Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Орфические культы





ОРФИ́ЧЕСКИЕ КУ́ЛЬТЫ – в древности система религ. верований и обрядов, возникшая во Фракии в 8–6 вв. до н. э. и получившая распространение в Македонии, Греции, Юж. Италии и Сицилии, позднее в Риме. Основателем О. к. считался мифич. певец Орфей (᾽Ορφεύς). Гл. содержание О. к. составляли "мистерии" в честь Загрея, сына Зевса, растерзанного и съеденного титанами и родившегося вторично под именем Диониса. В них участвовали только посвященные, члены орфич. тайных об-в – орфики. Мистерии совершались весной в годовщину гибели Диониса-Загрея и изображали его муки, смерть и воскресение. Устраивались жертвоприношения, оргиастич. процессия, показ символич. священных предметов. Для орфиков были установлены особые жизненные правила – βίος ᾽Ορφικός. Из мифа о том, что люди родились от титанов, сожженных Зевсом за растерзание Загрея, и имеют, т. о., двойственную природу: титаническую – низменную и божественную, вытекало требование очищений и аскетизма. Орфики носили белую одежду, имели особый обряд похорон. Для членов об-ва были составлены гимны (в честь Диониса и др., почитаемых орфиками богов: Зевса, Деметры, Персефоны, Гекаты, Эрота, Аполлона, Афины), молитвы, оракулы, заклинания, мифы (космогонич., теогонич., антропогонич.), собранные в свящ. книги (отрывки в изд.: "Orphicorum fragmenta", col. О. Kern, Berolini, 1922). Проповедовали О. к. странствующие жрецы. О. к. возникли в связи с ростом угнетения масс и обострением борьбы между аристократией и демократией и поэтому содержали в себе пессимистич. и мистич. настроения и одновременно идеологич. протест: противопоставление нар. культов (Диониса и др.) аристократич. олимпийской религии. Однако мифологич. представления О. к. гораздо древнее: они существовали еще в крито-микенскую эпоху и были тесно связаны с культом умирающих и воскресающих богов Др. Востока (Осирис, Таммуз, Аттис, Адонис, Сабазий). Идеалистич. философия О. к. оказала влияние на филос. системы Пифагора, Платона, неоплатоников. Религ. идеи О. к. использовало христианство. В ср. века О. к. служили почвой для разл. ересей и сект.

Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историч. развитии, ч. 1, М., 1957 (гл. 4 и тексты к ней); Nilssоn M. P., A history of Greek religion, Oxf., 1925.

С. С. Соловьева. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia