Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Папство





ПÁПСТВО – религ.-монархич. центр католич. церкви, возглавляемый рим. папой. Положение о папе как преемнике апостола "Петра" и главе церкви – один из осн. догматов католицизма. Папа избирается пожизненно (с 1389 всегда из кардиналов, с 1523 – только из итальянцев) на "конклаве". Постоянная резиденция П. – Ватикан. Фактически власть П. неограниченна. Коллегия епископов (в к-рую входит весь католич. епископат), номинально участвующая [согласно принятой 2-м Ватиканским собором (1962–65) догматич. конституции "О церкви"] в управлении церковью, имеет власть только совместно и во гл. с папой. Образованный папой Павлом VI в сент. 1965 новый церк. орган – синод епископов в Риме – имеет лишь совещательные и информационные функции, созывается папой, к-рый (или его представители) председательствует на нем, назначает повестку дня и т. п. Папа созывает "Вселенские соборы", утверждает их решения; возводит в кардинальское достоинство, в епископский сан; ему подчиняются генералы монашеских орденов. П. в своей общественно-политич. и религ. деятельности опирается на разветвленный аппарат католич. церкви и связанные с нею орг-ции, на подчиненную ему "римскую курию", на дипломатических представителей – "нунциев" и интернунциев, на специальных личных представителей – "легатов". Указания, относящиеся ко всей церкви или к католикам отдельных стран, П. издает в форме "энциклик". Через епископат П. влияет на деятельность католических партий, христ. профсоюзов, светских католических организаций.

П. сложилось на основе рим. епископата. С сер. 2 в. в христ. общинах руководство постепенно перешло к епископам, среди к-рых в 3–4 вв. наибольшее влияние приобрели римские, владевшие крупными зем. богатствами, претендовавшие как епископы столицы Рим. империи на особое положение в церкви. Перенесение столицы Рим. империи в Константинополь (330), затем разделение империи (395) и низложение последнего рим. императора (476) способствовали политич. самостоятельности рим. епископа, оставшегося единственным представителем власти в Риме. С 5 в. рим. епископы присвоили себе назв. "папа" (от греч. πάπας – отец, наставник), к-рое раньше носили все епископы (в наст. время папой наз., кроме римского, и правосл. патриарх Александрийский). Для обоснования своих претензий папа Лев I [440–61] выдвинул легенду о рим. епископах как преемниках апостола Петра, добился от рим. императора издания декрета о подчинении всех епископов папскому суду и о придании решениям папы силы закона. В 756 благодаря дару "Пипина Короткого" была создана "Папская область" и положено начало светской власти пап, для обоснования к-рой были сфабрикованы ""Константинов дар"" (8 в.) и "Лжеисидоровы декреталии" (9 в.). П. оказалось в зависимости от франкских королей, затем от императоров "Свящ. Рим. империи". Сильный удар по папской власти был нанесен "Оттоновыми привилегиями", делавшими епископов зависимыми от императора. 11–13 вв. – период усиления П., использовавшего в борьбе с императорами за "инвеституру" движение за "Клюнийскую реформу"; один из руководителей этой борьбы был папа Григорий VII [1073–85]. "Вормский конкордат" 1122, завершивший борьбу за инвеституру, усилил власть П. над епископами. Возвышению П. способствовал декрет Латеранского собора 1059 о выборах пап только кардиналами без участия остального духовенства и светских магнатов, за императором оставлялось лишь право последующего утверждения папы (ранее папы, как и др. епископы, избирались духовенством и феодальной знатью; с 10 в. в выборы активно вмешивались императоры); Латеранский собор 1179 установил, что для избрания папы требуется не менее 2/3 голосов участников конклава. Григорий VII, Иннокентий III [1198–1216], Бонифаций VIII [1294–1303] – наиболее видные борцы за папскую теократию, претендовавшие на право П. утверждать и даже избирать императоров. П. поставило себя выше церк. соборов, присвоив себе право диспенсации – право отменять канонич. законы, освобождать от действия постановлений соборов. Дарование диспенсации явилось одной из доходных статей П. Это право было закреплено за П. Тридентским собором (1545–63). В кон. 11 в. П., добивавшееся расширения своей власти, явилось инициатором и организатором крестовых походов. П. стремилось также распространить католицизм и на Руси. П. вело борьбу с антифеод. нар. движениями, носившими характер ересей. Для борьбы с ересями и с оппозицией церк. власти П. учредило в 13 в. "инквизицию".

Политич. роль П. в ср.-век. Европе определялась тем, что возглавляемая им католич. церковь была в то время "интернациональным центром феодальной системы" (Ф. Энгельс) и освящала феод. строй.

По мере складывания в Европе централизов. гос-в влияние П. ослабевало. Во Франции с 13 в. получило развитие т. н. "галликанство", добивавшееся автономии франц. католич. церкви, независимости от П. В результате поражения в борьбе с королев. властью во Франции П. попало в зависимость от франц. королей и перенесло под их давлением свою резиденцию из Рима в Авиньон (см. "Авиньонское пленение пап"). Возвращение П. в Рим в 1377 не улучшило его положения. Падению авторитета П. способствовал ""великий раскол"" (1378–1417), когда на папском престоле сидело одновременно двое или трое пап (впоследствии католич. церковь признала ряд пап из занимавших одновременно папский престол "незаконными" – "антипапами"; в истории церкви их насчитывается более 30). В высш. церк. кругах, среди представителей светских феодалов зародилось т. н. "Соборное движение", выдвигавшее идею супрематии церк. соборов над властью пап. Принцип верховенства собора был провозглашен "Констанцским собором" (1414–18), запретившим папам низложение и перемещение прелатов без согласия кардиналов, потребовавшим регулярного созыва соборов; его решения, однако, не были проведены в жизнь. Развернувшаяся на "Базельском соборе" (1431–49) борьба между сторонниками Соборного движения и П. закончилась формально победой последнего, но по существу П. не смогло восстановить своего былого значения. Реформация 16 в. и образование протестантских церквей привели к потере позиций П. в ряде европ. стран. Несколько укрепила положение П. "контрреформация" (особенно Тридентский собор 1545–63).

С усилением нац. гос-в в Европе П. должно было отказаться от претензий па политич. господство над светскими государями, оно перешло к политике поддержки светской власти в гос-вах Зап. Европы. П. враждебно встретило бурж. революции и до сер. 19 в. оставалось опорой феод.-монархич. сил. Со 2-й пол. 19 в. П. стало сближаться с реакц. бурж. кругами на почве совместной борьбы против рабочего движения и социализма. Пий IX издал в 1864 ""Силлабус"", в к-ром проклинались все демократич. свободы, социализм, коммунизм, выдвигалось требование сохранения светской власти папы. Ватиканский собор 1869–70 провозгласил догмат о папской непогрешимости. С кон. 19 в. П. был взят курс приспособления к условиям империализма. П. стало активно участвовать в борьбе буржуазии против социалистич. рабочего движения. Начало этой политике приспособления к условиям империализма положил Лев XIII. При нем началось сращивание церк. верхушки с империалистич. буржуазией (в новых условиях П. становится крупным капиталовладельцем). Лев XIII проповедовал извечность частной собственности и клас. деления общества. Антисоциалистич. программа Льва XIII (энциклика 1891 "Rerum novarum") легла в основу социальной деятельности его преемников. П. заняло враждебную позицию по отношению к Вел. Οкт. социалистич. революции и к Сов. гос-ву. Резко антикоммунистической была деятельность П. между 1-й и 2-й мировыми войнами. П. вступило в союз с фаш. режимом. В 1929 папой Пием XI были заключены с фаш. пр-вом Италии "Латеранские соглашения", предусматривавшие образование папского гос-ва Ватикана, в 1933 – конкордат с гитлеровской Германией; в 1936 П. поддержало фашистский мятеж в Испании. После 2-й мировой войны (понтификат Пия XII) антикоммунистическая направленность политики П. усилилась.

Изменение соотношения сил в мире после 2-й мировой войны в пользу социализма, развертывание мирового нац.-освободит. движения, прогресс науки привели к кризису католицизма. Политика П., направленная на поддержку империализма, вызвала недовольство значит. масс католиков. Для укрепления позиций католич. церкви П. взяло курс на обновление церкви, приспособление ее к совр. эпохе как в вопросах культа, вероучения, организации, так и в области международной политики. Начало новому курсу П. положил папа "Иоанн XXIII" [1958–63]. Оставаясь противником социализма, он выступил за мир и разоружение, за разрешение спорных междунар. вопросов путем переговоров. Иоанн XXIII считал необходимым для П. изменить отношение к социалистич. странам, заняв в отношении к ним более реалистич. позиции. Эти новые тенденции нашли отражение в постановлениях 2-го Ватиканского собора (1962–65) и в деятельности папы "Павла VI" [с 1963].

M. M. Шейнман. Москва.

Список пап и антипап

Петр, апостол; Лин [67–76]; Клет (Анаклет) [76–88]; Климент I [88–97]; Эварист [97–105]; Александр I [105–115]; Сикст I [115–125]; Телесфор [125–136]; Гигин [136–140]; Пий I [140–55]; Аникет [155–66]; Сотер [166–75]; Элевтерий [175–89]; Виктор I [189–99]; Зефирин [199–217]; Каликст I [217–22]; Ипполит [217–35] (антипапа); Урбан I [222–30]; Понтиан [230–35]; Антер [235–36]; Фабиан [236–50]; Корнелий [251–53]; Новациан [251 – ок. 258] (антипапа); Луций [253–54]; Стефан I [254–57]; Сикст II [257–58]; Дионисий [259–68]; Феликс I [269–74]; Евтихий [275–83]; Гай [283–96]; Марцеллин [296–304]; Марцелл I [308–309]; Евсевий [309 или 310]; Мильтиад (Мельхиад) [311–14]; Сильвестр I [314–35]; Марк [336]; Юлий I [337–52]; Либерий [352–66]; Феликс II [355–65] (антипапа); Дамасий I [366–84]; Урсин [366–67] (антипапа); Сириций [384–99]; Анастасий I [399–401]; Иннокентий I [401–17]; Зосима [417–18]; Бонифаций I [418–22]; Евлалий [418–19] (антипапа); Целестин I [422–32]; Сикст III [432–40]; Лев I [440–61]; Иларий [461–68]; Симплиций [468–83]; Феликс III (II) [483–92]; Геласий [492–96]; Анастасий II [496–98]; Симмах [498–514]; Лаврентий [498, 501–505] (антипапа); Гормизд [514–23]; Иоанн I [523–26]; Феликс IV (III) [526–30]; Бонифаций II [530–32]; Диоскор [530] (антипапа); Иоанн II [533–35]; Агапий I [535–36]; Сильверий [536–37]; Вигилий [537–55]; Пелагий I [556–61]; Иоанн III [561–74]; Бенедикт I [575–79]; Пелагий II [579–590]; Григорий I [590–604]; Сабиниан [604–606]; Бонифаций III [607]; Бонифаций IV [608–15]; Адеодат I [615–18]; Бонифаций V [619–25]; Гонорий I [625–38]; Северин [640]; Иоанн IV [640–42]; Теодор I [642–49]; Мартин I [649–55]; Евгений I [654–57]; Виталий [657–72]; Адеодат II [672–76]; Домн [676–78]; Агафон [678–81]; Лев II [682–83]; Бенедикт II [684–85]; Иоанн V [685–86]; Конон [686–87]; Теодор [687] (антипапа); Пасхалий [687] (антипапа); Сергий I [687–710]; Иоанн VI [701–705]; Иоанн VII [705–707]; Сизиний [708]; Константин [708–15]; Григорий II [715–31]; Григорий III [731–41]; Захарий [741–52]; Стефан II [752–57]; Павел I [757–67]; Константин [767–69] (антипапа); Филипп [768] (антипапа); Стефан III (IV) [768–72]; Адриан I [772–95]; Лев III [795–816]; Стефан IV (V) [816–17]; Пасхалий I [817–24]; Евгений II [824–27]; Валентин [827]; Григорий IV [827–44]; Иоанн [844] (антипапа); Сергий II [844–47]; Лев IV [847–55]; Бенедикт III [855–58]; Анастасий [855] (антипапа); Николай I [858–67]; Адриан II [867–72]; Иоанн VIII [872–82]; Марин I [882–84]; Адриан III [884–85]; Стефан V (VI) [885–91]; Формоз [891–96]; Бонифаций VI [896]; Стефан VI (VII) [896–97]; Роман [897]; Теодор II [897]; Иоанн IX [898–900]; Бенедикт IV [900–903]; Лев V [903]; Христофор [903–904] (антипапа); Сергий III [904–11]; Анастасий III [911–13]; Ландон [913– 914]; Иоанн X [914–28]; Лев VI [928]; Стефан VII (VIII) [928–31]; Иоанн XI [931–35]; Лев VII [936–39]; Стефан VIII (IX) [939–42]; Марин II [942–46]; Агапий II [946–55]; Иоанн XII [955–64]; Лев VIII [963–65]; Бенедикт V [964–66]; Иоанн XIII [965–72]; Бенедикт VI [973–74]; Бонифаций VII [974, 984–85] (антипапа); Бенедикт VII [974–983]; Иоанн XIV [983–84]; Иоанн XV [985–96]; Григорий V [996–99]; Иоанн XVI [997–98] (антипапа); Сильвестр II [999–1003]; Иоанн XVII [1003]; Иоанн XVIII [1004–1009]; Сергий IV [1009–12]; Бенедикт VIII [1012–24]; Григорий [1012] (антипапа); Иоанн XIX [1024–32]; Бенедикт IX [1032–44]; Сильвестр III [1045]; Бенедикт IX [1045]; Григорий VI [1045–46]; Климент II [1046–47]; Бенедикт IX [1047–48]; Дамасий [1048]; Лев IX [1049–54]; Виктор II [1055–57]; Стефан IX (X) [1057–58]; Бенедикт X [1058–1059] (антипапа); Николай II [1059–61]; Александр II [1061–1073]; Гонорий II [1061–72] (антипапа); Григорий VII [1073–85]; Климент III [1084–1100] (антипапа); Виктор III [1086–87]; Урбан II [1088–99]; Пасхалий II [1099–1118]; Теодорих [1100–1102] (антипапа); Альберт [1102] (антипапа); Сильвестр IV [1105–11] (антипапа); Геласий [1118–1119]; Григорий VIII [1118–21] (антипапа); Каликст II [1119–24]; Гонорий II [1124–30]; Целестин II [1124] (антипапа); Иннокентий II [1130–43]; Анаклет II [1130–38] (антипапа); Виктор IV [1138] (антипапа); Целестин II [1143–44]; Луций II [1144–45]; Евгений III [1145–53]; Анастасий IV [1153–54]; Адриан IV [1154–59]; Александр III [1159–81]; Виктор IV [1159–64] (антипапа); Пасхалий III [1164–68] (антипапа); Каликст III [1168–78] (антипапа); Иннокентий III [1179–80] (антипапа); Луций III [1181–85]; Урбан III [1185–87]; Григорий VIII [1187]; Климент III [1187–91]; Целестин III [1191–98]; Иннокентий III [1198–1216]; Гонорий III [1216–27]; Григорий IX [1227–41]; Целестин IV [1241]; Иннокентий IV [1243–54]; Александр IV [1254–61]; Урбан IV [1261–64]; Климент IV [1265–68]; Григорий X [1271–76]; Иннокентий V [1276]; Адриан V [1276]; Иоанн XXI [1276–77]; Николай III [1277–80]; Мартин IV [1281–85]; Гонорий IV [1285–87]; Николай IV [1288–92]; Целестин V [1294]; Бонифаций VIII [1294–1303]; Бенедикт XI [1303–1304]; Климент V [1305–14]; Иоанн XXII [1316–34]; Николай V [1328–30] (антипапа); Бенедикт XII [1334–42]; Климент VI [1342–52]; Иннокентий VI [1352–62]; Урбан V [1362–70]; Григорий XI [1370–78]; Урбан VI [1378–89]; Климент VII [1378–94] (антипапа); Бонифаций IX [1389–1404]; Бенедикт XIII [1394–1423] (антипапа); Иннокентий VII [1404–1406]; Григорий XII [1406–15]; Александр V (1409–10] (антипапа); Иоанн XXIII [1410–15] (антипапа); Мартин V [1417–31]; Евгений IV [1431–47]; Феликс V [1439–49] (антипапа); Николай V [1447–55]; Каликст III [1455–58]; Пий II [1458–64]; Павел II [1464–71]; Сикст IV [1471–84]; Иннокентий VIII [1484–92]; Александр VI [1492–1503]; Пий III [1503]; Юлий II [1503–13]; Лев X [1513–21]; Адриан VI [1522–23]; Климент VII [1523–34]; Павел III [1534–49]; Юлий III [1550–55]; Марчелло II [1555]; Павел IV [1555–59]; Пий IV [1559–65]; Пий V [1566–72]; Григорий XIII [1572–85]; Сикст V [1585–90]; Урбан VII [1590]; Григорий XIV [1590–91]; Иннокентий IX [1591]; Климент VIII [1592–1605]; Лев XI [1605]; Павел V [1605–21]; Григорий XV [1621–23]; Урбан VIII [1623–44]; Иннокентий X [1644–55]; Александр VII [1655–67]; Климент IX [1667–69]; Климент X [1670–76]; Иннокентий XI [1676–89]; Александр VIII [1689–91]; Иннокентий XII [1691–1700]; Климент XI [1700–21]; Иннокентий XIII [1721–24]; Бенедикт XIII [1724–30]; Климент XII [1730–40]; Бенедикт XIV [1740–58]; Климент XIII [1758–69]; Климент XIV [1769–74]; Пий VI [1775–99]; Пий VII [1800–23]; Лев XII [1823–29]; Пий VIII [1829–30]; Григорий XVI [1831–46]; Пий IX [1846–78]; Лев XIII [1878–1903]; Пий X [1903–14]; Бенедикт XV [1914–22]; Пий XI [1922–39]; Пий XII [1939–58]; Иоанн XXIII [1958–63]; Павел VI [с 1963].

Источн.: Potthast Α., Regesta pontificum romanorum..., v. 1–2, Berolini, 1874–75; Le liber pontificalia, ed. par L. Duchesne, v. 1–2, P., 1886–92; Göller E., Schäfer К. Н., Vatikanische Quellen zur Geschichte der päpstlichen Hof und Finanzverwaltung 1316–1378, v. 1–6, Paderborn, 1910–37.

Лит.: Винтер Э., Папство и царизм, пер. с нем., М., 1964; Kühner Н., Lexikon der Päpste. Von Petrus bis Pius XII, Z.–Stuttg., 1956; Pastor L. E., Geschichte der Päpste seit dem Ausgang des Mittelalters, neue Aufl., Bd 1–16, [Freib. – u. a.], 1955–61; Mann H., The lives of the popes..., v. 1–19, L., 1902–32; Caspar Ε., Geschichte des Papsttums..., Bd 1–2, Tübingen, 1930–33; Seppelt F. X., Geschichte der Päpste, 2 Aufl., Bd 1–6, Münch., 1954–66; Seppelt F. X., Schwaiger G., Geschichte der Päpste, Münch., 1964; Jalland T. G., The Church and the papacy, L.–N. J., 1944; Нayward F., Histoire des papes, 3 éd., P., 1953; Вrezzi P., Le papato, Roma, 1952; Burn-Murdoch H., The development of the papacy, L., 1954; Lunt W. E., Papal revenues..., v. 1–2, N.-Y., 1934. См. также лит. при ст. "Католицизм".



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia