Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Ковалевский О. М.





КОВАЛÉВСКИЙ, Осип Михайлович [28.ΧΙΙ.1800(9.I.1801) – 20.Х.1878] – рус. ученый, один из основоположников монголоведения в России, профессор (с 1834), академик (с 1847). Действит. чл. Об-ва историй и древностей российских при Моск. ун-те (1840), Почетный чл. Азиат. об-ва в Париже (1839). Окончил в 1820 Виленский ун-т по специальности древние языки и классическая лит-ра. В 1824 К. арестован за участие в тайном об-ве "Друзья науки" А. "Мицкевича". Через год был освобожден и выслан "под особый надзор" в Казань, где в ун-те стал изучать вост. языки (арабский, персидский, татарский). Там же написал "Историю Казанского ханства", одновременно работая над ист. произв. Геродота.

В 1827 К. был командирован в Забайкалье для изучения бурятского яз. и быта бурят. В 1829 был в Монголии и через год отправлен в Пекин как чл. Росс. духовной миссии. В Китае познакомился с кит., маньчжурским, тибетским яз. и основами санскрита. Встреча с Н. Я. "Бичуриным" усилила интерес К. к истории Китая, а личное знакомство с декабристами в Забайкалье (С. П. Трубецким, С. Г. Волконским и др.) стимулировало его просветит. работу среди бурят. В 1833 вернулся в Казань, где с него снят был "надзор". К. был первым руководителем первой в России кафедры монг. яз., читал лекции по истории и языку Монголии. В 1835 издал "Краткую грамматику монг. книжного яз.". в 1836–37 "Монг. хрестоматию" в 2 томах, в 1844–49 "Монг.-рус.-франц. словарь" (вып. 1–3), удостоенный Академией наук полной премии Демидова.

В 1855 К. назначен ректором Казанского ун-та, но в 1860 освобожден в связи с волнениями студентов, поддержавших движение революц. демократов. В 1862 К. был переведен в Варшаву, назначен профессором Главной школы, преобразованной в 1869 в ун-т.

К. примыкал к дворянско-бурж. просветителям 30–40-х гг. 19 в. Он говорил, что в мире нет "неисторических" народов, что нельзя противопоставлять Азию Европе, ибо все страны "трудились для общей пользы", что каждый народ имеет свою историю и не исчезает бесследно. Вместе с тем он считал, что определяющим фактором в истории народов является герграфич. среда я просвещение, что вооруж. выступления масс отрицательно сказываются на делах нар. просвещения и потому вредны.

К. завоевал славу ученого, педагога и просветителя. Благодаря его трудам рус. монголоведение заняло первенствующее положение в мировой науке, а из созданной им школы вышли такие ученые, как Д. "Банзаров", В. П. "Васильев", А. А. Бобровников. К. оставил ряд трудов по монголоведению и буддизму, часть к-рых ("История монголов", т. 1–2, "Введение в историю монголов") хранится в рукописном фонде вост. рукописей в Ленингр. отделении Ин-та народов Азии АН СССР и рукописном фонде ЦГА ТАССР. Осн. рукописный фонд, включавший в себя 6-томное описание Монголии, Китая, Бурятии, был перевезен в Варшаву, где еще в 1863 погиб от пожара.

Соч. (кроме указ. в ст.): Каталог санскритским, монг., тибетским, манджурским и кит. книгам и рукописям, в б-ке Казан. ун-та хранящимся, "Уч. зап. Каз. ун-та", 1834, [т.] 2; Поездка из Иркутска в Ургу, "Казан. вестник", 1829, ч. 26, май–июнь, № 5; Содержание монг. книги под заглавием: "Море притч", "Уч. зап. Каз. ун-та", 1834, [т.] 1–2; Буддийская космология, Каз., 1837; О забайкальских бурятах, "Каз. вестник", 1829, ч. 27, август–декабрь.

П. П. Старицина. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia