Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Православная церковь





ПРАВОСЛÁВНАЯ ЦÉРКОВЬ, православие [калька греч. слова ὀρϑοδοξία (от ὀρϑός – верный, правильный и δόξα – мнение)], – одно из трех важнейших вероисповеданий христианства, распространенное преим. в СССР, Румынии, Болгарии, Югославии, Греции, на Кипре, а также в США, Турции, ОАР, Ливане, Албании, Польше, Чехословакии. Первоначально вся господств. христ. церковь именовалась православной (ортодоксальной) и кафолической (вселенской) в противоположность "ересям". После разделения церквей (схизмы) назв. католическая (в латинизированной форме) осталось за зап. (римской), православная – за вост. церковью. Формально датой схизмы считается 1054, когда рим. кардинал Гумберт и константинопольский патриарх Михаил "Керуларий" отлучили друг друга от церкви – по существу же событие 1054 было лишь одним из этапов "разделения церквей".

Отличие зап. и вост. христианства было заметно уже в 3–5 вв. Оно объясняется тем, что на Западе христианство испытало преим. влияние рим. юридизма, на Востоке – греч. спекулятивного мышления. В соответствии с этим на Западе центр. проблемой богословия становится проблема греха (см. "Пелагианство", "Августин"), на Востоке же – тринитарные споры, т. е. вопрос о соотношении лиц Троицы. Зап. богословы ("Тертуллиан") были враждебны к античному наследию, тогда как вост. отцы церкви ("Климент" Александрийский, Ориген, "Григорий Нисский") стремились сохранить и использовать в интересах церкви традиции греч. идеалистич. философии. Политич. причины – завоевание Зап. Рим. империи варварами в 5 в.,– казалось, должны были усугубить этот идейный раскол, однако рим. папы до сер. 8 в. видели в визант. императоре естеств. союзника против варварской стихии и, несмотря на отд. протесты, избегали открытого разрыва. Впервые разрыв произошел ок. 867 при папе Николае I и патриархе "Фотии" и явственно вызван был претензиями обеих церквей на главенство в Болгарии. К кон. 9 в. раскол был ликвидирован, но произошел вновь в 1054. В 12 в. политич. причины привели к союзу Рима и Константинополя против герм. угрозы, что значительно ослабило догматич. споры, но захват визант. столицы крестоносцами в 1204 и установление там латинского патриаршества привели к окончат. разрыву, хотя в 13–15 вв. визант. пр-во неоднократно стремилось к заключению унии обеих церквей в целях совместной борьбы с турками (Лионская уния 1274, Ферраро-Флорентийская уния 1439).

Важнейшие отличия православия от католицизма: 1) П. ц. отвергает добавление зап. церкви к "символу веры" filioque (и от сына), т. е. считает "святой дух" исходящим только от бога-отца. В этом сказывается влияние неоплатонизма, ибо в П. ц. сын и "святой дух" выступают как две ипостаси одного принципа, тогда как зап. представлению свойственна бóльшая иерархичность. 2) П. ц. последовательнее развивает тезис Афанасия Александрийского о возможности "обожения" человека, т. е. прижизненного мистич. слияния с богом (особенно Симеон Богослов – 11 в., исихасты – 14 в.). В католицизме, напротив, преобладает представление о формально-юридич. воздаянии за дела: учение о наследств. грехе как воздаянии за грех Адама и Евы, идея чистилища (чуждая православию), возможность выкупа греха (индульгенция), учение о добродетели как заслуге перед богом и о сверхдолжных подвигах святых, накапливающих благодать, к-рая затем может распределяться церковью. 3) П. ц. не создала единой централизованной орг-ции и придает церк. иерархии меньшее значение, чем католицизм. П. ц. ставит выше патриархов Вселенские соборы, наделяет епископов меньшими привилегиями, менее резко отделяет клир от мирян: отсутствие целибата (безбрачия), причащение мирян как хлебом, так и вином. 4) Среди литургич. различий особенно большие споры в 11 в. вызывало расхождение в способе приготовления хлеба для евхаристии: на Западе употреблялись опресноки, на Востоке – квасной хлеб.

В истории визант. церкви можно проследить следующие осн. периоды: 1) период выработки осн. догматич. учений (4–7 вв.): время тринитарных (см. "Арианство") и христологических (несторианство, монофизиты, монофелитство) споров; время соперничества Александрийского и Константинопольского патриаршеств.

2) Период систематизации и оформления догматов (8–10 вв.): устанавливается энциклопедия ("сумма") богословских знаний (см. "Иоанн Дамаскин"). Церковь ведет полемику с "иконоборчеством" и павликианством (см. "Павликиане"). В связи с араб. завоеваниями происходит консолидация визант. церкви вокруг Константинополя. 3) Период зарождения визант. рационализма (11–12 вв.): с развитием визант. науки делаются попытки внести в богословие значит. элементы неоплатонизма и аристотелевой логики, что ставит под сомнение нек-рые догматы (Иоанн Итал, Евстратий Никейский, Сотирих). Одновременно усиливается мистицизм и полемика с зап. богословием. Обмирщление церкви в связи с ростом церк. богатств вызывает резкую критику как со стороны мистиков (Иоанн Оксит), отстаивающих церк. независимость, так и просветителей ("Евстафий Солунский"), стремившихся подчинить церковь светской власти. 4) Период упадка Византии (13–15 вв.). Церковь и монашество достигают невиданной ранее экономич. и политич. мощи, диктуют императору политику часто вразрез с гос. интересами. Церк. мистицизм одерживает верх над элементами визант. "гуманизма".

Лит.: Яковенко П. Α., История визант. церкви, Юрьев, 1909/10; Лебедев А. П., Собр. церковно-историч. соч., т. 6 – Очерки внутр. истории визант.-восточ. церкви в IX, X и XI вв., 2 изд., М., 1902; Attwater D., A list of books about the Eastern Churches, Newport, 1960; Нeiler F., Urkirche und Ostkirche, Münch., 1937; Benz., Geist und Leben der Ostkirche, Hamb., 1967; Janin P. R., Les églises orientales et les rites orientaux, 4 éd., P., 1955; Gоrdillо M., Theologia orientalium cum Latinorum comparata, t. 1, Romae, I960; Beck H. G.. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Münch, 1959; Clement O., L'essor du christianisme oriental, p., 1964; его же, Byzance et le christianisme, P.. 1964.

A. П. Каждан. Москва.

П. ц. в России возникла в 10 в. с принятием христианства как гос. религии, призванной укреплять и освящать феод. строй, искоренять "язычество", всячески поднимать авторитет великокняж. власти. Попытки насаждения христианства на Руси делались как со стороны византийской, так и рим. церквей. В этом соперничестве возобладала Византия, с к-рой Русь поддерживала более тесные торг. и культурные отношения. Немаловажную роль при этом сыграло и подчиненное по отношению к гос-ву положение церкви в Византии, что исключало конкуренцию княж. власти со стороны П. ц. Как принятие христианства, так и оформление П. ц. на Руси происходили в обстановке клас. борьбы. В 991 новгородцы воспротивились крещению. Антицерк. окраску носили восстания смердов в Суздальской земле 1024 и 1071; выступления против П. ц. наблюдались во время киевских восстаний 1068–69 и 1113, тогда же возникли и первые ереси.

Первоначально рус. П. ц. находилась в сильной зависимости от Византии, являясь составной частью константинопольской патриархии. На Руси долго действовали греч. митрополиты, назначавшиеся конста- нтинопольским патриархом. Только в 1051 кн. "Ярослав Мудрый" сумел поставить во главе П. ц. рус. митрополита "Илариона". Однако вплоть до сер. 15 в. константинопольские патриархи продолжали сохранять контроль над рус. церковью.

Рус. митрополия подразделялась на епископии (соответствовали, в осн., делению на княжества). Всего на Руси до монг. нашествия насчитывалось до 16 епископий (в Новгороде, Чернигове, Переяславле, Владимире Волынском, Полоцке и др.). Духовенство делилось на "белое" (священники и дьяконы) и "черное" (монахи). Епископами назначались только лица, постриженные в монахи. Митрополиты собирали поместные соборы из епископов для решения догматич. и обрядовых вопросов. Внутри П. ц. существовало неравенство между митрополитами и епископами, принадлежавшими к церк. аристократии, и приходскими священниками, между монахами, выходцами из боярской и купеч. среды, и постриженниками из простонародья.

П. ц. получала свою долю доходов от княж. казны (церк. десятина). С образованием "монастырей" стало возникать и церк. землевладение. Церк. уставами (кн. Владимира Святославича, кн. Ярослава Владимировича) было оформлено право суда П. ц. не только над духовенством, но и по многим гражд. делам. П. ц. сыграла важную роль в укреплении и развитии феод. отношений. Параллельно с ростом церк. богатств и доходов увеличивалось и влияние П. ц. на политич. дела. Монг.-тат. завоевание нанесло удар по П. ц. Первейшей задачей церк. властей стало восстановление и умножение материального могущества церкви. Монг.-тат. завоеватели отводили П. ц. большое значение в своей системе властвования на Руси, поэтому они освободили ее от уплаты дани, наделили привилегиями и установили неприкосновенность церк. владений. В 1261 была учреждена Сарайская епископия в столице Золотой Орды. В дальнейшем, в связи с подъемом рус. народа на борьбу за свержение монг.-тат. ига, П. ц., боясь потерять влияние в нар. массах, поддержала освободит. движение. Моск. князья в своей политике, направл. на объединение разрозненных рус. земель в единое централизованное гос-во и свержение иноземного ига, широко использовали экономич. и политич. влияние П. ц. При митрополите Петре митрополия была перенесена в Москву; с этого времени сложился союз между церковью и моск. князьями. Этот союз, однако, раздирали противоречия. В процессе гос. централизации П. ц. лавировала, стремясь прежде всего укрепить свое положение. Великокняж. власть прилагала усилия к ее подчинению. После смерти митрополита Алексия моск. вел. кн. Дмитрий Иванович попытался сделать митрополитом своего ставленника "Митяя". Однако вследствие его преждевременной смерти моск. митрополитом стал Киприан. Церковь способствовала сбору воен. сил на борьбу с татарами, закончившейся победой на Куликовом поле, но когда в 1382 на Москву внезапно напал хан Тохтамыш и там вспыхнуло нар. восстание, митрополит Киприан выступил против организации обороны столицы и бежал в Тверь.

В 15 в., когда над Византийской империей нависла угроза завоевания со стороны турок, вост. патриархи пошли на заключение Флорентийской унии. Рус. П. ц. при активной поддержке моск. князей использовала сложившуюся обстановку для отказа от подчинения константинопольскому патриарху. Вел. кн. "Василий II Васильевич" не одобрил унии и заключил в монастырь вернувшегося в 1440 в Москву митрополита Исидора, давшего на нее согласие. Собор епископов рус. П. ц. низложил Исидора и независимо от патриарха поставил митрополитом московским и всея Руси Иону (1448). Так было положено начало фактич. самостоятельности рус. П. ц.

На протяжении 14–15 вв. крупными землевладельцами стали митрополичья кафедра и монастыри. П. ц. не только получала щедрые пожалования от великих и удельных князей и др. феодалов, но и сама активно стяжала богатства. Особые противоречия между церковью и гос-вом обнаружились на рубеже 15 и 16 вв. Нуждаясь в землях для испомещения дворян, "Иван III Васильевич" наряду с боярскими землями конфисковал в присоединенном Новгороде и часть зем. владений у новгородской церкви. Назревал вопрос о "секуляризации" церк. земель и в др. частях Рус. гос-ва; развернулась борьба между "нестяжателями" и "иосифлянами", отражавшая противоречия внутри господств. класса. Однако боязнь распространения еретических идей среди нар. масс и нужда в поддержке со стороны П. ц. в осуществлении внешнеполитич. планов заставили великокняж. власть отказаться от своих секуляризационных намерений и объединиться с церковниками. Над еретиками учинили жестокую расправу.

Общерус. церк. реформа была проведена на "Стоглавом соборе" 1551, к-рому предшествовали канонизационные соборы 1547 и 1549. Стоглавый собор стал ареной ожесточенной борьбы между церковью и светской властью. Иван IV Грозный покушался на существование церк. суда, на церк. доходы и земли. Воинствующие церковники упорно отстаивали свои богатства и привилегии. Секуляризац. попытки Ивана IV провалились: церковь поступилась частью своих прав в обмен на уступки со стороны гос. власти. Основой для компромисса послужил, как и в нач. 16 в., общий страх перед антифеод. движением и выступлениями еретиков (М. Башкина, Ф. Косого и др.). Пробудившуюся в рус. об-ве тягу к знаниям, образованию церковь во главе с митрополитом Макарием стремилась направить в русло мертвящей схоластики. Большого драматизма борьба между гос-вом и церковью достигла во время "опричнины". Многие высшие церк. деятели подверглись преследованиям, а нек-рые уничтожению (митрополит Филипп Колычев и др.). Законами 1572 и 1581 был ограничен рост церк. землевладения, а в 1584 отменены тарханы.

Важной вехой в истории П. ц. в России явилось учреждение патриаршества в 1589. Этим актом была закреплена и оформлена в нормах канонич. права независимость рус. церкви от константинопольского патриарха. Она стала автокефальной и юридически. Возросло ее междунар. значение. Церк. власть в России приобрела большую централизацию. В то же время учреждение патриаршества было и успехом светской власти, прежде всего Бориса Годунова, к-рый провел в патриархи своего "доброхота" Иова. В западнорус. землях, подпавших под власть Польши, П. ц. была подчинена Римской курии на основе Брестской церк. унии.

В крест. войне нач. 17 в., как и в последующих крест. войнах 17–18 вв., П. ц. заняла антинар. позицию, всемерно способствуя разгрому восставших. Во время освободит. войны с польско-швед. захватчиками, нек-рые представители П. ц. пытались установить контакты с интервентами и их ставленниками, но большая часть поддержала народное движение за независимость. Грамоты патриарха Гермогена в большой степени способствовали развертыванию освободительной борьбы.

Крупный конфликт между П. ц. и самодержавием произошел при патриархе "Никоне", объявившем "священство выше царства". Однако эта тенденция к независимости П. ц. от светской власти была пресечена "Алексеем Михайловичем", а Никон низложен. Во 2-й пол. 17 в. в П. ц. возник "раскол", внешним поводом для к-рого послужили проведенные в 1653–56 Никоном реформы (исправление богослужебных книг, унификация обрядов и т.п.), направленные на укрепление крепостнич. церк. орг-ции. По существу в расколе отразился протест нар. масс против усиления феод. гнета и юридич. оформления крепостничества (см. "Соборное уложение 1649"). Противники нововведений из числа низшего духовенства, гор. и сел. населения, отстаивавшие "старую веру", получили наименование раскольников или старообрядцев. Тогда же получило развитие и "сектантство". П. ц. и царская власть жестоко преследовали старообрядцев и сектантов, ставших в оппозицию к П. ц. Церк. реформа, окончательно подчинившая П. ц. самодержавию, была проведена при "Петре I". Нуждаясь в деньгах для ведения "Северной войны 1700–21", Петр I создал "Монастырский приказ", к-рый взял под контроль монастырские доходы. Встретив в лице П. ц. противника своим преобразованиям, Петр I отказался назначить нового патриарха после смерти патриарха Адриана (1700). В 1721 патриаршество было уничтожено окончательно, а для управления П. ц. учреждена особая духовная коллегия – Святейший правительствующий синод. Во главе "Синода" первоначально стоял президент из высшего духовенства, а вся деятельность нового учреждения определялась "Духовным регламентом", разработанным близким к Петру I Ф. "Прокоповичем". С 1722 должность президента была упразднена, а надзор за деятельностью Синода поручен обер-прокурору Синода. В результате церк. реформы Петра I П. ц. стала по существу частью самодержавного гос. аппарата. В 1764 последовала секуляризация зем. владений П. ц., к-рой предшествовали волнения монастырских крестьян.

В нач. 19 в. П. ц. окончательно превращается в офиц. ведомство православного вероисповедания, лишенное юридич. самостоятельности и подчиненное светской власти. В 1817 было образовано Мин-во духовных дел и нар. просвещения; обер-прокурор Синода стал подчиняться министру и превратился в директора департамента, а Синод – в совещание при нем. В 1824 управление по делам П. ц. было выделено в самостоят. ведомство во главе с обер-прокурором Синода. Бюрократизация П. ц. в 19 – нач. 20 вв. находила выражение также в расширении сети церк. учреждений, превращении священнослужителей в духовных чиновников, усилении контроля за деятельностью духовенства, уничтожении соборного принципа в ее деятельности.

После крест. реформы 1861 была проведена реформа духовного сословия. По указам 1867 и 1869 ликвидировался наследств. характер службы духовного сословия с системой кормления и передачей мест родственникам. Тогда же были укрупнены церк. приходы, а в связи с сокращением их числа точно определены штаты клириков (число священников, дьяконов, псаломщиков). Место семейных обычаев в делах приходской церкви заняли указы архиереев и постановления духовных консисторий.

Православный клир был верной опорой царизма и господств. классов в проведении политики феод.-крепостнич. и капиталистич. эксплуатации нар. масс, нац.-колониального угнетения окраин Росс. империи, в преследовании раскольников и сектантов. П. ц. насаждала в народе верноподданич. чувства по отношению к властям, выступала против нар. восстаний и др. форм неповиновения угнетателям, священники часто играли роль доносчиков и шпионов. Большую работу проводила П. ц. по пропаганде своего учения среди иноверцев, к-рая была тесно связана с общей политикой русификации нерус. населения страны. Помимо внутр. миссии, действовали заграничные миссии по распространению учения П. ц. (китайская и др.). В 30-е гг. 19 в. с П. ц. была воссоединена униатская церковь, существовавшая с кон, 16 в. Верное служение П.ц. гос-ву объясняется как ее общим положением при феод.-крепостнич., затем при капиталистич. строе, так и полной экономич. зависимостью от гос-ва. Лишенная в результате секуляризации экономич. базы, П. ц. в качестве источников существования имела казенные кредиты и доходы от эксплуатации верующих (т.н. религ. "операции"). Церк. иерархи получали от гос-ва жалованье (от 4 тыс. до 7,8 тыс. руб. в нач. 20 в.), на содержании казны в нач. 20 в. находилось до 1/3 всех монастырей. Еще в 1840-х гг. был поставлен вопрос о выплате казенного жалованья приходским священникам, но решен он был только в кон. 19 в. Церковь не имела крупных зем. угодий: в 1910 из 2,3 млн. дес. земли, принадлежавшей П. ц., ок. 1,5 млн. дес. составляли мелкие наделы сел. церк. приходов; только 0,8 млн. дес, или 0,1% всей земли в России, принадлежало архиерейским домам и монастырям и могло давать прибыль. Нек-рые монастыри, особенно крупные: Троице-Сергиева, Александро-Невская и Киево-Печерская лавры, владели лавками, лабазами, доходными домами, мельницами, пристанями и др. Накануне 1917 в П. ц. насчитывалось 77 727 церквей и молитвенных домов и ок. 118 тыс. церковнослужителей, 1025 монастырей и ок. 95 тыс. монахов. В 1913 из гос. бюджета на содержание П. ц. выделялось более 44,5 млн. руб. Крупные доходы П. ц. получала от прихожан за требы (крещение, венчание, похороны, панихиды, молебны и др.) в виде кружечного сбора в пользу причта, на поддержание в порядке церк. зданий, усадеб. Монастыри брали деньги за места на монаст. кладбищах, иконы, крестики и т.д. Монаст. святыни, мощи и т.д. также являлись источниками доходов. В итоге П. ц. скапливала огромные капиталы (в 1913 монастыри и архиерейские дома имели более 65,5 млн. руб.). Сильным средством воздействия П. ц. на нар. массы стали во 2-й пол. 19 в. церк.-приходские школы. При К. П. "Победоносцеве" и моск. митрополите "Филарете" было значительно расширено преподавание богословия в светской школе.

П. ц. выступала против революц. борьбы (церк. проповеди, контрреволюц. листовки и прямые провокации) и пыталась внести разложение в рабочее движение. Священник "Гапон" возглавил шествие петрогр. рабочих с семьями к Зимнему дворцу 9 янв. 1905, закончившееся расстрелом ("кровавое воскресенье"). Во время революции 1905–07 П. ц. приняла активное участие в ее подавлении, в организации и деятельности различных погромных об-в ("Союз Михаила Архангела", "Союз рус. народа", "Об-во хоругвеносцев" и т.д.). В составе гл. совета "Союза рус. народа" числились знаменитый в церк. и придворных кругах "святой" Иоанн Кронштадтский, архимандрит Александро-Нев-ской лавры Евсевий, моск. протоиерей Восторгов и др., клирики стояли во главе ряда местных отделов Союза.

В нач. 20 в. позиции П. ц. были значительно ослаблены. Из рядов верующих массами уходили городские рабочие, интеллигенты. Пошатнулись позиции П. ц. и в деревне, где к кон. 19 в. усилилась тяга к расколу и сектантству; П. ц. теряла миллионы последователей. Борьба гос-ва и П. ц. с расколом и сектантством оставалась безрезультатной, а в результате революц. событий 1905 пр-во вынуждено было провозгласить манифестом 17 окт. 1905 "свободу совести", веротерпимость. Были узаконены свобода перехода из православия в др. христианские вероисповедания, легализация старообрядчества и сектантства (кроме "изуверных" сект скопцов и хлыстов); за старообрядческим и сектантским клиром признавались права священнослужителей. Однако запрещались переход из христианских вероисповеданий в нехристианские и состояние вне какой-либо религии. Кризис П. ц., "обезверивание" масс в нач. 20 в. шли полным ходом. Разложение синодской П. ц. наиболее ярко проявилось во время империали-стич. войны, когда при дворе и в гос-ве большое влияние приобрел авантюрист Г. "Распутин".

Окт. социалистич. революция 1917, враждебно встреченная П. ц., уничтожила ее экономич. базу и клас. опору – царское самодержавие. 20 янв. (2 февр.) 1918 СНК принял декрет об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви; за всеми гражданами признавалась свобода отправления религ. культов и свобода антирелиг. пропаганды. Поместный собор 1917–18 выступил против декрета о свободе совести, против Сов. власти; на этом же соборе было восстановлено патриаршество.

В годы гражд. войны и воен. интервенции 1918–20 П. ц. выступала на стороне контрреволюции. По указанию Собора на местах создавались орг-ции для борьбы с Сов. властью, напр. "Совет объединенных приходов гор. Москвы" во главе с б. обер-прокурором Синода А. Д. Самариным. Патриарх Тихон рассылал по стране послания с призывами к борьбе с новым строем. П. ц. поддерживала различные контрреволюц., белогвард. пр-ва, собирала для них пожертвования, ассигновывала капиталы, оказывала помощь интервентам. Во время голода 1921 П. ц. выступила против декрета Сов. пр-ва об изъятии церк. ценностей на покупку хлеба. За анти-сов. деятельность нек-рые церковнослужители понесли наказание по сов. законам. Часть духовенства эмигрировала за границу и стала выступать на стороне мировой реакции против Сов. России. Однако под влиянием успехов Сов. гос-ва и под давлением нар. масс часть духовенства пересматривала свои позиции. Так, в 1923 Патриарх Тихон отказался от антисов. деятельности, а его преемник – "местоблюститель патриаршего престола" Сергий и члены Синода в 1927 выступили с декларацией, к-рая призывала верующих и духовенство быть верными гражданами СССР.

В годы Вел. Отечеств. войны 1941–45 П. ц., отражая настроения верующих, проводила патриотич. деятельность по сбору средств на вооружения, подарки бойцам, помощь раненым, больным, инвалидам и т.д. В то же время на территории, временно оккупированной нем. захватчиками, часть духовенства выступила на стороне фаш. режима, вербовала людей в т.н. "Рус. освободительную армию" изменника генерала Власова. В оккупированных областях создавались реакц. религ. орг-ции типа "Псковской православной миссии в освобожденных р-нах России" и др. После Отечеств. войны произошло слияние рус. П. ц. с униатской церковью. В 1943 для связи между пр-вом СССР и церковью создан Совет по делам рус. П. ц. при Совете Министров СССР, объединенный в 1965 с Советом по делам культов. В 1945 патриархом Московским и всея Руси избран Алексий. При патриархе имеется Священный синод, в к-рый на правах постоянных членов входят митрополиты Крутицкий и Коломенский, Ленинградский, Киевский, а также управляющий делами моск. патриархии и пред. отдела внеш. церковных сношений. В принятом на Поместном соборе 1945 "Положении об управлении рус. П. ц." регулируются порядок управления в центре и епархиях, права и обязанности высшего духовенства (патриарх, епархиальные архиереи) и священников, религ. общин. Приходами в зарубежных странах (США, Китай, Франция, Австрия и др.) руководят духовные миссии, благочиния, экзархаты, подчиняющиеся Моск. патриархии.

Высшим органом П. ц. является Вселенский собор из представителей автокефальных, т. е. независимых, самостоят. П. ц.: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Румынской, Греческой (Элладской), Кипрской, Албанской, Польской и Чехословацкой; во главе первых девяти стоят патриархи, во главе других – митрополиты, архиепископы; все они избираются на Поместных соборах нац. церквей. Константинопольский патриарх имеет титул вселенского патриарха, но адм.-церк. власти в отношении др. автокефальных церквей не имеет. П. ц. лишена церк. централизации, характерной для католич. церкви во главе с папой римским. В 1965 Рим и Константинополь сняли друг с друга взаимную анафему 1054.

П. ц. в СССР существует на добровольные средства верующих, субсидиями со стороны гос-ва не пользуется. Она имеет 2 Духовные академии для подготовки церковнослужителей (в Загорске и Ленинграде), семинарии, издает церк. литературу. П. ц. в СССР не создает своих политич. орг-ций, но духовенство наравне со всеми гражданами участвует в обществ.-политич. жизни, принимает активное участие в Движении сторонников мира, различных междунар. орг-циях.

Учение П. ц. несовместимо с науч. мировоззрением, с учением марксизма- ленинизма, на базе к-рого ведется строительство нового об-ва в СССР.

Лит.: Ленин В. И., Социализм и религия, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12 (т. 10); его же, Классы и партии в их отношении к религии и церкви, там же, т. 17 (т. 15); его же, Об отношении рабочей партии к религии, там же (т. 15); его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 45 (т. 33); Доброклонский Α., Руководство по истории рус. церкви, в. 1–4, М.–Рязань, 1889–93; Голубинский В. В., История рус. церкви, т. 1–2, М., 1880–1911; Верховский П. В., Учреждение духовной коллегии и духовный регламент, т. 1–2, Ростов н/Д., 1916; Никольский Н. М., История рус. церкви, 2 изд., М.–Л., 1931; Кандидов В., Церковь и Моск. восстание 1905 г., [М., 1930]; его же, Церковь и гражд. война на юге, М., 1931; Персии M. M., Отделение церкви от гос-ва и школы от церкви в СССР (1917–1919 гг.), М., 1958; Осипова Е. С., Церковь и Временное пр-во, "ВИ", 1964, № 6; Церковь в истории России (IX в. – 1917), М., 1967; Вопросы истории религии и атеизма, Сб. ст., т. 1 – M., 1950–; Курочкин П. К., Православие и гуманизм, М., 1962; Новиков М. П., Православие и современность, М., 1965; Чертихин В. Е., Идеология соврем. православия, М., 1965.

В. И. Корецкий (П. ц. в России в 10–18 вв.), В. И. Буганов (П. ц. в России в 19–20 вв.). Москва.



Еще в энциклопедиях