Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Катипунан





КАТИПУНÁН (сокращ. от тагалогск. Kataastaasan Kagalanggalang na Katipunan ng mga Anak ng Bayan – "Верховный досточтимый союз сыновей родины") – патриотич. антиисп. орг-ция на Филиппинах в 1892–97. Ее создали и возглавили А. "Бонифасио", Э. "Хасинто", Д. Арельяно, П. Валенсуэла и др. представители революц.-демократич. крыла "Филиппинской лиги". После самороспуска последней (1893) К. превратился в массовую нар. орг-цию (в 1896 – ок. 100 тыс. чл., а по нек-рым оценкам – до 400 тыс. чл.). Программные док-ты К. провозглашали всеобщее равенство людей, призывали к защите угнетенных, к взаимопомощи и самопожертвованию во имя интересов родины. Религ.-этич. характер идеологии К. был связан, с одной стороны, с традициями еретич. движений, издавна распространенных среди филиппинского крестьянства, а с другой – с влиянием масонства, ставшего с сер. 19 в. идеологич. и организац. формой антиисп. движения филиппинской бурж.-помещичьей интеллигенции. Структура, ритуал и методы конспирации тайного К. также были заимствованы у масонских лож.

К. отказался от бесплодной реформистской тактики Филиппинской лиги и взял курс на подготовку вооруж. свержения исп. ига. 28–29 авг. 1896 по призыву Бонифасио (см. "Балинтавакский клич") развернулось восстание (см. "Филиппинская национально- освободительная революция 1896–98"). Верх. совет К. выступил не только руководителем воен. операций, но и общенац. органом революц. власти, а провинц. секции К. стали по мере успехов нар. сил осуществлять функции власти на местах. Примкнувшие к восстанию бурж.-помещичьи элементы, группировавшиеся вокруг Э. "Агинальдо", повели борьбу против К. за т. н. "респ. пр-во", чтобы отстранить радикальные плебейские силы от руководства революцией. 23 марта 1897 сторонники Агинальдо провозгласили его главой пр-ва. Бонифасио и др. революц. лидеры К. опротестовали "выборы" Агинальдо. Тогда Бонифасио был клеветнически обвинен в заговоре и убит 10 мая 1897. К. прекратил свое существование, а руководившая им группа революционеров стала играть подчиненную роль в пр-ве республики и не смогла предотвратить капитуляцию Агинальдо перед колонизаторами (см. "Биакнабатский договор").

В исп. ист. лит-ре (Састрон, Ретана) господствует враждебное отношение к К., к-рый рисуется как сборище террористов. Амер. историки (Вустер, Берроуз) и большинство филиппинских (М. "Калау", Т. "Калау", Г. Сайде, Е. Алип) преуменьшают роль К. в подготовке и осуществлении революции, выступают апологетами группы Агинальдо, а сопротивление Бонифасио ликвидации К. осуждают, рассматривая его как борьбу Бонифасио за личную власть. Новая школа филиппинских историков, возглавляемая Т. "Агонсильо", воздает должное К. как подлинному выразителю нар. интересов, но также не свободна от идеализации Агинальдо. Объективная характеристика К. впервые была дана в труде сов. историка А. А. "Губера".

Док.: Ang pinagtalunang akta ng Katipunan, Manila, 1930.

Лит.: Губер Α. Α., Филиппинская республика, 1898 г. и амер. империализм, 2 изд., М., 1961; Agonсillо Т., The revolt of the masses. The story of Bonifacio and the Katipunan, Manila, 1956; Kalaw M., The development of Philippine politics, Manila, 1926; Zaide G., The Philippine revolution, Manila, 1954.

Г. И. Левинсон. Москва.



Еще в энциклопедиях