Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Конституция СССР





КОНСТИТУ́ЦИЯ СССР – осн. закон Союза Сов. Социалистич. Республик. Законодательно закрепляя обществ. и гос. устройство, принципы организации, деятельности, а также компетенцию органов социалистич. гос-ва, избират. систему, осн. права и обязанности граждан, К. СССР обладает высшей юридич. силой и служит основой "всего сов. законодательства. Основополагающие принципы сов. К. были определены и сформулированы В. И. Лениным, раскрывшим в своих трудах ее сущность, социалистич. демократизм, коренные отличия от бурж. конституций, закономерности процесса ее возникновения и развития, роль в нем нар. масс, междунар. значение сов. конституций. Под непосредств. руководством Ленина проходила разработка первых сов.. К. Развитие сов. К., являющееся результатом созидат. деятельности народа, неразрывно связано с осн. этапами развития сов. общества. Первые сов. К. соответствовали условиям переходного периода от капитализма к социализму. Действующая ныне К. СССР 1936 и принятые на ее основе К., союзных и авт. республик законодательно закрепили победу социалистич. строя в нашей стране. Этапу развернутого коммунистич. строительства будет соответствовать новая К. СССР, проект к-рой разрабатывается ныне.

Первой сов. К. была принятая "Пятым Всероссийским съездом Советов" К. РСФСР 1918. Ей предшествовали декреты первых месяцев Сов. власти, закреплявшие завоевания социалистич. революции и запечатлевшие главные конституц. принципы и нормы "диктатуры пролетариата". Определяющее значение для содержания К. имели декреты "Второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов", "Декларация прав народов России", "Декларация прав трудящегося и аксплуатируемого народа", декреты о национализации и ряд др. актов предконституц. периода. Решение о подготовке К. было принято 3-м Всеросс. съездом Советов в янв. 1918. Но резкое обострение междунар. и внутр. обстановки не позволило выполнить его к 4-му съезду Советов. 1 апр. 1918 ВЦИК создал Конституц. комиссию в составе представителей от коммунистич. фракции ВЦИК (Я. М. Свердлов – пред., М. Н. Покровский, И. В. Сталин), от фракции лев. эсеров (Д. А. Магеровский, А. А. Шрейдер), от эсеров-максималистов (А. И. Бердников, с правом совещат. голоса), а также от наркоматов (В. А. Аванесов, Д. Д. Боголепов, Н. И. Бухарин, М. Я. Лацис, М. А. Рейснер, Э. М. Склянский). В обстановке резкой борьбы комиссия отвергла проекты конституции, выдвинутые "левыми коммунистами", представителями мелкобурж. партий и др., противоречившие коренным положениям ленинской концепции сов. гос. строительства: о диктатуре пролетариата, демократич. централизме, пролет, интернационализме, о нац. принципе организации сов. федерации. Комиссия утвердила большевистский проект "Основных начал" К. РСФСР. Решающую роль в подготовке конституции сыграла созданная 28 июня 1918 спец. комиссия ЦК РКП(б) под председательством В. И. Ленина. Комиссия разработала, дополнила и исправила ряд осн. глав и статей К. (о ВЦИК и СНК, о выборах, осн. правах и обязанностях граждан, о гарантиях этих прав и др.). По предложению Ленина в проект в качестве 1-го раздела конституции была включена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. 10 июля 1918 5-й Всеросс. съезд Советов единогласно утвердил К. РСФСР. 19 июля окончательно отредактированный ВЦИК текст конституции был опубликован в "Известиях ВЦИК". Он состоял из 6 разделов (Декларация прав, Общие положения, Конструкция Сов. власти, Активное и пассивное избират. право, Бюджетное право, О гербе и флаге РСФСР), разбитых на 17 глав, содержащих 90 статей.

К. РСФСР 1918 была первой в истории конституцией социалистич. гос-ва. В ее основе лежали не отвлеченные декларации, а уже одержанная народом победа. "В мире, – говорил В. И. Ленин, – не бывало таких конституций, как наша. В ней записан опыт борьбы и организации пролетарских масс против эксплуататоров и внутри страны, и во всем мире" (Соч., т. 28, с. 126). Вместе с тем К. 1918 содержала положения программного характера, провозглашавшие осн. задачи Сов. гос-ва – "уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы... установление социалистической организации общества" (ст. 3). К. законодательно закрепила великие завоевания Окт. революции – диктатуру пролетариата в форме Советов, союз рабочего класса с трудовым крестьянством под руководством пролетариата, переход осн. средств произ-ва в собственность народа, равноправие национальностей, сов. федерализм, пролет, интернационализм, осн. свободы и нрава трудящихся. Конституция придала всей системе органов Сов. власти необходимую стройность и единообразие на основе "демократического централизма". Высшим органом власти РСФСР являлся Всеросс. съезд Советов, высшим законодат., распорядит. и контролирующим органом между съездами – "Всероссийский центральный исполнительный комитет Советов", к-рый образовывал пр-во республики – "Совет Народных Комиссаров". Органами Сов. власти на местах, согласно К., являлись областные, губ. (окружные), уездные (районные), волостные съезды Советов, городские и сельские Советы и их исполкомы.

К. 1918 – самая демократичная из всех существовавших до нее конституций. Наличие в руках рабочего класса политич. власти и осн. средств произ-ва впервые в истории создало возможность реального народовластия, фактической (а не формальной) демократии. В отличие от конституций бурж. гос-в, сов. К. не только провозгласила, но и гарантировала свободу союзов, собраний, совести и др. права, равноправие граждан независимо от их расовой и нац. принадлежности. Сов. К. имела открыто клас. характер. "Мы не обещаем, – подчеркивал В. И. Ленин, – что Конституция обеспечивает свободу и равенство вообще. Свобода, – но для какого класса и для какого употребления? Равенство, – но кого с кем? Тех, кто трудится, кого эксплуатировала десятки и сотни лет буржуазия и кто сейчас борется против буржуазии? Это и сказано в Конституции: диктатура рабочих и беднейшего крестьянства для подавления буржуазии" (Соч., т. 30, с. 218). В ст. 23 К. РСФСР указывалось, что РСФСР лишает отд. лиц и отд. группы населения прав, к-рые используются ими в ущерб интересам социалистич. революции. В условиях ожесточ. сопротивления свергнутых Окт. революцией эксплуататорских классов Сов. власть вынуждена была установить в К. правовые ограничения для эксплуататорских групп населения. В то время как все трудящиеся, достигшие 18 лет, имели право избирать и быть избранными во все органы Сов. власти, эксплуататорские элементы были лишены избират. прав (ст. 65). Эта статья послужила гл. мишенью для бурж. критиков сов. К. При этом они умалчивали, что лишение избират. прав эксплуататоров, коснувшееся не более 2–3% взрослого населения РСФСР, было вынужденным актом Сов. гос-ва, мерой, целиком отвечавшей интересам трудящихся. Ограничения в избират. праве носили врем. характер; Коммунистич. партия и Сов. гос-во предусматривали "распространение советской конституции, по мере прекращения сопротивления эксплуататоров, на все население" (там же, т. 27, с. 130). Врем, характер имели и записанные в К. РСФСР нек-рые преимущества рабочего класса по сравнению с крестьянством при выборах на съезды Советов (ст. 25), практически сложившиеся еще до 3-го съезда Советов. Тем самым законодательно закреплялась руководящая роль рабочего класса в Сов. гос-ве. Наряду с правами граждан К. РСФСР установила и их основные обязанности (ст. 18, 19) – всеобщую воинскую повинность и обязанность трудиться для всех граждан, провозгласив лозунг: "не трудящийся да не ест".

К. 1918 имела выдающееся ист. значение. Она была живым примером для трудящихся всего мира в их революц. борьбе. К. РСФСР явилась образцом для первых конституций других братских сов. республик: БССР (принята 4 февр. 1919), УССР (10 марта 1919), Азерб. ССР (19 мая 1921), Арм. ССР (2 февр. 1922), Груз. ССР (10 февр. 1922).

Первым осн. законом Союза ССР была К. СССР 1924, принятая "Вторым съездом Советов СССР". 30 дек. 1922 1-й съезд Советов СССР оформил добровольное объединение суверенных сов. республик: БССР, ЗСФСР, РСФСР и УССР – в одно союзное многонац. социалистич. гос-во, приняв "Декларацию об образовании Союза ССР" и "Договор об образовании Союза ССР", воплотившие в себе выдвинутые В. И. Лениным (в противоположность плану "автономизации" Сталина) идеи федерации суверенных, равноправных сов. республик и послужившие основой К. 1924. 10 янв. 1923 Президиум ЦИК образовал 6 комиссий для разработки осн. конституц. вопросов. Одновременно во исполнение постановления съезда Советов началась работа по рассмотрению и уточнению текстов Декларации и Договора в конституц. комиссиях союзных республик. Составленный в февр. 1923 черновой проект К. СССР был положен в основу деятельности созданной 27 апр. под председательством М. И. Калинина расширенной Конституц. комиссии ЦИК СССР из 25 чел. (в т. ч. 16 представителей от нац. республик). Выработка проекта К. СССР происходила в борьбе против националистич. элементов – идеологов великодержавно-шовинистич. уклона и национал-уклонистов. Решающее значение в этой борьбе и всей конституц. работе имели программное письмо Ленина "К вопросу о национальностях или об "автономизации"" (см. там же, т. 36, с. 553–59), решения Февральского (1923) пленума ЦК РКП(б), XII съезда партии, IV совещания ЦК сответств. работниками нац. республик и областей (июнь 1923). Выработанный комиссией ЦИК и одобренный (с поправками) Июньским (1923) пленумом ЦК РКП(б), а также сессиями ЦИК союзных республик проект К. был официально принят и введен в действие 6 июля 1923 2-й сессией ЦИК СССР 1-го созыва, а в окончат. редакции утвержден 2-м Всесоюзным съездом Советов 31 янв. 1924.

К. СССР 1924 состояла из 2 разделов: Декларации л Договора об образовании СССР. Последний был значительно расширен по сравнению с текстом, утвержденным в дек. 1922, и включал 11 глав (72 статьи). К. СССР законодательно закрепила добровольное объединение республик, их равноправие, суверенитет, гарантировала всем социалистич. республикам право вступления в Союз и выхода из него. Было установлено единое союзное гражданство. Решая вопрос о соотношении компетенции Союза ССР и входящих в него союзных республик, К. СССР отнесла к ведению общесоюзных органов власти руководство воен., внешнеполитич., ж.-д., почтово-телеграфными делами, а также выработку руководящих начал политич. и хоз. жизни страны (установление основ общего плана нар. х-ва СССР, утверждение общесоюзного бюджета, установление единой ден. и кредитной системы, общих начал в области нар. просвещения, основ судоустройства и судопроизводства и т. п.). Все остальные вопросы союзные республики решали самостоятельно. Конструирование органов власти и управления производилось с учетом многонац. характера СССР. Высшими органами гос. власти СССР К. провозгласила съезд Советов СССР [состоящий из делегатов городских Советов (1 депутат от 25 тыс. избирателей) и губ. съездов Советов (1 депутат от 125 тыс. жителей)], "Центральный исполнительный комитет СССР" и его Президиум, а в союзных республиках – съезды Советов республик, ЦИК Советов республик и их президиумы. В целях обеспечения представительства нац. интересов каждого народа СССР К. предусмотрела создание внутри ЦИК СССР, наряду с Советом Союза, второй равноправной палаты – Совета Национальностей. Союзным и республиканскими пр-вами являлись "Совет Народных Комиссаров" СССР и Совнаркомы республик; входившие в них наркоматы (см. "Народные комиссариаты и министерства в СССР") делились на общесоюзные, объединенные и республиканские. К. 1924 учредила при ЦИК СССР Верх. Суд СССР, а при СНК – "Объединенное государственное политическое управление" (ОГПУ). К. СССР 1924 не включала положений об обществ. устройстве, о принципах организации и деятельности местных органов власти, об осн. правах и обязанностях граждан, об избират. системе и т. д. Они были законодательно закреплены в К. союзных республик – РСФСР, УССР и ЗСФСР (1925), БССР (1927), – утвержденных и введенных в действие в соответствии с осн. законом СССР. В 1927 были утверждены первые К. Узб. и Туркм. ССР. Образование Союза ССР и принятие его первой К. явились триумфом ленинских идей пролет, интернационализма, братства и дружбы сов. народов, ставших на путь строительства социализма, оказали сильное воздействие на развитие междунар. революц. и нац.-освободит. движения.

Коренные изменения в экономич. уровне, социально-экономич. строе, клас. структуре, в облике национальностей и взаимоотношениях народов СССР, происшедшие в стране ко 2-й пол. 30-х гг., свидетельствовали о том, что в Советском Союзе построено социалистич. общество. Исходя из этого, Февральский (1935) пленум ЦК ВКП(б) принял постановление о необходимости внести изменения в К. СССР в направлении дальнейшей демократизации избират. системы и уточнения социально-экономич. основы К., приведения ее в соответствие с новым соотношением клас. сил в стране. 7-й съезд Советов СССР, признав предложение ЦК своевременным, принял 6 февр. 1935 соответствующее постановление, во исполнение к-рого 7 февр. 1-я сессия ЦИК СССР 7-го созыва избрала Конституц. комиссию (31 чел., пред. – И. В. Сталин).

Разработка проекта К. СССР (незаслуженно приписывавшаяся в лит-ре 30 – нач. 50-х гг. чуть ли не одному Сталину) была кропотливым трудом большого коллектива – Конституц. комиссии, ее 12 подкомиссий и рабочих бригад, включавших парт., сов., профсоюзных, хоз. воен., науч. и др. работников, представителей союзных республик. На основе проектов подкомиссий в марте– апр. 1936 был создан "Черновой набросок" К. СССР, переработанный затем в "Предварит, проект К. СССР". Проект был принят Конституц. комиссией (15 мая), одобрен Июньским пленумом ЦК ВКП(б), Президиумом ЦИК (11 июня), постановившим опубликовать его для всенар. обсуждения и созвать для утверждения К. СССР Всесоюзный съезд Советов.

О размахе обсуждения проекта К. СССР, длившегося 5,5 мес. свидетельствуют следующие цифры: тираж газет и брошюр с текстом проекта на 100 яз. народов СССР превысил 70 млн. экз.; обсуждению его было посвящено ок. 460 тыс. собраний трудящихся, св. 160 тыс. пленумов Советов и исполкомов, заседаний секций и депутатских групп; всего в обсуждении участвовало св. 50 млн. чел. (55% взрослого населения СССР), внесено ок. 2 млн. поправок, дополнений и предложений к проекту К. СССР.

25 нояб. 1936 в Москве открылся "Чрезвычайный Восьмой съезд Советов СССР". На съезде развернулось широкое обсуждение проекта К. 1 дек. съезд одобрил проект К. СССР, представленный Конституционной комиссией, и образовал редакционную комиссию (220 чел.) для рассмотрения внесенных поправок и дополнений, поручив ей представить на рассмотрение съезда окончательный текст К. Редакционная комиссия, учтя поправки и дополнения трудящихся, выработала окончательный текст К. СССР. Всего было принято 47 поправок и дополнений к проекту, касающихся св. 30 статей проекта. Однако обстановка культа личности Сталина помешала всестороннему использованию предложений трудящихся. Ряд важных замечаний и предложений не был принят.

5 дек. 1936 постатейным голосованием съезд единогласно утвердил текст К. СССР. Съезд постановил считать 5 дек. всенародным праздником – Днем К. СССР, конституции победившего социализма, и провести ближайшие выборы сов. органов по новой избират. системе.

Текст К. СССР состоит из 146 статей, объединенных в 13 глав. Гл. 1 ("Обществ, устройство"), устанавливая, что Союз ССР есть социалистич. гос-во рабочих и крестьян, закрепляет осн. и определяющие черты обществ. строя, отражающие победу социализма в СССР: социалистич. систему х-ва и социалистич. собственность на орудия и средства произ-ва в форме гос. (всенародной) и кооперативно-колх. собственности; ликвидацию эксплуатации, эксплуататорских классов, безработицы; труд как обязанность и дело чести каждого работоспособного гражданина; осуществление социалистич. принципа: "От каждого по его способностям, каждому по его труду". Как и предшествовавшие сов. К., К. СССР 1936 исходит из полновластия народа: вся власть в стране принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, составляющих политич. основу СССР. Преобразование Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся отражало коренные сдвиги в социальной структуре сов. общества, наличие в нем только дружеств. классов – рабочих и крестьян. В гл. 2 ("Гос. устройство") закреплены успехи ленинской нац. политики, рост числа союзных и авт. республик, общность интересов Союза ССР и каждой республики. Как и К. 1924, К. 1936 последовательно проводит принципы суверенитета, равноправия и добровольности объединения республик, определяет круг вопросов, входящих в ведение Союза ССР в лице его высших органов гос. власти и управления. В гл. 3–9 определены принципы организации и деятельности высших (союзных и республиканских) и местных органов гос. власти, органов управления, суда и прокуратуры, установлена их компетенция. Высшим органом гос. власти в СССР К. 1936 провозгласила "Верховный Совет СССР", состоящий из 2 равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей, а в республиках – Верх. Советы союзных и авт. республик.

В отличие от К. 1924, по к-рой право издавать общесоюзные законы, помимо съезда Советов СССР, имели также ЦИК СССР, его Президиум и СНК СССР, К. 1936 отнесла законодат. власть в сферу исключительно прерогатив Верх. Совета. В отличие от съездов Советов СССР, Верх. Совет СССР избирается путем не многостепенных, а прямых выборов. Верх. Советы избирают Президиумы, образуют общесоюзное и республиканские пр-ва – Советы Народных Комиссаров, преобразованные в 1946 в Советы Министров. Гл. 10 ("Основные права и обязанности граждан") закрепила не только равноправие граждан независимо от национальности, расы, пола, но и политические свободы: совести, слова, печати, собраний, объединения в общественные орг-ции, неприкосновенность личности, жилища и т. д. В этой главе К. закреплены социально-экономич. права граждан (на труд, на отдых, на образование, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности), осуществление и материальные гарантии к-рых стали возможными лишь с победой социализма. К. 1936, как и все сов. конституции, не ограничивается, в отличие от бурж. конституций, формальным провозглашением осн. прав граждан, перенося центр тяжести на вопрос о гарантиях, о средствах реализации этих прав. Осуществление гражд. прав, подчеркивается в К. СССР, направлено на обеспечение интересов трудящихся и укрепление социалистич. строя. Тем же целям служат и обязанности граждан СССР: соблюдать конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к обществ. долгу, уважать правила социалистич. общежития, беречь и укреплять социалистич. собственность. К. 1936 подтвердила всеобщую воинскую обязанность, а службу в рядах Вооруж. Сил СССР провозгласила почетной обязанностью граждан: "Защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР" (ст. 133). В ст. 126 К. 1936 закреплена руководящая роль в сов. обществе Коммунистич. партии. Гл. 11 определила новую избират. систему СССР, явившуюся крупнейшим шагом в развитии социалистич. демократии. К. 1936 установила, что все органы гос. власти снизу доверху избираются на основе всеобщего, равного, прямого избират. права при тайном голосовании. Всякие ограничения и преимущества при выборах были ликвидированы. Все граждане СССР, достигшие 18 лет, имеют право участвовать в выборах депутатов в Советы. В Верх. Совет могут быть избраны все граждане, достигшие 23 лет, в Верх. Советы республик – от 21 года, в местные Советы – от 18 лет. Гл. 12 К. СССР определяет герб, флаг, столицу СССР, гл. 13–порядок изменения конституции (для внесения в нее изменений требуется решение Верх. Совета СССР, принятое большинством не менее 2/3 голосов в каждой из его палат).

На основе К. СССР в 1937 были приняты конституции союзных, а затем и авт. республик. В 1940–41 были приняты также конституции вновь образовавшихся Карело-Финской, Латв., Литов., Молд., Эст. ССР.

К. СССР 1936 явилась выражением того всемирно-ист, факта, что Сов. Союз, построив в осн. социализм, вступил в новую полосу развития – завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунистич. обществу. Коренные изменения в структуре общества, расширение социальной базы диктатуры пролетариата, закрепленные в К. 1936, создали условия, необходимые для превращения гос-ва диктатуры пролетариата в общенародное социалистич. гос-во. К. 1936 явилась документом, мобилизующим и идейно вооружившим сов. народ на дальнейшую борьбу за новые победы коммунизма. Она стала могучей поддержкой для борцов за демократию в капиталистич. странах, оказала влияние на конституц. творчество стран нар. демократии.

Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941–1945, успехи советского народа в социалистическом и коммунистическом строительстве доказали прочность основ К. СССР. Сущности социалистического строя, демократического характера его системы не могли изменить нарушения законности, порожденные культом личности Сталина. Однако они привели к нарушению некоторых важных конституционных принципов, советского законодательства. Решительные меры Коммунистической партии и Советского государства по искоренению.культа личности и его последствий полностью восстановили революц. законность, выраженные в К. СССР принципы сов. социалистич. демократизма.

Со времени принятия К. 1936 в ее текст Верх. Советом СССР внесены существенные изменения и дополнения. Наиболее важные из них: 1) изменения, уточняющие состав СССР: в 1936 СССР объединял 11 союзных республик – РСФСР, УССР, БССР, Узб. ССР, Казах. ССР, Груз. ССР, Азерб. ССР, Кирг. ССР, Тадж. ССР, Арм. ССР, Туркм. ССР; в наст. время – 15 союзных республик (кроме 11 вышеназванных республик – Латв., Литов., Молд., Эст. ССР). 2) Изменения, вызванные расширением прав и укреплением гос. суверенитета союзных республик. В частности, в 1944 республики получили право вступать в непосредств. сношения с иностр. гос-вами, заключать с ними соглашения и обмениваться представителями, а также право создавать свои войсковые формирования; в 1957 к ведению союзных республик отнесены законодательство об устройстве респ. судов, принятие гражд., уголовного, гражданского процессуального и уголовно-процессуального кодексов (за Союзом ССР сохранилось лишь установление основ законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, основ гражд. и уголовного законодательства, – тем самым восстановлено положение, существовавшее до 1936), разрешение вопросов обл., краевого, адм.-терр. деления, входившее до этого в компетенцию СССР. 3) Изменения, вызванные совершенствованием системы гос. органов: преобразованием Советов Нар. Комиссаров в Советы Министров, а наркоматов – в мин-ва, изменением количеств, состава Президиума Верх. Совета СССР, присвоением Прокурору СССР наименования Ген. прокурора СССР; утверждением Положения, о Верх, Суде СССР, закона "О дальнейшем совершенствовании организации управления пром-стью и строительством" (1957). Многократно изменялись ст. 70, 77, 78 (состав Совета Министров СССР, перечень союзных и союзно-респ. мин-в). 4) Уточнения, дополнения и новая редакция ряда статей о правах и обязанностях граждан СССР: в связи с переименованием ВКП(б) в КПСС (1952), введением всеобщего обязат. 8-летнего обучения, мероприятиями по укреплению связи школы с жизнью и развитию системы народного образования. (1958), установлением 7- и 6-часового рабочего. Дня, отменой лишения избирательных прав по суду в качестве меры уголовного наказания (1958) и др.

Однако дополнения и изменения К. СССР, касающиеся отд. вопросов, не могут отразить всех громадных изменений "о внутр. жизни страны и в междунар. положения, к-рые произошли с 1936. Сущность их в том, что социализм в СССР одержал полную и окончат. победу. Сов. народ вступил в период развернутого строительства коммунизма. Гос-во диктатуры пролетариата переросло в общенар. гос-во, а пролет, демократия – в общенар. демократию. Сов. Союз вышел из капиталистич. окружения; сложилась мировая система социалистич. гос-в. На XXI и XXII съездах КПСС был поставлен вопрос о необходимости разработки новой К. СССР. 25 апр.1962 по инициативе ЦК КПСС Верх. Совет СССР принял постановление "О выработке проекта новой К. СССР" и избрал Констатуц. комиссию.

Πубл.: 5-й Всеросс. съезд Советов... Стенографич. отчет, М., 1918; 2-й съезд Советов СССР. Стенографии. Отчет, М., 1924; Чрезвыч. 8-й Всесоюзный съезд Советов. Стенографич. отчет, М., 1937; Съезды Советов Союза ССР, союзных и авт. сов. социалистич. республик. Сб. док-тов в 7 гг. 1917– 1937 гг., т. 1–5, М., 1959–64; История Сов. Конституции (в док-тах). 1917–1956, М., 1957; Сб. официальных док-тов (применительно к курсу сов. гос. права), М., 1964; Сов. Конституции. Справочник, М., 1963.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 26, с. 385–87; т. 27, с. 242–45; т. 28, с. 19, 118, 126, 250–57; т. 29, с. 85–87, 105–07, 111, 162–63, 345 – 46; т. 30, с. 213–19, 468–80. (См. также Справочный том, ч. 1, с. 261); Чугаев Д. Α., Первая Конституция Сов. гос-ва (1918), М., 1949; Ρонин С. Л., К истории Конституции СССР 1924 г., М.–Л., 1949; его же, Конституция СССР 1936 г., М., 1957; Якубовская С. И., Строительство Союзного Сов. социалистич. гос-ва в 1922–25 гг., [М., I960]; ее же, Сов. историография образования СССР, "ВИ", 1962, № 12; Радев Я., Първата съветска конституция, "Годишник на Софийския ун-т". Юридич. фак-т, т. 53, ч. 2, С., 1962.

Д. Л. 3латопольский. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia