Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Иудаизм





ИУДАИ́ЗМ (от др.-евр. Иегуда – мифич. основоположник древнего племени иудеев) – одна из древнейших религий, распространенных гл. обр. среди евреев.

Первые сведения о религии древних евреев восходят к тому времени, когда их кочевые племена появились в Аравии (15 в. до н. э.). В древнейшем И. имелись анимистич. и тотемистич. представления (вера в душу, обитающую в крови), пищевые запреты (деление продуктов питания на кошерные, т. е. дозволенные, и трефные, недозволенные). Широкое распространение имел обряд обрезания, известный в религиях мн. народов. Эти древние установления сохранились и в совр. И. С завоеванием евр. племенами Палестины в 13 в. до н. э. и переходом их к земледелию в И. возникло почитание богов – покровителей с. х-ва, многочисл. местных ваалов – (господ). По представлениям древних евреев, излюбленным местом этих богов были холмы, на их вершинах строились святилища и воздвигались жертвенники; святилища, позднее храмы, обслуживались жрецами. Они поддерживали в среде верующих идею о том, что человек – раб божий и во всем зависит от божеств. В 11–10 вв. до н. э., с образованием в Палестине древнеевр. рабовладельч. гос-ва и укреплением монархии, происходит процесс выделения из множества богов одного главного бога "Яхве". Борьба за централизацию культа Яхве в Иерусалимском храме (воздвигнут в 10 в. до н. э.), за признание его единым богом евреев длилась очень долго. Возглавляли эту борьбу господств. эксплуататорские классы, заинтересованные в ликвидации первобытнообщинных и родовых религий и установлений и в прикрытии своего гнета авторитетом "общенародного" единого бога. В 622 до н. э. иудейский царь "Иосия" провел религ. реформу, уничтожил местные святилища и объявил иерусалимский храм средоточием культа Яхве. В 586 до н. э. Иудея оказалась под властью Вавилонии, Иерусалимский храм был разрушен, значит. часть населения попала в плен и увезена в Вавилонию. Здесь образовалась группа соферим (книжники), к-рая систематизировала привезенные из Иерусалима "священные письмена" (правовые и историч. соч., обрядово-религ. кодексы, мифы и легенды). Так была заложена основа Ветхого завета. После завоевания Вавилонии перс. царем Киром II (в 538 до н. э.) евр. населению было разрешено вернуться в Палестину; был восстановлен Иерусалимский храм. В этот период сложились осн. догматы И.: вера в бога Яхве (Иегову), "творца" мира, предопределяющего судьбу "своего народа" – израиля; вера в святость Ветхого завета, в воскресение мертвых и пришествие "мессии", долженствующего судить всех живых и мертвых, а поклонников Яхве привести в "землю обетованную". И. связал верующих 613 заповедями, излож. в Торе. Многочисл. предписания должны были держать в экономич. и духовном рабстве нар. массы. В эпоху эллинизма в Иудее во 2 в. до н. э. – 1 в. н. э. образовалась партия "эллинистов" (саддукеи), состоявшая из землевладельч. и духовной аристократии. Связанная с македонской династией, она выступала за компромисс между Торой и греч. философией. За "чистоту" И. выступали "фарисеи", к-рые стали приспосабливать Тору к новым социальным условиям, путем новых ее толкований. Толкования фарисеев были собраны в 210 н. э. в Мишне, к-рая сама стала со временем предметом религ. толкований. К этому периоду относится начало письм. оформления "Талмуда" (завершенное к 5 в.). В эпоху эллинизма складывались иудейские общины вне Палестины (синагога), к-рые после разрушения Иерусалимского храма в 70 н. э. стали центрами отправления культа И. Законоучители Талмуда именем Яхве освящали иерархич. порядки складывавшегося феодализма, внушали верующим смирение и покорность, мешая бороться против эксплуатации и гнета.

В эпоху феодализма тяжелое положение нар. евр. масс, загнанных в Зап. Европе в "гетто", отразилось в мистич. учении Каббала, в к-ром элементы И. переплетаются с воззрениями нек-рых христ. сект и ислама, с греко-араб. философией и перс. религ. представлениями. Оплотом И. в ср. века стали раввины, к-рые в обширной лит-ре толковали религ. обряды и предписания, приумножив 613 заповедей, излож. в Пятикнижие, законоположениями, призванными держать народ в невежестве и смирении.

Не имея сил освободиться от тяжелых условий жизни в гетто и власти раввинов, трудящиеся евреи нередко доверялись разл. "чудотворцам". В 18 в. среди евреев Польши и Украины возникло движение хасидизма ("учение о благочестии"), возглавленное "чудотворцем" И. Бештом (1700–60). Бешт не звал своих сторонников к борьбе за освобождение, его "учение о благочестии" было призывом к бегству от тяжелой действительности. Преемники Бешта включили в хасидизм идею о цадике (праведнике), одаренном якобы сверхъестеств. силой и способном воздействовать на природу по своему произволу.

В эпоху капитализма иудейские богословы, приспосабливаясь к новым социальным условиям, пытались реформировать И. В 1842 в Германии возник "Союз друзей реформы", к-рый приступил к "очищению" И. от обрядности, мешающей сближению евреев с окруж. населением, к упрощению синагогальной службы; он отрицал "святость" Талмуда, мессианский догмат и идею о возврате в "землю отцов".

Идеология И. была взята на вооружение орг-цией сионистов, созданной в кон. 19 в. (см. "Сионизм"). Проповедуя богословский миф об избранности богом Яхве евр. народа, сионисты стремились отвлечь трудящихся евреев от интернац. борьбы рабочего класса против капитализма. После 1-й мировой войны центр И. переместился из Европы в США, где насчитывается ок. 4 тыс. синагог. Все амер. учреждения И. объединены в Совет синагог Америки, в ведении к-рого находятся не только синагоги, но и религ. школы и ин-ты. Среди части теологов И. в США заметно стремление восстановить и сохранить И. в его "ортодоксальном" виде со всеми его ср.-век. предписаниями (т. н. "реконструктивисты"). В Израиле И. является офиц. культом; его идеологи (С. Городецкий, И. Бергман, М. Бубер) проповедуют хасидизм с его тезисом, будто в Израиле "впервые открылся и пребывает постоянно дух Яхве", с концепцией сионизма о том, что "вокруг Сиона" должны быть собраны все евреи. Израильская синагога оправдывает реакц. политику правящих сионистских кругов гос-ва Израиль.

В СССР с ликвидацией эксплуататорских классов социальные корни И., как и всякой др. религии, подорваны. Верующим евреям наравне с приверженцами др. религий предоставлена свобода отправления культа.

Критика И. Уже в ту эпоху, когда складывался Талмуд, вольнодумец Элиша бен Абуя (Палестина, 2 в.) поднял голос против И., его проповеди покорности и смирения, поучения о небесном промысле и воздаянии. Выдающимся критиком И. был Хиви Габалки (из г. Балх, совр. Афганистан, 9 в.). В кн., содержащей 200 возражений против божеств. происхождения Ветхого завета, он отверг богооткровенность Библии и Талмуда, показал противоречивость и абсурдность повелений И. Против Василия раввината выступал поэт и публицист 13 в. Иммануил Римский; в поэме "Ад и рай" он высмеивал догматы И. и бичевал нравы талмудистов. И. был подвергнут критике в произв. мыслителя 17 в. Уриеля д'Акосты ("О смертности души и др. произведения", М., 1958). Крупным вкладом в историю атеизма и критику И. явл. богословско-политич. трактат Б. Спинозы (17 в.).

Представители евр. бурж. просветительства кон. 18 в. – нач. 19 в. в России подвергли резкой критике антинар. сущность хасидизма, но они были далеки от строго науч. понимания социально-экономич. и духовных явлений (И. Оршанский, И. Эртер, А. Ковнер). Критика И. нашла свое отражение в соч. классиков евр. лит-ры М. Мойхер-Сфорима, Шолом-Алейхема, Переца, к-рые в отд. произведениях разоблачали реакц. роль И. Однако только основоположники марксизма впервые раскрыли подлинные корни И. Вооруженные учением Маркса – Ленина и опираясь на достижения историч. науки, сов. историки И. И. Скворцов-Степанов, Е. Ярославский, H. M. Никольский, А. Б. Ранович и др. доказали, что И. видоизменялся, что его историю можно понять и объяснить только в свете реальной истории евреев, что он, как и любая др. религия, выражает в антагонистич. клас. гос-ве интересы эксплуататорских классов, противится установлению нового передового социального строя.

Лит. (кроме указ. в ст.): К. Маркс и Ф. Энгельс о религии, М., 1955; В. И. Ленин о религии, М., 1954; Никольский H. M., Царь Давид и псалмы, СПБ, 1908; его же, Древний Израиль, 2 изд., М., 1922; его же, Евр. и христ. праздники, их происхождение и история, М., 1930; Τюменев Α., Евреи в древности и ср. века, П., 1922; Франк-Каменецкий И. Г., Пророки-чудотворцы, Л., 1925; Гейликман Т. Б., Ист. обществ. движения евреев в Польше и России, М.–Л., 1930; Ρанович А., Очерк ист. древнеевр. религии, М., 1937; Амусин И. Д., Народ земли, "ВДИ", 1955, № 2; его же, Рукописи Мертвого моря, М., 1961; Крывелев И. Α., Книга о Библии, М., 1958; Беленький М. С., Хиви Габалки и его возражения против божеств. происхождения Ветхого завета, ВИРА, в. 6, М., 1958, в. 8, М., 1960; его же, О совр. иудаизме в США и Израиле, ВИРА, в. 7, М., 1959; его же, Что такое Талмуд, М., 1963; Шахнович М. И., Реакц. сущность иудаизма, М.–Л., 1960; Критика иудейской религии. Сб. ст., М., 1962; Велльгаузен Ю., Введение в историю Израиля, пер. с нем., СПБ, 1909; Finkelstein L., The Jews; their history, culture, and religion, v. 1–2, N. Y., [1949]; Anderson J. N.. World's religions, N. Y., 1954; Baron S. W., Social and religious history of the Jews, 2 ed., v. 1–8, N. Y., 1952–58.

M. С. Беленький. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia