Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Историческая школа права





ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ШКÓЛА ПРÁВА – направление в науке права, возникшее в Германии в нач. 19 в. в тесной связи с развитием реакционного дворянского "романтизма". Будучи направлена против рационализма Просвещения и идей французской бурж. революции конца 18 в., И. ш. п. оказала сильное влияние на историографию 1-й пол. 19 в. своими четкими формулировками концепции органич. связи и преемственности в развитии народа, гос-ва, идеи нации как "коллективной индивидуальности", идеи "народного духа" (Volksgeist) как главной творч. силы в истории. Основателем И. ш. п. считается проф. Гёттингенского ун-та Гуго (Hugo, 1764–1844). Крупнейшие представители И. ш. п. – проф. Берлинского ун-та К. Ф. Савиньи (Savigny, 1779–1861), Г. Ф. Пухта (Puchta, 1798–1846), К. Ф. "Эйхгорн" (Eichhorn, 1781–1854). Принципы И. ш. п. Савиньи изложил в брошюре "О призвании нашего времени к законодательству и науке о праве" ("Vom Beruf unserer Zeit für Gesetzgebung und Rechtswissenschaft", Hdlb., 1814), непосредственно заостренной против требования бурж. правоведа А. Ф. Тибо создать для феод.-раздробленной Германии единый гражд. кодекс (по образцу кодекса Наполеона). Савиньи утверждал, что право создается не волей законодателя, а в результате, медленного процесса развития обществ. отношений, начало к-рого теряется в доисторическом прошлом. Законодатель – не творец права, а выразитель "нар. духа", к-рый он может познать лишь с помощью истории народа; создать новое право и ликвидировать старое так же невозможно, как создать всеобщий язык и отменить местные диалекты. Осн. политич. направленность идей И. ш. п. заключалась, т. о., в отрицании творч. роли революц. законодательства и вообще возможности к.-л. революц. преобразований. Идеи И. ш. п. стали орудием крайней реакции. Маркс характеризовал ее как "школу, которая подлость сегодняшнего дня оправдывает подлостью вчерашнего, которая объявляет мятежным всякий крик крепостных против кнута, если только этот кнут – старый, унаследованный, исторический кнут" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 416). Вместе с тем И. ш. п. объективно внесла свой вклад в поступательное развитие обществ. наук, и, в частности, истории, введя в ист. познание элементы "историзма", идею ист. развития. Савиньи применил эти теоретич. положения к изучению развития рим. права в Европе до 16 в., доказывая в своем осн. труде "История рим. права в средние века" ("Geschichte des römischen Rechts im Mittelalter", Bd 1–6, Hdlb., 1815–31), что рим. частное право и учреждения не погибли в эпоху варварских вторжений 3–5 вв., а лишь постепенно видоизменялись в соответствии с "нар. духом". На тех же теоретич. основах построил и Эйхгорн свою "Историю герм. гос-ва и права" ("Deutsche Staats- und Rechtsgeschichte", Göttingen, 1808–23), в к-рой нем. право и учреждения рассматриваются как выражение культуры всего народа. Науч. органом И. ш. п. явился основанный в 1815 Савиньи журн. "Zeitschrift für geschichtliche Rechtswissenschaft", существовавший до 1955.

Лит.: Маркс К., Филос. манифест ист. школы права, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1; его же, К критике гегелевской философии права. Введение, там же; Вайнштейн О. Л., Историография ср. веков, М.–Л., 1940; Косминский Ε. Α., Историография ср. веков, М., 1963; Каntorowicz H. U.,Volksgeist und historische Rechtsschule, HZ, 1912, Bd 108, H. 2; Gоосh G. P., History and historians in the 19th century, 2 ed., L.–Ν. Y.–Toronto, 1952; Wolf E., Quellenbuch zur Geschichte der deutschen Rechtswissenschaft, Fr./M., 1950.

О. Л. Вайнштейн. Ленинград.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia