Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Китай





КИТÁЙ, Китайская Народная Республика, – гос-во, расположенное в Центр. и Вост. Азии. Площ. ок. 10 млн. км2. Нас. 656,6 млн. чел. (1957). Ок. 94% (1953) населения – китайцы (хань), кроме того, чжуаны, уйгуры, хуэй, и, тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи, корейцы и др. Столица – г. Пекин. К. – социалистич. гос-во. Высший орган гос. власти – Всекит. собрание нар. представителей. Высший орган гос. управления – Гос. совет. Гос. флаг и герб К. см. в таблицах к статьям "Флаг государственный" и "Герб государственный".
Исторический очерк

В истории К. можно выделить следующие осн. периоды: 1) Первобытнообщинный строй (до 14 в. до н. э.). 2) Рабовладельческое общество (14 в. до н. э.– первые века н. э.). 3) Ранний феодализм (первые века н. э. – 8 в. н. э.). 4) Развитый феодализм (8–16 вв.). 5) Поздний феодализм (нач. 17 в. – 30-е гг. 19 в.). 6) Превращение К. в полуколонию. Развитие в стране капиталистич. уклада при консервации феод. отношений (40-е гг. 19 в. – нач. 20 в.). 7) К. в 1917–49. Этот период можно разделить на подпериоды: К. в 1917–23. Подъем освободит. движения под влиянием Вел. Окт. социалистич. революции; Революц. борьба кит. народа в 1924–27; К. в 1927–37. Утверждение реакционной власти гоминьдана. Аграрная революция в Юж. и Центр. К. Начало япон. агрессии и новый подъем нац.-освободит. движения; К. в 1937–45. Нац.-освободит. война кит. народа против япон. захватчиков; К. в 1945–49. Гражд. война и победа нар. революции. 8) КНР в период строительства социализма. Здесь можно выделить: Образование КНР. Завершение освобождения континентального К. Социальные преобразования и восстановление народного х-ва (1949–52); КНР в 1953–57. Осуществление 1-го пятилетнего плана; КНР с 1958.

Однако эта периодизация весьма условна и разделяется далеко не всеми историками. По ряду вопросов периодизации истории К. в ист. науке отсутствует единое мнение, в частности о времени складывания клас. общества и перехода от рабовладельч. строя к феодальному, о внутр. периодизации эпохи феодализма, о периодизации новой истории и др.

Первобытнообщинный строй (до 14 в. до н. э.). Археологич. раскопки привели к находкам на терр. Сев. К. остатков ранних первобытных культур, относящихся как к периоду первобытного стада, так и к эпохе родового строя. В 1927–37 в пещерах Чжоукоудяня, близ Пекина, найдены окаменелые останки ископаемого человека, названного "синантропом". Обнаружены также палеолитич. кам. орудия, изготовленные синантропом, кости животных и слой золы. В 1963–64 костные остатки ископаемого человека, относящегося к тому же виду, что и синантроп, найдены в провинции Шэньси. Наиболее известные в К. остатки культуры среднего палеолита носят название хэтаоской, или ордоской, по месту нахождения ее в сев. излучине р. Хуанхэ, т. е. в р-не Ордоса (или Хэтао). Стоянка верхнепалеолитич. человека и его культуры была обнаружена в 1933–34 в пещере Шаньдиндун, близ Пекина. Для деятельности шаньдиндунского человека, к-рого ученые считают представителем Homo sapiens на территории Сев. К., характерно употребление лучше отделанных, чем это было до него, кам. орудий, использование также изделий из кости и рогов. Палеолитич. стоянки найдены также в Юж. и Юго-Зап. К. В 1956 в уезде Лайбинь провинции Гуанси, а также в 1958 в той же провинции в уезде Люцзян обнаружены окаменелые останки человека и каменные орудия, относящиеся к позднему (верхнему) палеолиту; ископаемый верхнепалеолитич. человек обнаружен в 1951 также в пров. Сычуань.

В период неолита на территории совр. К. существовал ряд различных неолитических культур. В районе зарождения кит. цивилизации, т. е. в Сев. К. (пров. Хэнань, Шэньси, Шаньси, Шаньдун), развитый неолит представлен культурами "Яншао" и "Луншань". Эти культуры, несомненно, существовали в период родового строя.

Общие признаки культуры Яншао: окраска в коричневый, красный, иногда в черный и серый цвета гончарных изделий, покрытых разнообразными узорами (отсюда и др. назв. этой культуры – культура крашеной, или цветной, керамики), наличие шлифованных топоров, ножей, значит. скоплений кам. орудий на стоянках. Стоянки культуры крашеной, или расписной, керамики обнаружены также в пров. Ганьсу, Нинся и Цинхай, а также в др. р-нах. Большинство кит. ученых считает, что эту культуру (см. "Мацзяяо") не следует объединять с культурой Яншао. Вопрос о генетич. связях и преемственности различных вариантов культуры расписной керамики окончательно не решен.

Основой произ-ва в период культуры Яншао (примерно с сер. 3-го тыс. до сер. 2-го тыс. до н. э.) было земледелие и скотоводство, однако свое значение сохраняли охота и рыболовство. Поселения людей яншаоской культуры свидетельствуют об оседлом образе жизни. Сменившая культуру Яншао культура Луншань характеризуется в основном серой керамикой, изготовленной с помощью гончарного круга (для восточного локального варианта культуры Луншань характерны также черные тонкостенные сосуды). В период Луншань наблюдается значит. прогресс в изготовлении каменных полированных орудий труда (в этот период впервые появились каменные серпы, постепенно вытеснившие жатвенные ножи яншаоского типа). В луншаньской культуре встречаются погребения, отличающиеся друг от друга по ценности находящихся в них вещей, а также по размерам могил. Мн. ученые указывают на преемственность и тесную связь между культурами Яншао и Луншань, в то же время последняя, непосредственно предшествуя культуре бронзы эпохи Шан-Инь (16–11 вв. до н. э.), имеет с ней много общего. Из преданий, приводимых более поздними кит. лит. источниками, можно сделать вывод о сохранении в родовом обществе К. в 3-м тыс. до н.э. матриархальных отношений, группового брака. Эти же предания сообщают о существовании совета родовых старейшин, о замене в конце 3 – нач. 2-го тыс. до н. э. выборной власти наследств. властью вождей племени, о борьбе между отдельными родовыми старшинами за власть и даже о появлении якобы патриархальной династии вождей племени Ся. Это знаменовало собой разложение родового строя, к-рое началось в неолитич. период и закончилось в эпоху бронзы становлением клас. общества и созданием гос-ва.

Рабовладельческое общество (14 в. до н. э. – первые века н. э.). А нализ иньских надписей на панцирях черепах и костях животных, а также и др. археологич. материалов позволяет сделать вывод, что к концу 14 в. до н. э. в Др. К. сложилось раннерабовладельч. общество и сформировалось гос-во, известное под назв. "Инь". Иньцы к этому времени заселяли долину ср. течения р. Хуанхэ. Их столица находилась близ совр. Аньяна, на месте пос. Сяотунь. В этот период широкое распространение получили изделия из бронзы, хотя в хоз. жизни еще сохраняли значение кам. и костяные орудия. Существовали различные отрасли ремесла, о чем свидетельствуют найденные при раскопках остатки мастерских. В земледелии, в к-ром применялось удобрение, проводились прополка и окучивание; кроме зерновых культур, выращивались садово-огородные культуры, тутовые деревья, разводились шелковичные черви. Получило развитие виноделие.

Во главе гос-ва Инь, представлявшего интересы рабовладельч. аристократии, стоял ван – наследственный монарх. Угнетенные классы состояли из рабов, в осн. военнопленных, и общинников-земледельцев, носивших назв. чжун, чжунжэнь (толпа, масса людей). Последние фактически находились на положении государственно-зависимых. Сфера применения рабов была ограничена: в осн. их использовали в скотоводстве, на охоте, частично, возможно, в земледелии и в войсках. В раннерабовладельч. обществе периода Инь сохранялись мн. пережитки первобытнообщинных отношений.

Ряд совр. кит. историков относит формирование клас. общества в К. к очень раннему времени – к предшествовавшему Шан-Инь легендарному периоду Ся. Общество Шан-Инь многие кит. авторы считают развитым рабовладельческим (Го Мо-жо, Эпоха рабовладельческого строя, пер. с кит., М., 1956), а нек-рые полагают даже, что в период Шан-Инь рабовладельч. отношения развились до такой степени, что сделали возможной скорую (с падением Иньского гос-ва) замену рабовладения в К. феодализмом [Фань Вэнь-лань, Древняя история Китая, пер. с кит., М., 1958; Люй Чжэнь-юй, Цзяньмин чжунго тунши (Краткая общая история Китая), Пекин, 1959; Цзянь Бо-цзань, Чжунго шиган (Очерк истории Китая), т. 1, Шанхай, 1950]. Отдельными кит. учеными высказывалась точка зрения, согласно к-рой в период Шан-Инь господствовали еще родоплеменные отношения, и лишь к концу периода наметился переход к классовому – рабовладельч. обществу ("Очерки истории Китая", под ред. Шан Юэ, пер. с кит., М., 1959).

В сов. ист. науке также существуют различные мнения о времени образования в К. клас. общества и о характере этого общества. Нек-рые относят процесс формирования клас. общества к сравнительно позднему времени [М. В. Крюков – к периоду Инь (см., напр., его ст. "Иньская цивилизация и бассейн р. Хуанхэ", "ВИМК", 1960, № 4), Л. С. Васильев – к 9 в. до н. э. ("Аграрные отношения и община в древнем Китае", М., 1961)], причем сторонники данной точки зрения избегают категорич. формулировок относительно характера этого возникающего клас. общества. В противоположность упомянутым авторам, Р. Ф. Итс относит формирование клас. общества в К. к более раннему времени, считая, что в период Инь существовал уже развитый рабовладельч. строй. Л. И. Думан ("О роли рабства в эпоху Инь", в кн.: Китай, Япония, М., 1961), Л. В. Симоновская (Симоновская Л. В., Эренбург Г. Б., Юрьев М. Ф., Очерки истории Китая, М., 1956) и др. относят формирование клас. строя к началу периода Инь, рассматривая общество Инь в целом как раннерабовладельческое, в к-ром уже сложилось гос-во.

Гос-во Инь вело длит. завоеват. войны с соседними племенами: на З. – с цян, лун и др., на С. и С.-З. – с туфан, куфан и гуйфан, на Ю.-В. – с жэньфан и др. К концу эпохи Инь за счет вытеснения этих племен была расширена терр. гос-ва Инь. К 11 в. она охватывала совр. пров. Хэнань, Шаньси, частично Шэньси, Хэбэй, Шаньдун и достигала долины р. Хуайхэ.

В связи с потребностями земледелия в иньскую эпоху появились зачатки календаря (лунного), сохранились записи о солнечных и лунных затмениях. Тогда же возникла и письменность – прообраз совр. иероглифич. кит. письменности. Развивалась и духовная культура, в частности иск-во, к-рое представлено остатками архит. сооружений, кам. скульптурой, резными изделиями из кости, камня, нефрита, бронз. сосудами различных форм и искусной отделки. Религ. представления иньцев о жизни, природе и мироздании были связаны со старыми родовыми анимистич. верованиями, но наряду с этим большую роль играл культ предков, в первую очередь гос. культ вана.

Рабовладельч. строй получил дальнейшее развитие в период Чжоу (11–3 вв. до н. э.) [делится на Зап. Чжоу (11–8 вв.) и Вост. Чжоу (8–3 вв.)]. В период Инь племя чжоу, возможно, родственное иньцам, занимало долину р. Вэйхэ, на терр. совр. пров. Шэньси. Чжоусцы одно время зависели от иньцев, затем, усилившись, вступили с ними в борьбу. В битве при Муе (1027, по др. системе счета 1050 до н. э.) иньские войска были разгромлены, царство Инь завоевано чжоусцами. Под властью чжоуских ванов была объединена терр. совр. Сев. К. вплоть до Шаньдуна. Обширная терр., завоеванная племенем чжоу, была роздана первыми чжоускими ванами в управление своим родичам, и на этой терр. было создано 71 царство, к-рые подчинялись в той или иной степени чжоускому вану. Чжоуская знать получала вместе со значит. участками земли большое количество рабов или зависимых земледельцев. С 9–8 вв. до н. э. источники пополнения рабов расширились за счет долгового рабства и покупки рабов. Труд рабов стали больше применять в земледелии и ремесле. Однако осн. непосредств. производителями в с. х-ве оставались земледельцы-общинники (нунфу).

Как и в период Инь, в чжоуском гос-ве верховным собственником земли был ван, существовали государственная собственность и общинное землепользование. Однако по мере ослабления центр. власти чжоуского гос-ва верховная собственность единого монарха ослаблялась, такой же процесс происходил и в царствах. Процесс этот сопровождался обострением политич. борьбы. В 842 до н. э. вспыхнуло первое отмечаемое кит. источниками значит. восстание против тирании чжоуского вана, поднятое жителями столицы Хао (близ совр. Сианя пров. Шэньси), к-рое привело к свержению правителя Ли-вана. В 771 другой монарх – Ю-ван – был убит восставшими правителями зависимых от него владений. Его сын Пин-ван, под угрозой нашествия кочевников, перенес в 770 столицу на В. в Лои (Лоян, совр. пров. Хэнань). С этого времени начался 2-й период в истории гос-ва Чжоу, т. н. Вост. Чжоу [770–256 (249)], когда чжоуские ваны потеряли терр. на З. страны, а в дальнейшем их владения сократились и на В. в связи с вынужденными дарениями земель знати, а иногда и просто захватами территории правителями отдельных царств. В 7–6 вв. до н. э. чжоуская монархия (номинально существовала до 3 в. до н. э.) фактически утратила власть над некогда подчинявшимися ей царствами. С этого времени, по существу К. не был единым, выдвинулись пять крупных царств (Ци, Чу, Цинь, Цзинь, Сун), в подчинении у к-рых находилось множество мелких владений. Борьба между царствами велась с переменным успехом и сопровождалась перегруппировкой сил, выдвижением новых гос. образований (У, Юэ).

В 6–5 вв. до н. э. широкое распространение получило железо. Использование жел. орудий привело к расширению земледельч. произ-ва. Создавались оросительные каналы, большую известность приобрели водосливная плотина Дуцзянъянь (пров. Сычуань), канал Чжэн-гоцюй (пров. Шэньси) и др. Появилась специализация ремесел по различным областям. Развивалась торговля, строились города.

Начиная с 6 в. до н. э. происходил процесс ослабления гос. собственности на землю и развития частной зем. собственности. Процесс сопровождался разрушением или изменением форм общинного землевладения, передачей пахотных общинных земель в наследственное владение земледельцев, а в дальнейшем превращением этих земель в частную собственность общинников. На этой почве возникла необходимость проведения в различных царствах зем. и налоговых реформ, осуществленных в 6–4 вв. до н. э. Вместо общинной обработки в пользу аристократии и правителей царств т. н. общественных полей (гун тянь) был введен налог с земли, вначале взимавшийся в зависимости от размеров земли, обрабатывавшейся земледельцами, а примерно с 3 в. до н. э. – в долях урожая. В стране возникла крупная частная зем. собственность, получила распространение практика свободной купли-продажи земли. Процесс разложения или трансформации общинного землевладения и изменения форм эксплуатации позднее всего охватил царство Цинь, но был здесь проведен в наиболее радикальных формах, нашедших выражение в реформах Шан Яна (359–348 до н. э.) (см. "Шан Яна реформы").

Если на гос. и общинных землях, оставшихся в пользовании крестьян, рента-налог была осн. формой эксплуатации, то на землях крупных частных собственников осн. непосредств. производителем стал арендатор, плативший натуральную ренту собственнику земли. Арендные отношения получили большое развитие в период "Чжаньго" ["Воюющие (или борющиеся) царства"] (5–3 вв. до н. э.) и в особенности в последующее время – Цинь-Хань (3 в. до н. э. – 3 в. н. э.). Сформировалось условное землевладение служилой знати, получившее в источниках назв. кормовых земель, или территории, переданной на кормление (ши тянь, или ши и).

Клас. борьба и обострившаяся борьба между гос-вами нашли свое отражение в области идеологии. В 6–3 вв. до н. э. сформировались осн. философские школы К.: конфуцианство (его осн. представители – "Конфуций", 551–479; Мэн-цзы, 4–3 вв., Сюнь-цзы, 3 в. до н. э.), даосизм (Лао-цзы, 6–5 вв. до н.э.; Чжуан-цзы, 4–3 вв. до н. э.), моизм (Мо-цзы, 5–4 вв. до н. э.), школа законников (фацзя) (Шан Ян, Хань Фэй-цзы, 4–3 вв. до н. э.). Между этими школами, в особенности между конфуцианством и фацзя, велась острая борьба. Конфуцианство стояло за сохранение существовавших порядков, за укрепление власти наследств. знати на основе конфуцианских этич. норм (преданности низших высшими др.). Школа законников призывала к объединению страны под властью единого правителя – деспота, к управлению страной на основе твердых и жестких законов, к расширению прав и влияния имуществ. знати. В этот же период составлены гл. канонич. книги, излагающие основы философских представлений, верований и морали древних китайцев. К этим книгам относятся "И цзин" ("Книга перемен"), "Шу цзин" ("Книга преданий"), "Дао дэ цзин", конфуцианские трактаты "Лунь юй", "Дасюэ", "Чжунъюн", "Мэн-цзы", а также "Ши цзин" ("Книга песен", или "Книга стихов"), являющаяся одновременно ранним памятником древней кит. лит-ры, в к-рой собраны песни и гимны различных царств Др. К. Наиболее раннее в К. индивидуальное творчество, отражающее социальную борьбу, представлено стихами поэта-патриота и гос. деятеля Цюй Юаня (340–278 до н. э.). Эта борьба отражена также в первых ист. сочинениях, появившихся во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. (""Чуньцю"", ""Цзо чжуань"", ""Го юй"", ""Чжаньго цэ"").

Войны между гос-вами, существовавшими на терр. К. в период Чжаньго, закончились победой царства Цинь и созданием централизованной империи Цинь (221–207 до н. э.). Ее первый император "Цинь Ши-хуанди" провел ряд реформ: ввел единое законодательство, унификацию ден. единиц, единиц измерения, письменности; четкую имуществ. и социальную градацию населения. В результате войн у кочевых племен гуннов (сюнну) К. был отвоеван большой р-н к С. от излучины Хуанхэ. В целях охраны границ от набегов кочевников было завершено строительство "Великой китайской стены". На юге войска Цинь Ши-хуанди вторглись на терр. вьетских племен и гос-ва Намвьет, присоединив к Циньской империи часть совр. пров. Гуанси, Гуандун и Индокит. п-ова. Цинь Ши-хуанди назначил на высокие посты представителей школы законников, в то же время казнил конфуцианцев, выступавших против его политики, а конфуцианские сочинения предавал сожжению. Жестокий гнет, рост налогов, трудовых и воинских повинностей привели к восстанию нар. масс и борьбе внутри господствующего класса. Восстание нар. масс сначала под рук. Чэнь Шэна, У Гуана и др. (209–208 до н. э.), а затем Лю Бана положило конец существованию Циньской империи, на обломках к-рой "Лю Баном" (Гао-цзу, 206–195) была основана империя Первая (или Зап.) Хань (206 до н. э. – 25 н. э.). В Ханьской империи происходило дальнейшее развитие товарно-денежных отношений. Лоян, Чэнду, Ханьдань, Линьцзы и Янди превратились в крупные торг. центры. Значит. размеров достигла концентрация зем. собственности в руках крупных землевладельцев, развивалось землевладение т. н. "сильных домов", или "крупных родов", создававших своеобразные поместья-крепости с собств. вооруж. охраной. Наряду с натуральной рентой-налогом с крестьян взималась также и ден. подать, а на частных землях развивались арендные отношения.

Для укрепления центр. власти и ослабления владений аристократии в царствование Цзин-ди [156–141 до н.э.] и особенно У-ди [140–87 до н. э.] был предпринят ряд мер: запрещено представителям аристократии назначать чиновников и содержать свою армию на подвластной им территории, уничтожена система майората, произведено дробление зем. владений между родичами землевладельч. знати. В царствование У-ди конфуцианство, признанное господствующей офиц. идеологией, стало важной опорой монархич. власти.

Конфуцианство в течение многих последующих веков оказывало большое влияние на гос. политику, нормы морали, семейные и обществ. традиции, науч. и общественно-политич. мысль. Виднейшим представителем конфуцианства в этот период был "Дун Чжун-шу" (ок. 180 – ок. 120). Среди ученых этого времени выделялся великий кит. историк "Сыма Цянь" (ок. 145 – ок. 86), создавший первую сводную историю К. – "Ши цзи" ("Ист. записки"), ставшую образцом для последующих династийных историй.

Империя Зап. Хань вела длительные войны с племенным союзом сюнну, продолжавшиеся с перерывами почти 150 лет (с нач. 2 в. и до сер. 1 в. до н. э.) и имевшие целью открыть путь к рынкам на З. Войска У-ди вытеснили гуннов из р-на излучины Хуанхэ (Ордос), захватили обширную терр. в совр. пров. Ганьсу, изолировав гуннов от подвластных им племен цян (обитателей терр. совр. пров. Ганьсу и Цинхай), и в 110 до н. э. покорили эти племена. Был захвачен пролегавший через совр. Синьцзян торг. путь на З. в страны Ближнего Востока – т. н. шелковый путь. В царствование У-ди были осуществлены также походы на Ю., Ю.-З. и С.-В. Т. о., границы Ханьской империи значительно расширились по сравнению с предшествующим периодом: на Ю. они достигли терр. совр. Вьетнама, на С. – пустыни Гоби, на В. – моря, на З. в орбиту влияния Ханьской империи вошел совр. Синьцзян. В результате предшествующего длительного экономич., политич. и культурного взаимодействия и слияния различных народов (собственно китайцев или т. н. хуа, мань и юэ на Ю., жун – на З., ди – на С., и – на В.) в период Хань окончательно сложился единый др.-кит. народ, получивший в дальнейшем назв. ханьцев (по имени империи Хань).

К концу господства династии Зап. Хань все чаще выдвигались проекты ограничения рабовладения и даже полной отмены рабства: так, в период царствования Ай-ди [6–1 гг. до н. э.] гос. деятели Ши Дань, Кун Гуан и Хэ У предлагали ограничить рабовладение и землевладение. Захвативший престол Ван Ман [9–23 н. э.] пытался в условиях роста крупного землевладения и обострения клас. борьбы, объявив всю землю в стране царской, отменить частную собственность на землю, запретил куплю-продажу рабов, им были проведены и др. реформы (см. "Ван Мана реформы"). Однако реформы не привели к стабилизации политич. положения в стране. Вскоре вспыхнуло восстание общинников-земледельцев, солдат и рабов (17–27 н. э.), участники к-рого известны в истории под назв. "краснобровых" и "жителей зеленых лесов". В 25 повстанцы захватили столицу, империя Зап. Хань была вскоре уничтожена. Однако землевладельч. аристократия, объединившаяся вокруг Лю Сю, отпрыска царского дома династии Хань, создала новую династию – Позднюю, или Вост., Хань [25–220]. В 27 восстание "краснобровых" было подавлено. Во время внутр. войн, предшествовавших воцарению Лю Сю, служившие ему опорой представители "сильных домов", т. е. крупные землевладельцы, захватывали зем. владения. После объединения страны они не только сохранили эти владения на правах частной собственности, но и расширили за счет земель, владельцы к-рых погибли или бежали. Наряду с этим в империи Вост. Хань развивалась частная зем. собственность купцов и существовала условная зем. собственность – землевладение титулованных аристократов. Часть земель непосредственно находилась в распоряжении центр. власти и обрабатывалась крестьянами, зависимыми от гос-ва (гос. землевладение).

На гос. землях и в землевладении знати преобладала натуральная рента в форме налога, на частновладельческих землях – натуральная арендная плата, по существу оброк, частично – барщина (в поместьях крупных родов или семей). В Вост. Ханьской империи все более развивались отношения феод. типа. В царствование Лю Сю [25–27] издавались указы об освобождении от рабства тех, кто был продан или насильно захвачен и превращен в рабов, или осужден на рабство прежними законами. Первые правители Вост. Ханьской династии, утвердившейся у власти в результате подавления нар. восстания, вынуждены были все же пойти на уступки крестьянству: они снизили налоги до 1/30 урожая (вместо прежней 1/10), временно полностью освобождали крестьян от налогов и предоставляли безземельным гос. земли.

К сер. 1 в. н. э. положение империи укрепилось, и она начала осуществлять внешнюю экспансию, восстанавливая позиции на "шелковом пути", утраченные еще при Ван Мане. Использовав внутр. борьбу у гуннов, империя Хань покорила юж. гуннов, переселив их в 50 в р-н Мэйцзи (в Ордосе, совр. авт. р-н Внутр. Монголии), а затем провела ряд походов против сев. гуннов (начиная с 73), используя в борьбе против них как юж. гуннов, так и др. народности. Воен. действия сопровождались активной дипломатич. деятельностью полководца "Бань Чао" (32–102), добившегося подчинения Ханьской династии мн. владений в Зап. крае (совр. Синьцзян). Однако после смерти Бань Чао многие из вассалов Ханьской империи восстали против нее, и господство Ханьской династии на терр. совр. Синьцзяна со 107 было вновь подорвано. Империя Вост. Хань осуществляла широкий экономич. и культурный обмен с зап. странами как по "шелковому пути", так и южным, морским путем.

В последние десятилетия 2 в. н. э. увеличилась концентрация земли в руках крупных землевладельцев, сопровождавшаяся ростом эксплуатации крестьянства и обнищанием его. Посевная площадь сокращалась. Так, если в 105 обрабатываемая площадь составляла, по данным кит. источников, 7 320 170 цин, 80 му, то в 146 она составила всего 6 930 123 цина, 38 му. В 184 началось крупное крест. восстание, охватившее значит. часть страны (см. ""Желтых повязок" восстание"). Лишь к 205 оно было окончательно подавлено силами военачальников, к этому времени фактически независимых от центр. пр-ва. В результате восстания власть династии была подорвана. К 220 империя Вост. Хань пала в результате борьбы военно-феод. группировок.

Нек-рые совр. историки считают падение Ханьской империи переломным моментом, разделяющим рабовладельч. и феод. периоды в истории К., в то время как другие (см. выше) относят смену этих двух формаций в К. к более раннему времени.

Точки зрения на время перехода К. от рабовладельч. общества к феодальному весьма различны: самый ранний рубеж, к-рый называется в этой связи, – 11 в. до н. э., самый поздний – 3–5 вв. н. э. В большинстве кит. работ проявляется тенденция относить начало феодализма в К. к очень древнему времени: 11 в. до н. э. (Фань Вэнь-лань, Люй Чжэнь-юй, Цзянь Бо-цзань), 5 в. до н.э. (Го Мо-жо и его школа). Лишь немногие историки в своих работах 50-х гг. высказывали мнение о начале феод. периода в 3–5 вв. н. э. [Шан Юэ; Ван Чжун-ло, "Гуаньюй Чжунго нулишэхуйды вацзе цзи фэнцзянь гуаньсиды синчэн вэньти" ("К вопросу о разложении рабовладельч. строя и становлении феодализма в Китае"), Ухань, 1957]. Для сов. авторов, несмотря на существующие и между ними разногласия, в общем характерно определение значительно более поздних сроков смены рабовладельч. формации в К. феодальной. Отдельные сов. авторы высказались за то, чтобы начинать феод. период с 5–3 вв. до н. э. [В. М. Штейн ("Гуань-цзы. Исследование и перевод", М., 1959), Р. Ф. Итс]. Многие сов. историки утверждают, что период феод. формации начинается после 3 в. н. э. Так, еще в сер. 30-х гг., когда была выдвинута концепция рабовладельч. общества на Др. Востоке, в лекционных курсах и общих очерках специалистов по истории Др. Востока (В. В. Струве, В. И. Авдиев) период рабовладельч. строя в К. доводился примерно до 3 в. н. э. Эту точку зрения разделял в то время и Л. И. Думан (в сб. "Китай", М.–Л., 1940), позже высказавший мнение, что феод. строй складывался в К. в 3 в. до н. э. – 1 в. н. э. ("К вопросу о социально-экономическом строе Китая в III в. до н. э. – I в. н. э.", "ВИ", 1957, № 2). В наст. время точка зрения, начинающая феод. период в К. с 3–5 вв. н. э., проводится в ряде работ по истории К. (Н. И. Конрад, Л. В. Симоновская, Т. В. Степугина, Л. С. Переломов), в обобщающих трудах ("Всемирная история"), учебниках.

Бурж. ученые отрицают общие закономерности развития К. и остального мира (особенно т. н. Запада), односторонне выпячивают специфику К. Нем. ученый О. Франке создал теорию "конфуцианского государства" в К., специфика к-рого объясняется гл. обр. идеологич. моментами. Вопрос о рабовладельч. формации в К. бурж. авторами вообще не ставится. Что касается феодализма в К., то если даже бурж. авторы и говорят о нем, то понимают феодализм не как общественно-экономич. строй, а как состояние политич. раздробленности; "феодализм" в К., в их представлении, существовал до объединения К. Циньской династией (3 в. до н. э.). С 3 в. до н. э. по 20 в. н. э. в К., по их мнению, существовало "традиционное" общество, неподвижное или почти неподвижное в своей основе.

Ранний феодализм (первые века н. э.– 8 век н. э.). Период раннего феодализма характеризуется тем, что зародившиеся в рабовладельческом обществе феод. отношения получили окончательное утверждение, стали господствующими, доминирующими. Укрепила свое положение крупная частная феод. собственность на землю с правом отчуждения, свободной купли-продажи. Дальнейшее развитие в первые века н. э., в особенности в 3 в., получило крупное землевладение "сильных домов", что находило свое отражение в усилении политич. раздробленности страны. После распада империи Вост. Хань представители различных групп господствующего класса создали три царства – Вэй, Шу и У, период существования к-рых получил назв. Сань го (Троецарствие, 220–265). В 263 территория Шу была присоединена к гос-ву Вэй, где в 265 родом Сыма была основана новая династия Цзинь (или Зап. Цзинь). В 280, после того как к гос-ву Цзинь была также присоединена терр. царства У, К. оказался объединенным, но не надолго. Междоусобная борьба феод. групп в конце 3 в. ослабила Цзиньскую империю, чем воспользовались кочевые народы – гунны, цзе, сяньби, ди, цян и др. В конце 316 Зап. Цзиньское гос-во было уничтожено, весь Сев. К. оказался захваченным кочевниками. На Ю. же была создана кит. империя Вост. Цзинь (317–420). Борьба сев. царств между собой привела к победе гос-ва Тоба Вэй, или Сев. Вэй (386–535), объединившего в 439 под своей властью весь Сев. К. Период до конца 6 в., когда К. был разделен на С. и Ю., известен в истории под назв. Нань бэй чао (Сев. и Юж. династии, 386–589, или 420–589). Он характеризовался войнами между сев. и юж. царствами и междоусобной феод. борьбой внутри царств, что вело к частой смене династий и гос-в.

Начиная с 3 в. (280) в Зап. Цзиньском гос-ве получила начало т. н. система чжань тянь (поля во владении), т. е. надельное землепользование, знаменовавшее собой укрепление гос. собственности на землю. Дальнейшее развитие ее относится к 5–8 вв., когда существовала т. н. система цзюнь тянь (равных полей), при к-рой за крестьянами закреплялись определ. наделы в зависимости от возраста и пола. Система надельного землепользования не уничтожала крупного землевладения, напротив, она обеспечивала его существование, разрешая увеличивать наделы в зависимости от количества скота и рабов в х-ве, а также устанавливая для чиновников крупные наделы, во много раз превосходившие крестьянские. Надельное землепользование способствовало прикреплению крестьян к гос. землям и усилению контроля за обработкой наделов оброчными. Попытки императорской власти после введения надельного землепользования ограничить рост частной собственности на землю путем запрещения купли-продажи крест. наделов не принесли большого успеха, поэтому в 6–7 вв. это запрещение было частично отменено. Система надельного землепользования предусматривала существование триады повинностей: зем. налог зерном с пахотных полей, промысловая подать (дяо) пряжей, тканями с земель, использованных под коноплю и тутовые деревья, и трудовая повинность на гос. работах. Для надельной системы характерным было существование терр. сел. общины с крест. наследственным землепользованием. В рамках общины существовало соединение ремесла и земледелия, обусловившее натуральный характер х-ва и консервацию общинных отношений.

В 4–6 вв. развивается церковное (буддийское) землевладение, гл. обр. на Сев. К. Буддийские монастыри, к-рых к нач. 6 в. в Сев. К. было ок. 30 000 с 2 млн. монахов, владели значит. зем. площадью, освобождавшейся от налогового обложения. Многие крестьяне, чтобы избежать поборов, бежали в монастыри в поисках покровительства и передавали им свои земли, попадая в феод. зависимость от буддийской церкви.

Раздробленность К. после падения Зап. Цзиньской империи, продолжавшаяся ок. 300 лет, была ликвидирована после упорной борьбы военно-феод. группировок. Полководцем Ян Цзянем, служившим в гос-ве Сев. Чжоу, была основана династия Суй [581–618], объединившая в 589 весь К. Династия Суй вела войны на Кор. п-ове против гос-ва Когурё в 611–614 и на Ю. – против раннефеод. вьетнамского гос-ва Вансуан, захваченного суйским императором в 603. Сооружение Вел. канала, соединившего pp. Байхэ, Хуанхэ с Янцзы, строительство дворцов, а также дорогостоящие войны повлекли усиление обложения крестьянства налогами и повинностями. Крест. восстание, начавшееся в 611 в совр. пров. Шаньдун, Хэнань и Хэбэй под рук. Ван Бао, Доу Цзянь-дэ и др., в дальнейшем распространилось на значит. часть страны. Под ударами крест. повстанцев и использовавших восстание военно-феод. групп династия Суй пала. Наместник в Тайюане Ли Юань основал новую династию Тан [618–907]. В период царствования первых двух императоров – Ли Юаня (Гао-цзу) [618–626] и его сына Ли Ши-миня (Тай-цзун) [627–649] была укреплена центр. власть, подавлены последние очаги сопротивления повстанческих отрядов и местных сепаратистских сил. Были проведены нек-рые мероприятия в интересах крестьянства – уменьшение оброка и трудовых повинностей. Получила развитие система гос. экзаменов, успешная сдача к-рых и получение ученой степени открывали доступ к гос. службе. В известной мере экзаменационная система наносила удар по наследственной аристократии и "сильным домам", способствуя созданию прослойки зависящего от императорского двора служилого дворянства, обязанного своим выдвижением лишь личным заслугам. Центр. гос. аппарат Танской империи состоял из трех палат, шести министерств и множества управлений; на местах (в областях, округах и уездах, на к-рые делилась страна в адм. отношении) существовал обширный аппарат, подчинявшийся властям в центре. В Танской империи до 8 в. развивались все те формы землевладения, к-рые существовали и раньше: государственное в форме надельной системы, условное землевладение титулованной знати и чиновничества, церковное землевладение и частная зем. собственность "сильных домов", купечества и др. К концу 7 в. терр. Танской империи значительно расширилась за счет проведения войн с соседями. В 630 был уничтожен Восточно-Тюркский каганат, в дальнейшем терр. к Ю. и С. от Гоби стала контролироваться Танской империей. После серьезного поражения войск Зап.-Тюркского каганата (657) под контроль Танской империи вновь на время попала терр. совр. Синьцзяна. На С.-В. – на Корейском п-ове после двадцатилетней борьбы было уничтожено (в 668) гос-во Когурё и создано Аньдунское наместничество.

К 1–2 вв. н. э. относятся изобретение в К. и усовершенствование способа произ-ва бумаги, к 3 в. – выделка фарфора. Значит. вклад в науку внес астроном Чжан Хэн (78–139), создавший макет небесной сферы и сейсмограф. Математику 5 в. Цзу Чун-чжи принадлежит открытие значения числа π, им же был усовершенствован компас. В области идеологии следует отметить учение философа-материалиста Ван Чуна (27 – ок. 97), выступавшего против религ. мистики и суеверий, и взгляды Бао Цзин-яня (3–4 вв.), последователя даосизма, выдвинувшего идею обществ. устройства, при к-ром не должно быть ни государей, ни подданных, ни господства одних над другими. Во 2–6 вв. широкое распространение получил буддизм, объявленный императором династии Лян У-ди в 504 гос. религией, после чего возникла борьба между буддизмом и конфуцианством. Против буддийского идеализма (учения о бессмертии души) выступил материалист Фань

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia