Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Могильники





МОГИ́ЛЬНИКИ – в археологии М. называют комплексы погребений; антич. М. называются обычно некрополями, христианские и мусульманские – кладбищами. Первые захоронения умерших появились еще в эпоху "палеолита", но тогда они совершались еще в местах стоянок, а не в специально отведенных местах. Настоящие М. появляются в эпоху "неолита", когда сложились первые представления о загробной жизни. Погребения всегда совершались с соблюдением опред. обряда, в могилу вместе с умершим клали разл. предметы ("погребальный инвентарь"): одежду, оружие, украшения, посуду и др. бытовые вещи, пищу, туши жертвенных животных и пр. С развитием "патриархата" в муж. могилы нередко клали убитых женщин, а в период распада родовых и возникновения клас. отношений в гробницах вождей, царей и пр. появляются иногда убитые рабы или др. социально зависимые лица. По обряду погребения различают трупоположения и трупосожжения; во втором случае тело умершего сжигалось и производилось захоронение пепла. Формы могильных сооружений, применявшихся в разное время разл. племенами и народами, бесконечно разнообразны: ямы, простые земляные или обложенные деревом или камнем, катакомбы, склепы, огромные погребальные постройки как пирамиды, мавзолеи и пр. Хоронили умерших или их пепел и в кувшинах или в др. сосудах (урнах), и в каменных ящиках, и в деревянных срубах. По внешним признакам М. делятся обычно на курганные, отмеченные земляными или кам. насыпями над могилами (курганы были распространены с эпохи энеолита до средневековья), и грунтовые, не имеющие таких насыпей. Грунтовые могилы нередко имели в древности какие-либо наземные обозначения – постройки или ограды из дерева, намогильные плиты и пр. Встречаются М. и смешанные, курганно-грунтовые. Археол. изучение могильников дает богатый материал для исследования не только верований древнего населения, но и др. сторон его жизни: материальной культуры, быта, форм х-ва, произ-ва и торговли, техники, семейных и социальных отношений, иск-ва и пр. Кроме того, раскопки М. доставляют мат-л для палеоантропологии и в наибольшей степени пополняют музеи коллекциями целых древних предметов, редко встречаемых при раскопке поселений.

Лит.: Бобринский Α. Α., Курганы и случайные археологич. находки близ местечка Смелы, т. 1–3, СПБ, 1887–1901; Спицин Α. Α., Расселение Древнерус. племен по археологич. данным, "ЖМНП", 1899, № 8; его же, Владимирские курганы, ИАК, № 15, СПБ, 1905; его же, Курганы скифов-пахарей, ИАК, № 65, П., 1918; его же, Поля погребальных урн, в сб.: СА, т. 10, М.–Л., 1948; Сизов В. И., Курганы Смоленской губ., в. 1 – Гнёздовский могильник близ Смоленска, СПБ, 1902; Городцов В. Α., Результаты археологических исследований в Бахмутском уезде, Тр. 13 Археологич. съезда, т. 1, 1907; Самоквасов Д. Я., Могилы русской земли, М., 1908; Арциховский А. В., Курганы вятичей, М., 1930; Третьяков П. Н., Костромские курганы, Л., 1931; Иессен А. А. и Пиотровский Б. Б., Моздокский могильник, Л., 1940; Куфтин Б. Α., Археологические раскопки в Триалети, Тб., 1941; Руденко С. И., Культура населения Центрального Алтая в скифское время, М.–Л., 1960; Киселев С. В., Древняя история Южной Сибири, 2 изд., М., 1951; Окладников А. П., Неолит и бронзовый век Прибайкалья, ч. 1–3, М.–Л., 1950–55 (МИА, № 18, 43); Шульц П. Н., Мавзолей Неаполя Скифского, Μ., 1953; Тр. Куйбышевской археологич. экспедиции, т. 1, М., 1954 (МИА, № 42); Монгайт А. Л., Археология в СССР, М., 1955; Гурина Н. Н., Оленеостровский могильник, М.–Л., 1956 (МИА, № 47); Авдусин Д. Α., Археологич. разведки и раскопки, М., 1959; Некрополи боспорских городов, М.–Л., 1959 (МИА, № 69); Крупнов Е. И., Древняя история Северного Кавказа, М., 1960; Шелов Д. Б., Некрополь Танаиса, М., 1961 (МИА, № 98); Горюнова Е. И., Этническая история Волго-окского междуречья, Μ., 1961 (МИА, № 94); Сорокин В. С., Могильник бронзовой эпохи Тасты-Бутак I в Западном Казахстане, М.–Л., 1962 (МИА, № 120); Кузнецов В. Α., Аланские племена Северного Кавказа, М., 1962 (МИА, № 106); Древности железного века в междуречье Десны и Днепра, Μ., 1962; Бадер Ο. Н., Балановский могильник, М., 1963; Крайнов Д. Α., Памятники фатьяновской культуры, т. 1–2, M., 1963–64; Мошкова M. Г., Памятники прохоровской культуры, М., 1963; Смирнов К. Ф., Савроматы, М., 1964.

Д. Б. Шелов. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia