Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Народничество





НАРÓДНИЧЕСТВО – идеология и движение разночинной интеллигенции на бурж.-демократич. этапе освободит. борьбы в России (1861–95). "Народничество, – писал В. И. Ленин, – есть идеология (система взглядов) крестьянской демократии в России" (Соч., т. 18, с. 490). Н. соединяло в себе идеи утопич. социализма с требованием крестьянства, заинтересованного в уничтожении помещичьих латифундий. Выступало как против крепостничества, так и против бурж. развития общества. С момента зарождения в Н. наметились два течения – революционное и либеральное. Революционеры гл. цель видели в организации крест. революции и в течение 60–80-х гг. различными путями стремились к ней (первая ""Земля и воля"", подпольные кружки кон. 60 – нач. 70-х гг., ""хождение в народ"", группа "москвичей", вторая ""Земля и воля"", ""Народная воля"", ""Черный передел"" и др.). Либеральные народники, действовавшие легально, искали мирные формы перехода к социализму. Либеральное Н. не играло существ. роли до 80-х гг., когда стало господств. направлением в Н. В народнич. движении участвовали представители мн. национальностей России. Народнич. идеология своеобразно преломлялась в условиях Украины, Кавказа, Прибалтики, Польши и др. р-нов. Н. не было чисто рус. явлением. Подобная форма идеологии была характерна и для др. стран, поздно вставших на путь капиталистич. развития.

Идеология революционного Н. Народничество представляет особую разновидность утопич. социализма, свойственную странам с преобладанием с.-х. произ-ва и крест. населения, со слабым развитием пром-сти. Ко времени зарождения Н. в передовых странах Европы капитализм уже достиг той стадии развития, когда обнаружились коренные социально-политич. противоречия бурж. общества. Бурж.-демократич. революции в этих странах, не улучшившие положения нар. масс, вызвали разочарование передовой рус. интеллигенции. В этой обстановке начались поиски "особых путей" социального переустройства России, допускавших для России некапиталистич. развитие. Вера в возможность непосредств. перехода – минуя капитализм – к социалистич. строю через крест. общину, к-рой отводилась особая роль, составляла гл. содержание теории рус. утопич. социализма. Родоначальниками ее были А. И. "Герцен" и Н. Г. "Чернышевский". "Крест. социализм" активно пропагандировал Н. П. "Огарев". Герцен считал, что Россия не будет повторять все фазы развития европ. стран. Она перейдет к социализму "самобытным" путем благодаря сел. общине, освобождению крестьян с землей, крест. самоуправлению, традиц. праву крестьян на землю. "Человек будущего в России, – считал Герцен, – мужик, точно так же, как во Франции работник" (Собр. соч., т. 7, 1956, с. 326). Герцен отмечал и нек-рые отрицат. стороны общины, но считал их преодолимыми в процессе утверждения социалистич. идей в народе. Теорию общинного социализма Герцена развивал Чернышевский. Он связывал сохранение рус. общипы с замедленностью развития, отсталостью страны, но в то же время отводил общине большую положит. роль при условии радикальных социальных преобразований: свержения народом самодержавия, безвозмездной передачи всей земли крестьянам, соединения общинного владения землей с общинным пром. произ-вом. Т. о., теория рус. крест. социализма была попыткой использовать общину, чтобы, с одной стороны, поднять крестьянство на революцию, а с другой – сохранить существовавшие в общине уравнительные начала до времени утверждения социалистич. принципов.

Утопич. крест. социализм, неразрывно связанный с революц. демократизмом, направленным против самодержавного гос-ва, составлял гл. содержание народнич. идеологии. История показала утопичность общинного социализма, однако освобождение от народ-нич. иллюзий могло произойти только после утверждения капитализма, создавшего предпосылки для развития новой, пролетарской идеологии в России. Оценивая революционеров 60–70-х гг., В. И. Ленин писал: "Вера в особый уклад, в общинный строй русской жизни; отсюда – вера в возможность крестьянской соци- алистической революции – вот что одушевляло их, поднимало десятки и сотни людей на геройскую борьбу с правительством" (Соч., т. 1, с. 246). Герцен и особенно Чернышевский оказали огромное воздействие на разночинную молодежь и на последующие революц. поколения. Их революц. деятельность идейно связывает крест. демократию с пролетарской партией в России.

60-е гг. были первым этапом в развитии революц.-демократич. идеологии, когда общетеоретич. принципы крест. социализма претворялись в конкретные программы. Революционеры-семидесятники признавали себя учениками Чернышевского и его последователей, продолжали и укрепляли их традиции. И в 60-е и в 70-е гг., когда Россия только вступала в капиталистич. формацию, а пролетариат начинал формироваться в самостоят. обществ. класс и, следовательно, не было почвы для распространения и утверждения марксизма, идеология крест. демократии – Н. – оставалось наиболее передовой теорией. Ленин писал: "...Роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией. А чтобы хоть сколько-нибудь конкретно представить себе, что это означает, пусть читатель вспомнит о таких предшественниках русской социал-демократии, как Герцен, Белинский, Чернышевский и блестящая плеяда революционеров 70-х годов" (там же, т. 5, с. 342). В 70-е гг. произошло известное снижение теоретич. уровня Н., к-рое выразилось прежде всего в отступлении от материализма Чернышевского к позитивизму и субъективизму.

С кон. 60-х гг. в революц. движении произошел поворот в сторону "действенности". Вопрос о некапиталистич. развитии из области теории перешел в революц. практику. Смешение демократич. и социалистич. задач, характерное для Н. вообще, выступает вполне отчетливо. Крест. социалистич. революция провозглашается непосредств. целью народнич. движения. Наиболее крупными идеологами Н. в 70-е гг. были М. А. "Бакунин", П. Л. "Лавров", П. Н. "Ткачев", Н. К. "Михайловский". Значит. влияние на рус. революц. движение оказал Бакунин. Считая рус. крестьянина "прирожденным" социалистом, Бакунин призывал молодежь немедленно готовить нар. восстание против трех гл. врагов: частной собственности, гос-ва, церкви. Под его непосредств. воздействием в Н. сложилось бунтарское бакунистское направление. Лавров считал необходимыми для организации восстания длительную пропаганду среди нар. масс и обширную теоретич. и нравственную подготовку революционеров. Он призывал интеллигенцию искупить перед народом свой "долг", отдать силы освобождению трудящихся от самодержавного гнета. Выступая с позиций субъективного идеализма, Лавров вместе с тем утверждал, что критически мыслящая личность не останется одинокой в критике существующего обществ. строя, она найдет себе единомышленников в угнетенном народе. Роль народа в революции признавалась решающей. Лит.-критич. деятельность Михайловского в 70-х гг. способствовала укреплению демократич. тенденций в рус. обществ. мысли, борьбе против социального неравенства, готовила почву для вызревания революц. идей в России. Большим влиянием среди демократич. интеллигенции пользовалась книга В. В. "Берви-Флеровского" "Положение рабочего класса в России", в к-рой на большом мат-ле раскрывалось тяжелое положение народа в пореформ. России.

Программа революц. народников 70-х гг. отличалась верой не в заговор, а в широкое нар. движение в крест. социалистич. революцию. Призыв к социалистич. (социальной) революции связывался с аполитизмом: отрицалась борьба за политич. свободы, пропагандировалось безразличное отношение к формам гос. власти. В период господства в обществ. мысли аполитизма с программой политич. борьбы выступил Ткачев, заявивший в 1875, что "...ближайшая цель революции должна заключаться в захвате политической власти, в создании революционного государства" (Избр. соч., т. 3, 1933, с. 225). Политич. направление, намеченное Ткачевым в 1-й пол. 70-х гг., не получило тогда поддержки в революц. подполье. В конце десятилетия положение изменилось: демократич. печать (Михайловский и др.) заговорила о политич. свободах, "Казанская демонстрация 1876" открыла серию политич. актов (выступление революционеров на суд. процессах "50-ти" и "193-х", покушение В. И. "Засулич" на Φ. Φ. Трепова, вооруж. борьба И. М. Ковальского и его товарищей, убийство С. М. "Кравчинским" шефа жандармов Н. В. Мезенцова и др.). В 1878 юж. народники (В. А. "Осинский", бр. Ивичевичи и др.) перешли к террористич. борьбе, выступая от имени "Исполнит. к-та рус. социально-революц. партии". В либеральных кругах заговорили о конституции. В такой обстановке идеи Ткачева стали более близки революц. народникам, хотя последние полностью и не разделяли его заговорщич. воззрений. Вместе с тем политич. направление, оформившееся в "Народной воле", в вопросе о захвате гос. власти стояло в осн. на позициях Ткачева.

Народовольцы, как и их предшественники, продолжали верить в социалистич. особенности рус. общины, хотя и видели уже расслоение деревни, усиление кулаков-мироедов, укрепление буржуазии. Но они отрицали закономерность и органичность этого процесса: "...У нас не государство есть создание буржуазии, как в Европе, а наоборот, буржуазия создается государством" ("Лит-ра партии Народной воли", Париж, 1905, с. 79). Народовольцы рассчитывали путем захвата власти остановить развитие капиталистич. отношений в стране и перейти через общину к социалистич. строю. Крупной заслугой народовольцев явилась их борьба за завоевание политич. свобод в России: требования конституции, всеобщего избират. права, свободы слова, печати, сходок и др. Ближайшей целью народовольцы считали свержение царского самодержавия и установление демократич. республики, основанной на "воле народа". Ленин считал "великой исторической заслугой" народовольцев их стремление "...привлечь к своей организации всех недовольных и направить эту организацию на решительную борьбу с самодержавием" (Соч., т. 5, с. 442–43). Вместе с тем Ленин указывал, что народовольцы "...суживали политику до одной только заговорщицкой борьбы" (там же, т. 4, с. 342), что опыт истории революц. движения в России предостерегает от таких приемов борьбы, как террор (см. там же, т. 6, с. 154).

К кон. 80-х гг. – по мере развития капитализма и роста рабочего класса в России, с началом распространения марксизма в стране – окончательно выявилась необоснованность веры в "коммунистич. инстинкты" мужика, в крест. социалистич. революцию, в успех единоборства геройской интеллигенции с самодержавием; идеология революционного Н. оказалась несостоятельной.

Практическая деятельность революционных народников. В годы первой революц. ситуации 1859–61 начали возникать нелегальные кружки и народнич. орг-ции. С 1856 до 1862 действовало "Харьковско-Киевское тайное общество", основателями к-рого были Я. Н. Бекман и М. Д. Муравский. В 1861–62 в Москве функционировал кружок П. Г. "Заичневского" и П. Э. "Аргиропуло", печатавший нелегальные издания, начавший революц. пропаганду в народе, призывавший к свержению самодержавия (прокламация ""Молодая Россия""). В условиях революц. ситуации, подъема массового движения и борьбы демократич. интеллигенции, ожидавшей крест. восстание, в 1861 возникло тайное об-во "Земля и воля" – крупнейшее революц. объединение 60-х гг. и первая попытка создания всеросс. орг-ции. Идейным вдохновителем "Земли и воли" был Чернышевский, загран. центр представляли Герцен и Огарев, наиболее активными членами являлись бр. Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичи, А. А. "Слепцов", H. H. "Обручев", С. С. "Рымаренко", В. С. "Курочкин" и др. Орг. принципы первой "Земли и воли" легли в основу орг-ции "ишутинцев" (1863–66): законспирированный центр и подчиненные ему периферийные кружки. В отличие от "Земли и воли", ишутинцы допускали террор как возможное средство борьбы.

В обстановке демократич. подъема революционер-заговорщик С. Г. "Нечаев" в 1869 попытался создать тайную заговорщич. орг-цию ("Народная расправа"), построенную на принципах неогранич. централизма, слепого подчинения рядовых членов руководителям. Авантюризм и беспринципность Нечаева решительно осудили Маркс и Енгельс, чл. Рус. секции 1-го Интернационала, революц. народники в самой России, создавшие в противовес "нечаевщине" об-во "чайковцев", в к-ром вопрос революц. этики являлся одним из центральных. Активными деятелями об-ва были М. А. "Натансон", Н. В. Чайковский, С. Л. "Перовская", П. А. "Кропоткин", Ф. В. "Волховский", Н. А. Чарушин. Чайковцы быстро перешли от революц. просветительства к подготовке "хождения в народ", вынашивая планы крест. революции в России.

70-е гг. явились новым этапом в развитии революц.-демократич. движения: по сравнению с 60-ми гг. неизмеримо выросло число участников движения, его размах и действенность. Весной и летом 1874 началось массовое "хождение в народ" демократич. интеллигенции, произошло первое сближение революц. молодежи с народом. Теоретич. рассуждения о долге перед народом превратились в практич. действия, направленные на то, чтобы поднять крест. массы на социалистич. революцию. "Хождение в народ" явилось первой проверкой идеологии революц. народничества. Ленин высоко оценил это движение: "Расцветом действенного народничества было Дхождение в народУ (в крестьянство) революционеров 70-х годов" (там же, т. 18, с. 490). К кон. 1875 "хождение в народ" было разгромлено полицией, его участники арестованы и осуждены по ""процессу 193-х"" (1877–78). В числе подсудимых находились крупные революционеры: П. И. "Войнаральский", Волховский, С. Ф. "Ковалик", И. Н. "Мышкин", Д. М. "Рогачев" и др. "Хождение в народ" выявило орг. слабость народнич. движения и определило необходимость единой централизованной орг-ции революционеров. Эта задача нашла отчасти разрешение в деятельности ""Всероссийской социально-революционной организации"" (группа "москвичей"), возникшей в кон. 1874 – нач. 1875. В сер. 70-х гг. проблема концентрации революц. сил в единой орг-ции стала центральной. Она обсуждалась на съездах народников в Петербурге, Москве, в эмиграции, дебатировалась на страницах нелегальной прессы, среди участников "хождения в народ", привлеченных по "процессу 193-х". Революционерам предстояло выбрать централистский или федеративный принцип орг-ции, определить отношение к социалистич. партиям в др. странах.

В результате известного пересмотра программно-тактич. и организац. взглядов в 1876 в Петербурге возникла новая народнич. орг-ция, получившая в 1878 назв. "Земля и воля". Ее основателями и активными участниками были: М. А. и О. А. Натансон, А. Д. "Михайлов", А. Д. "Оболешев", Г. В. "Плеханов", О. В. "Аптекман", А. А. "Квятковский", Д. А. "Лизогуб", Осинский и др. Большой заслугой землевольцев явилось создание крепкой и дисциплинированной орг-ции, к-рую Ленин назвал "превосходной" и "образцом" для революционеров (см. там же, т. 5, с. 442). Землевольцы имели свои органы: "Земля и воля" (1878–79), "Листок Земли и воли" (1879). В практич. работе "Земля и воля" перешла от "бродячей" пропаганды, характерной для 1-го этапа "хождения в народ", к оседлым деревенским поселениям. Однако надежды землевольцев поднять крестьянство на революцию не оправдались. Разочарование в результатах пропаганды, усиление правительств. репрессий, с одной стороны, обществ. возбуждение в обстановке назревания второй революц. ситуации в стране – с другой, способствовали обострению разногласий внутри орг-ции. Большинство землевольцев убеждалось в необходимости перехода к непосредств. политич. борьбе с самодержавием. Одним из осн. средств революц. борьбы постепенно становится террор. Вначале это были акты самозащиты и мести за злодеяния царской администрации. Однако постепенно успехи террористич. борьбы, вызывавшие растерянность в верхах, породили у народников иллюзию особой эффективности этого метода. В авг. 1879 в результате конфликта "политиков" (А. И. "Желябов", А. Д. Михайлов, Квятковский и др.) с "деревенщиками" (Плеханов, М. Р. "Попов", Аптекман и др.) произошел раскол "Земли и воли". Образовались две самостоят. орг-ции – "Народная воля" и "Черный передел" (Плеханов, П. Б. "Аксельрод", Аптекман, Л. Г. "Дейч", Засулич, Е. Н. "Ковальская", М. Р. Попов и др.), просуществовавший до кон. 1880.

"Нар. воля" еще более усилила выработанные "Землей и волей" принципы централизации и конспирации. В Исполнит. к-т "Нар. воли" вошли выдающиеся революционеры Желябов, А. Д. Михайлов, Перовская, В. Н. "Фигнер", Н. И. "Кибальчич" и др. Органами народовольцев были "Нар. воля" (1879–85, с перерывами), "Вестник Нар. воли" (1883–86), "Листок Нар. воли" (1880–86). Героич. борьба "Нар. воли" сыграла значит. роль в рус. революц. движении. Ее заслугой было прямое наступление, штурм царизма. Переход народовольцев к политич. борьбе был шагом вперед по сравнению с предшествовавшим этапом. Деятельность "Нар. воли" стала одним из самых важных элементов революц. ситуации 1879–80. Однако ошибочная тактика политич. заговора, преобладание террористич. метода борьбы над др. формами не могли привести к нар. революции и неизбежно должны были кончиться крахом "Нар. воли".

После убийства революционерами "Александра II" и процесса над первомартовцами начались провалы, предательства, аресты, обескровившие "Нар. волю". Серия суд. процессов 80-х гг. (""процесс 20-ти"", ""процесс 17-ти"", ""процесс 14-ти"" и др.) довершила разгром орг-ции. В сер. 80-х гг. в революц. подполье наметилась тенденция к децентрализации (""Молодая партия Народной воли""), к усилению работы в провинции. В 1885 в Екатеринославе собрался съезд юж. народовольцев (Б. Д. "Оржих", В. Г. Богораз, Ф. И. Ясевич, В. П. Бражников и др.), рассмотревший состояние революц. сил на Ю. России и обративший внимание на необходимость расширения борьбы за политич. свободы и широкой пропаганды в массах. В конце дек. 1886 в Петербурге А. И. "Ульянов", П. Я. "Шевырев", О. М. Говорухин, Е. "Лукашевич" создали террористич. фракцию партии "Нар. воля", программа к-рой, наряду с утверждением террористич. борьбы с пр-вом и местными властями, отразила влияние марксизма (признание капитализма в России фактом, а рабочего класса "ядром со-циалистич. партии"), В 1888 С. М. Гинсбург, выполняя решение "Союзного террористич. кружка", организованного в эмиграции, приехала в Россию с целью собрать рассеянные остатки "Нар. воли" и подготовить покушение на "Александра III". В 1889 она была арестована, приговорена к смертной казни и погибла в Шлиссельбургской крепости. Народовольч. и идейно близкие к ним орг-ции продолжали действовать и в 90-е гг. В 1889–90 в Костроме, Владимире и Ярославле существовала революц. орг-ция во главе с М. В. Сабунаевым. В 1891–94 в Петербурге вела работу "Группа народовольцев" под рук. М. С. Александрова (Ольминского). В 1893 возникла ""Народного права" партия" (М. А. Натансон, П. Николаев, Н. Тютчев и др.). По мере распространения марксизма в России народнич. орг-ции теряли свое значение. Их лучшие демократич. традиции в изменившихся условиях клас. борьбы продолжало новое революц. поколение, преодолевшее ошибки и иллюзии Н. Нек-рые народники по мере утверждения пролетарской идеологии переходили на позиции марксизма, а позднее стали членами с.-д. партии.

Революционное Н. и рабочее движение. Практич. деятельность революц. народников способствовала вовлечению в освободит. борьбу росс. пролетариата, в к-ром еще не развилось клас. самосознание. Ленин указывал, что в 60–70-х гг. "...в общем потоке народничества пролетарски-демократическая струя не могла выделиться" (Соч., т. 20, с. 224). Начало пропаганды демократич. интеллигенции среди рабочих связано с организацией "воскресных школ" (нач. 60-х гг.). В сер. 60-х гг. ишутинцы продолжили эту традицию, сближаясь с рабочими в процессе создания производит. ассоциаций. Наиболее активная пропаганда народников среди гор. пролетариата велась с нач. 70-х гг. Чайковцы в Петербурге, Одессе и Киеве создали сеть рабочих кружков, где вначале проводили общеобразоват. занятия, а затем перешли к социальной пропаганде, призывая рабочих к восстанию, к свержению самодержавия. В уставе "Всеросс. социально-революц. орг-ции" говорилось, что в "состав управления должны всегда входить члены как из интеллигенции, так и из рабочих". Совместные действия революц. интеллигенции и рабочих привели к широкой пропаганде последних (рабочие П. "Алексеев", С. Агапов, И. Баринов, Н. Васильев, П. Николаев и др.) на фабриках и заводах Москвы, Иваново-Вознесенска и Тулы. Вторая "Земля и воля" организовывала рабочие кружки, выпускала прокламации во время стачек петерб. рабочих. "Совместная борьба рабочих с хозяевами, – написано в передовой ДЗемли и волиУ (1879, № 4), – развивает в них способность к согласному, единодушному действию. Рабочие разных губерний, иногда разных наречий, в спокойное время чуждавшиеся друг друга, сплачиваются и объединяются во время стачки".

В условиях демократич. подъема кон. 70 – нач. 80-х гг. народовольцы и чернопередельцы вели пропаганду среди гор. пролетариата, организовывали кружки, вовлекая наиболее передовых рабочих в революц. борьбу. Для рабочих и крестьян чернопередельцы выпускали газ. "Зерно" (1880–81), народовольцы издавали "Рабочую газету" (1880–81). В 80-х гг., когда рабочий класс России стал заметно проявлять свою активность, революционеры, продолжая верить в успех террористич. борьбы, вместе с тем значительно усилили пропаганду среди рабочих, создавали боевые дружины из рабочих. Разночинная интеллигенция видела в рабочих лишь наиболее активную прослойку угнетенного народа, а не класс – гегемон революции.

Несмотря на ряд идейных разногласий, революц. народники и передовые рабочие в 70 – нач. 80-х гг. выступали как союзники в борьбе против самодержавия, фабрикантов и помещиков. Революционеры знакомили передовых рабочих с идеями социализма, поддерживали стачечное движение. Рабочие высоко ценили самоотверженную деятельность демократич. интеллигенции. Петр Алексеев в своей знаменитой речи на суде заявил, что только революц. интеллигенция "одна братски протянула к нам свою руку. Она одна откликнулась, подала свой голос на все слышанные крестьянские стоны Российской империи". Первые самостоят. рабочие орг-ции начали появляться с сер. 70-х гг., хотя народнич. идеология еще по-прежнему имела решающее влияние на передовых рабочих.

Революционное Н. и международное социалистическое движение. Революц. народники внимательно следили за европ. освободит. движением. Они были широко осведомлены о различных революц. теориях всех стран мира. Их привлекал опыт борьбы зап.-европ. пролетариата, хотя и рассматривался сквозь призму утопич. социализма: предполагалось, что европ. освободит. движение ускорит крест. революцию в России.

Сильное влияние на развитие рус. революц.-демократич. движения оказал 1-й Интернационал. Большая заслуга в распространении его принципов принадлежала "Русской секции 1-го Интернационала". Идеи Междунар. Товарищества Рабочих, интернац. связей и единства мирового революц. движения распространялись народнич. изданиями "Вперед!", "Работник", пропагандистскими брошюрами. "Русские социалисты, – писала в 1876 газета "Вперед!", – должны помнить, что они одно звено в международном движении рабочих и должны употреблять все свое старание на то, чтобы их единомышленники разных стран видели в них именно товарищей в общем историческом движении". В нек-рых нелегальных изданиях (М. А. Бакунин, "Государственность и анархия", "Историч. развитие Интернационала" и др.) задачи Интернационала трактовались анархистски, тенденциозно освещалась борьба науч. социализма с бакунизмом. В нелегальных народнич. изданиях ставилась проблема интернац. связей между трудящимися Германии и России. Газ. "Вперед!" отмечала, что в Германии назревает борьба нем. пролетариата с бурж. пр-вом. Помочь этой борьбе должны рус. революционеры.

Ведя пропаганду среди рабочих и крестьян, народники заявляли: "существует соглашение между рабочими всех стран, чтобы сделать общую революцию". Успех крест. революции в России они связывали с деятельностью Интернационала. Сильное влияние на развитие революц. движения в России оказала "Парижская Коммуна 1871". Народник Д. А. "Клеменц" писал, что "появление Парижской Коммуны, этого великого мирового события, и более близкое знакомство с истинным характером и программой Интернационального общества рабочих послужили поворотным пунктом, началом новой эры в развитии революционного дела в России". Революц. борьба пролетариата Парижа содействовала развитию у участников "хождения в народ" стремления к организации нар. крест. движения. После разгрома Парижской Коммуны среди народников усилилось отрицат. отношение к бурж. политич. переворотам, возобладал аполитизм. Народники не понимали марксизма и считали его учением "западным", не применимым к России. Вместе с тем они явились первыми распространителями произв. К. Маркса и Ф. Энгельса в России: в 1871 нелегально издали на рус. яз. "Гражданскую войну во Франции", в 1872 – "Капитал". Исполнит. к-т "Нар. воли" сообщал в 1880 К. Марксу, что "Капитал" сделался настольной книгой образованных людей. Народники знакомили передовых рабочих с нек-рыми экономич. теориями Маркса. Идеи "Капитала" были изложены в пропагандистской брошюре "Царь – голод", написанной народовольцем А. Н. "Бахом". В нач. 80-х гг. распространялся в подполье "Манифест Коммунистич. партии".

Н. и культура. Движение революц. Н. оказывало влияние на демократич. культуру России того времени. Из писателей, близких идеям Н., можно назвать Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Г. И. Успенского, Н. Н. Златовратского, П. В. Засодимского, Каронина (Н. Е. "Петропавловского") и др., выступавших на страницах ""Отечественных записок"". Осн. тенденцией в творчестве этих писателей была озабоченность судьбами крестьянства, тяга к познанию жизни народа, критика крепостнич. пережитков и развивающихся бурж. отношений в деревне, вера в необходимость социальных преобразований. Либерально-народнич. взгляды пропагандировались писателями и публицистами на страницах ""Русского богатства"". В изобразит. иск-ве наибольшая идейная близость к Н. ощущалась в творчестве художников-передвижников, обратившихся к нар. жизни, истории освободит. борьбы. Под непосредств. воздействием революц.-народнич. движения возникли картины И. Е. Репина – "Под конвоем", "Сходка нигилистов", "Арест пропагандиста", "Отказ от исповеди", "Не ждали"; Н. А. Ярошенко – "Заключенный", "У Литовского замка", "Студент". Аналогичные явления наблюдались в музыке, где представители "Могучей кучки" развивали идеи об освобождении народа, о силе нар. протеста (оперы М. П. Мусоргского "Борис Годунов", Н. А. Римского-Корсакова "Псковитянка", А. П. Бородина "Князь Игорь" и др.).

Революц.-демократич. идеология нашла свое отражение и в историографии, где возникло народнич. направление. Революц. народников в истории интересовали в первую очередь нар. движения в Европе и в России, бурж. революции, опыт к-рых был важен для предстоящей революции в России. Наиболее серьезно разрабатывали ист. проблемы Лавров, Ткачев, Н. И. "Утин".

Для либерально-народнич. историографии гл. вопросом становится проблема "особого", некапиталистич. пути развития России. Внимание историков-народников (П. А. "Соколовский", А. Я. "Ефименко") сосредоточивалось на изучении истории общины. Соколовский в работах "Очерк истории сел. общины на Севере России" (1877), "Экономич. быт земледельч. населения России и колонизации юго-вост. степей перед крепостным правом" (1878) показал эволюцию древней общины – волости, в к-рой господствовал принцип равного права на землю, в позднейшую общину. Причины разложения и гибели древней общины историк усматривал не в социальных внутр. процессах, а в факторах внеш. порядка – гос. вмешательстве. С концепцией Соколовского полемизировала Ефименко, к-рая отрицала исконность и первобытность общины. В работе "Крест. землевладение на крайнем Севере" ("РМ", 1882, № 4) она утверждала, что на севере страны община произошла из деревни – маленькой самостоят. "поземельной клеточки". Переход этот произошел в результате лишения крестьян права собственности на землю, что явилось следствием вмешательства гос-ва. Исследования Соколовского и Ефименко внесли в науку ряд серьезных конкретно-ист. решений. Однако в целом народнич. теория общины была несостоятельна: изучались формы крест. землевладения, но не исследовались социальные процессы, происходившие в рус. деревне.

Народнич. направление в историографии наиболее ярко представлено в работах В. И. "Семевского", мировоззрение и ист. концепция к-рого сложилась гл. обр. под влиянием "Историч. писем" Лаврова и публицистики Михайловского. В центре внимания Семевского находилась история крестьянства в России, разработку к-рой исследователь рассматривал как "...долг нашей науки народу" ("Рус. мысль", 1881, № 2, с. 223). В работах "Крестьяне в царствование имп. Екатерины II" (т. 1–2, 1881–1901), "Крест. вопрос в России в XVIII и первой пол. XIX в." (т. 1–2, 1888) и др. Семевский впервые дал обобщающий мат-л о различных сторонах жизни росс. крестьянства, показал его бесправие и угнетенность, нарисовал широкую картину крест. борьбы. Историк считал, что изучение прошлого крестьянства должно способствовать улучшению его жизни.

Либеральное Н. Народничество 20 в. Либеральная тенденция в Н. наметилась с момента его зарождения и в последующие годы продолжала развиваться. В сер. 80-х гг. либеральное Н. становится господств. течением, что было обусловлено социально-экономич. развитием страны, кризисом революц. Н. "Из политической программы, – писал Ленин, – рассчитанной на то, чтобы поднять крестьянство на социалистическую революцию против основ современного общества – выросла программа, рассчитанная на то, чтобы заштопать, ДулучшитьУ положение крестьянства при сохранении основ современного общества..." (Соч., т. 1, с. 246–247). Либеральные народники пытались подменить революц.-освободит. движение мелкобурж. реформаторством. Их программа сводилась к увеличению крест. наделов, восстановлению крестьян в гражд. правах, реорганизации крест. банка и т. п. Социально-экономич. воззрения либеральных народников представляли собой эклектич. мещанский радикализм. С одной стороны, признавалось, что товарное х-во становилось основой социальных процессов и перерастало в капитализм, с другой – отрицался бурж. характер производств. отношений и не признавалась необходимость клас. борьбы пролетариата.

Михайловский, В. П. "Воронцов", С. Н. "Кривенко", С. Н. "Южаков" и др. либеральные народники развернули активную борьбу с марксизмом. В то время, когда капитализм в России стал фактом, когда усиливалось движение пролетариата, либеральные народники повторяли старые формулы Н., исторически объяснимые в 60–70-х гг., продолжали доказывать, что капитализм в России является упадком, регрессом, отрицали главенств. роль рабочего класса в революции. Изжившая себя народнич. идеология стала препятствием для распространения в России марксизма, гл. помехой на пути социал-демократии. Необходимо было показать ошибочность народнич. доктрины, с марксистских позиций ответить на вопросы, поставленные революц. движением на новом этапе. Эту задачу начал решать Плеханов, завершил ее Ленин.

В нач. 20 в. преемниками Н. стали "социалисты-революционеры" – "эсеры", оформившиеся в партию в 1902 в результате объединения народнич. групп и кружков: "Рабочей партии политич. освобождения", "Союза социалистов-революционеров", ""Группа старых народовольцев"" и др.

Изучение Н. Революц.-демократич. движение в пореформ. России пристально наблюдали и изучали К. Маркс и Ф. Енгельс. Приветствуя борьбу революц. народников против царизма, они вместе с тем критиковали мелкобурж. идеи рус. утопич. социализма.

Изучение Н. в России началось с 1880-х гг. и до 1905–07 проходило гл. обр. в форме собирания мат-лов, публикации первых воспоминаний и публицистич. очерков (П. Б. Аксельрод, С. М. Степняк-Кравчинский, О. В. Аптекман). В 1895–96 в Женеве вышла книга П. Л. Лаврова "Народники-пропагандисты 1873– 1878 г.".

Плеханов в трудах "Социализм и политич. борьба", "Наши разногласия", "К вопросу о развитии монистич. взгляда на историю" и др. с позиций ист. материализма подверг решит. критике все направления Н., теорию "самобытности" ист. развития России, вскрыл несостоятельность народнич. концепции "героя" и "толпы", убедительно доказал принципы науч. понимания истории. Плеханов первым в истории рус. обществ. мысли доказал существование и развитие капитализма в России. Он показал, что будущее революц. России связано с рабочим классом и на него прежде всего должна опираться революц. интеллигенция. Плеханов обосновал необходимость создания росс. пролетарской, с.-д. партии. Плеханов нанес Н. первые серьезные идейные удары. Однако Плеханов не сумел дать четкого анализа клас. корней Н., его социальной почвы и ист. обусловленности. Это сделал впоследствии Ленин.

Ленин в работах "Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов", "Экономич. содержание народничества и критика его в книге г. Струве", "Развитие капитализма в России" и др., подвергнув глубокому анализу экономич. отношения в России, завершил идейный разгром Н. и четко определил задачи росс. с.-д. Ленин создал марксистскую концепцию истории Н., вскрыл его социальную, клас. сущность. Ленин разоблачил антинауч. взгляды народников, в основе ид

Еще в энциклопедиях