Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Клюнийская реформа





КЛЮНИ́ЙСКАЯ РЕФÓРМА – совокупность преобразований, осуществленных в кон. 10–11 вв. в католич. церкви и направленных на ее укрепление. Центром движения за реформу церкви стало бенедиктинское аббатство Клюни (Cluny) в Бургундии (Франция), осн. в 910 герцогом Гийомом Аквитанским (отсюда назв. движения – клюнийское). Осн. пункты требования клюнийцев: реформирование монастырей, введение в них нового, сурового устава (точнее – восстановление старого бенедиктинского устава 6 в., не соблюдавшегося фактически в монастырях), основанного на принципах строгого аскетизма и послушания, строгий контроль за соблюдением целибата (безбрачия духовенства), запрещение "симонии" (продажи и покупки церк. должностей), провозглашение полной независимости реформированных монастырей от к.-л. светской и местной духовной власти (т. е. от епископов) и непосредств. подчинение их папе. Под главенством Клюни (или на основе принципов К. р.) возникла могуществ. централизованная конгрегация, включавшая сотни монастырей (осн. вновь или реформированных) гл. обр. во Франции, а также в Германии (где центром движения стало аббатство Хиршау), Англии, Сев. Италии, Испании. Большую роль в проведении К. р. играли крупные светские феодалы, часто выступавшие основателями новых монастырей, жаловавшие им земли и назначавшие аббатов монастырей (или влиявшие на их выборы); аббаты клюнийских монастырей в большинстве принадлежали к феод. знати, монахами были выходцы из рыцарства. В целом клюнийское движение представляло по своей социальной сущности попытку приспособить церк. институты (находившиеся к 10 в. в глубоком упадке) к новым условиям феод. раздробленности (непосредств. связь реформированных монастырей с феод. сеньором). Политич. и экономич. заинтересованностью в этом всего феод. класса (а не возрождением "духа религиозности", как утверждают многие бурж. историки) объясняются быстрые успехи К. р. Клюнийское движение играло большую роль в обществ.-политич. жизни Зап. Европы 11 в. Ему покровительствовали первоначально нек-рые императоры "Священной Рим. империи" (Генрих II и особенно Генрих III). Однако программу клюнийцев (в частности, осуждение клюнийцами светской инвеституры, рассматривавшейся ими как крайняя форма симонии) удалось использовать в первую очередь папству, сделавшему ее своим орудием в борьбе с императорами за "инвеституру". Из числа приверженцев К. р. (и даже клюнийских аббатов) вышел ряд пап; одним из ее руководителей был Гильдебранд (будущий папа Григорий VII). К. р. привела к образованию могуществ. слоя нового монашества, к значит. укреплению католич. церкви и громадному росту папской власти в 12–13 вв.

Лит.: Чайковская О. Г., Клюнийское движение X–XI вв., его социальный и политич. характер, в сб. : ВИРА, [т.] 8, М., 1960.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia