Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Национализация





НАЦИОНАЛИЗÁЦИЯ – переход средств произ-ва из частной собственности в государственную; этот переход может носить как социалистич., так и капиталистич. характер. Необходимость Н. в конечном счете обусловлена потребностями развития современных производит. сил. Развитие крупной машинной индустрии разрушило феод. разобщенность и цеховую ограниченность, связало все звенья экономики воедино. Эта связь стала возрастать по мере дальнейшего развития капитализма. Ведение обществ. произ-ва на основе коллективного владения и управления средствами произ-ва сделалось необходимостью. Исходя из объективных потребностей развития обществ. произ-ва, К. Маркс и Ф. Энгельс еще в 1848 в "Манифесте Коммунистической партии" сделали вывод о необходимости перехода средств произ-ва в собственность пролетарского социалистич. гос-ва (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4, с. 446). В дальнейшем социалистич. Н. основных средств произ-ва становится программным требованием коммунистич. и рабочих партий всего мира.

Н. основных средств произ-ва, проводимая пролетарским гос-вом, является революц. мерой. Она приводит производств. отношения в соответствие с уровнем и характером развития производит. сил, передает средства произ-ва в руки их подлинных хозяев – трудящихся масс и тем самым обеспечивает подлинное освобождение рабочего класса и всех членов общества, устраняет классовые антагонизмы и эксплуатацию человека человеком. С помощью Н. рабочий класс завоевывает командные высоты нар. х-ва, лишает буржуазию ее экономич. опоры и начинает коренное преобразование социально-экономич. строя. Вопрос о формах, методах и сроках социалистич. Н. решается в зависимости от конкретно-ист. условий: расстановки и соотношения классовых сил, уровня предшествующего развития капитализма, междунар. обстановки. Пролетарское гос-во в первую очередь берет в свои руки ключевые позиции в экономике – крупную пром-сть, банки, ж. д., внешнюю торговлю. В области пром-сти первоначально национализируется собственность монополистич. капитала, предприятия, принадлежащие иностр. монополиям, а также собственность наиболее реакционных сил (военные преступники, участники контрреволюц. заговоров, компрадорская буржуазия и т. д.), позже – средние по размерам предприятия – в той мере, в какой они созрели для обобществления в гос. масштабе.

Социалистическая Н. осуществляется в зависимости от конкретных условий (особенностей прихода рабочего класса к власти) либо путем безвозмездной конфискации, либо с использованием переходных форм и с частичным выкупом средств произ-ва.

Одним из первоочередных шагов социалистич. обобществления является национализация банков (см. "Банки"). Без Н. банков невозможно лишить буржуазию ее экономич. могущества и организовать социалистич. произ-во и распределение продуктов. Важное значение для пролетарского гос-ва имеет Н. внешней торговли. Н. внешней торговли ограждает пролетарское гос-во от проникновения иностр. капитала и позволяет ему использовать в интересах социалистич. строительства те выгоды, которые дает междунар. разделение труда. На основе монополии внешней торговли гос-во ведет внешнюю торговлю через специально созданные органы, определяет объем и структуру экспорта и импорта, согласовывает внешнеторг. планы с единым народнохоз. планом. С образованием мировой системы социализма монополия внешней торговли используется и для всестороннего развития экономич. сотрудничества между социалистич. странами. В зависимости от конкретных ист. условий монополия внешней торговли вводится либо полностью с первых шагов социалистич. гос-ва, либо постепенно, с использованием различных форм гос. контроля над внешнеторг. операциями. Важное место в системе мероприятий социалистич. гос-ва занимает национализация земли. При определенных ист. условиях национализация земли может явиться наиболее радикальным средством решения агр. вопроса. Она окончательно ликвидирует остатки феод. отношений в с. х-ве, создает широкие возможности для развития производит. сил с. х-ва и добровольного кооперирования крестьян. Однако в зависимости от степени развития капитализма в деревне, соотношения классовых сил, от наличия определенных традиций частной собственности на землю сроки и формы Н. земли в различных странах могут существенно различаться [см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 173–74 (т. 31, с. 133–34)]. Важную роль в становлении социалистич. экономики играет Н. транспорта и связи.

С помощью H. важнейших отраслей хоз-ва социалистич. гос-ва создали основы своей экономич. независимости.

В Н. видят средство завоевания экономич. самостоятельности, ускорения социально- экономич. прогресса, индустриализации, развития по некапиталистич. пути страны, освободившиеся от колониальной зависимости.

К Н. в целях стабилизации экономики, форсированного развития определ. отраслей капиталистич. х-ва, модернизации ряда секторов экономики и т. д. стали сравнительно широко прибегать капиталистич. страны в период общего кризиса капитализма. Но капиталистич. Н. принципиально отличается от социалистической. Капиталистич. Н., наряду с др. мерами гос.-монополистич. капитализма, проводится в интересах монополий и по своему характеру противоречива: не меняя природы капиталистич. строя, она объективно создает материальные предпосылки для социалистич. преобразований, в т. ч. и для социалистич. Н.

Национализация в Советской России. Завоевав политич. власть, рабочий класс России тотчас же приступил к осуществлению намеченной В. И. Лениным, большевистской партией программы основных социально-экономич. преобразований. Исходным пунктом H. средств произ-ва явилась H. земли, необходимость проведения к-рой была обусловлена агр. отношениями в России (см. "Аграрный вопрос") и обоснована "аграрной программой большевизма". Н. земли и ее недр, вод и лесов была провозглашена "Декретом о земле" [26 окт. (8 нояб.) 1917]. Вместе с конфискованными помещичьими и др. землями нетрудового владения к гос-ву перешли, т. е. были национализированы, с.-х. экономич. питомники, конские заводы и т, п. В силу конкретно-ист. особенностей обстановки в России Н. земли в сов. законодательстве 1917–18 [Декрет о земле, "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" 12(25) янв. 1918, закон о социализации земли 27 янв. (9 февр.) 1918, Конституция РСФСР 1918] излагалась в формулировке программы "социализации земли". В бесплатное пользование крестьян перешло св. 150 млн. дес. земли бывших помещичьих и др. земель нетрудового владения. "Национализация земли, проведенная в России пролетарской диктатурой, наиболее обеспечила доведение до конца буржуазно-демократической революции..." и в то же время "...дала наибольшие возможности пролетарскому государству переходить к социализму в земледелии" [там же, т. 37, с. 327 (т. 28, с. 291)] путем организации гос. х-в (совхозов) и закрепления гос. земли за колхозами.

Одним из первых ударов по частной собственности было овладение Гос. банком и Н. частных банков. Утром 25 окт. (7 нояб.) 1917 у здания Гос. банка в Петрограде был поставлен караул революц. моряков. С этого дня началась борьба за овладение банком. В ответ на злостный саботаж банковских служащих Сов. пр-во решило уволить со службы организаторов саботажа, направило в Гос. банк группу коммунистов, имевших опыт хоз. работы [В. В. Оболенский (Н. Осинский), Д. П. Боголепов, А. Е. Аксельрод, Д. М. и Е. М. Соловей и др.]. 15 (28) нояб. представители Сов. власти получили ключи от кладовых Гос. банка и провели их ревизию. К концу нояб. саботаж чиновников Гос. банка был сломлен. Банк начал работать. Овладев гл. эмиссионным центром, Сов. пр-во попыталось поставить под контроль частные банки. 4 (17) дек. 1917 было заключено соглашение пр-ва и банкиров о работе последних под контролем Сов. власти. Однако капиталисты использовали соглашение лишь как ширму для прикрытия саботажнических действий и расхищения нар. достояния. Пр-во было вынуждено ускорить Н. частных банков. 14 (27) дек. у зданий всех банков Петрограда были выставлены вооруж. караулы. В тот же день ВЦИК принял декрет о Н. частных банков. В короткие сроки была проведена ревизия сейфов, в ходе к-рой у капиталистов были изъяты огромные ценности. Национализированные коммерч. банки в янв. 1918 были слиты с Гос. банком в единый Нар. банк Сов. республики. Во 2-й половине дек. 1917 началась Н. местных отделений банков. При этом использовался опыт центра страны. Как правило, решения о Н. принимались уже после установления в банках красногвард. караулов. По данным анкет делегатов 3-го Всеросс. съезда Советов, 138 из 370 Советов, представленных на съезде, к янв. 1918 уже подчинили местные казначейства, 112 Советов овладели банками. В целом по стране Н. банков была завершена летом и осенью 1918. Взяв в свои руки банки, Сов. гос-во повело решительное наступление на капиталистич. собственность. В дек. 1917 СНК РСФСР принял решение прекратить оплату дивидендов по акциям и паям частных предприятий. В янв. 1918 было решено безвозмездно национализировать все акц. капиталы бывших частных банков.

Н. банков и банковских капиталов явилась важнейшим шагом по пути подготовки Н. пром-сти. Следует учитывать, что сращивание финанс. капитала с промышленным в дореволюц. России зашло настолько далеко, что удар по одной форме капиталистич. собственности неминуемо должен был привести к ликвидации бурж. отношений в др. области нар. х-ва – пром-сти (см. "Империализм" в России). В руках гос-ва был теперь могучий рычаг воздействия на развитие пром-сти, транспорта и др. отраслей х-ва. 14(27) нояб. 1917 ВЦИК и СНК издали "Положение о рабочем контроле", распространявшееся на произ-во, куплю-продажу продуктов, сырья и финанс. деятельность предприятий. Рабочий контроль ограничивал свободу капиталистов, обуздывал их эксплуататорские поползновения, ставил капиталистов под контроль рабочих масс. Он являлся подготовит. мероприятием к Н. пром-сти (см. "Рабочий контроль над производством и распределением"). Капиталисты отказывались признавать органы контроля, закрывали предприятия, проводили скрытый и открытый саботаж. Саботаж капиталистов ускорил проведение Н. пром. предприятий. Н. пром-сти прошла неск. этапов. 1-й (нояб. 1917 – февр. 1918) характеризуется очень быстрыми темпами Н., особенно широкой инициативой местных органов в ее проведении. В эти месяцы, получившие название периода ""красногвардейской атаки на капитал"", темны отчуждения фабрик и з-дов обгоняли темпы налаживания управления национализированными предприятиями. Первой была национализирована 17 (30) нояб. 1917 ф-ка т-ва Ликинской мануфактуры А. В. Смирнова (Владимирская губ.). За этим последовал ряд новых декретов о Н. отдельных предприятий и акц. об-в. Всего с нояб. 1917 по март 1918, по данным пром. и профессиональной переписи 1918, было национализировано 836 пром. предприятий. Учитывая, что перепись не охватывала р-ны Урала, Донбасса, Туркестана, Сибири и Дальнего Востока, число национализированных предприятий следует признать еще бóльшим. По темпам Н. на 1-м месте шли тяжелая и пищевая отрасли пром-сти. Н. была подавляющей формой отчуждения; лишь неск. десятков мелких пром. заведений были объявлены собственностью тех групп рабочих, к-рые на них работали. Наряду с этим 23 янв. (5 февр.) 1918 СНК РСФСР издал декрет о Н. торг. флота. Затем в собственность Сов. гос-ва перешли частные ж. д.

В марте 1918 наметился переход к следующему этапу Н. пром-сти. Центр тяжести экономич. и политич. работы партии и гос-ва был перенесен с экспроприации буржуазии на закрепление завоеванных позиций, на налаживание учета и контроля, правильной орг-ции управления национализированной пром-стью. Но это не означало отказа от дальнейших шагов по Н. Особенностью 2-го этапа Н. является обобществление целых отраслей пром-сти и создание условий для Н. всей крупной пром-сти. Подготавливалась Н. угольной пром-сти Донбасса, проведению к-рой тогда помешала австро-герм. интервенция. 2 мая 1918 СНК принял декрет о национализации сахарной пром-сти, 20 июня – нефтяной. В мае при участии В. И. Ленина проходила конференция представителей национализированных маш.- строит. з-дов, принявшая решение о Н. крупнейших з-дов транспортного машиностроения. Всего в апр.–июле 1918, по неполным данным, было национализировано 1222 пром. предприятия. В этот период Сов. гос-во осуществило и Н. внеш. торговли (см. "Монополия внешней торговли").

Декрет СНК от 28 июня 1918 о Н. всей крупной пром-сти положил начало 3-му этапу, продолжавшемуся до сер. 1919. Уже к осени 1918 в руках гос-ва было сосредоточено 9542 предприятия. Особенностью этапа явилось усиление организующей, руководящей роли Сов. гос-ва и его хоз. органов в проведении социалистич. Н.

С лета 1919 темпы Н. резко возрастают. В собственность гос-ва постепенно переходят не только крупные, но и средние и большая часть мелких пром. заведений. Завершающим актом в этом процессе явилось постановление ВСНХ от 29 нояб. 1920 о Н. всех предприятий, имевших св. 5 рабочих при механич. двигателе или 10 рабочих без механич. двигателя. Форсирование Н. средней и даже мелкой пром-сти объяснялось условиями войны, необходимостью мобилизовать все наличные производств. ресурсы. По мере разгрома сил контрреволюции и интервенции центр тяжести Н. перемещался в освобождаемые Красной Армией р-ны. На освобожденных территориях было восстановлено действие законов, связанных с Н.

Н. положила начало созданию социалистич. уклада в экономике Сов. страны и, наряду с монополией внешней торговли и ликвидацией иностранных займов, заложила основы экономической независимости СССР.

Национализация в зарубежных социалистических странах имеет ряд особенностей, к-рые определяются междунар. положением этих стран, расстановкой клас. сил и др. Н. пром-сти в зарубежных социалистич. странах прошла несколько этапов. Первоначально безвозмездно перешла в руки государства собственность нем. фашистов, коллаборационистов и связанного с ними монополистич. капитала. При этом декреты гос. власти часто лишь закрепляли фактич. положение. Позже были национализированы крупные и средние предприятия. При Н. этого типа предприятий широко применялась выплата компенсации, а также организация смешанных гос.-частных предприятий. Одновременно с Н. пром-сти проводилась Н. транспорта и связи, банков.

В Албании решение о конфискации и Н. собственности военных преступников и лиц, сотрудничавших с оккупантами, было принято в мае 1944 Антифашистским комитетом нац. освобождения. Вскоре после освобождения страны были безвозмездно национализированы шахты, рудники и предприятия, принадлежавшие Германии и Италии, т. н. Национальный банк и др. банки иностр. капитала, а в 1946–47 – частные пром. предприятия. В Болгарии после победы нар. восстания 9 сент. 1944 в руки гос-ва перешли электростанции, шахты и предприятия, конфискованные у военных преступников. 24 дек. 1947 Великое нац. собрание приняло закон "О национализации частных промышленных и горнорудных предприятий", в соответствии с к-рым Н. распространилась на все отрасли тяжелой и легкой пром-сти. 26 дек. 1947 был принят закон о Н. банков и реорганизации банковского дела. В Венгрии Н. пром-сти, банков, транспорта и средств связи была проведена в течение 1946–49. В июне 1946 был издан закон о Н. угольной пром-сти, в сент. – о Н. электростанций. Законом от 29 апр. 1948 были национализированы пром. предприятия с числом рабочих св. 100 чел., а Указом Президиума ВНР "О национализации отдельных промышленных и транспортных предприятий" от 28 дек. 1949 – предприятия с числом рабочих св. 5–10 чел. На территории ГДР в 1945–46 были конфискованы предприятия герм. монополий, нацистских и военных преступников, к-рые перешли во временное управление Сов. военной администрации; затем они были переданы в собственность отд. земель, а с образованием ГДР (1949) стали ее гос. собственностью. В нар. собственность перешли также банки, значит. часть торг. предприятий, ж.-д. транспорта, гос. имения, машинопрокатные станции. В ходе дальнейших преобразований частной собственности в общественную широко использовались разл. формы гос. капитализма. В Польше Н. началась в период освобождения страны от фаш. порабощения. Закон "О переходе в собственность государства основных отраслей народного хозяйства", принятый 3 янв. 1946, законодательно оформил проведенную Н. В собственность гос-ва перешли все электростанции, рудники, металлургич. заводы, предприятия воен. и авиац. пром-сти, нефтегазовая пром-сть, пром. предприятия др. отраслей с числом рабочих св. 50 чел., средства связи и транспорта, а также банки. В Румынии в 1947 был установлен контроле над деятельностью частных предприятий, а 11 июня 1948 Haц. собрание приняло закон о H. крупных пром. предприятий и шахт, ж. д., банков и страховых обществ. В Чехословакии 19 мая 1945 был принят декрет, вводивший нар управление имуществом лиц, сотрудничавших с оккупантами, а 24 окт 1945 – декрет "о национализации шахт и некоторых промышленных предприятий. На основании этих декретов были полностью национализированы энергетич., угольная, металлургич. и военная пром-сть, преобладающая часть хим. пром-сти, а также крупные предприятия с числом рабочих cв. 150–500 чел. (в зависимости от отрасли) в др. отраслях пром-сти. Одновременно были национализированы акционерные банки и страховые кассы. 28 апр 1948 был принят закон "О дальнейшей национализации некоторых промышленных предприятий", по к-рому в собственность гос-ва перешли пром. предприятия с числом рабочих св. 50 чел. Одновременно был принят закон о H. внешней торговли. В Югославии в 1944 были национализированы предприятия, принадлежавшие фаш. оккупантам и сотрудничавшей с ними буржуазии, а в 1946 была осуществлена Н. недр земли, лесов, вод, крупной и средней пром-cти, транспорта, связи, банков и кредитных учреждений. 5 дек 1946 Народная скупщина приняла закон "О национализации частных промышленных и хозяйственных предприятий". Завершена H. была в 1948. Особенностью Н. в пром-сти Югославии является предоставление предприятиям фактического права распоряжаться их средствами и продукцией. В ДРВ в янв. 1950 был принят декрет о Н. минеральных ресурсов страны. Затем перешли в собственность гос-ва предприятия иностр. колонизаторов и предателей, организован нац. банк. Социалистич. преобразование частной собственности нац. буржуазии осуществлялось с помощью создания смешанных гос.-частных предприятий. В Китае после образования КНР (1949) была завершена начавшаяся еще в ходе нар.-освободит. войны 1946–49 конфискация предприятий и банков, принадлежавших бюрократич. капиталу. Постепенно была национализирована собственность иностр. капиталистов. Н. частной собственности нац. буржуазии в основном проводилась в 1956 путем создания смешанны гос.-частных предприятий посредством постепенное выкупа средств производства В Сев. Корее 10 авг. 1946 был принят закон о Н. пром. предприятий, шахт, рудников, электростанций, средств транспорта и банков, находившихся в руках япон. империалистов и предателей корейского народа Собственность нац. корейской буржуазии не была национализирована, а преобразовывалась в государственную постепенно. В Монголии до победы нар революции почти не было собственной пром-сти. В первые годы после провозглашения республики (1924) были национализированы недра земли, леса, пастбища, водоемы, постепенно вытеснялся иностранный капитал На Кубе 6 авг. 1960 был издан декрет о Н. всех предприятий, принадлежавших амер. капиталу, 17 сент. 1960 – о Н. филиалов амер. банков, а 13 окт. 1960 были национализированы кубинские банки и около 400 крупных пром. и торговых предприятий, связанных преим. с иностр. капиталом.

Социалистич. сектор (в к-рый наряду с гос. предприятиями входят также кооп. предприятия) имеет в пром-сти зарубежных социалистич. стран следующий удельный вес (в %): Албания (1964) – 99,5; Болгария (1963) – 99,3; Венгрия (1963) – 98,3; ДРВ (1963) – 91,9, ГДР (1963) – 88,6; КНР (включая гос.-капиталистич. сектор, 1958) – 100; КНДР (1962) – 100; Куба (1964) – св. 95; МНР (1963) – 100; Польша (1964) – 99,6; Румыния (1964) – 99,7; Чехословакия (1963) – 100; СФРЮ (1964) – 100 (см. "Экономика социалистич. стран в цифрах. 1964 год", сб., 1965, с 5). H. внешней торговли осуществлялась постепенно. В 1948 она была завершена в Чехословакии, Болгарии и Албании, в 1949 – в Польше, Венгрии и Румынии, еще ранее – в МНР (1930). В некоторых странах (ГДР, КНР) первоначально был установлен гос. контроль над осуществлением внешнеторг. операций; при этом, как правило, право выхода на внешний рынок имели отдельные предприятия или орг-ции.

В зарубежных социалистич. странах, за исключением Монголии (1921–24), Н. земли не проводилась. Это было обусловлено наличием длительной традиции и глубокой привязанностью крестьянства к частной собственности на землю, породившей специфическое требование: "Земля тем, кто ее обрабатывает". В ходе агр. реформ (см. в ст. "Аграрный вопрос") земля была отобрана у помещиков и передана в руки крестьянства на правах частной собственности. Сплошное кооперирование крест. х-в и переход к производств. с.-х. кооперативам обеспечивают переход земли в обществ. собственность.

Национализация в освобо- дившихся от колониальной зависимости странах, как правило, имеет антимонополистич., антиколониальную направленность. Создающийся в результате Н. гос. сектор обычно играет важную роль в завоевании экономич. самостоятельности и укреплении политич. независимости развивающихся стран и при определенных условиях, прежде всего при определяющей роли прогрессивных сил в политич. жизни, может стать экономич. основой развития стран по некапиталистич. пути. В первую очередь национализируются предприятия, принадлежавшие иностранным монополиям. Так, в 1956 в Египте была национализирована компания Суэцкого канала, в Индонезии в дек. 1958 был издан закон о Н. голл. собственности; в независимой Индии первонач. основу гос. сектора образовали (согласно декларации пр-ва от 6 апр. 1948) предприятия, принадлежавшие ранее колониальным властям (ж. д., порты, нек-рые энергетич. и пром. предприятия, ирригац. сооружения). Масштабы и темпы Н. различны в отдельных странах, они определяются соотношением классовых сил в стране, политикой иностранных монополий, уровнем развития нац. экономики и т. д. В нек-рых странах национализированный сектор экономики занял весьма значит. место. Гос. сектор в Индонезии включил весь ж.-д. и авиац. транспорт, преобладающую часть производства электроэнергии, почти всю горнорудную пром-сть (за исключением нефтяной). Законом 1958 были национализированы все голл. плантации, пром. и горнорудные предприятия, портовые сооружения, торговые и страховые компании, а также банки; постановлением пр-ва в 1960 было национализировано 167 пром. предприятий; в 1964 под контроль и управление пр-ва перешла вся англ. собственность на терр. страны. В Алжире в 1963 были национализированы объекты, брошенные франц. колонизаторами и предателями алжирского народа (около тысячи пром., торговых и др. предприятий); в 1963–64 национализировано и передано комитетам самоуправления 3,7 млн. га земли бывших франц. колонистов, изменников и предателей. В Египте (с 1958 – ОАР) в конце 1956 было секвестровано 1371 предприятие, принадлежавшее англ., франц. и австрал. компаниям. В 1957 в собственность гос-ва перешли предприятия связи и судоходная компания. В февр. 1960 национализирован Нац. банк, в к-ром господствовал англ. капитал. С июля 1961 ОАР приступила к Н. предприятий, принадлежавших крупной нац. буржуазии. К 1965 в состав гос. сектора ОАР вошли ок. 90% всех крупных предприятий, весь транспорт, внеш. торговля (импорт – 100%, экспорт – 75%). В Бирме Н. охватила (1963–64) практически все крупные пром. предприятия, все банки, более 2 тыс. торг. предприятий, на долю к-рых приходилось ок. ½ внутр. торговли. В Индии в 1957–58 гос. сектор производил 12% пром. продукции страны, в последующем его доля увеличилась. Расширяется гос. сектор в экономике молодых афр. гос-в: Гвинеи, Мали и др. Так, в Гвинее национализирован ряд бывших франц. предприятий, все иностр. банки (1962), с 1964 стала осуществляться полная монополия внешней торговли. При Н. пром-сти в странах, освободившихся от колон. зависимости, применяется как безвозмездная конфискация, так и частичный выкуп (напр., в Бирме Н. смешанной англо-бирманской компании "Бирма ойл компани" проводилась на основе выкупа акций). В Сирии в результате проведенной в последние годы (особенно в 1965) Н. в пром-сти и внешней торговле доминирующее положение занял гос. сектор. Валовое производство продукции национализированных предприятий составляет (1965) ок. 80% всей пром. продукции страны. Установлен гос. контроль над деятельностью всех банков и страховых компаний.

Опыт стран, вставших на путь самостоят. развития, показывает, что наиболее полное использование возможностей гос. сектора в проведении широкой Н. открывается на некапиталистич. пути развития. Этот путь обеспечивает доведение до конца антиимпериалистич. борьбы, осуществление глубоких социально-экономич. преобразований, преодоление в короткий срок экономич. отсталости и нищеты. Национализированный сектор экономики используется при этом в качестве основы демократич. планирования, как рычаг для подъема нац. экономики. В программных документах партии Фронт нац. освобождения Алжира, в Хартии нац. действий (ОАР), в политич. декларации "Бирманский путь к социализму" признается неприемлемость капиталистич. пути развития этих стран и выдвигается необходимость социалистич. переустройства общества.

Национализация в капиталис- тических странах является одним из проявлений гос.-монополистич. капитализма. Экономически ее необходимость вызвана процессом концентрации и технич. преобразованием произ-ва. В свою очередь, усиление гос.-монополистич. капитализма в связи с общим кризисом капитализма ведет ко все более активному вмешательству бурж. гос-ва в процесс воспроизводства в интересах финанс. олигархии. С этой целью используется огосударствление отд. отраслей экономики. Национализируются прежде всего отрасли воен. пром-сти и отрасли, наиболее важные для нар. х-ва, продукцией к-рых пользуется весь монополистич. капитал, а порой малоэффективные и технически сравнительно отсталые отрасли произ-ва (топливная пром-сть, транспорт и др.). Бывшим владельцам предприятий выплачивается значительное вознаграждение. В ряде случаев происходит перелив капитала из отсталых отраслей в новые отрасли экономики. После технич. преобразования отсталых отраслей нередко происходит процесс реприватизации, т. е. распродажи гос. предприятий, к-рые вновь переходят в частную собственность. Так, в 1957 пр-во ФРГ продало акц. об-ву "Феникс-Рейнрор АГ" 51% акций угольной компании "Эмшер-Липпе Бергбау АГ". Реприватизация проявляется также в форме распродажи мелких "нар. акций".

Н. в капиталистич. странах не изменяет существа бурж. строя и положения осн. классов в системе обществ. произ-ва. Она не может также устранить конкуренцию и анархию произ-ва (хотя до нек-рой степени может ослабить циклич. колебания); не может обеспечить планомерное развитие нар. х-ва (хотя гос-во использует Н. для вмешательства в процесс обществ. воспроизводства), ибо сохраняются капиталистическая собственность и эксплуатация наемного труда. Противоречивый характер капиталистич. Н. проявляется также в том, что буржуазия, даже если ей это выгодно экономически, лишь в крайних случаях, под давлением политич. обстоятельств, идет на H., ибо H. убедительно покалывает ненужность капиталистов как класса, дает при определенных условиях более широкие возможности для вмешательства трудящихся в управление произ-вом. В отличие от бурж. и с.-д. партий, к-рые рассматривают Н. как средство смягчения или преодоления противоречий капиталистам, строя, коммунистич. партии исходят из возможности использования при определенных условиях Н. лишь для ограничения всевластия монополий и улучшения положения трудящихся; одним из этих условий является осуществление демократич. контроля над национализированными секторами и демократизации управления ими. Так, в "Тезисах Французской коммунистической партии", принятых на XV съезде ФКП в июне 1959, говорится, что Н. может стать законным демократическим требованием, "...поскольку она облегчит борьбу рабочего класса против капиталистов-эксплуататоров и против монополий" ("Программные документы коммунистических и рабочих партий капиталистических стран Европы", М., 1960, с. 400). В "Политических тезисах Итальянской коммунистической партии", одобренных IX съездом ИКП в 1960, ставится задача сорвать процесс монополистич. концентрации и установить эффективный контроль трудящихся над властью частных капиталистич. пром. и финанс. монополий. "С этой целью в некоторых решающих секторах промышленности и кредита нужно провести национализацию" (там же, с. 270).

Вопрос о формах и условиях Н. – предмет непрекращающейся классовой борьбы, в ходе к-рой пролетариат стремится обеспечить совместные выступления демократич. сил нации против монополистич. капитала.

Н. в той или иной форме применялась бурж. гос-вом еще в 19 веке, особенно во время войн. Однако наибольшее развитие она получила в странах Зап. Европы после 2-й мировой войны. В Англии Н. достигла значит. размеров в первые послевоенные годы, когда у власти находилось лейбористское пр-во. В 1945–51 были национализированы угольная, электрич. и газовая пром-сть, ж.-д. транспорт, металлургия. В собственность гос-ва перешли Англ. банк, проволочная и беспроволочная связь. Н. была проведена в интересах монополистич. капитала, она обеспечила быструю модернизацию отраслей, снабжающих монополизированные предприятия топливом, электроэнергией и трансп. услугами. Владельцам национализированных предприятий были выплачены огромные суммы. В нач. 60-х гг. на долю гос. сектора приходилось около 20% пром. произ-ва страны. Во Франции Н., начавшаяся еще после 1-й мировой войны, расширилась после освобождения страны от фаш. захватчиков. Были национализированы автомоб. фирма Рено, Франц. банк, страховые об-ва. Но закону от 17 мая 1946 была завершена Н. угольной пром-сти, по закону от 8 апр. 1946 было национализировано произ-во газа и электроэнергии. К нач. 60-х гг. гос. сектор охватывал 97% добычи угля, 90% произ-ва электроэнергии, 95% выработки и распределения газа, 80% авиац., 40% автомоб. пром-сти и т. д. По развитию гос. сектора в экономике (10–12% валового продукта страны) Франция стоит на 2-м месте после Великобритании в капиталистическом мире. В Австрии H. осуществлялась также после освобождения страны. Начиная с 1945 было национализировано 98% производства железа и стали, 98% производства цветных металлов, 91% добычи и переработки нефти, 96% добычи угля, 46% электропромышленности, Дунайская пароходная компания, часть машиностроения и химической промышленности, а также три крупных банка. Во Франции, в Австрии и в других странах буржуазия вынуждена была пойти на Н. под напором рабочего класса и его революционного авангарда – коммунистич. партий. В Соединепных Штатах Америки Н. не получила широкого распространения. Гос. сектор создавался здесь главным образом за счет строительства новых предприятий. Аналогичное положение имеет место в большинстве других капиталистических стран. Бурж. теоретики рассматривают капиталистич. Н. как самодовлеющее явление, не зависимое от существующих производственных отношений. Согласно этим теориям, Н. изменяет существо капиталистич. строя, ведет к превращению его в "народный капитализм", "государство всеобщего благоденствия". Эту точку зрения особенно поддерживают с.-д. теоретики. Так, лейборист Ч. Кросленд (в сб. "New Fabian essays", L., 1952) пишет, что "капитализм превращается в совершенно иную систему". Согласно теории "смешанной экономики" (напр., С. Сличтер – S. Slichter, What’s ahead for American business, Boston, 1951; У. Бакингем – W. Buckingham, Theoretical economic systems, N. Y., 1958), с процессом H. ликвидируется различие между социализмом и капитализмом. Марксистская теория делает принципиальное различие между Н. капиталистической и Н. социалистической. С точки зрения марксистской историографии, характер Н. ставится в прямую зависимость от характера гос. власти, к-рая осуществляет Н., а социальные результаты Н. обусловливаются соотношением классовых сил в стране. Марксистские экономисты и историки в разработке вопросов Н. исходят из положений классиков марксизма-ленинизма и программных документов марксистско-ленинских партий.

Источники и литература к статье

Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистический партии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Теории прибавочной стоимости, там же, т. 26, ч. 2; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Крестьянский вопрос во Франции и Германии, там же, т. 22; Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 373–75); его же, Проект и объяснение программы социал-демократической партии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2 (т. 2); его же, Задачи пролетариата в нашей революции, там же, т. 31 (т. 24); его же, Грозящая катастрофа и как с ней бороться, там же, т. 34 (т. 25); его же, Удержат ли большевики государственную власть?, там же, т. 34 (т. 26); его же, Первоначальный набросок тезисов но аграрному вопросу, там же, т. 41 (т. 31); его же, О демократизме и социалистическом характере Советской власти, там же, т. 36; Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята XXII съездом КПСС, М., 1965; Декларация Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, состоявшегося в Москве 14–16 ноября 1957 г., М., 1958; Заявление Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, в кн.: Программные док-ты борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961.

Н. в Советской России: Сб. док-тов по зем. законодательству СССР и РСФСР. 1917–54, М., 1954; Национализация пром-сти в СССР. Сб. док-тов и мат-лов, М., 1954; Национализация пром-сти и организация социалистич. произ-ва в Петрограде (1917 – 1920 гг.). Док-ты и мат-лы, т. 1–2, Л., 1958–60; Национализация пром-сти па Урале (окт. 1917 – июль 1918 гг.). Сб. док-тов, Свердл., 1958; Рабочий контроль и национализация пром-сти в Костромской губ. Сб. док-тов (1917–1919), Кострома, 1960; Рабочий контроль и национализация пром-сти в Туркестане (1917–1920 гг.). Сб. док-тов, Таш., 1955; Першин П. M., Aгpapнi перетворення Вел. Жовтевоi Соцiалiстич. революцiï, К., 1962; Атлас М. С., Национализация банков в СССР, М., 1948; Виноградов В. Α., Социалистич. обобществление средств произ-ва в пром-сти СССР (1917–1918), М., 1955; его же, Вопросы теории и практики социалистич. национализации пром-сти, М., 1964; Венедиктов А. В., Организация гос. пром-сти в СССР, т. 1, Л., 1957; Гиндин А. М., Как большевики овладели Гос. банком, М., 1961; его же, Как большевики национализировали частные банки, М., 1962; Дробижев В. З., Социалистич. обобществление пром-сти в СССР, "ВИ", 1964, № 6; Астапович З. Α., Национализация пром-сти в СССР, в кн.; Очерки по историографии сов. об-ва, М., 1965.

Н. в зарубежных социалистич. странах: Конституция и основные законодательные акты Народной Республики Албании, пер. с албанского, М., 1951; Конституция и основные законодательные акты Народной Республики Болгарии, пер. с болгарского, М., 1952; Конституция и основные законодательные акты Венгерской Народной Республики, пер. с венгерского, М., 1954; Конституция и основ

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia