Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Индустриализация социалистическая в СССР





ИНДУСТРИАЛИЗÁЦИЯ СОЦИАЛИСТИ́ЧЕСКАЯ В СССР – процесс создания в исторически короткий срок в условиях капиталистич. окружения крупного машинного произ-ва, прежде всего тяж. индустрии, необходимой для перестройки всего нар. х-ва на основе передовой техники и достижения высокого уровня производительности обществ. труда, для обеспечения победы социализма, технико-экономич. независимости и обороноспособности страны. Наряду с "коллективизацией сельского хозяйства СССР" и "культурной революцией" И. явилась одним из решающих звеньев ленинского плана построения социализма.

И. в СССР прошла ряд последоват. этапов. Начавшись в 1926, она развернулась в широких масштабах в годы предвоен. пятилеток (1928 – июнь 1941), в итоге выполнения к-рых Сов. Союз превратился в могучую индустр. державу, добился полной экономич. независимости от капиталистич. стран. Обороноспособность Сов. гос-ва неизмеримо возросла. Вел. Отечеств. война 1941–45 объективно показала, что осн. задачи И. с. в СССР были успешно решены.

По сравнению с передовыми капиталистич. державами дореволюц. Россия была аграрной, экономически отсталой страной, В 1913 она занимала 1-е место в мире по размерам терр., 3-е – по численности населения и лишь 5-е – по объему произведенной пром. продукции. Нар. х-во России в значит. степени зависело от гл. капиталистич. стран. Крайне отрицательно сказывалось недостаточное развитие произ-ва средств произ-ва (33,3% всей валовой продукции пром-сти), прежде всего машиностроения. Поэтому потребности страны в пром. оборудовании свыше чем на 62% удовлетворялись за счет импорта. Иностр. капитал играл большую роль в ведущих отраслях экономики. Пром-сть была размещена крайне неравномерно, концентрируясь в осн. в Сев.-западном, Центральном промышленном, Донецком, Бакинском и Уральском р-нах. Огромные терр. Поволжья, Сибири, европ. Севера, Д. Востока, Ср. Азии были почти лишены промышленности.

Вскрывая корни экономич. отсталости страны, В. И. Ленин в то же время указывал, что Россия была не наиболее слабой капиталистич. страной, а "средне-слабой" (см. Ленинский сб., XI, 1929, с. 397). В пореформенный период в стране развернулась капиталистич. И. Нач. 20 в. ознаменовалось дальнейшим развитием пром-сти, усилением монополий, ростом финанс. капитала. Высокий уровень концентрации пром-сти, сосредоточение на крупнейших предприятиях больших масс ре-волюц. пролетариата подготовили объективные условия для победы социалистич. революции. "Без известной высоты капитализма у нас бы ничего не вышло" (там же). Но достигнутый Россией на путях капитализма уровень экономич. развития не превратил ее в пром. страну. С. х-во России в 1913 давало почти в 1,5 раза больше продукции (в стоимостном выражении), чем пром-сть. Россия производила пром. продукции меньше, чем США, по абсолютным размерам в 8 раз, а в расчете на душу населения – в 13–14 раз. Страна была оборудована "...современными орудиями производства вчетверо хуже Англии, впятеро хуже Германии, вдесятеро хуже Америки" (Ленин В. И., Соч., т. 19, с. 261).

В результате победы Окт. революции возникло противоречие между самым передовым в мире политич. строем и отсталой технико-экономич. базой, унаследованной от прошлого. Преодоление отсталости и создание условий для победы социализма требовало коренной перестройки всего нар. х-ва на базе передовой машинной индустрии. В работах "Очередные задачи Советской власти", "Набросок плана научно-технич. работ", "О продовольственном налоге", "Наказ от СТО (Совета Труда и Обороны) местным советским учреждениям. Проект" и др. В. И. Ленин сформулировал программу социалистич. И. страны. Программа предусматривала комплексное решение экономич. и социальных задач: тщательное изучение естеств. богатств, правильное и всемерное использование их, создание новых и реконструкцию старых производств, рациональное размещение пром-сти, непрерывный рост производительности труда на основе новейших достижений мировой науки и техники, расширенное воспроиз-во социалистич. отношений, постепенное вытеснение капиталистич. элементов, коренную реконструкцию всех отраслей экономики, в первую очередь с. х-ва, обеспечение экономич. независимости страны, рост благосостояния трудящихся. Осн. условием реализации этой программы являлось создание первоклассной тяж. индустрии. Особенно большое значение В. И. Ленин придавал электрификации страны. Он был вдохновителем плана ГОЭЛРО. "Только тогда, когда страна будет электрифицирована, – подчеркивал Ленин, – когда под промышленность, сельское хозяйство и транспорт будет подведена техническая база современной крупной промышленности, только тогда мы победим окончательно" (там же, т. 31, с. 484). Ленинские указания об И. и электрификации страны, о необходимости первоочередного развертывания тяж. пром-сти были положены в основу генеральной линии партии в хозяйственном строительстве.

Курс на И. страны был провозглашен XIV съездом ВКП(б) (дек. 1925). К этому времени были подготовлены необходимые для И. предпосылки: в осн. восстановлено нар. х-во, укрепились командные позиции социализма в экономике, союз рабочего класса с трудящимся крестьянством. Съезд подчеркнул, что развертывание пром-сти должно осуществляться на "...основе повышенного технического уровня, однако, в строгом соответствии как с емкостью рынка, так и с финансовыми возможностями государства" ("КПСС в резолюциях...", 7 изд., ч. 2, 1954, с. 197). XV съезд партии (дек. 1927) указал: "Наиболее быстрый темп развития должен быть придан тем отраслям тяжелой индустрии, которые подымают в кратчайший срок экономическую мощь и обороноспособность СССР..." (там же, с. 457).

Принципиальные основы политики И., обеспечивающие победу социализма в СССР, подверглись ожесточенным нападкам со стороны антиленинских группиро вок в партии. Троцкисты выступили в 1925–27 с авантюристич. лозунгом т. н. "сверхиндустриализации", осуществляемой, не считаясь с возможностями деревни, исключительно за счет крестьянства. Сложившаяся к XV парт. съезду правая оппозиция предложила снизить темпы И. и переключить средства из тяж. пром-сти в легкую. Правые оппортунисты выдвинули лозунг "ситцевой" смычки с крестьянством. Они утверждали, что деревня нуждается прежде всего в товарах широкого потребления и потому надо в первую очередь строить текстильные, швейные ф-ки, а не металлургич., маш.-строит. з-ды. Предложения оппозиции были отвергнуты, и в основу разрабатываемого пятилетнего плана были положены ленинские установки.

СССР начал И. с форсированного развертывания произ-ва средств произ-ва, что диктовалось необходимостью в кратчайший срок перевооружить новейшей техникой все нар. х-во, ликвидировать экономич. зависимость от капиталистич. мира, обеспечить обороноспособность страны. Строительство тяжелой индустрии требовало особенно больших капитальных вложений. Изыскание средств было одной из наиболее трудных задач. Социалистич. И. осуществлялась в условиях враждебного капиталистич. окружения. Это требовало особенно быстрых темпов И. В то же время для Сов. Союза были фактически закрыты внеш. источники финансирования (иностр. займы, кредиты и т. п.). Социальная природа сов. строя исключила возможность использования таких источников накопления, как ограбление колоний, военные контрибуции, эксплуатация трудящихся своей страны.

Сов. народ сумел осуществить И. за счет внутр. источников накопления, рожденных условиями социалистич. гос-ва: прибылей от Национализированных пром-сти, транспорта, внеш. и внутр. торговли, банков. Но это не исчерпывало проблемы накопления. Решение ее потребовало от сов. народа больших жертв, особенно на первом этапе И., когда предстояло вкладывать большие средства в новое строительство, эффект же от этих вложений можно было получить лишь через неск. лет. "Индустриализация СССР, – указывает Программа КПСС, – великий подвиг рабочего класса, всего народа, который не жалел ни сил, ни средств, сознательно шел на лишения, чтобы вытащить страну из отсталости" (1961, с. 13). Годы бурного пром. строительства совпали с коренной перестройкой с. х-ва и неизбежными при этом серьезными издержками и трудностями. Быстро росло население городов. Для того чтобы закупить пром. оборудование за рубежом, экспортировалось большое количество хлеба в ущерб внутреннему потреблению. Все это привело к ухудшению рабочего снабжения, введению карточной системы. Межотраслевое, внутриотраслевое и внутризаводское планирование только налаживалось. Поэтому имели место простои из-за перебоев в подаче сырья, топлива. Капиталистич. элементы яростно сопротивлялись делу строительства социализма. Рабочий класс СССР, весь сов. народ самоотверженно трудился. Миллионы людей принимали после обычного рабочего дня участие в "штурмах", "авралах", отдавали свой месячный заработок, приобретая облигации займов, мужественно переносили все лишения.

Уже в предшествовавшие 1-й пятилетке годы (1926 – окт. 1928) резко возросли капиталовложения в пром-сть: в 1927/28 в 3,4 раза по сравнению с 1924/25. Гл. Содержанием периода 1926–28 была коренная реконструкция старых производств, фондов, хотя одновременно развертывалось строительство сотен новых, но преим. небольших и средних предприятий. В 1928 валовая продукция всей пром-сти превысила довоен. уровень на 32%, в т. ч. произ-во средств произ-ва на 55%. В окт. 1928 сов. народ приступил к выполнению "первого пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР". 1928–32 были периодом огромного пром. строительства. В пром-сть было вложено 2,9 млрд. руб. (в ценах 1961). Доля расходов на пром-сть в госбюджете непрерывно нарастала. В 1928/29 она составляла (без пищ. пром-сти и электрификации) 11,8% расходного бюджета, в 1932 – 38,7%. Осн. часть ресурсов концентрировалась на группе важнейших строек, решавших судьбы И. На долю 50–60 крупнейших строек приходилось 45% всех вложений. Всего за пятилетку было сооружено 1500 больших предприятий. Особое значение для всей экономики страны имело завершение строительства предприятий-гигантов (Днепрогэс, тракторный з-д на Волге, Ростсельмаш, Харьковский тракторный з-д и др.). Ввод их в строй знаменовал начало новой эпохи в истории социалистич. пром-сти. К концу 1-й пятилетки завершились работы по строительству сотен предприятий, в т. ч. 19 уникальных предприятий-гигантов, к-рые были сданы в эксплуатацию в начале 2-й пятилетки (см. раздел Хронология).

Новое строительство внесло коренные изменения в пром. географию страны. На Урале и в Зап. Сибири ускоренными темпами создавалась вторая мощная угольно-металлургич. база СССР, велось обширное строительство электростанций, маш.-строит. и химич. з-дов. Создавались многочисл. очаги индустрии в Казахстане, республиках Ср. Азии и др. экономически отсталых р-нах. В 1928–32 в тяж. пром-сти был создан ряд новых произ-в, в т. ч. ряд ведущих отраслей: качеств. металлургия, алюминиевая, автомобильная, тракторная, авиац., подшипниковая пром-сть, приборостроение, станкостроение, тяжелое машиностроение, калийная, апатитовая промышленность.

Запланированный на конец пятилетки уровень пром. произ-ва был достигнут за 4 года 3 мес. По сравнению с 1928 валовая продукция пром-сти выросла в 1932 на 102%, в т. ч. произ-во средств произ-ва (группа "А") на 173%. Произошли радикальные изменения в структуре промышленности: уд. вес группы "А" возрос в 1932 до 53,4% против 33,3% в 1913 и 39,5% в 1928.

Осн. задача пятилетки была выполнена: создана мощная производств.-технич. база, способная обеспечить завершение технич. реконструкции всех отраслей нар. х-ва, экономич. независимость и обороноспособность страны. Но эту базу предстояло еще освоить.

Огромную роль в обеспечении досрочного выполнения пятилетки сыграл революц. энтузиазм рабочего класса, нашедший яркое выражение в социалистич. соревновании. Осн. формой его в годы первой пятилетки было движение ударных бригад (см. "Ударничество"). Производительность труда в промышленности возросла в 1928–32 на 41 %.

Уже в конце 1-й пятилетки сов. народ ощутил замечат. результаты И.: была ликвидирована безработица, в пром-сть широко внедрялась новая техника, значительно облегчившая труд, изменился самый его характер. Численность рабочих и служащих в нар. х-ве СССР в 1932 составила 22,6 млн. ч. (209% к 1928). Тяж. пром-сть оснащала экономику, в особенности с. х-во, твердо вставшее на путь коллективизации, новой техникой. Важнейшей и решающей победой сов. народа была ликвидация источников эксплуатации человека человеком, завершение построения фундамента социалистич. экономики, окончат, вытеснение капиталистич. элементов из пром-сти. К концу 1-й пятилетки СССР занял по произ-ву электроэнергии 6-е место в мире и 4-е в Европе, по чугуну – 2-е и 1-е, по тракторам и с.-х. машинам – 1-е место в мире.

XVII съезд партии (янв. – февр. 1934) признал осн. задачей "второго пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР" (1933–37) завершение социалистич. реконструкции всего нар. х-ва. Решающим условием достижения этой цели должно было явиться освоение новой техники и новых произ-в, т. к. продукция новых и коренным образом реконструированных предприятий составила уже в 1934 64,5% всей пром. продукции, а в строй вступали все новые предприятия. 1933–37 годы стали пятилетием освоения новой техники, значит. подъема производств. культуры, борьбы за равномерный ритмичный ход произ-ва. В связи с освоением новой техники остро встала проблема обучения людей. Пр-во ввело обязат. минимум технич. знаний для рабочих сотен специальностей. Предприятия обросли сетью школ, курсов. Шла работа по правильной организации труда и заработной платы, налаживанию внутризаводского и внутрипром. планирования и кооперирования. В 1933–37 рабочий класс выдвинул из своей среды сотни новаторов, в совершенстве освоивших произ-во, смело прокладывавших новые пути в технике. Трудовой почин А. Г. Стаханова, М. Д. Дюканова, А. X. Бусыгина, М. Н. Мазая, И. И. Гудова, Н. С. Сметанина, А. И. Семиволоса и др. был подхвачен массами рабочих во всех отраслях пром-сти. Развернувшееся со 2-й пол. 1935 "стахановское движение" свидетельствовало о том, что процесс освоения новой техники был в осн. завершен. Производительность труда в пром-сти в годы 2-й пятилетки возросла на 82%.

1933–37 были пятилетием не только освоения новых произ-в, но и большого строительства. За 5 лет было введено в эксплуатацию 4500 новых крупных предприятий. Среди них такие гиганты, как Уралмаш, Ново-Краматорский з-д тяжелого машиностроения, Челябинский тракторный з-д, Ташкентский хл.-бум. комбинат и др. В 1933–37 в пром-сть было вложено 6,4 млрд. руб. (в ценах 1961) – в 2,2 раза больше, чем в 1928–32. Во 2-й пятилетке, в отличие от первой, накопление осуществлялось не только за счет легкой пром-сти, с. х-ва, транспорта, торговли, но частично и за счет тяжелой индустрии. Это привело к уменьшению в гос. бюджете доли средств населения, привлекаемых для И.

Освоение новых предприятий и техники в сочетании с вводом в строй больших мощностей обусловили дальнейший подъем произ-ва. Несмотря на то, что ряд отраслей пром-сти (нефтяная, электроэнергетич., тракторная, хл.-бум. и нек-рые др.) недовыполнил задания плана (это объяснялось необходимостью отвлечения значит. средств на оборону в связи с угрозой агрессии со стороны фаш. гос-в, а также просчетами в планировании), валовая продукция пром-сти в 1937 по сравнению с 1932 выросла на 120%, в т. ч. произ-во средств производства – на 139% и предметов потребления – на 99%.

К концу пятилетки СССР занял по размерам пром. произ-ва 1-е место в Европе и 2-е в мире. На базе созданной тяжелой индустрии была в осн. завершена реконструкция нар. х-ва. В стране полностью победили социалистич. отношения, что привело к коренному изменению класс. структуры сов. общества. Навсегда ушла в прошлое эксплуатация человека человеком. В СССР остались два дружеств. класса – рабочий класс и колхозное крестьянство – и тесно связанная с ними трудовая интеллигенция. Успехи социалистич. И. создавали реальные условия для значит. подъема материального и культ. уровня жизни народа. С 1-го янв. 1935 были отменены карточки на прод. товары. За годы 2-й пятилетки национальный доход СССР возрос более чем в 2 раза, фонд заработной платы рабочих и служащих – в 2,5 раза, денежные фонды колхозов – более чем в 3 раза.

К 1937 СССР уже обладал могучей, передовой пром-стью, обеспечивающей экономич. независимость страны, ее обороноспособность. Это позволило снизить импорт черных металлов и металлич. изделий и отказаться от ввоза 100 видов пром. изделий, в т. ч. столь важных, как блюминги, рельсопрокатные станы, драги, экскаваторы тракторы, автомашины, турбины, паровозы, феррованадий, цинк, суперфосфат и др. Однако нек-рое количество крайне важных для обороноспособности и нар. х-ва материалов (алюминий, свинец, никель, олово, синтетич. каучук и др.) еще ввозилось из-за границы. Ряд ведущих предприятий, имевших большое значение для И. (особенно в вост. р-нах), находился в процессе строительства. Это определило основные направления нового этапа И. – "третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР" (1938–42).

В мирные годы 3-й пятилетки (1938 – июнь 1941) в пром-сти было реализовано 6,2 млрд. руб. капитальных вложений (в ценах 1961) – почти столько же, сколько за всю 2-ю пятилетку, и в 2,1 раза больше, чем за первую. Отличит. чертой 3-й пятилетки в области строительства был особенно сильный упор на развитие вост. р-нов. На их долю пришлось более 1/3 всех капитальных вложений. Здесь создавались заводы-дублеры маш.-строит., химич. и нефтеперерабат. пром-сти, строились предприятия цветной металлургии, машиностроения, электростанции, угольные шахты. Ускоренно велось строительство предприятий никелевой (Норильск, Кольский п-ов), медеплавильной (Среднеуральский, Орский, Балхашский комбинаты) пром-сти, Уральского алюминиевого з-да.

За три с половиной года в строй вступили 3 тыс. крупных предприятий, в т. ч. ряд з-дов-гигантов (см. раздел Хронология). Между Волгой и Уралом было положено начало строительству нефтяной пром-сти – "Второго Баку", значительно расширена сеть угольных шахт Караганды.

В 1940 валовая продукция пром-сти по сравнению с 1937 выросла на 45%, производительность труда – на 33%. Однако по отраслям этот рост происходил неравномерно. В условиях быстро нараставшей воен. опасности Коммунистич. партия и Сов. пр-во вынуждены были всемерно форсировать развитие воен. пром-сти, перевести ряд предприятий на выпуск оборонной продукции. Среднегодовой прирост произ-ва последней в 1938–40 втрое превысил прирост всей валовой продукции (соответственно 39% и 13%). На темпах роста пром-сти отрицательно сказывалось отставание черной металлургии. В 1940 по сравнению с 1937 выплавка чугуна и стали выросла лишь на 3%, произ-во проката – на 1%. Сказалась недооценка "тылов" металлургии – энергетич. х-ва, внутризаводского транспорта, ремонтной базы предприятий и особенно отраслей, поставляющих сырье (железорудной, марганцевой, известняковой пром-сти). Благодаря решит, мерам, предпринятым партией и пр-вом в 1939–40, отставание черной металлургии было ликвидировано. В янв. – мае 1941, после трехлетнего перерыва, была выполнена программа по всему металлургическому циклу. Это обусловило подъем др. отраслей.

Успехи И. были бы еще более значительными, если бы не тяжелые последствия культа личности Сталина, особенно потери в кадрах, понесенные пром-стью. Много заслуженных деятелей пром-сти – умелых организаторов произ-ва были оклеветаны и подверглись репрессиям. Среди них – Г. П. Бутенко, Г. В. Гвахария, Г. И. Ломов, С. С. Лобов, И. Е. Любимов, В. И. Межлаук, К. М. Отс, М. Л. Рухимович и мн. др. Дело дошло до того, что в 1937 Сталин, Молотов, Каганович стали утверждать, будто вредительством заражены "все или почти все наши организации, как хозяйственные, так и административные и партийные". Волна репрессий вызвала атмосферу подозрительности, это тормозило инициативу и технич. творчество масс. Сталин и его ближайшее окружение часто не учитывали реальных возможностей, чрезмерно форсировали и без того высокие темпы пром. строительства. Это привело к перенапряжению сил, к тому, что ряд плановых наметок оказался нереальным или нецелесообразным. Субъективистские ошибки, порожденные культом личности Сталина, усугубляли естественные для первых в истории перспективных народнохозяйственных планов просчеты. Однако огромные преимущества и резервы социализма, его системы планового хозяйства, энергия народа, вдохновляемого Коммунистической партией, позволили успешно завершить И. страны.

В исторически короткий срок – 14–15 лет – в СССР была осуществлена великая индустр. революция. За годы довоен. пятилеток в пром. строительство было вложено 15,5 млрд. руб. (в ценах 1961), в т. ч. 13 млрд. руб.– в тяжелую индустрию и 2,5 млрд. руб. – в легкую. Почти половина всех вложений была направлена в решающие отрасли – машиностроение, черную металлургию, электроэнергетику. В 1928–41 было введено в строй 9 тыс. крупных пром. предприятий. В Поволжье, Сибири, Ср. Азии, Казахстане, на Д. Востоке были созданы крупные очаги пром-сти, в т. ч. вторая угольно-металлургич. база страны. Создание могучей пром. базы в отсталых нац. р-нах, возникновение там широких нац. кадров рабочего класса и производств.-технич. интеллигенции было важнейшим рычагом Сов. власти в осуществлении ленинской нац. политики, указавшей ранее отсталым народам путь перехода к социализму, минуя капиталистич. стадию развития. И. нац. р-нов – дело всех народов СССР. В историю Карагандинского угольного бассейна вписаны имена донецких горняков, ставших вожаками ударных бригад, инструкторами, учителями рабочих-казахов, вчерашних кочевников. Строительство и освоение цветной металлургии Казахстана и Ср. Азии шло при активном участии посланцев Урала, текст. пром-сти – при помощи текстильщиков Иванова и Москвы. Тысячи казахов, узбеков, татар и др. прошли производств. обучение на предприятиях Москвы, Ленинграда, Донбасса, Баку. При общем росте продукции крупной пром-сти страны в 1940 (по сравнению с 1913) в 11,7 раза продукция крупной промышленности Грузии выросла в 27 раз, Армении – в 23, Казахстана – в 20, Киргизии – в 153, Таджикистана – в 324 раза.

Осн. производств. фонды пром-сти и строительства СССР в 1940 выросли против 1928 в 8,5 раза. На долю старых осн. фондов оставалась лишь ничтожная доля производств. мощностей пром-сти. Вновь созданные предприятия отличались передовой техникой, высокой степенью концентрации произ-ва. Валовая продукция всей пром-сти в 1940 выросла по сравнению с 1913 в 7,7 раза, в т. ч. произ-во средств произ-ва в 13,4 и произ-во предметов потребления в 4,6 раза. Произошли коренные изменения в структуре пром. произ-ва. На долю тяж, индустрии в 1940 приходилось 61,2% валовой продукции пром-сти против 33,3% в 1913. Поток машин, направленных тяж. пром-стью во все отрасли нар. х-ва, обеспечил завершение их технич. реконструкции. В 1940 в с. х-ве действовало 684 тыс. тракторов (в пересчете на 15-сильные) – в 38 раз больше, чем в 1928, 182 тыс. зерновых комбайнов (в 1928 было всего 2 комбайна), 228 тыс. грузовых автомобилей – в 326 раз больше, чем в 1928. Коренной реконструкции подверглись транспорт, связь, гор. х-во. В ходе И. шел ускоренный процесс формирования квалифицированных кадров рабочего класса и производств.-технич. интеллигенции. В 1940 в пром-сти и строительстве работало 12,5 млн. ч. против 4,5 млн. ч. в 1928. К нач. 1941 в нар. х-ве было занято 295 тыс. инженеров с высшим образо ванием и 324 тыс. техников со спец. средним образованием (в 1928–47 и 51 тыс.). Коренным образом изменилась социальная структура общества. В 1937 в пром-сти и строительстве работало 24% населения, занятого в нар. х-ве страны, против 8% в 1928. Удельный вес гор. населения возрос с 18% в 1913 до 33% в 1939. Изменился социально-экономический облик городов. До И. большинство их являлось в осн. торг.-адм. центрами, теперь они стали центрами промышленности (см. "Город" в СССР).

Эпопея И. вошла в историю СССР как великий подвиг рабочего класса, колх. крестьянства, сов. интеллигенции, осуществленный под руководством Коммунистич. партии. В историю И. вошли имена замечат. организаторов социалистич. произ-ва – Ф. Э. Дзержинского, В. В. Куйбышева, Г. К. Орджоникидзе, А. И. Микояна, их ближайших соратников – В. И. Межлаука, М. Л. Рухимовича, И. В. Косиора, Г. И. Ломова, С. С. Лобова, руководителей крупнейших отраслей пром-сти – А. Н. Косыгина (текстильная пром-сть), А. П. Серебровского (нефтяная пром-сть, цветная металлургия), А. Ф. Толоконцева, Б. Л. Ванникова, И. П. Жукова, В. А. Малышева, Д. Ф. Устинова (машиностроение), А. И. Шахурина, П. И. Баранова (авиац. пром-сть), И. Ф. Тевосяна, А. П. Завенягина (черная металлургия), Е. Т. Абакумова, В. В. Вахрушева, А. Н. Задемидко, А. Ф. Засядько (угольная пром-сть) и мн. др. Огромную работу провели руководители отд. строек и предприятий: В. И. Иванов (тракторный завод на Волге и Балхашский медеплавильный), С. М. Франкфурт, К. И. Бутенко, Г. И. Носов (Кузнецкий металлургич. з-д), Я. С. Гугель (Магнитка, Азов-сталь), П. И. Свистун (Харьковский тракторный з-д), И. А. Лихачев (Моск. автозавод), В. Е. Цифринович (Соликамский калийный трест), С. П. Бирман (металлургич. з-д им. Петровского), А. П. Банников (Уралмашстрой), A. И. Кузьмин (Запорожсталь), А. С. Вишневский (Тагилстрой) и др. Большой вклад в дело И. внесла сов. наука, не только содействовавшая развитию производит. сил, но и сама ставшая их составной частью. Имена ученых-энергетиков – Г. М. Кржижановского, И. Г. Александрова, Г. О. Графтио, А. В. Винтера, Б. Е. Веденеева, С. Я. Жука; металлургов – М. А. Павлова, И. П. Бардина, А. А. Байкова; геологов – И. М. Губкина, С. В. Обручева, А. Е. Ферсмана; химиков – А. Н. Баха, Н. Д. Зелинского, С. В. Лебедева, Д. Н. Прянишникова; ученых-техников – А. Н. Крылова, Е. О. Патона; экономиста С. Г. Струмилина и мн. др. неотъемлемы от истории И. Сов. интеллигенция выдвинула плеяду замечат. конструкторов: создателей новых самолетов и авиадвигателей – А. Н. Туполева, С. В. Ильюшина, А. С. Яковлева, А. И. Микояна, B. Я. Климова; автомашин – Н. Р. Бриллинга, станков – В. И. Дикушина; тракторов – Ж. Я. Котина; турбин – А. И. Гринберга и мн. др.

И. с. в СССР имеет громадное междунар. значение. "Победоносное социалистическое строительство в Советском Союзе,– говорилось в резолюции пленума Исполкома Коминтерна (сент. 1932),– все более и более становится могущественной силой, способствующей революционному подъему, ускоряющей назревание революционного кризиса в капиталистических и колониальных странах".

Сов. планы И. страны подверглись яростным нападкам капиталистич. печати. 1-я пятилетка была расценена как "фантазия", "утопия", "бумажная программа". Однако после ее успешного завершения предсказание "неизбежного провала" социалистич. И. стало рискованным. Даже злейшие враги коммунизма вынуждены были признать великие победы И. Лидер и теоретик лравых социалистов К. Каутский писал в 1933, что осуществление 1-й пятилетки "...вызывает наше удивле ние, удивление капиталистического мира, удивление многих социалистов, которые до этого времени стояли перед большевистскими экспериментами полные сомнений". После выполнения 2-й пятилетки один из лидеров Лейбористской партии Англии Г. Ласки заявил, что в СССР "создан новый мир". И все же безуспешные попытки поставить сов. планы под сомнение имели место на всех этапах И. Однако быстрое превращение СССР в мощную индустриальную державу объективно доказало неоспоримые преимущества социалистич. системы х-ва. Среднегодовые темпы роста пром. произ-ва в 1930–40 составляли: в СССР –16,5%, в США – 1,2%. Созданная в годы И. могучая социалистич. индустрия стала решающим условием победы СССР в Вел. Отечеств. войне. В послевоен. годы пром-сть СССР явилась базой восстановления в кратчайший срок разрушенного врагом пар. х-ва зап. р-нов страны и нового бурного роста всей сов. экономики.

Хронология

Ввод в строй и освоение крупнейших новых и коренным образом реконструированных пром. предприятий в годы социалистич. индустриализации (1926 – июнь 1941).

1926, 18 янв. – первенец механизированной стекольной пром-сти з-д "Дагестанские огни" (Даг. АССР). 29 мая – обувная ф-ка в Ростове-на-Дону. 8 окт. – 1-я турбина Штеровской ГРЭС (Донбасс); 1927, февр. – первенец сов. хл.-бум. пром-сти ф-ка им. Лакина (Владимирская обл.). 1 нояб. – Лениногорский свинцовый з-д (Вост.-Казахстанская обл.). 7 нояб. – прядильно-ткацкая ф-ка им. Дзержинского (Иваново); 1928, 30 авг. – 1-я очередь Балахнинского целлюлозно-бум. комбината (Горьковская обл.). 6 нояб. – Карсакпайский медеплавильный з-д (Карагандинская обл.). Моск. электрозавод им. Куйбышева; 1929, 25 мая – Батумский нефтеперерабатывающий з-д. 7 нояб. – Ивановский меланжевый комбинат; 1930, 15 июня – Ростовский з-д с.-х. машиностроения. 17 июня – Волгоградский тракторный з-д. 1 сент. – Челябинская ГРЭС. 1931, 1 мая – з-д с.-х. машин (Ташкент). 31 июля – 1-я очередь Челябинского з-да ферросплавов. 4 сент. – Красноуральский медеплавильный комбинат (Свердловская обл.); 1 окт. – Харьковский тракторный з-д. Московский автозавод. 30 окт. – 1-я очередь Зуевской ГРЭС; 1932, 1 янв. – Горьковский автозавод. 31 янв. – 1-я домна Магнитки. 29 марта – 1-й Гос. подшипниковый з-д (Москва). 3 апр. – домна № 1 Кузнецкого металлургич. комбината. 27 апр. – Березниковский химич. комбинат. 10 окт. – торжеств. пуск Днепрогэс им. Ленина. Электрометаллургич. з-д "Днепроспецсталь" (Запорожье). 19 окт. – Воронежский з-д синтетич. каучука. Ноябрь – шинный з-д Ярославского резино-асбестового комбината. 19 дек. – Моск. станкостроит. з-д им. Орджоникидзе; 1933, февр. – Соликамский калийный рудник. 1 июня – Челябинский тракторный з-д. 15 июля – Уральский з-д тяжелого машиностроения. 17 июля – Днепровский алюминиевый з-д. 11 авг. – домна № 1 Азовстали. 4 окт. – Уфалейский никелевый з-д (Челябинская обл.). 16 нояб. – домна № 1 Запорожстали. 27 нояб. – коренным образом реконструированный Луганский паровозостроит. з-д. 22 дек. – Свирская ГЭС (Ленингр. обл.). 24 дек. – 1-я очередь Новомосковского (ранее Бобриковского) химкомбината; 1934, 23 янв. – Харьковский турбогенераторный з-д. Февр. – Чимкентский свинцовый з-д (Казахская ССР). 15 июля – 1-я очередь з-да "Уралэлектроаппарат" (Свердловск). Июль – Ташкентский хл.-бум. комбинат. 4 авг. – 1-я домна Криворожского металлургич. з-да. 28 сент. – Ново-Краматорский з-д тяжелого машиностроения. Сент. – Барнаульский меланжевый комбинат; 1935, 15 февр. – 1-я очередь Горловского азотнотукового з-да. 6 нояб. – Уральский вагоно-строит. з-д (Ниж. Тагил); 1936, 5 янв. – 1-я очередь Средне-уральской ГРЭС. 18 янв. – 1-я очередь Первоуральского новотрубного з-да. 3 февр. – Камский целлюлозно-бум. комбинат; 1937 – завершены работы 2-й очереди реконструкции Моск. автозавода; 1938, 18 апр. – Днепродзержинский азотнотуковый комбинат. 21 июля – Кемеровский азотнотуковый з-д. Окт. – комбинат "Североникель" (Мурманская обл.). 24 нояб. – Балхашский медеплавильный з-д; 1939, 4 февр. – Медногорский медно-серный комбинат (Оренбургская обл.). 24 февр. – комбинат "Южуралникель" (Орск, Оренбургская обл.). 9 апр. – на Новомосковской ГРЭС введена в строй 1-я в СССР турбина мощностью 100 тыс. кет; 1940, 25 июня – Среднеуральский медеплавильный з-д. Домна № 1 Новотагильского з-да. 1 сент. – Тырны-Аузский молибденовый комбинат (Каб.-Балк. АССР). 7 нояб. – 1-я очередь Чирчикского электрохимич. комбината; 1941, 24 февр. – Краматорский з-д тяжелого станкостроения. Март – Соликамский целлюлозно-бум. комбинат (Пермская обл.). 1 мая – Спасский цементный з-д (Приморский край).

Лит.: Ленин В. И., Как увеличить размеры душевого потребления в России?, Соч., 4 изд., т. 19; его же, Грозящая катастрофа и как с ней бороться, там же, т. 25; его же, Очередные задачи Сов. власти, там же, т. 27; его же, Набросок плана научно-технич. работ, там же; его же, Речь на II Всеросс. съезде Советов нар. х-ва 25 дек. 1918 г., там же, т. 28; его же, Проект резолюции VIII съезда Советов по докладу об электрификации, там же, т. 31; его же, X съезд РКП(б). 8–16 марта 1921 г., там же, т. 32; его же, Доклад о замене разверстки натуральным налогом (15 марта), там же; его же, Наказ от СТО (Совета труда и обороны) местным сов. учреждениям. Проект, там же; его же, III конгресс Коммунистич. Интернационала. 22 июня – 12 июля 1921 г., там же; его же, О внутр. ивнеш. политике республики. Отчет ВЦИК и СНК IX Всеросс. съезду Советов 23 дек. 1921 г., там же, т. 33; его же, Политич. отчет Центр. к-та РКП(б) 27 марта [XI съезду РКП(б)], там же; его же, – Пять лет Росс. революции и перспективы мировой революции. Доклад на IV Конгрессе Коминтерна 13 ноября 1922 г., там же; Ленинский сборник, т. XX, XXXVI, М., 1932–59; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 7 изд., ч. 2, М., 1953; Директивы КПСС и Сов. пр-ва по хоз. вопросам 1917–1957, т. 1–2, М., 1957; Стенографич. отчеты и резолюции XIV–XVIII съездов, XV–XVIII конференций ВКП(б), XX, XXI, XXII съездов КПСС; Дзержинский Ф. Э., Избр. произв., т. 2, М., 1957; Киров С. М., Избр. статьи и речи (1912–1934), М., 1957; Куйбышев В. В., Избр. произв., М., 1958; Орджоникидзе Г. К., Избр. статьи и речи. 1918–1937, М., 1945; Пятилетний план народнохозяйственного строительства СССР, т. 1–3, 2 изд., М., 1929; Итоги выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР, М., 1933; Второй пятилетний план развития нар. х-ва СССР (1933–1937 гг.), т. 1–2, М., 1934; Итоги выполнения второго пятилетнего плана развития нар. х-ва СССР, М.; 1939; Социалистич. строительство СССР. Статистич. ежегодники, М., 1934; тоже, М., 1936;то же, М.–Л., 1939; Пром-сть СССР. Статистич. сб., М., 1957; Нар. х-во СССР в 1962 г. Статистич. ежегодник, М., 1963; История Коммунистич. партии Сов. Союза, 2 изд., М., 1963; Локшин Э. Ю., Очерк истории пром-сти СССР (1917–1940 гг.), М., 1956; Бровер И., Очерки развития тяж. пром-сти СССР, Α.-Α., 1954; Маевский И. В., Тяж. пром-сть СССР в первые годы социалистич. индустриализации (1926–1929 гг.), М., 1959; Xавин А. Ф., Краткий очерк истории индустриализации СССР, М., 1962; Горбунов Э. П., Социалистическая индустриализация СССР и ее бурж. критики, М., 1962; Алексеев Г. Α., Лельчук В. С, Нек-рые вопросы историографии социалистич. индустриализации СССР, в кн.: Сов. ист. наука от XX к XXII съезду КПСС. История СССР, М., 1962 (см. также лит. к статьям о пятилетних планах, "ГОЭЛРО план").

А. Ф. Хавин. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia