Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Кремль Московский





КРЕМЛЬ МОСКÓВСКИЙ – древнейшая центр. часть "Москвы". Первое летописное упоминание о Москве (1147) является и первым по существу упоминанием K. M. K. M. возник в чрезвычайно удобном со стратегич. точки зрения месте слияния р. Неглинки с Москвой-рекой, на холме. Первоначально это был маленький городок, защищенный с напольной стороны рвом, остатки к-рого обнаружены возле юго-зап. угла Большого Кремлевского дворца. "Город", построенный в 1156 Юрием Долгоруким, охватывал более значит. терр., чем первоначальный, за счет расширения ее к С.-В. И позже, во 2-й пол. 12–13 вв., К. М. рос преимущественно в этом направлении. К. М. в это время имел форму неправильного треугольника, углы к-рого могут быть условно обозначены совр. Боровицкими воротами, примерно серединой Большого Кремлевского дворца и Потешного дворца. По последним археол. изысканиям К. М. представлял собой сложное древо-земляное укрепление (земляной вал, крепленый в своем основании горизонтальными дубовыми бревнами, связанными с насыпью поперечными бревнами, т. н. "курицами", входящими в пазы продольных бревен). От домонгольского периода на терр. К. М. при раскопках найдены предметы ремесла и торговли как русской, так и зарубежной (керамика, стеклянные браслеты и бусы, шиферные пряслица и др.).

Важное значение в истории К. М. после монг.-тат. нашествия имеет время княжения "Ивана I Даниловича Калиты", хотя в это время К. М. и является еще в большей мере цитаделью собственно Моск. кн-ва. В 1339 выросшая до 18 га терр. К. М. была окружена более крепкими, чем ранее, стенами из дуба. Неск. ранее этого возникает соборная группа: Успенский собор (1326), Архангельский собор (1333), церковь Иоанна Лествичника (1329 – на месте позднейшей колокольни Ивана Великого). Т. о., определились границы кремлевского архит. ансамбля. Возведение соборов и прежде всего Успенского было связано с перенесением митрополитом Петром митрополичей кафедры, т. е. центра церк. управления, в Москву.

Новый этап в истории К. М. относится ко 2-й пол. 14 в. Он связан с экономич. и политич. укреплением Моск. кн-ва, прочно стоявшего во главе объединения рус. земель. В 1367 предпринимается постройка кремлевских стен из белого камня (отсюда "Москва белокаменная"). Стены охватывали еще более расширившуюся терр. Они отличались большой прочностью; в 1382 тат. хану Тохтамышу удалось взять К. М. только обманом. Возникают два монастыря (здания их не сохранились): ок. 1358 – Чудов с его богатейшей библиотекой и до 1386– Вознесенский, усыпальница великих княгинь и цариц. С 1397 по 1416 в К. М. возводится великокняж. Благовещенский собор – трехглавый храм на высоком подклете, под к-рым находилось хранилище великокняж. казны. В 1405 собор был расписан Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором с Городца.

Во 2-й пол. 15 в. Москва становится центром объединенного рус. гос-ва. В связи с этим Иваном III и затем Василием III предпринимается ген. перестройка К. М. В 1485–95 под рук. итал. мастеров М. Руффо и П. А. Солари возводятся из кирпича кремлевские стены и башни. Они строятся в соответствии с наиболее совершенными приемами европ. фортификац. техники и в то же время с соблюдением традиций рус. крепостных сооружений (в наст. время число башен – 20, общая протяженность стен ок. 2,25 км, высота крепостных стен от 5 до 19 л, толщина – 3,5–6,5 м; терр. К. М. достигла 28 га). Стены дошли до нас почти в первонач. виде, а башни получили шатровые надстройки лишь в 17 в. Вдоль незащищенной реками (Москвой и Неглинной) части кремлевских стен был вырыт т. н. Алевизов ров, соединивший р. Неглинную и Москву-реку, а также ров между Боровицкой и Водовзводной башнями. Алевизов ров был укреплен невысокими стенами из кирпича и белого камня, так что со стороны "Красной площади" образовался тройной ряд понижающихся стен.

На месте небольших храмов 14 в. строятся монументальные соборы. В 1475–79 итал. зодчим Аристотелем Фиораванти возводится Успенский собор. В нем органично сочетались лучшие достижения рус. зодчества: владимиро-суздальского (система позако-марных покрытий, аркатурный пояс, перспективные порталы, круглые столбы) и новгородского (суровая гладь стен). Вместе с тем собор был построен на основе лучших достижений итал. строит. техники эпохи Возрождения. Успенский собор стал усыпальницей рус. митрополитов (начиная с Петра), а после 1589 – патриархов.

В 1484–89 псковскими мастерами был построен Благовещенский собор, сочетавший в себе черты московской и псковской архитектуры. Стены собора были расписаны в 1508 сыном Дионисия Феодосией. В собор был перенесен иконостас 1405.

В 1505–09 сооружается новый Архангельский собор – усыпальница вел. князей и царей (здесь похоронены моск. великие князья, затем цари от Ивана Калиты до "Ивана V" Алексеевича). Собор построен миланским мастером Алевизом Новым. В оформлении собора Алевиз привнес заметные черты итал. зодчества эпохи Возрождения (декоративное членение фасадов на этажи, филенки, капители пилястр, оформление порталов). Собор поражает нарядностью своего облика, стены внутри и над зап. порталом снаружи расписаны фресками (1652–66). Соборная группа завершается построенной в 1505–08 итал. арх. Боном Фрязином на месте церкви Иоанна Лествичника звонницей. В 1600 она была надстроена неск. ярусами и стала знаменитой колокольней Ивана Великого – композиц. стержнем соборной группы Кремля (высота колокольни – 82 м). Площадь близ колокольни Ивана Великого получила назв. Ивановской. На этой площади перед "приказами" подъячие писали челобитные, кабалы и т. п.; на ней наказывали должников и оглашали правительств. распоряжения (отсюда поговорка "кричать во всю Ивановскую"). В кон. 15 – нач. 16 вв. в К. М. происходит строительство и светских сооружений: зала для торжеств. приемов – Грановитая палата (1487–91, арх. М. Руффо и П. Солари), получившая свое наименование из-за отделки гранями ее вост. фасада, выходящего на соборную площадь. Др. дворцовые здания построены в кон. 15 – нач. 16 вв. фасадом на Москву-реку (примерно по линиям ныне существующих Теремного и Большого Кремлевского дворца). Весь сложный комплекс дворцовых построек покоился на едином возвышающемся подклете-аркаде, построенном Алевизом. В итоге К. М. приобрел, с одной стороны, характер мощного крепостного сооружения – цитадели Москвы, а с другой – пышной великокняж. резиденции и церк. центра Руси. Синтез областных черт в архитектуре его построек отвечал тому значению общерус. центра, к-рое имел К. M., a великолепие его соборов и дворцов – тому величию, к-рое все более приобретала Русь на европ. арене. В 16 в. на терр. К. М. размещаются приказы. Во 2-й пол. 16 в. была построена Золотая царицина палата (1586), расписанная т. н. бытийным письмом (библейские сюжеты, не представляющие традиц. церк. изображения праздников и святых).

След. значит. этап строит, истории К. М. падает на 17 в. В это время он получает наряду с величеств, формами 15–16 вв. ту сказочную нарядность своего оформления, к-рая сохраняет свою важную роль и в его совр. облике. Теперь Москва – центр огромного рус. гос-ва – была недоступна для врагов и уже не нуждалась в мощных фортификац. сооружениях. Кремлевские боевые площадки – башни – получают свои шатровые надстройки. Первой башней, подвергшейся такой перестройке, была Спасская (1624–25). Она была украшена фантастич. изваяниями животных (напр., медведей из белого камня), резными кокошниками. Декоративное убранство стен К. М. со стороны Красной площади еще в 1600 было дополнено зубцами на подпорных стенках Алевизова рва. В 1635–36 рус. арх. Трефилом Шарутиным и Баженом Огурцовым на фундаменте дворцовых построек Алевиза был возведен каменный Теремной дворец. В основе его конструкции лежали традиц. жилые многоярусные рус. постройки (подклеть, клеть, горница и терем). Пышные оконные наличники с венчающими их разрезными фронтонами снаружи и тончайшая резьба с изображением трав и животных в сочетании с занимательным т. н. бытийным письмом внутри дворца придавали ему Исключит. нарядность в лучших традициях рус. деревянного и кам. зодчества. К дворцу примыкал целый ряд построенных неск. позже (гл. обр. во 2-й пол. 17 в.) домовых храмов – таких, как Верхоспасский собор, церковь Воскресения словущего, Распятская церковь,– как и дворец отличавшихся большой пышностью и декоративностью своего убранства. В сер. 19 в. все эти постройки были присоединены к Большому Кремлевскому дворцу. В 1651–52 в К. М. был построен у Троицких ворот еще один дворец (Милославского), получивший с 1679 название Потешного, т. к. в нем размещался придворный театр. Помимо царских построек, на терр. К. М. в 1653–56 возводится патриарший дворец с пятиглавой домовой церковью Двенадцати апостолов. Строительство этого дворца связано с деятельностью патриарха Никона, стремившегося к усилению могущества церкви в рус. гос-ве. В нач. 16 в. в К. М. была учреждена "Оружейная палата". Ее назначение было значительно шире названия. Оружейная палата в 17 в. являлась своеобразным художеств. центром России и вместе с тем художеств. школой.

С переносом столицы России во вновь созданный Петербург политич. значение К. М. падает, хотя по-прежнему в нем вырастает одна постройка за другой. В К. М. стали размещаться учреждения местного, московского, а не общерус. значения. Однако важнейшие здания, сооруженные в К. М. в это время, представляют большой интерес. Это Арсенал (1702–36, арх. Д. И. Иванов, И. Чоглоков, X. Конрад), построенный в формах архитектуры петровского времени, и здание Сената, или Судебных установлений, сооруженное по проекту рус. зодчего 18 в. Μ. Ф. Казакова (1776–88), треугольное в плане с разделенным на три части внутр. двором. Ротонда с куполом, поставленная Казаковым в углу здания у кремлевской стены, завершила величественный облик здания. Новое сооружение органически вошло в кремлевский ансамбль. В 1812 К. M. был нанесен значит. ущерб. Выполняя варварский приказ Наполеона о взрыве Кремля, отступавшие наполеоновские войска взорвали звонницу колокольни Ивана Великого, ряд башен и часть Арсенала. В 1816–19 под рук. арх. О. И. Бове и Ф. Соколова все пострадавшие строения в К. М. были восстановлены.

К 18 в. относится составление рус. зодчим В. И. Баженовым грандиозного проекта Большого Кремлевского дворца. В 1773 дворец был заложен, но постройка его не была осуществлена ввиду недостатка средств в связи с рус.-тур. войной и крест. восстанием под предводительством Е. Пугачева. Большой Кремлевский дворец в ныне существующем виде был построен в 1838–49 по проекту арх. К. А. Тона. В нем было построено неск. орденских залов (Георгиевский, Владимирский, Екатерининский, Андреевский и Александровский). Два последних в 1933–34 были соединены и перестроены в зал заседаний Верх. Совета СССР (по проекту арх. И. А. Иванова-Шиц). В Георгиевском зале – зале рус. воинской славы – проходят торжеств. правительств. приемы.

Новый период в жизни К. М. начинается с окт. 1917. К. М. перешел в руки революц. солдат в первый же день революции 25 окт. 28 окт. обманным путем контрреволюц. войскам удалось захватить К. М., однако ночью 3 нояб. 1917 революц. солдаты и рабочие, руководимые Моск. ВРК, овладели Кремлем, завершив этим победу Окт. революции в Москве (см. "Октябрьское вооруженное восстание в Москве"). 10–12 марта 1918 Сов. пр-во переехало из Петрограда в Москву. 12 марта 1918 правительств. учреждения были размещены в здании моск. Сената в К. М. В этом же здании жил и В. И. Ленин (ныне здесь мемориальный музей-квартира В. И. Ленина). Ленин проявлял величайшую заботу об охране и реставрации ист. памятников Кремля. В 1919–21 на территории К. М. происходили коммунистич. субботники, в к-рых принимал участие Ленин. В Кремле была создана Школа красных командиров имени ВЦИК. В годы гражд. войны 1918–20 K. M. был штабом борьбы против внутр. контрреволюции и иностр. воен. интервенций, а в годы Вел. Отечеств. войны 1941–45 – против нем.-фаш. захватчиков.

В Большом Кремлевском дворце проходили II (1920), III (1921) и IV (1922) конгрессы Коминтерна, парт. конференции, Пленумы ЦК и съезды партии: XV (1927), XVII (1934), XVIII (1939), XIX (1952), XX (1956), XXI (1959). 5 дек. 1936 в К. М. на VIII Чрезвычайном съезде Советов была принята Конституция СССР. В К. М. работают высшие органы гос. власти СССР и РСФСР: Верх. Советы СССР и РСФСР, Сов. Мин. СССР. В 1937 завершавшие проездные башни K. M. изображения двуглавых орлов были заменены рубиновыми звездами, ставшими неотъемлемой частью облика Кремля.

В 30-е гг. в К. М. храм Спаса на бору (14 в., с перестройками 16 в.), Чудов и Вознесенский монастыри были разрушены, на месте Вознесенского монастыря в 1932–34 построено здание, ныне Кремлевский театр.

В 1955 К. М. стал доступным для трудящихся. В его зданиях организованы музеи, устраиваются выставки др.-рус. искусства, предметов быта. Постоянно ведутся реставрац. работы, археол. изыскания. В 1961 в К. М. было построено здание Дворца съездов (по проекту М. В. Посохина и др.). В 1961 во Дворце съездов проходил ист. XXII съезд КПСС, принявший новую Программу КПСС.

Лит.: Фабрициус М. П., Кремль в Москве, М., 1883; Бартенев С. П., Моск. Кремль в старину и теперь, кн. 1–2, М., 1912–16; Брунов Н. И., Моск. Кремль, М., 1948; Кремль Москвы, М., 1957; Художеств. памятники Моск. Кремля, М., 1956; Зонова О., Художеств. сокровища Моск. Кремля, М., 1963 (на рус, англ., немец. и франц. яз.); Луценно В. К., Моск. Кремль (прошлое и настоящее), М., 1963; Сытин П. В., Из истории моск. улиц, 3 изд., М., 1958.

А. И. Рогов. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia