Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Накшбандийя





НАКШБАНДИ́ЙЯ (Накшбанди, Накшибенди, Накшбенди, Ходжагон) – один из "дервишских орденов", образовавшийся в 14 в. в Бухаре и затем получивший распространение в ряде мест Ср. Азии, Казахстана, Башкирии, Татарии, на Кавказе, а также в Индии, Индонезии, Зап. Китае, Афганистане, Иране (среди курдов), Турции, на Мадагаскаре, в Египте, Албании. Название Н. дано по прозвищу его офиц. основателя бухарского шейха Бахааддина Накшбанда (умер в 1388/89), бывшего резчиком (накшбанд) по металлу, а затем палачом при дворе чингисида Казан-хана. В Ср. Азии влияние Н. особенно упрочилось в сер. 15 в., когда во главе ордена стоял добившийся почти неограниченной власти (имел ок. 100 тыс. "мюридов") феодал ходжа Ахрар. Видными духовными феодалами, владевшими огромными зем. угодьями, большими стадами скота, были и многие из преемников ходжи Ахрара, в числе приверженцев к-рых находились узб. ханы из династий Шейбанидов и Аштарханидов; преемники Ахрара эксплуатировали тысячи зависимых крестьян и рабов. Накопление огромных имуществ и участие в политич. жизни шейхи Н. оправдывали суфийским учением (см. "Суфизм") о "бедности", по их истолкованию, заключающейся не в отсутствии богатства, но лишь в "духовном" отрешении от него, а также задачей мюридов Н. "спасти" отошедший от "истинного" пути мир. Шейхи Н. разжигали фанатизм, нетерпимость к людям другой веры.

В Индии орден играл значит. роль в 16 в. в период Могольской империи; его шейхи представляли интересы наиболее консервативных феод. кругов. К Н. возводили себя также сектанты-ваисовцы "Староверского об-ва мусульман Ваисовского божьего полка", получившие распространение среди татар Поволжья во 2-й пол. 19 в. Секта ваисовцев распалась в нач. 20-х гг. 20 в.

В Турции, где шейхи Н. активно участвовали в антиресп. выступлениях (нач. 1925), орден Н. (одновременно с др. дервишскими орденами) был распущен и его храмы закрыты (1925). Значит. изменения претерпели "ветви" ордена Н. и в др. странах; их шейхи, как правило, поддерживают правые реакц. круги.

В СССР Н. сохранились в форме отдельных разобщенных групп и общин верующих, преим. в Ср. Азии и на Сев. Кавказе.

Лит.: Гордлевский В. Α., Избр. соч., т. 3, М., 1962, с. 369–92; Климович Л., Ислам в царской России, М., 1936; Иванов П. П., Хозяйство джуйбарских шейхов, М.–Л., 1954; Mozaffari Ζ., Işannar-dәrvişlәr, Qazan, 1931; Annuaire du monde musulman. Rédigé par Louis Massignon, 1954, P., 1955.

Л. И. Климович. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia