Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Народ





НАРÓД – 1) Широкое понятие, применяющееся к различным стадиям исторически складывающихся этнич. общностей людей. Н. называют "племя", "народность", "нацию". 2) Население страны, гос-ва. 3) Народные массы – непосредств. производители материальных ценностей, трудящиеся; в антагонистич. обществах это – эксплуатируемые классы, в социалистич. обществе – рабочие, крестьяне, интеллигенция. Иногда в понятие Н. включают наряду с трудящимися все другие обществ. слои, к-рые в каждое данное время по своему объективному положению способны участвовать в решении задач общественного развития.

Созидательная, движущая роль народных масс в жизни общества двояка. Их трудом создаются все материальные блага – все средства произ-ва, их трудом создаются и многие духовные ценности общества. Народное творчество оказало огромное воздействие на искусство. Производственный опыт масс влияет на развитие науки и техники. Но в антагонистич. обществе прямые творческие возможности народа скованы и подавлены. Клас. борьба в ее разнообразнейших формах и проявлениях – экономических, социальных, идейных, политических – служит второй стороной действенной историч. роли народных масс в антагонистич. обществе. При социализме второй стороной роли народных масс является их непосредственное участие в руководстве жизнью общества, в гос., хоз. и культурном строительстве.

Дворянская и бурж. историография не могла не только решить вопроса о роли народных масс в истории, но даже и поставить его. В глазах дворянской историографии единственной движущей силой истории были руководящие гос., воен. и церковные деятели. Трудящиеся рассматривались как носители теневой, даже отрицательной стороны жизни. Гегель еще находил это представление самоочевидным, но обнаружил глубочайшую диалектику в том, что движение истории создается при этом не ее "хорошей стороной" – аристократией, а "дурной стороной" – темной и ропщущей крестьянской массой. Гегель поднимал эту концепцию до уровня общеэтич. закона: импульс морального движения исходит не от добра, а от зла, как неспокойного начала. Далекие от этой диалектики франц. бурж. историки эпохи Реставрации О. Тьерри, Ф. Гизо и др. в сущности лишь расширили и сместили немного вниз традиционное представление о силе, творящей историю: на место королей, дворянства, аристократии они поставили "средний класс", т. е. буржуазию; народным массам по-прежнему была отведена пассивная, исполнительная роль в историч. процессах и событиях. Реакционная школа историч. романтизма, в противоположность Гегелю, усматривала в народных массах любезное ей неподвижное, консервирующее начало в истории; народу была приписана роль воплощения нац. духа, хранителя историч. традиций, не изменяющихся в своей основе на протяжении веков. Этому взгляду противостоит (хотя кое в чем и сходен с ним) взгляд на народные массы в народническо-демократич. историографии. Ее крупнейшим представителем на Западе был Ж. Мишле, сделавший народ центральным понятием своих историч. концепций. Народные массы в изображении Мишле идеализированы, они всегда, при наличии благоприятных условий, выступают носителями справедливости и добра и, в сущности, не развиваются с ходом истории. Народолюбие Мишле чуждо пониманию объективных закономерностей истории, понятию классов. Но он интуитивно схватил и талантливо изобразил стихийную революционность народных масс, пылко разгорающуюся в такие переломные моменты, как Великая франц. революция 18 в. Аналогичны и взгляды на народные массы русских революц. народников 60–70-х гг. 19 в. В позднем либер. народничестве, у Н. К. Михайловского, это революционное идеалистич. "народо- поклонничество" сменяется "героепоклонничеством" – противопоставлением активных критически мыслящих личностей инертной и косной толпе.

С того времени как К. Маркс и Ф. Энгельс заменили бурж. теорию клас. борьбы, сводившую последнюю к борьбе между буржуазией и дворянством, единственно научной теорией, роль народных масс впервые выступила в полном и ясном освещении. Главным водоразделом клас. борьбы в истории оказалась борьба эксплуатируемых классов против классов эксплуататорских. Непосредственную причину клас. борьбы в истории Маркс открыл в факте присвоения одними, а именно собственниками средств произ-ва, прибавочного труда и продукта других. Маркс показал, что клас. борьба в своей основе всегда была борьбой трудящихся против господ, а уж борьба между равными видами господ опиралась на нее; при этом Маркс отмечал, что история знает и такие периоды, когда те или иные эксплуататорские классы или их части выступали совместно с трудящимися классами в общем действии, как, например, буржуазия в эпоху ранних буржуазных революций; однако этот клас. союз всегда таил в себе антагонистич. противоречия, приобретавшие нередко значит. остроту. Марксистская историография изучение любых классовых блоков и союзов в истории начинает с анализа интересов каждого из классов. Выразителями этих интересов часто являются политич. группировки, партии, а также возглавляющие их историч. личности. Признавая значит. роль выдающихся личностей в истории, марксистская историография исходит из того, что личности не могут творить историю по своему произволу, что историч. значение политич. деятелей определяется тем, в какой мере они отражают потребности историч. развития и, следовательно, потребности и интересы классов и масс.

В бурж. историографии эпохи заката капитализма и особенно эпохи общего кризиса капитализма (Ф. Ницше, О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гасет, К. Ясперс и др.) продолжает господствовать представление о народе, как о толпе, способной лишь слепо повиноваться "героям", "высшим существам", "элите", или как о необузданной массе, активность к-рой должна подавляться разумными и просвещенными людьми.

Народные массы обеспечивают прогрессивное развитие общества. Высшего подъема борьба масс достигает во время революций. История человеч. общества свидетельствует, что во всех великих революциях прошлого нар. массы были главной движущей силой, даже если плоды революции в конце концов доставались не им. "Революции – праздник угнетенных и эксплуатируемых. Никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во время революции. В такие времена народ способен на чудеса..." (Ленин В. И., Соч., т. 9, с. 93). Сопротивляясь эксплуатации, народные массы вызывают тем самым многообразные формы отпора и обуздания, а отчасти также уступок и реформ со стороны господствующего класса. Таким образом, изменения в гос-ве и праве, церкви и религии, господствующей культуре и морали в конечном счете зависят от того, какие конкретные формы в данный момент принимает сопротивление нар. масс эксплуатации и угнетению. В ходе борьбы нар. масс против эксплуататоров складываются различные формы их сплочения и организации, их социального сознания и демократич. культуры. При этом эксплуататорские классы (напр., буржуазия в эпоху ранних буржуазных революций), создавая свою идеологию и политич. орг-цию, нередко заимствуют у трудящихся низов нек-рые стихийно рождавшиеся формы оппозиции; выступая тем самым в качестве представителей народа и защитников его интересов, они постепенно выявляют, однако, антинародное содержание своей политики. Таким путем в антагонистич. обществе народные массы своей борьбой против эксплуататоров оказывают влияние на движение господствующей цивилизации.

Марксистско-ленинская социология исто- рична; соответственно характеристика роли народных масс в истории неразрывно связана с положением о прогрессивном возрастании роли народных масс при переходе от одной формации к следующей – одним из самых глубоких, по определению Ленина, положений марксизма, являющимся в то же время самым простым и понятным. Ленин писал: "...Чем больше широта исторических действий, тем больше число людей, которое в этих действиях участвует..." (там же, т. 31, с. 467). В древности основной трудящийся класс – рабы, имел наименьшие возможности для действий сплоченными крупными массами; он не мог иметь необходимой для этого организованности и сознательности. Соответственно глубина и размах воздействия народных масс на развитие древней истории были наименьшими, само развитие было наиболее медленным. С падением рабовладельч. строя новый способ произ-ва открыл гораздо больше возможностей не только для инициативы трудящихся в их хозяйствах, но и для проявления их клас. антагонизма к феодалам. Здесь, в феод. обществе, массовость народных движений и их действенность неизмеримо выше, чем при рабстве, но неизмеримо ниже, чем при капитализме. Народные массы – гл. сила бурж. революций, открывших новую историч. эпоху – эпоху капитализма. С ликвидацией феодализма, при капиталистич. способе произ-ва, объективные возможности клас. борьбы трудящихся грандиозно возрастают. Пролетариат создает партии, профсоюзы и другие орг-ции; вооруженный передовой научной теорией, пролетариат совершает во главе всех трудящихся величайшее историческое действие – социалистич. революцию. Οкт. революция оказала могучее влияние на нар. массы всего мира, содействуя дальнейшему росту их революционной активности. Образование мировой системы социализма и распад колон. системы империализма – прямой результат их усилий.

С концом антагонистических формаций полностью раскрывается, как подтверждает историч. опыт, марксистское положение о возрастании роли народных масс в истории. Только при социализме к активной общественной деятельности, устремленной к единой цели, привлекается многомиллионная масса трудящихся. "Живое творчество масс, – указывал Ленин, – вот основной фактор новой общественности... Социализм не создается по указам сверху. Его духу чужд казенно- бюрократический автоматизм; социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс" (там же, т. 26, с. 254–55). Через гос., партийные, профсоюзные органы трудящиеся принимают прямое и непосредственное участие в сознательном и плановом развитии своей страны. Всеобщее социалистическое соревнование, массовая учеба, массовое изобретательство, массовый контроль, широчайшее вовлечение трудящихся в творчество культуры, все это – проявления качественно новой роли народных масс в жизни и развитии общества по сравнению со всей предшествовавшей мировой историей. Построение социализма и переход к развернутому строительству коммунизма в СССР, строительство развитого социалистич. общества в ряде других стран социалистич. системы, будучи результатом творческого труда народных масс, создают необходимые условия для дальнейшего повышения их роли в общественной жизни.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, или Критика критической критики, Соч., 2 изд., т. 2; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Маркс К., Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг., там же, т. 7; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, там же, т. 7; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Что делать?, там же, т. 5; его же, Две тактики социал-демократии в демократической революции, там же, т. 9; его же, Очередные задачи советской власти, там же, т. 27; его же, Великий почин, там же, т. 29; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 31; его же, Лучше меньше, да лучше, там же, т. 33; Программа КПСС. Принята XXII съездом КПСС, М., 1965; Мавродин В., Осн. этапы этнич. развития рус. народа, "ВИ", 1950, № 4, с. 62 (об употреблении термина Н. как этнич. общности); Бутенко А. П., О содержании понятия "народ", там же, 1955, № 4; его же, Народ как социологич. категория, "ВФ", 1957, № 1; Гоροхов А. В., Учение В. И. Ленина о народе как социологич. категории, в кн.: В. И. Ленин и вопросы марксистской философии, М., 1960; Францев Ю. П., Роль народных масс в историческом процессе, "Коммунист", 1964, № 18; Ποршнев Б. Ф., Феодализм и нар. массы, М., 1964, ч. 2, гл. 1.

Б. Ф. Поршнев. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia