расплачиваются за свою технич. зависимость от иностр. монополий частью прибавочной стоимости (через высокие цены на оборудование, материалы и технич. услуги). Проблема завоевания экономич. независимости совпадает для развивающихся стран с задачей строительства нац. пром-сти.

В. И. Павлов. Москва.

Лит. (кроме указ. в ст.): Маркс К., Капитал, т. 1, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23; Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, т. 2; Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3 (т. 3); Манту П., Промышленная революция XVIII столетия в Англии, пер. с франц., Μ., 1937; Ерофеев Н. Α., Промышленная революция в Англии, Μ., 1963; Dunham A. L., La révolution industrielle en France (1815–1848), P., 1953; Henderson W. O., The state and the industrial revolution in Prussia 1740–1870, Liv., 1958; Mrázek О., Vývoj průmyslu v českých zemich a na Slovensku od manufaktury do roku 1918, [Praha], 1964. См. также лит. к следующему разделу статьи.

Промышленный переворот в России. П. п. в России начался, по мнению большинства сов. исследователей, в кон. 30-х – нач. 40-х гг. 19 в. Особенно интенсивно он проходил с кон. 40-х гг. Переход от мануфактуры к фабрике прежде всего начался в наиболее капиталистически развитых отраслях пром-сти (хлопчатобумажная), а затем постепенно охватывал и др. отрасли. Замена ручного труда машинным, резко повысившая производительность труда, была огромным скачком в развитии производит. сил об-ва. Однако для успешного перехода от мануфактуры к фабрике требовался значит. слой свободных наемных рабочих, широкий рынок для сбыта пром. продукции и приток в произ-во больших капиталов. Создание этих условий в сильнейшей степени тормозилось крепостничеством. Поэтому в дореформенный период переход от мануфактуры к фабрике вел к дальнейшему обострению конфликта между старым и новым, приближая падение крепостничества.

Показателем завершения технич. перестройки пром-сти является наступление момента, когда в ведущих отраслях произ-ва осн. масса продукции изготовляется предприятиями, оборудованными системой машин, приводимых в движение силой пара. По данным В. К. Яцунского, в дореформ. период лишь в хлопчатобумажной (а именно в прядении и ситцепечатании), свеклосахарной и писчебумажной пром-сти осн. масса продукции изготовлялась на предприятиях фабричного типа. В остальных ведущих отраслях переход от ручного труда к машинному в осн. завершился к кон. 70-х – нач. 80-х гг. 19 в. В 1879 в отраслях текст. пром-сти, исключая шелковую, с помощью машин производилось от 54,8% (суконная и шерстяная) до 96,3% (бумагопрядение) всей продукции. Металлообрабатывающими предприятиями с машинами во всех отраслях производилось 86,3% всей продукции, в свеклосахарной пром-сти – 85,1%. В 1882 в горнозаводской пром-сти пудлинговые печи, сменившие кричные горны, давали ок. 90% всего металла, а 63% энергетич. мощностей черной металлургии приходилось на паровые установки. Даже в мебельной пром-сти 45,2% продукции выпускалось фабричными предприятиями. И лишь в кожев. произ-ве господствовал ручной труд (71,8% всего производства). Технич. перевооружение транспорта также в осн. закончилось в пореформ. период (нек-рые экономисты и историки считают, что П. п. завершился еще до 1861). В 60–70-х гг. 19 в. было построено более 20 тыс. км ж. д., т. е. создан основной костяк ж.-д. сети России. Важной особенностью технической революции в России было слабое развитие ряда отраслей машиностроительной пром-сти (прежде всего станкостроения).

Начало и завершение перехода от мануфактуры к фабрике было связано с началом и завершением формирования пролетариата как класса. Пролетарий – это не просто наемный рабочий, а постоянный наемный рабочий, т. е. рабочий, полностью порвавший связь с самостоят. земледельческим или кустарным произ-вом и получающий все жизненные средства путем продажи своей рабочей силы капиталистам. Точно так же и класс пролетариев – не просто слой наемных рабочих, а широкий слой постоянных наемных рабочих. Такой слой создает лишь фабрика, поскольку применение машин, резко повышавшее затраты на средства произ-ва, оправдывало себя лишь при непрерывном произ-ве в течение всего года. Формирование слоя постоянных наемных рабочих началось в России еще в эпоху крепостничества. Однако эти рабочие еще не были пролетариями, поскольку в большинстве своем они не имели личной свободы. Лишь отмена крепостного права превратила постоянных наемных рабочих дореформенной эпохи в подлинных пролетариев. После реформы 1861 формирование пролетариата шло быстрыми темпами. Его источниками были пром. рабочие крепостной эпохи, беззем. и малозем. крестьяне, а также крестьянство, разорившееся в процессе расслоения.

К нач. 80-х гг. в России в осн. завершалось формирование пролетариата как класса. Постоянные наемные рабочие составляли в это время большую часть всех пром. рабочих. В 1886–93 в 9 фабричных округах Европ. России постоянные рабочие составляли 71,8% всех рабочих. В округах с высокоразвитой пром-стью доля постоянных наемных рабочих была еще выше (Петербургский – 89,2%, Московский – 80,2%, Владимирский – 80,5%). В нач. 80-х гг. среди фаб.-зав. рабочих преобладали не только постоянные наемные рабочие, но уже сложился многочисл. слой потомств. пролетариев.

Переход от мануфактуры к фабрике был решающим этапом и в формировании класса буржуазии. В ходе П. п. сложился и стал господствующим слой крупной пром. буржуазии, к-рая вытеснила на второй план господствовавших ранее представителей торг. капитала. В 1879 в отраслях обрабатывающей пром-сти предприятия с числом рабочих св. 100, составляя всего 4,4% всех предприятий, давали 54,8% всего произ-ва. Формированию слоя крупной буржуазии содействовало самодержавие (покровительств. таможенная политика, казенные заказы, гарантированные прибыли и т. п.).

Т. о., в процессе П. п. в стране возникло и стало господствующим крупное пром. произ-во, сформировались классы капиталистич. об-ва, т. е. окончательно утвердился капиталистич. способ произ-ва и оформились присущие ему противоречия. Внедрение машин, приведшее к господству крупного произ-ва, породило противоречие между обществ. характером произ-ва и частнособственнич. формой присвоения, т. е. привело к возникновению осн. противоречия капитализма. Осн. экономич. выражением этого противоречия была цикличность капиталистич. произ-ва, периодич. промышленные кризисы. Первые кризисы в России произошли в эпоху П. п. Социальным выражением указанного противоречия был антагонизм между трудом и капиталом, завершение формирования классов капиталистич. общества сделало борьбу между пролетариатом и буржуазией основным, определяющим потоком всех классовых и обществ.-политич. противоречий в стране.

Лит.: Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч., т. 3, гл. 5–8 (т. 3); Струмилин С. Г., Промышл. переворот, М., 1944; Яцунский В. К., Промышл. переворот в России. (К проблеме взаимодействия производит. сил и производств. отношений), "ВИ", 1952, № 12; его же, Крупная промышленность России в 1790–1860 гг., в кн.: Очерки экономич. истории России первой пол. XIX в., Μ., 1959; Пажитнов К. Α., К вопросу о промышл. перевороте в России, "ВИ", 1952, № 5; Ковальченко И. Д., Завершение промышл. переворота. Формирование пролетариата и буржуазии, в кн.: Очерки истории СССР. 1861–1904, М., 1960, с. 86–90; Ρашин А. Г., Формирование рабочего класса в России. Историко-экономич. очерки, М., 1958; Иванов Л. М., Преемственность фабрично-заводского труда в формировании пролетариата в России, в сб.: Рабочий класс и рабочее движение в России. 1861–1917, М., 1966.

И. Д. Ковальченко. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia