Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Иран





ИРÁН (в Зап. Европе и Америке до сих пор употребляется также перешедшее от древних греков назв. Персия) – гос-во в Юго-Зап. Азии. Граничит на С. с СССР и омывается Каспийским м., на З. – с Тур цией и Ираком, на В. – с Афганистаном и Пакистаном, на Ю. омывается Персидским и Оманским заливами. Площ. 1,6 млн. км2. Нас. ок. 22 млн. чел. (1963, оценка); ок. 50% – персы, остальные – азербайджанцы (ок. 20%), курды, луры, бахтиары, белуджи, арабы, армяне и др. Столица – г. Тегеран. Гос. религия – ислам (шиизм). И. – конституц. монархия. Гос. флаг и герб см. в табл. к статьям "Флаг государственный", "Герб государственный".

Исторический очерк

В истории И. можно выделить следующие осн. периоды: 1) первобытнообщинный строй (до 8–7 вв. до н. э.; в Эламе и в р-нах, пограничных с Месопотамией, – до нач. 3-го тыс. до н. э.). Начало формирования рабо-владельч. общества на части терр. И. 2) Господство рабо-владельч. строя на терр. И. (7 в. до н. э. – 3 в. н. э.). 3) Разложение рабовладельч. строя, зарождение и формирование раннефеод. отношений (3–9 вв.). 4) Господство феод. строя: развитый феодализм (10–13 вв.); феод. раздробленность (14–15 вв.); централизованное феод. гос-во (16 – 1-я пол. 17 вв.); упадок феод. общества (2-я пол. 17–18 вв.). 5) И. в 19 в. – 1917: проникновение иностр. капитала в И.; превращение И. в полуколонию; зарождение бурж. отношений; Иранская революция 1905–11; И. во время 1-й мировой войны. 6) И. в период общего кризиса капитализма (с 1918): подъем нац.-освободит. движения в И. в 1918–1922; И. в годы помещичье-бурж. диктатуры Реза-шаха (до нач. 2-й мировой войны); И. во время 2-й мировой войны 1939–45; подъем демократич. движения после 2-й мировой войны и подавление его объединенными силами иран. реакции и англо-амер. империалистов; активизация экспансии США в И. (1945–49); всенародная борьба за национализацию нефтяной пром-сти(1950–53); И. с 1953.

Первобытнообщинный строй. Древнейшие следы заселения терр. совр. И. человеком относятся к концу ниж. палеолита (стоянка периода Мустье около Бехистуна, или Бисотуна). Стоянки мезолитич. и неолитич. охотников-собирателей известны у юго-вост. побережья Каспийского м. ("Гари-Камарбанд", ок. 10-го – 2-я пол. 6-го тыс. до н. э.). В 5-м тыс. до н. э. начинается возделывание культурных злаков (ручьевые культуры). Для 4–3-го тыс. до н. э. характерны неолитич. поселения оседлых земледельцев-скотоводов. Получила развитие культура расписной керамики ("Гей-Тепе", "Гиссар", "Сиалк" и др.).

Начало формирования рабовла- дельческого общества на части территории И. В кон. 4 – нач. 3-го тыс. возникает клас. общество в "Эламе" (совр. Хузистан, на Ю.-З. Ирана, городище Сузы; раскопки франц. археологов Ж. де Моргана, Р. Гиршмана и др.); эламское общество находилось под Сильным влиянием шумеро-аккадской культуры, откуда заимствовало клинопись, вытеснившую с сер. 3-го тыс. местную иероглифику. Во 2-й пол. 3-го тыс. известно луллубейское гос-во (или союз племен во главе с царем аккадского происхождения) на зап. склонах иран. гор по соседству с Аккадом (Ирак). Ок. 2200 до н. э. горные племена Сев.-Зап. И. – гутеи (см. "гутии") временно завоевали Шумер и Аккад; др. горные племена Зап. И. – "касситы" – завоевали Вавилонию в 18–16 вв. до н. э. и владели ею до конца 13 в. до н. э.

На 13–12 вв. до и. э. падает временный расцвет раннерабовладельч. Эламского гос-ва, простиравшегося в период наибольших воен. успехов от р. Евфрата до Центрального И. Население большей части И. находилось в то время еще на уровне поздней ступени первобытного общества.

Предположительно ок. 1000 до н. э. в И. проникают индо-европ. племена иран. группы (по мнению нем. ученого Э. Мейера, сов. ученого И. М. Дьяконова и др., – через Ср. Азию, по мнению франц. ученого Р. Гиршмана, сов. ученого Э. А. Грантовского и др., – через Закавказье). К 8–7 вв. до н. э. иран. языки становятся господствующими в И.

Ассирийские и урартские цари, совершавшие походы на Иран, нагорье в 9 в. и с сер. 8 по нач. 7 вв. до н. э., встретили на пространстве от зап. окраинных гор до центр. соляной пустыни племена мидян, организован ные в отд. общииы скотоводов и отчасти земледельцев с поселениями типа крепостей, в социальном отношении стоявшие на грани клас. общества. Более развитыми были неиран. гос-ва Манна у оз. Урмия (Резайе) и Элам на Ю.-З. И. Ряд р-нов И. был присоединен к Ассирии. В результате восстания группы индийских вождей, поддержанных правителями Маны и вторгшимися из Причерноморья скифами, ок. 672 до н. э. в северо-западной части Иранского нагорья и южной части Азербайджана возникло ираноязычное царство "Мидия".

Господство рабовладельческого строя на территории И. (7 в. до н. э. – 3 в. н. э.). В течение 7–6 вв. до н. э. рабовладельч. отношения сложились в осн. земледельч. р-нах И. (Мидия, Персида и др.). В 616–605 до н. э. Мидия в коалиции с Вавилонией разрушила Ассирийскую державу и, завоевав также Ману, Урарту и б. ч. Иранского нагорья, превратилась в мировую державу. В 550, в результате войны (553–550) с подчиненным мидянам царством Персидой, власть в И. перешла в руки персидской династии "Ахеменидов". Основатель гос-ва Ахеменидов "Кир II" завоевал всю М. Азию, включая гос-во Лидию и малоазиатские греч. города, Вавилонию, Сирию и Палестину и часть Ср. Азии, сын его Камбис II завоевал также Египет. Завоевания были временно прерваны переворотом "Гауматы" (522). Покорение Лидии поставило в центр ахеменидской политики вопрос о господстве на торг. путях между Западом и Востоком и вовлекло Ахеменидскую державу в длит. войны с городами-гос-вами Греции (см. "Греко-персидские войны").

Перс. держава Ахеменидов (см. "Ахеменидов государство") была рыхлым рабовладельч. гос-вом, включавшим весьма разнородные и экономически слабо связанные между собой области; наиболее развитыми и доходными были ремесленно-земледельч. р-ны – Вавилония, Египет, Сирия – и торг.-ремесл. города М. Азии, Финикии и Вавилонии. Собственно И. и Ср. Азия были экономически более отсталыми р-нами с общинным бытом (в нек-рых, особенно кочевых, р-нах остатки первобытнообщинных отношении сохранялись еще в течение всего средневековья). В Ахеменидскои державе царь и крупные вельможи обладали большими х-вами, к-рые обслуживались рабами – гарда, или кур-таш, работавшими отрядами, получавшими довольствие и нередко зем. участки на отряд.

Положение гарда (курташ) вызвало дискуссию в науке: амер. ученый Дж. Камерон считает их наемниками, сов. ученый В. О. Тюрин – обедневшими общинниками на царских повинностях, нем. ученый В. Б. Хеннииг (работает в США), И. Гершевич (Англия), сов. ученые Ю. Б. Юсифов, И. М. Дьяконов, М. А. Дандамаев – рабами.

К концу правления Дария I перс. народность в значит. части была вовлечена в привилегированную часть войска и в его командный состав, а также в администра цию и (по данным греч. историка Геродота) была свободна от податей и повинностей. Гос. устройство (система наместничеств-сатрапий) было дальнейшим развитием ассирийского. В собственно И., наряду со старыми местными культами, господствующей была религия магов, возможно, одна из ранних разновидностей зороастризма, с поклонением верховному божеству "Ахурамазде", а также Митре, Анахит и др. (вопрос о характере религии Древнего И. остается дискуссионным); за пределами И. Ахемениды покровительствовали местным культам. Культура Ахеменидского И. известна нам по памятникам дворцовой архитектуры (прежде всего по остаткам зданий Персеполя) и изделиям художеств. ремесла и являет черты синкретизма иранских, ассиро-вавилонских и даже египетских и греч. традиций.

В 330 до н. э. гос-во Ахеменидов было завоевано Александром Македонским. После смерти последнего и периода борьбы между его военачальниками И. вошел (после 312 до н. э.) в состав эллинистич. гос-ва Селевка I Никатора (см. "Селевкидов государство"). Для Селевкидского гос-ва была характерна система самоуправляющихся привилегированных рабовладельч. городов-полисов, во внутр. дела к-рых центр. власть почти не вмешивалась. Часть полисов возникла как греко-македонские колонии, часть – путем передачи полисных прав местным торгово-рабовладельч. городам. В большинстве из них (Селевкия на Тигре – б. Сузы – и др.) возобладали греч. полисные формы идеологии и культуры и греч. язык (бывший офиц. в гос-ве Селевкидов), но, как показали сов. исследователи И. Д. Амусин, Г. X. Саркисян, А. Г. Периханян и др., были и местные привилегиров. города, идеологич. обоснованием существования к-рых были вавилонские культы (Урук и др.), иудаизм (Иерусалим) и т. д. Полисная система позволяла интенсивно развивать частное рабовладельч. х-во, а монархия обеспечивала охрану торг. путей и снабжение рабами. За пределами полисов вся земля была царской, а сидевшие на ней общинники ("царские люди") были обложены податями и повинностями и, по-видимому, прикреплены к своим общинам.

В сер. 3 в. до н. э. в Парфиене, на границе совр. Туркмении и И., племя кочевников-парнов создало "Парфянское царство", в состав к-рого к сер. 2 в. до н. э. вошла вся терр. И. и Ирака; столицей стал г. Ктесифон на р. Тигре. Внутр. устройство Парфянской державы было сходно со строем державы Селевкидов, но значение полисов уменьшилось. Наряду с царем важную роль играли совет знати и совет магов. До нас дошел (из древней Нисы, совр. Багир, ок. Ашхабада) архив парфянского царского х-ва. Господств. идеологией становится "зороастризм". В гос. канцеляриях Парфии наряду с греч. официальным языком употреблялся один из среднеиранских – парфянский яз., для к-рого использовалась своеобразная письменность арамейского (семитского) происхождения.

Сохранились относительно немногочисл. памятники парфянской архитектуры π изобразит. иск-ва[напр., руины Кухе-Ходжа (с объединенным дворцом и храмом огня), очевидно, резиденция парфянского правителя – в Иранском Сейстане; храм и скульптура в Шами (Хузистан), рельефы на Бехистунской скале и др.], показывающие сохранение эллинистич. традиций в сочетании с местными (различными в разных областях); последние постепенно все более усиливались. От собственно парфянской лит-ры дошли только отд. произведения в более поздней (среднеперс.) переработке и отголоски парфянского эпоса в лит-ре ср.-век. И.

Начиная с 1 в. до н. э. Парфия была вовлечена в длит. борьбу с Римом; гл. местом столкновения их интересов была Армения. Ко 2 в. н. э. в Парфии усилились отд. наместники и зависимые царства, что привело к ослаблению гос-ва. В 224 Ардашир, царек зависимой от Парфии Персиды (Фарса), нанес поражение последнему парфянскому царю и создал новое, "Сасанидское государство".

Разложение рабовладельческого строя, зарождение и формиро- вание раннефеодальных отно- шений (3–9 вв.). В период сасанидского владычества рабовладельч. строй начинает изживать себя в И. Города теряют свои привилегии. Начинает применяться система частичного отпуска рабов на волю (напр., на 1/3, т. е. раб становился владельцем 1/3 производимого им продукта). В то же время происходило превращение не только крупной воен.-административной знати, но и общинной верхушки в феод. знать, от к-рой общинники находились в личной зависимости.

По мнению ряда авторов, осн. масса иран. крестьянства была феодально-закрепощенной или зависимой уже в парфянский период (сов. ученый Я. А. Манандян и др.) или на протяжении всего сасанидского периода, от его начала (дат. историк А. Кристенсен и др.), или попадало взависимость от крупных землевладельцев в первые века сасанидского периода (сов. историк Н. В. Пигулевская). В. В. Бартольд считал, что еще до 5 в. иран. крестьянство было свободным, а его зависимость от крупных землевладельцев началась лишь с 6 в. По мнению же большинства сов. историков (при расхождении в частных пунктах), в 3–5 вв. происходил переход от рабовладельч. отношений к феодальным, a 6–7 вв. являются временем раннефеод. отношений (А. Я. Борисов, Б. Н. Заходер, М. М. Дьяконов, Н. В. Пигулевская и др.).

В позднесасанидское время иран. общество официально подразделялось на 4 сословия: жречество, воен. знать, чиновничество, податное население. Предполагается, что это деление восходит к делению древнеиран. общества на жрецов, воинов и земледельцев-скотоводов. В Сасанидском И. окончательно сложились канон "Авесты" и догмы зороастризма; зороастрийское духовенство стало могуществ. сословием. Социальный протест против гос-ва и церкви принимал характер религ. ересей: с сер. 3 в. появляется оппозиц. религ. учение – "манихейство", в кон. 5 в.– революц. "маздакизм".

Сасанидский период характеризуется сложной и богатой культурой. Сохранились нек-рые памятники лит-ры, иск-ва [дворцы – напр., дворец Ардашира I в Фирузабаде, 3 в., дворец Таки-кисра в Ктесифоне (на терр. Ирака; вероятно, 6 в.; по мнению нек-рых ученых – 3 в.), замок Касре-Ширин, 7 в.], монументальная скульптура, наскальные рельефы, стенная роспись, художеств. металлич. изделия, памятники мозаики, отражающие местные иранские, а также ср.-азиат. и за-кавк. традиции; высокого уровня достигло муз. иск-во. Сасанидские наука и культура сыграли большую роль в развитии арабоязыч. культуры раннего средневековья, в т. ч. и как проводник культурных достижений соседней Индии. Однако подлинных лит. и науч. памятников сасанидского И. до нас дошло очень мало, если не считать произведений гл. обр. религ. и дидактич. лит-ры.

Борясь со стремлением феодализирующейся знати к сепаратизму, сасанидский царь "Кавад I" [488–496; 499–531] временно блокировался с маздакитами. После разгрома маздакитского движения Хосров I Ануширван [531–579] провел реформы, ослабившие знать, пытался укрепить регулярную царскую армию за счет ополчений, зависевших от феодалов, и урегулировал сбор поземельного и подушного налога. С этого времени начинается последний кратковременный расцвет Сасанидского гос-ва, когда были завоеваны Сирия, Палестина, Юж. Аравия и Египет и персы угрожали существованию Византии. Однако феод. сепаратистские тенденции вновь усилились, вследствие чего Сасаниды не смогли противостоять араб. завоеванию И. (между 633 и 651) (см. "Арабские завоевания"). В результате араб. завоевания И. был включен в состав Халифата. Феодализация И., начавшаяся при Сасанидах, продолжала развиваться и после араб. завоевания, хотя оно вначале несколько замедлило этот процесс, продлив существование рабовладельч. уклада (войны сопровождались обращением в рабство большого количества местного населения, их труд применялся в с. х-ве, на оросит. работах, в ремесле, в гос. рудниках). Араб. завоевание сопровождалось перераспределением зем. фонда страны: зем. фонд превратился частью в гос. земли (см. "Дивани"), частью был захвачен араб. знатью на правах "мулька"; обширные терр. И. были переданы араб. племенам, много арабов поселилось также в городах. На первых порах Халифат сохранил в несколько измененном виде податную систему Сасанидов, в частности позем. подать ("харадж"), и перс. чиновников, но податные ставки были увеличены, а в канцеляриях (диванах) в кон. 7 в. делопроизводство было переведено на араб. яз., к-рый надолго стал не только гос. языком, но и языком лит-ры. В 8 в. мн. соч. были переведены со среднеперс. яз. на арабский; среди них офиц. летопись Сасанидов (дошла до нас в араб. переработке историка Табари, ум. 923). В И. начал широко распространяться "ислам", но только к кон. 10 в. он стал религией подавляющего большинства населения И. и почти вытеснил зороастризм.

Владычество арабов в И. вызывало нар. недовольство, к-рое проявилось в крест. восстаниях уже в 80-х гг. 7 в. Идеологич. формой их были либо оппозиционные религ.-политич. течения ислама – шиизм и хариджизм, либо учение хуррамитов, продолжателей маздакитов, стремившихся к социальному равенству и к передаче земель свободным сел. общинам. Нар.-освободит. движение против халифата Омейядов (начавшееся в Мервском оазисе в 747) под предводительством "Абу Муслима" распространилось и на И.; хотя оно в осн. было крестьянским, но к нему примкнули и иран. землевладельцы-дегкакы, и гор. низы, и беглые рабы. Результатами победы "Аббасидов", пришедших к власти после восстания Абу Муслима, воспользовались иран. дехканы, ранее находившиеся в оппозиции к Омейядам, а Аббасидами допущенные к власти. Разочарование крестьян, положение к-рых не улучшилось при Аббасидах, и тяжесть податного бремени послужили причинами ряда новых крест. восстаний: "Сумбада-мага восстание" (755), охватившее весь Вост. И., восстание Устада Сиса в Хорасане (767), ""краснознаменных"" "восстание" в Горгане (778/79). Секта хуррамитов играла руководящую роль в грандиозной крест. войне (816–837) под предводительством "Бабека", охватившей Азербайджан и весь Зап. И.; хуррамит-скую оболочку носило и крест. восстание в Табаристане (совр. Мазандеран, 839). Нар. движения, а также усиление процесса феодализации [рост безусловной (мульк) и условной (икта) зем. собственности], рост сепаратизма местных феодалов расшатали власть арабов в И. и привели в 9–10 вв. к складыванию на его терр. наследств. наместничеств (эмиратов), лишь номинально зависевших от Халифата: Тахиридов [821–873] в Хорасане, Саффаридов (с 861) в Сейстане, затем в Хорасане [873–900] и др.; в 900 Хорасан и весь Вост. И. вошли в состав гос-ва Саманидов [9 в. – 999]; в Зап. И. сложилось "Буидов государство" [935–1055].

Господство феодального строя. Развитый феодализм (10–13 вв.). Складывание в 10 в. развитого феод. общества и городов феод. типа (между 9 и 10 вв.), падение владычества арабов и создание местных гос-в – все это имело прогрессивное значение для экономики И.

По вопросу о сроках окончат, завершения феодализации И. в сов. ист. науке существовали различные точки зрения. Нек-рые сов. ученые (напр., А. Ю. Якубовский) считали, что феодализм в И. окончательно оформился только при Сельджуках (11–12 вв.).

В 10 – 1-й пол. 11 вв. И. переживал небывалый для феод. периода истории И. экономич. подъем. Проводились большие оросит. работы (грандиозная плотина Буида Азуд ад-доуле на р. Кур в Фарсе и др.), происходил рост земледелия, скотоводства, расширение шелководства. Особенно значительным был рост ремесла, гл. обр. текстильного (парча, узорные шелковые, льняные, хлопчатые и шерстяные ткани, шерстяные и шелковые ковры). Развивалось произ-во изделий из керамики (глазурованная и неглазурованная посуда, плитки для отделки зданий – фаянсовые и т. д.), металлич. изделий, а также парфюмерии (цветочные масла и эссенции из розы и др. цветов вывозились морем в Индию и Китай). Высшим достижением иран. керамики было применение люстра (сложного состава, золотистого с металлич. отблеском разных цветов).

Расцвет переживала персидская поэзия. В этот период творили Фирдоуси (ум. ок. 1020), Фаррохи, Гургани (11 в.), Омар Хайям(1048–1131), Санаи, Фарид-ад-дин Аттар (12 в.), из историков выделялся Абу-ль-Фазль "Бейхаки" (11 в.).

Отделение ремесла от с. х-ва и рост тов. произ-ва и караванной торговли, мор. внеш. и транзитной торговли способствовали развитию городов. Наиболее важными были Исфахан, Шираз, Рей (близ совр. Тегерана), Нишапур. Во всех значит городах И. в 10 в. возникли мусульм. школы (медресе). Нишапур, Рей, Исфахан, Шираз славились своими библиотеками. Преобладающее значение в городах И. имели местные феодалы, раньше жившие в замках, а теперь чаще в городе; они были связаны не только с землевладением, но и с крупными купеч. компаниями, державшими в своих руках караванную и морскую (порт Сираф на Перс. зал.) торговлю. Здесь, в отличие от ср.-век. Запада, крупное купечество не противопоставляло себя феодалам, а, напротив, вместе с феодалами боролось против движений ремесленников и гор. бедноты. Поэтому в го родах И. не сложилось общегор. самоуправления, хотя существовали ремесл. корпорации и квартальное самоуправление.

После распада гос-ва Саманидов (кон. 10 в.) Вост. И. вместе с частью Ср. Азии и совр. Афганистаном вошел в состав "Газневидского государства". С нач. 11 в. начались вторжения тюрок-огузов в И. Одна из их орд, "сельджуки", разгромив газневидское войско при Данденакане (1040), завоевала весь И. (между 1040–1050) и сопредельные страны; возникло гос-во Сельджуков. Иранская чиновная и духовная знать быстро примирилась с завоевателями.

При Сельджуках, особенно При "Мелик-шахе" [1072–92], значительно расширился фонд земель, к-рыми владела огузская воен. знать, а, т. к. последняя стремилась к феод. независимости, сельджукские султаны стали опираться на иран. чиновную знать, связанную с гос. аппаратом и заинтересованную в сильной централизов. власти. Проводником политики централизов. феод. гос-ва был везир Мелик-шаха "Низам-аль-Мульк". Однако централизаторская политика султанов потерпела неудачу. Рост феод. раздробленности привел в нач. 12 в. к распаду Сельджукского гос-ва на ряд султанатов, управлявшихся ветвями этой династии: султанат Великих Сельджуков (Хорасан, до 1157), Иракский [1118–94], Керманский [1041–1187], внутри к-рых сложились княжества сильных вассалов – атабеков. В горах Эльбурса и Кухистана образовалось "исмаилитов государство" с центром в крепости Аламут.

В 11–12 вв. обострилась клас. борьба в городах между феодалами и купечеством с одной стороны и ремесленниками и окрестными крестьянами – с другой под религ. оболочкой борьбы между суннитами (феод. знать и купечество) и шиитами (гор. низы и крестьяне), а также между отдельными суннитскими толками, представлявшими разные слои горожан. Весь 12 в. был заполнен династич. междоусобицами, феод. мятежами. Опустошит. вторжение балхских огузов в Хорасан (в 1153 и в последующие годы) положило конец султанату Великих Сельджуков. К кон. 12 в. весь И., кроме Хузистана и Азербайджана, был захвачен хорезмщахом Текешом.

Разрушение монголами гос-ва хорезмшахов и завоевание ими И. (1220–56) сопровождалось уничтоже нием ряда городов, опустошением целых р-нов, гибелью массы людей. Эти опустошения и затем хищнич. система налогов и повинностей, введенная завоевателями, вызвали упадок производит. сил, к-рый стал одной из причин экономич. и культурного отставания И. и сопредельных стран. Упадок земледелия, непосильные поборы с крестьян и обнищание их, прикрепление крестьян к земле и запрещение права перехода вызвали массовое бегство крестьян в горы, леса и степи, создание крест. повстанч. отрядов, деятельность к-рых ярко описана перс. историком "Рашидаддином" (1247–1318); по его словам, во мн. областях И. в конце 13 в. возделывалась только 1/10 часть пригодных к обработке земель. Десятки городов исчезли или превратились в селения.

В сер. 13–14 вв. И. входил в состав монг. улуса ильханов "Хулагуидов". Седьмой ильхан "Газан-хан" [1295–1304]принял ислам, сблизился с иран. чиновной знатью и при помощи своего везира Рашидаддина провел ряд реформ, вызвавших нек-рый хоз. подъем; но экономика И. далеко не достигла уровня нач. 13 века. Широкое распространение "икты", фактически превратившейся в наследств. владение, упадок городов и товарного произ-ва, сопровождавшийся ослаблением экономич. связей между областями, приводили к росту феод. раздробленности.

Феод. раздробленность (14–15 вв.). С 30-х гг. 14 в. гос-во Хулагуидов стало ареной междоусобных войн, приведших к распаду гос-ва и образованию на его терр. неск. феод. гос-в, крупнейшими из которых были: гос-во Джалаиридов [1336–1411] и гос-во Мозафферидов [1313–93].

В 14 в. в И. получил распространение вид феода – "союргаль", явившийся новой стадией развития икта, а также институт тарханов – феодалов, пользовавшихся, помимо иммунитета, личными привилегиями. Процесс феодализации и господство монг. завоевателей сопровождались усилением повинностей, ростом налогов и податей, что вызывало многочисл. антифеод. и антимонг. восстания, проходившие под идеологич. оболочкой мусульм. сектантства [Сербедаров восстание в Хорасане, приведшее к образованию гос-ва Сербедаров (1337–81), восстание в Мазандеране в 1350, в ходе к-рого было создано т. н. гос-во Сеидов (1350–93) (см. "Сеидов движение")]. Подобные же движения происходили в 60–70-х гг. 14 в. в Гиляне и в Кермане (1373). Между 1380–93 И. был завоеван войсками Тимура; завоевание сопровождалось разрушением гос-ва Сербедаров, подавлением нар. движений в Мазандеране, Гиляне и сильными опустошениями. После смерти Тимура И. входил в состав владений Тимуридов.

В 1-й пол. 15 в. по И. прокатилась новая волна нар. восстаний, особенностью к-рых было то, что крестьяне и ремесленники в ряде случаев выступали не в союзе с мелкими иран. феодалами, а самостоятельно; эти восстания проходили не под оболочкой умеренного шиизма, как в 14 в., а возглавлялись "крайними" шиитскими сектами; таковы были восстания в Себзеваре (1405), Мазандеране (1406), восстание крестьян и ремесленников в Хузистане (1441–42) под предводительством Мушаша, сопровождавшееся истреблением феод. знати и разделом ее земель и имущества. Между 1453–57 Зап. И. (до пустыни Деште-Кевир) был завоеван тюрк, племенным союзом Кара-Коюнлу, а затем, в 1468, войсками Узун-Хасана "Ак-Коюнлу"; Вост. И. остался под властью Тимуридов. К кон. 15 в. И. переживал экономич. упадок. По свидетельству венец. посланника Барбаро, население Исфахана уменьшилось до 50 тыс. чел., Сольтание – до 7–8 тыс., Лар насчитывал всего 2 тыс. домов, Наин – 500, Саве – 1000; тот же автор писал об упадке земледелия и запустении страны.

Монг. завоевание вызвало упадок культуры в И., к-рая, однако, вскоре стала возрождаться. Уже ок. 1260 знаменитый математик и астроном Насирэддин Туси основал обсерваторию с большой библиотекой в М-раге (Иранский Азербайджан). Помимо труда Рашидаддина, значение важных ист. источников приобрели труды Джувейни (13 в.),. Хамдаллаха Каавини и "Вассафа" (14 в.), Хафизи Абру, Абд-ар-Раззака Самарканди Мирхонда (15 в.). К этому периоду относится творчество великих поэтов: Саади (13 в.), Хафиза (14 в.), сербедарского поэта Ибн Ямина (14 в.), поэта-сатирика Обейда Закани (14 в.), бичевавшего феод. знать и духовенство. Были созданы мн. памятники архитектуры – постройки Газан-хана и Рашидаддина в пригородах Тебриза – мавзолей Газан-хана с высоким куполом, обсерватория, госпиталь, б-ка и др. (разрушены во время ирано-турецких войн 16–17 вв.), мечеть-мавзолей в Сольтание (нач. 14 в.), мечеть в Верамине (14 в.), Голубая мечеть в Тебризе, мечеть Гаухар-шад в Мешхеде (обе 15 в.). Особого совершенства достигло иск-во миниатюры, каллиграфии, художеств. керамики и ковроткачества.

В 15 в. в И. наблюдался рост крупного землевладения и феод. раздробленности. Усилилось влияние духовных феодалов семьи "Сефевидов" – наследств. шейхов дервишского ордена Сефевие. В 15 в. гл. опорой Сефевидов стали тюркские кочевые племена, преим. из М. Азии, получившие назв. "кызылбашей" ("красноголовых"). Под идеологич. оболочкой "шиизма" Сефевиды не раз выступали против Ак-Коюнлу. Воспользовавшись общим недовольством нар. масс и междоусобицами в гос-ве Ак-Коюнлу, кызылбаши во главе с "Исмаилом I" Сефевидом восстали в 1499 и, разгромив гос-во Ак-Коюнлу и завладев всем И. (между 1501 и 1510), положили основание Сефевид-скому гос-ву [1502–1736].

Централизованное феод. гос-во (16 – 1-я пол. 17 вв.). В Сефевидском гос-ве, созданном под знаменем шиизма, объявленного в 1502 гос. религией, и при поддержке мелких феодалов, к-рые были не в состоянии самостоятельно противостоять крупным феодалам, произошло значит. укрепление центральной власти. После подавления вызванных феод. эксплуатацией нар. восстаний 1570–71 в Гиляне (см. в ст. "Гилянские восстания 16–17 вв."), восстания ремесленников и гор. бедноты в Тебризе в 1571–73 и др. нар. выступлений, а также внутр. смут и междоусобиц (1576–87) в кон. 16 – нач. 17 вв. шаху "Аббасу I" [1587–1629] при помощи адм. реформ удалось укрепить центральную власть Сефевидов. Отмечался рост гос. земель – дивани, а также шахских – хассе; Сефевиды раздавали знати и служилым людям земли не в виде союргаля, а гл. обр. в виде тиула – персонального, пожизненного, но не наследственного пожалования без права адм. иммунитета.

Св. 100 лет (с перерывами вплоть до 1639) Сефевиды вели войны с Турцией за обладание Месопотамией, Курдистаном и Закавказьем (см. в ст. "Ирано-турецкие войны 16–18 вв.").

Политич. объединение И. в рамках феод. гос-ва Сефевидов. было не нац. гос-вом, как это утверждали нем. автор В. Хинц (W. Hinz, Iran. Politik und Kultur von Kyros bis Rezâ Schah, Lpz., 1938) и нек-рые др. бурж. историки, а воен.-политич. объединением отд. областей, все еще слабо экономически связанных между собой. Тем не менее в 17 в. в экономике И., особенно в центр., зап. и сев. р-нах, наблюдался известный подъем с. х-ва, строительство дорог и оросит. сооружений, рост товарного произ-ва, развитие торговли, в особенности внешней, и ремесла, товарно-ден. отношений, нек-рое расширение внутр. рынка, развитие городов как центров торговли и ремесл. произ-ва.

В 16–17 вв. в И. продолжали сохраняться культурные традиции предшествующих периодов. Придворная историография была развита довольно высоко, но лит-ра и поэзия не дали чего-либо нового и оригинального. Философия была представлена вольнодумцем Садром Ширази (ум. 1640). Для архитектуры этого периода характерен ряд высокохудожеств. памятников, особенно в столице И. – Исфахане [Шахская мечеть, мечеть шейха Лотфолла, дворцовые павильоны Али-Капу и Чехель-Сотун (Сорокаколонный), мосты Аллаверди-хана и Поле-Хаджу]. Высоко развито было также иск-во миниатюры (Исфаханская школа миниатюры, выдающиеся мастера Ага Реза, Реза Аббаси и др.) и каллиграфии, а также произ-во ковров и художеств. тканей.

Упадок феод. общества (2-я пол. 17 – 18 вв.). Со 2-й пол. 17 в. И. вступает в период экономич. и политич. упадка. В этот период происходит дальнейший рост феод. ренты, повинностей и налогов, разорение иран. деревни, резкое сужение внутр. рынка, сокращение тов. произ-ва и торговли, упадок экономики и обострение клас. противоречий. В кон. 17 в. и в течение 18 в. в различных областях И. происходили вос стания крестьян и гор. населения против усилившегося феод. гнета. Развернулось также освободит, движение покоренных народов – афганцев, туркмен, курдов, армян, грузин, азербайджанцев – против власти Сефевидских шахов и их наместников (см. ниже – раздел Хронология). Обострились противоречия и борьба за власть, за перераспределение земель и доходов между отд. группировками феод. знати, светскими феодалами и влиятельным шиитским духовенством. Восстание афганцев-гильзаев и вторжение их в 1722 в И. положили конец гос-ву Сефевидов. Кратковременное грабительское господство афг. ханов в И., к-рым воспользовались турки, вторгшиеся в 1723 в сев.-зап. и центр. области И., вызвало широкое нар. антиафг. движение. Антиафг. борьбу (1726–1730) и изгнание турок из пределов И. (1730–36) возглавил Надир-хан Афшар, к-рый захватил в 1736 шахский трон. В результате многочисл. завое-ват. походов и войн была образована огромная феод. империя, распавшаяся, однако, сразу же после убийства в 1747 заговорщиками-ханами Надир-шаха. Вслед за этим последовали феод. усобицы, продолжавшиеся до кон. 18 в. Исключение представлял период правления "Керим-хана" Зенда [1760–79], когда И. несколько оправился от беспрерывных разорительных феод. распрей. В кон. 18 в., после длит. борьбы между "зендами" и каджарскими ханами, в И. утвердилась "Каджарская династия" [1796–1925]. Непрерывные междоусобицы еще больше углубили экономич. и политич. упадок страны. К нач. 19 в. И. был страной отсталой по сравнению с передовыми европ. странами. Культура И. также находилась в глубоком упадке.

Иран в 19 в. – 1917. Проникновение иностранного капитала в И. и превращение его в полуколонию. Зарождение буржуазных отно- шений в И. Иранская революция 1905–11. И. во время 1-й мировой войны. С кон. 18 в. феодальный И., ослабленный в экономич. и политич. отношениях, становится объектом колониальной экспансии европ. капиталистич. держав, в особенности Англии и Франции, а также царской России. Стремление Англии и Франции превратить И. в орудие и объект своей колониальной политики, а также рус.-иран. войны нач. 19 в. привели к установлению в И. режима капитуляций и к подписанию И. неравноправных договоров с Англией, Францией, Россией и др. европ. державами, а также в 1856 с США (см. в ст. "Американо-иранские договоры и соглашения"). И. превращался в рынок сбыта европ. пром. товаров. Росли тов.-ден. отношения, обострялся кризис ленного землевладения, увеличивались размеры частновладельч. зем. собственности. Возрастало недовольство крестьян, разорявшихся ремесленников, гор. бедноты, а также купечества, терпевшего убытки в результате иностр. конкуренции. Обострение социальных противоречий и рост нар. недовольства проявились в антифеодальных, объективно направленных также против закабаления И. иностр. капиталом "бабидских восстаниях" 1848–52. Часть господств. класса – мулькадары (помещики, владевшие землей на основе частной собственности и связанные с рынком и торг. земледелием) – искала выхода из создавшегося кризиса и пыталась ограничить влияние иностр. держав и укрепить центр. власть, нац. независимость, финанс. и экономич. положение страны. Эти цели преследовали реформы Мирзы Таги-хана "Эмир Незама" (Эмире Кебира), к-рые, однако, были приостановлены в результате Противодействия внутр. реакции и иностр. держав, гл. обр. Англии. Тем не менее в сер. 19 в., в связи с реформами Эмир Незама, наметились нек-рые сдвиги в экономике и культуре И. (строительство сах. з-дов в Сари и Барфоруше, з-дов по произ-ву изделий из фарфора и хрусталя в Тегеране, Куме и Исфахане, фабрик по произ-ву ниток и коленкора в Тегеране, бум. ф-ки в Исфахане; было организовано произ-во чугуна в Сари и др.; была осн. поли-технич. высшая школа – Дар-оль-фонун; осуществлялись переводы научной и др. лит-ры с европ. на перс. яз.; начала выходить первая в И. газета; на учебу за границу посылались молодые иранцы, в И. приглашались иностр. преподаватели и т. д.).

В последней трети 19 – нач. 20 вв., когда развитые капиталистические страны вступили в период перерастания капитализма в империализм, происходило дальнейшее закабаление И. Англией и царской Россией. Англия и Россия получили ряд телеграфных, дорожных и др. концессий. В И. были осн. англ. Шахиншахский (1889) и русский Учетно-ссудный (1890) банки. В 1901 англичане получили концессию на эксплуатацию иранской нефти (см. "Бритиш петролеум компани"). На кабальных условиях были получены англ. (1892) и рус. (1900 и 1902) займы. В несколько раз возрос ввоз иностр. товаров. Над таможнями финансами, важнейшими воинскими частями (казачья бригада и др.) И. был установлен контроль иностр. советников. На севере И. хозяйничали представители царской России, на юге – Англии. К нач. 20 в. сложился реакц. союз иран. правящей феод. верхушки с иностр. империалистами. И. превратил

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia