Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Наскальные изображения





НАСКÁЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖÉНИЯ (петроглифы, писаницы) – древние рисунки на стенах пещер, на открытых скальных поверхностях и на отдельных камнях. Известны во всех частях света и относятся к разным эпохам от палеолита до средневековья. Палеолитич. Н. и. представлены в пещерах и гротах Юж. Франции ("Комбарель", "Монтеспан", "Ласко" и др.), Сев. Испании ("Альтамира", "Кастильо" и др.) и др. Характерны фигуры животных, гл. объектов охоты: бизона, лошади, мамонта, носорога и др., реже хищников: медведя, пещерного льва. Встречаются изображения людей. На терр. СССР палеолитич. Н. и. открыты в "Каповой пещере" на Урале, на скалах у д. Шишкино на р. Лене, геометрич. начертания в гротах Мгвимеви на Кавказе. Большинство исследователей признает магическое значение этих изображений. Стиль и техника Н. и. прошли длит. эволюцию от контурного рисунка, процарапанного или обведенного одной красочной линией, до барельефа и полихромной росписи (применялись минеральные краски). В кон. палеолита, мезолите и особенно в эпоху неолита Н. и. получили более широкое распространение. Центр. темой их становится деятельность человеческих коллективов. В росписях Вост. Испании, Юж. Италии, Сев. Африки (Тассили), Центр. и Вост. Сахары, Юж. Африки гл. место занимают сложные композиции охоты, войны, обрядовых действий и др. На терр. СССР к тому же кругу памятников относятся памятники "Зараут-сая". Особую группу составляют своеобразные Н. и. неолитич. охотничье-рыболовческих племен С. (в Сев. Скандинавии, в Карелии и Вост. Сибири). На поверхности гранитных скал выбиты или нарисованы охрой динамич. сцены охоты, изображения мифологич. значения и др. Дальнейшее развитие и распространение Н. и. получили в эпохи бронзы и особенно раннего железа. Н. и. этого времени встречаются во многих странах мира. В СССР они известны на С. Европ. части, в Сибири, Туве, на Кавказе и в Крыму, на Дальнем Востоке и Ср. Азии. Иногда сотни и тысячи рис., часто относящихся к различным эпохам, сплошь покрывали скалы; нередко древние изображения перекрыты более новыми (напр., Кобыстан в Азерб. ССР, Писанная гора в Хакассии, Кобдо-Сомон в Монголии и др.). Среди Н. и. этого времени, помимо изображений диких животных, сцен охоты, магич. знаков и др. характерных и для рис. предшествующих эпох встречаются изображения домашних животных, жилищ и целых поселений, религ. обрядов, лодок с гребцами, обработки земли мотыгами, сцены сражений и грабительских набегов и мн. др. Н. и. в художеств. форме отражали хоз. и духовную жизнь людей соответств. эпох. Они имеют большое значение как ист. источник.

Лит.: Бадер О. Н., Открытие палеолитической пещерной живописи на Урале, Ист.-археол. сб. МГУ, 1962; Гущин А. С., Происхождение искусства, М.–Л., 1937; Лот Α., В поисках фресок Тассили, пер. с франц., М., 1962; Окладников А. П., Шишкинские писаницы, Иркутск, 1959; Равдоникас В. И., Наскальные изображения Онежского озера и Белого моря, ч. 1–2, М.–Л., 1936–38; Чернецов В. Н., Наскальные изображения Урала, М., 1964 (в серии "Археология СССР"); Вandi H.-G., Maringer J., Kunst der Eiszeit. Levantekunst. Arktische Kunst, Basel, 1955; Вreui1 (Abbé H.), Quatre cents siècles d'art pariétal, P., 1952; Graziosi P., Die Kunst der Altsteinzeit, Stuttg., 1956.

З. А. Абрамова. Ленинград.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia