Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Инквизиция





ИНКВИЗИ́ЦИЯ (от лат. inquisitio – расследование, розыск) – особый церк. суд по делам о еретиках в католич. церкви, существовавший с 13 по 19 вв. Была создана для борьбы с "ересями", суда и расправы над участниками нар. антифеод. движений. Боролась с любым проявлением свободомыслия, оппозиции церкви и охраняемому ею феод. строю. Учреждена в эпоху "альбигойских войн" папой Иннокентием III (1198–1216), поручившим в 1204 ее осуществление монахам цистерцианского ордена (сначала в юж. областях Франции). При папе Гонории III (1216–1227) папская И. распространилась и на терр. Италии. Окончательно оформлено учреждение И. было при Григории IX (1227–1241), к-рый передал ее в руки нищенствующих орденов доминиканцев, а также "францисканцев" и установил инквизиц. трибуналы в ряде стран Европы (в Германии, Испании, Португалии и др.). И. в своей деятельности целиком зависела от папства и опиралась повсюду на содействие и поддержку светских властей. Она лишала обвиняемых всяких гарантий благодаря тайному и произвольному ходу судопроизводства и полной независимости от светской суд. власти (члены инквизиц. трибунала, непосредственно зависевшие от рим. папы, обладали личной неприкосновенностью и неподсудностью местным светским и церк. властям). Широкое применение жестоких и изощренных пыток, вознаграждение доносчика имуществом обвиняемого, материальная заинтересованность самой И. и исполнявшей ее приговоры светской власти сделали И. бичом католических стран Европы. "Раскаявшиеся еретики" редко выходили из-под власти И., обычно они попадали в тюрьму и лишались своего имущества под видом издержек суд. процесса. "Упорствующие" же передавались в руки светской власти для "бескровного наказания", что означало сожжение на костре (см. "Аутодафе"). Инквизиц. наказание постигало не только живых, но даже мертвых и бежавших, и было сопряжено с позором и лишением прав для потомков наказанного. Сотни тысяч людей погибли в застенках и на кострах И. Только за 18 лет деятельности исп. инквизитора Торквемады было сожжено заживо 10220 чел., а фигурально (после смерти или в случае отсутствия – в виде изображения) – 6860; св. 97 тыс. чел. пострадали от И. вследствие конфискации имущества, тюремного заключения, лишения службы и т. д. Зверства И. вызывали против нее массовые нар. выступления (в Тулузе в 1235, 1237; в Нарбонне в 1233–38, 1248; во Флоренции в 1237, 1245, мятежи в Сарагосе, Валенсии и др. исп. городах в 80-х гг. 15 в.). С ростом королевской и упадком папской власти И. попала в зависимость от светской власти. С победой протестантизма в ряде стран Европы поле деятельности И. было сужено. Но уже в период "контрреформации" Павел III учредил в Риме верховный инквизиц. трибунал (1542). В 16–17 вв. И. была грозным орудием католич. церкви в борьбе с передовыми идеями, наукой (были сожжены на костре Дж. "Бруно", Дж. "Ванини", подвергнуты преследованиям "Кампанелла", Галилей и др., уничтожено много книг, изобретений). Особенно свирепствовала И. в Испании, где с кон. 15 в. она стала гос. королев. учреждением, направленным не только против "еретиков", политич. противников абсолютизма, но и против мавров и евреев, что привело к массовой эмиграции нехрист. части населения и способствовало упадку Испании. Исп. и португ. завоеватели перенесли И. в свои амер. колонии (16 в.). На совести И. лежат массовые "ведовские процессы" в странах Европы в 15–17 вв., приведшие к гибели десятки тысяч людей, особенно женщин (см. "Ведовство".)

В 18 в. И. была уничтожена как суд. учреждение в большинстве стран Зап. Европы, а в 19 в. – в Португалии (1820), Испании (1834), Папской обл. (1859) и в исп. и португ. колониях Америки (с падением в них колониального режима). Последний акт сожжения на костре, имевший место в 1826 в Испании, вызвал бурное возмущение против И. во всей Европе.

Совр. папство сохранило И. в качестве высшего дисциплинарного учреждения католич. церкви – Конгрегации свящ. канцелярии, или Конгрегации И. Она ведает делами цензуры, издает декреты об отлучении, об отрешении от сана, разрешает и запрещает издание книг для католиков, разрабатывает догматич. положения. Декрет И. от 1949, отлучавший от церкви всех сочувствующих коммунистам, еще раз подчеркнул реакц. роль И.

Православная церковь, не имевшая спец. учреждений, подобных И., на практике применяла методы преследования еретиков, принятые католич. церковью, вплоть до сожжения. Протестантские церкви (в частности, кальвинисты) также действовали инквизиц. методами в деле Сервета, Сейлемском процессе против "ведьм" в США (1692) и др. Методы ср.-век. И. воскрешались в период 2-й мировой войны фашистами.

Лит.: Лозинский С. Г., История инквизиции в Испании, СПБ, 1914; Ли Г. Ч., История инквизиции в ср. века, пер. с франц., т. 1–2, СПБ, 1911–12; Льоренте Х.-А., Критич. история исп. инквизиции, пер. с франц., т. 1–2, М., 1936; Грекулов Ε. Φ., Из истории святой инквизиции в России, М., 1929; Ρожицын В. С, Джордано Бруно и инквизиция, М., 1955; Guiraud J., Histoire de l’inquisition au moyen âge, v. 1–2, P., 1935–38; Dоssat I., Les crises de l’inquisition toulousaine au XIII-e siècle (1233–1273), Bordeaux, 1959.

И. А. Энгельгардт. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia