Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Индия





И́НДИЯ, Республика Индия, – гос-во на Ю. Азии, входит в состав Содружества (Commonwealth). Площ. 3281,1 тыс. км2. Нас. 460 млн. чел. (оценка 1963). Осн. национальности: хиндустанцы, бихарцы, телугу, маратхи, бенгальцы, тамилы, гуджаратцы, раджастханцы, каннара, малаяли, ория, пенджабцы, ассамцы, кашмирцы. Гос. языки – хинди и английский. Религия большинства верующего населения – индуизм.

И. – республика, в состав к-рой входят 16 штатов и 7 территорий. Столица – г. Дели. Глава гос-ва и исполнит. власти – президент. Высший орган законодат. власти – парламент, состоит из 2 палат: Народной палаты и Совета штатов. Гос. флаг и герб см. в таблицах к статьям "Флаг государственный" и "Герб государственный".

Исторический очерк

В истории И. можно выделить следующие осн. периоды: 1) Первобытнообщинный строй и становление клас. общества (до конца 2-го тыс. до н.э.). 2) Раннее рабовладельческое общество (1-я пол. 1-го тыс. до н.э.). 3) Период развитого рабовладельч. общества и его разложения (ок. 4 в. до н.э. – ок. 5 в. н.э.). 4) Ранний феодализм (ок. 5 – ок. 12 вв.). 5) Период развитого феодализма (ок. 13–18 вв.). 6) И. под англ. колон. господством (сер. 18 в. – 1947). Этот период, характеризующийся в социально-экономич. отношении уродливым, однобоким развитием капитализма при искусств. консервации феод. отношений, имеет следующие разделы: а) И. во 2-й пол. 18 – 1-й трети 19 вв.: завоевание И. Англией, эксплуатация страны методами первоначального капиталистич. накопления, начало превращения И. в рынок сбыта и источник сырья для метрополии, борьба народов И. против вторжения колонизаторов; б) И. в 30-е гг. 19 в. – 1860: завершение англ. завоевания, переход к эксплуатации страны методами пром. капитализма, появление первых бурж.-националистич. орг-ций, усиление стихийных народных антиколон. выступлений, нар. восстание 1857–59; в) И. в 1860–97: превращение И. в аграрно-сырьевой придаток англ. метрополии, усиление развития капитализма в обще-инд. масштабе, формирование общеиндийского бурж.-нац. движения и появление различных течений в освободит. борьбе; г) И. в 1897–1918: развитие колон. эксплуатации И. империалистич. методами, начало организованного массового освободит. движения; д) И. в 1918–39; подъем массового антиколон. движения под лозунгом независимости И.; е) И. в годы 2-й мировой войны (1939–45) – обострение кризиса колон. режима; ж) решающий этап борьбы народов И. за независимость (1945–47). 7) И. после завоевания политической независимости (с 1947). Этот период включает разделы: Доминион И. (1947–50) и Республика И. (с 1950).

Первобытнообщинный строй и становление классового общества (до конца 2-го тыс. до н.э.). Археологич. находки свидетельствуют о наличии в И. человеческого общества уже в период среднего плейстоцена. В отложениях этой эпохи были найдены кам. орудия шелльско-ашельского типа. Эти палеолитич. орудия сменились мезолитическими и затем неолитическими. Время перехода в И. от камня к металлу и начала разложения соответствующего кам. веку первобытнообщинного строя точно не установлено. Первые датированные остатки бронзовой культуры, найденные в долине р. Инда, относятся к 3-му тыс. до н.э. Почти все историки считают, что древнейшим памятником класс. общества на терр. И. являетея культура "Мохенджо-Даро" и "Хараппы" (3–2-е тыс. до н.э.), открытая инд. археологами в нач. 20-х гг. 20 в. Нек-рые элементы этой культуры прослеживаются в культуре последующих поколений индийского народа. В 14–12 вв. с Северо-Запада в И. приходят скотоводч. племена т.н. ариев, поселяющиеся сначала в Пенджабе, а затем и в долине Ганга. "Веды" – собрание др.-инд. религиозных гимнов и заклинаний (по предположению большинства санскритологов, созданные в 1500–1000 до н.э.), рисуют эти племена уже частично оседлыми (они выращивали ячмень с применением плуга и искусств. орошения), знавшими различные ремесла (в т.ч. произ-во оружия и др. предметов из меди, а, возможно, также из бронзы); они вели торговлю, используя в качестве денег скот и золотые украшения (нишка). Племена (джана) ведических ариев (бхарата, яду, пуру, гандхары и др.) делились на роды (виш), состоявшие, в свою очередь, из нескольких больших патриархальных семей (кула). В этот "ведический период" указанные племена уже достигли той ступени разложения первобытнообщинного строя, к-рую Ф. Энгельс назвал строем воен. демократии. У этих племен уже существовала частная собственность на скот и прочее движимое имущество, а также на рабов (даса). У тех племен, которые осели на землю, в частной собственности была, по-видимому, также и земля под усадьбой. Выделялась племенная аристократия (раджаны), все более и более захватывавшая в свои руки власть над рядовыми членами племени.

Раннее рабовладельческое общество (1-я пол. 1-го тыс. до н.э.). В 1-й пол. 1-го тыс. до н.э. в Сев. И. возник ряд рабовладельч. гос-в. Несмотря на большое количество работ, посвященных истории рабовладельч. общества, этот период истории И. еще недостаточно изучен. Причиной является характер источников по Др. Индии. За исключением ограниченных по своему содержанию эпиграфич. документов (самые древние из них относятся к 3 в. до н.э.) и разрозненных сведений об И. в произв. греч., рим., византийских авторов и в кит. хрониках, все прочие источники – это памятники древней религ. лит-ры, эпос, своды брахманских наставлений (дхармасутры и дхармашастры), философские, политич. и иного рода произведения. Среди них нет ни одного памятника ист. лит-ры, подобного оставленным Др. Грецией и Римом. Почти все памятники др.-инд. лит-ры дошли до нас в записи ср.-век. периода, а нек-рые даже были записаны в конце 18 – нач. 19 вв. Историкам И. точно еще неизвестно, когда и где были созданы используемые ими многие инд. лит. источники и какой переработке подвергся начальный текст в ходе многовековой устной передачи до того как был, наконец, записан на пальмовые листы или на бумагу. До сих пор нек-рые лит. памятники И. ("Ману законы", "Артхашастру", "Джатаки" и др.) одни историки используют для характеристики инд. общества, жившего за много веков до н.э., другие – в первых веках н. э. Кроме того, незнание места происхождения того или иного источника ведет историка на опасный путь распространения почерпнутых сведений на всю терр. И. В результате вплоть до наст. времени в истории Др. И. остается немало нерешенных вопросов, а многие выводы историков, в т.ч. и по таким кардинальным вопросам, как экономика и социальные отношения Др. И., хронологич. рамки рабовладельч. строя и др., все еще являются дискуссионными. Наконец, характер источников крайне ограничивает возможности изучения клас. борьбы в др.-инд. обществе.

Согласно т.н. индо-ведической брахманской лит-ре и древнейшим преданиям, к-рые сохранились в буддийской канонич. лит-ре и восходят к 6 в. до н.э., большинство рабовладельч. гос-в было расположено в вост. части Сев. И., в бассейнах pp. Ганга и Джамны ("Анга", "Ватса", "Магадха", "Каши", "Кошала", "Вридджи", "Куру", "Панчала" и др.). Из гос-в, расположенных западнее их, упоминаются "Таксила", "Гандхара", "Аванти" и др. (см. карту). Большинство этих гос-в имело монархич. форму правления; в гос-вах с республиканской формой правления власть принадлежала совету, в к-рый входили члены господствующего рода. Примером такого гос-ва было гос-во шакьев (шакьи – род, из к-рого, как говорят легенды, произошел "Будда"). Население этих гос-в, в отличие от ведич. племен, знавших только бронзу, умело плавить и обрабатывать железо; осн. источником их существования было уже земледелие. Здесь выращивались рис, пшеница, просо, ячмень, кунжут, сахарный тростник, хлопок и др. Свободное население этих рабовладельч. гос-в состояло из 4 сословных групп ("варн"): "брахманов", "кшатриев", "вайшиев" и "шудров", из к-рых первые две занимали привилегированное положение (обладали монополией на управление и жили не только за счет труда своих рабов, но и за счет труда вайшиев и шудров). Гос-во в лице царя взимало с земледельцев гос. налог: 1/61/12 (обычно 1/6) часть урожая. Царь имел также право на труд ремесленников (1 день в месяц), на различные сборы и пошлины. Земледельцы жили общинами – родовыми и соседскими. Члены общины были коллективными собственниками земли и сооружений (ирригационных и др.), созданных их совместным трудом. В коллективной собственности были общинные рабы. Община содержала ремесленников, обслуживавших хоз. и бытовые нужды земледельцев. Наряду с коллективной общинной собственностью развивалась и частная земельная собственность. Этот процесс шел неравномерно в разных частях И. Рабство в основном имело патриархальный, ограниченный характер. Труд рабов применяли гл. обр. в домашнем х-ве. Появились города – столицы рабовладельч. гос-в.

Период развитого рабовладельческого общества и его разложения (ок. 4 в. до н.э. – ок. 5 в. н.э.). Экономич. прогресс, достигнутый в 6–4 вв. до н.э., внес серьезные изменения в условия жизни древнеиндийского общества. Есть основания предполагать, что в нек-рых р-нах П., в частности в Магадхе, патриархальное рабство перестало удовлетворять потребности общества. Рабы уже не только обслуживали личные потребности своих хозяев, но и производили продукты для рынка. Имеются упоминания о значительных по размерам хозяйствах, в к-рых использовались в большом количестве рабы, а также наемники, причем формы эксплуатации наемников и рабов были, по-видимому, весьма сходны. Труд рабов и наемников использовался в земледелии, ремесло и в горнорудных промыслах. Развитие товарно-денежных отношений в И. (о чем свидетельствовало появление медных и серебряных денег) способствовало распространению рабства. Дошедшие до нас источники содержат сведения о богатых городах, где жили рабовладельческая знать, а также ремесленники и торговцы, организованные в цехи и гильдии (шрени); богатые купцы вели торговлю с др. гос-вами и странами. В Магадхе развитию рабовладения, несомненно, был дан толчок также строительством дамб и отводящих каналов, необходимых в борьбе против опустошит. наводнений, к-рым подвержена область ниж. течения Ганга. Это строительство вызвало дальнейшее разделение труда и рост обмена. Т. о., по-видимому, к сер. 4 в. до н.э. в Магадхе складываются развитые рабовладельч. отношения, а сама она превращается в могучую рабовладельч. деспотию. Класс рабовладельцев значительно усилился. В руки брахманской и кшатрийской рабовладельч. знати поступала гл. масса продукта, создаваемого обществом. Выросло и приобрело экономич. вес купечество. Оно стало самой влият. прослойкой в составе варны вайшиев. В то же время прочие вайшии лишились многих прежних обществ. привилегий. Особенно ухудшилось положение шудров, большое число к-рых составляли наемные работники (кармакары, бхртаки). Те из них, кто использовался в земледелии, получали за свой труд долю урожая. Усилилась эксплуатация рабов (дасов), занятых в рудниках, земледелии, ремесле и на строительстве. Все это обострило клас. противоречия. Именно рост социальных противоречий породил религ.-сектантское движение, из к-рого выделились "буддизм" и "джайнизм".

Потребность в рабах и в средствах для осуществления ирригац. и пр. строительства, очевидно, стимулировала захватнич. войны Магадхи. Уже в сер. 4 в. до н.э. в правление "Нандов" под властью Магадхи была почти вся долина Ганга и, возможно, даже "Калинга". Еще в период возвышения Магадхи долина р. Инда была завоевана Ахеменидами (см. "Ахеменидов государство"). В 327 до н.э. в И. вторгся Александр Македонский, но дошел только до р. Биас. Его войска, напуганные упорным сопротивлением индийцев в Пенджабе и рассказами о мощи державы Нандов, отказались идти дальше, и Александр был вынужден в 325 до н.э. уйти из И. Экспансия Магадхи продолжалась и в правление династии "Маурьев", основанной "Чандрагуптой", свергнувшим Нандов ок. 322 до н.э. Когда ок. 305 до н.э. основатель гос-ва селевкидов "Селевк I Никатор" вторгся в И., Чандрагупта был достаточно силен, чтобы нанести ему поражение и заставить его признать господство Маурьев над Арианой, Арахосией и Паропамисадами. При царе "Ашоке" – горячем приверженце и распространителе буддизма – Маурьи господствовали почти над всей И., а также над частью нынешнего Афганистана. Чтобы держать своих подданных и рабов в повиновении, Маурьи создали сильный адм. и воен. аппарат. Сведения о державе Маурьев оставил находившийся при их дворе посол Селевка Никатора Мегасфен. В этот период Магадха установила политич. связи с Сирией, а также, по-видимому, с Грецией и Египтом. Магадха вела торговлю с западными соседями, и из ее столицы Паталипутры – большого и укрепленного города, Маурьи провели хорошую дорогу к сев.-зап. границе своей державы. Дальнейшее развитие рабовладельч. строя усилило клас. противоречия, косвенно засвидетельствованные в эдиктах Ашоки. Внутр. противоречия и вторжение в И. бактрийских греков подорвали силы Маурьев. Их держава начала распадаться. Власть последующих династий правителей Магадхи, Шунгов и "Канвов" уже ограничивалась, по-видимому, областью ниж. течения Ганга. На З. Сев. И. во 2 в. до н.э. –1 в. н.э. правили многочисл. династии из греко-бактрийцев, парфян и шаков. В Декане в 3 в. до н.э. начало расти гос-во "Андхра", к-рое во 2 в. н.э. превратилось в державу, охватившую всю сев. часть Декана. В 1 в. н.э. большая часть Сев. И. оказалась под властью Кушанов (см. "Кушанское царство"). 1–3 вв. были, по-видимому, периодом наивысшего расцвета рабовладельч. строя. В это время Индия вела оживленную торговлю с Римом. По словам Плиния, Рим вывозил из И. товаров на 50 млн. сестерциев (это подтверждается богатыми кладами римских монет, находимыми в И.). Рим посещали послы инд. государей. Ширились торг. связи и со странами, расположенными на В. от И. вплоть до Китая. После распада державы Кушанов в Сев. И. в 4 в. снова начало расти гос-во Магадха. При "Гуптах" под властью Магадхи была большая часть Сев. Индии от Бенгальского зал. на В. до Пенджаба и п-ова Катхиавар на 3. В это время в Декане было неск. гос-в: Сатаваханов (Андхра), Паллавов (см. "Паллавов государство"), Пандьев (см. "Пандьев государство") и др.

Дошедшие до нас лит. памятники 2–4 вв. дают основание предполагать, что в этот период рабовладельч. строй вступил в фазу своего разложения. В сборниках наставлений устанавливаются запреты на обращение свободных в рабство. Рабы, занятые в гос. поместьях, а затем и в частных земельных владениях, наделяются зем. участками и начинают вести собственное х-во, отдавая хозяину земли часть урожая. Инд. историк Р. Ш. Шарма относит к такой категории "упарикаров" – производителей, плативших налог (часто упоминаемых в эпиграфич. документах 5 в. и позднейших), к-рых почти все другие инд. историки рассматривают как арендаторов, не пользовавшихся наследств. правом на обрабатываемые участки земли. Судя по тем же сводам брахманских наставлений, в общинах усилился процесс дробления х-ва больших семей между индивидуальными семьями. Логич. последствием этого процесса, несомненно, было появление частной собственности, развитие имуществ. дифференциации среди общинников, появление в общинах богатых семейств, к-рые существовали за счет эксплуатации труда попавших к ним в кабалу обедневших членов общины, плативших им долю урожая. Так стали развиваться формы эксплуатации, характерные для феод. общества. Появились первые письменные документы, свидетельствующие о начале распространения дарений царями земель частным лицам и религ. учреждениям с налоговым и адм. иммунитетами. Первый документ такого рода относится ко 2 в. Их число возрастает в гуптский период. Появляются грамоты о дарении частным лицам целых деревень с различными иммунитетами и правом на принудит. бесплатный труд общинников. В результате дарений свободные общинники превращались в феодально зависимых крестьян. Этот процесс особенно усилился после того, как государство Гуптов (см. "Гуптов государство") распалось (6 в.).

В рабовладельч. период в И. сложилась яркая и самобытная культура, образцы к-рой дошли до нас в памятниках литературы и искусства. В этот период окончательно складываются великие эпич. поэмы индийцев "Махабхарата" и "Рамаяна". Развивается классич. лит-ра на санскрите, достигающая своей вершины в насыщенном гуманистич. идеями творчестве Калидасы (5 в. н.э.), поэта, проявившего себя в лирической и эпической поэзии, а также в драматургии. Из других поэтов этого периода следует назвать предшественников Калидасы Ашвагхошу и Бхасу. От древнего периода сохранились замечательные памятники архитектуры (пещерные монастыри и храмы, буддийские ступы), скульптура т.н. гандхарской и матурской школ, настенная живопись в пещерных монастырских сооружениях "Аджанты". В этот период проходил процесс формирования классич. систем инд. философии [локаята (чарвака), школы буддийской и дайнистской философии, ньяя, вайшешика санкхья, миманса, веданта], в ходе к-рого сложились 2 осн. мировоззренч. направления: материализм и идеализм. значит. вклад в науку внесли инд. математики, к-рым мир обязан введением понятия нуль и десятичной системы написания цифр. Приемы инд. хирургов, в частности при пластич. операциях, изложенные в др.-инд. мед. трактатах, использовались европ. хирургами вплоть до 19 в.

Ранний феодализм (ок. 5 – ок. 12 вв.). Имеющиеся источники не позволяют установить с достаточной точностью время перехода И. к феодализму. Авторы пронизанной идеалистич. взглядами коллективной работы "История и культура индийского народа", издающейся в И. под редакцией Маджумдара, начинают средневековый период с 12 в., когда на С. Индии образовалось гос-во под властью мусульм. правителей. Англ. историк В. Смит, подходя к проблеме с формально-юридич. позиций, начинает в "Оксфордской истории Индии" средневековый период с падения державы Харши [606–647], а русский историк M. M. Ковалевский связывает начало феодализма в И. с первыми завоеваниями арабов (7 в.). Советские историки (их точка зрения изложена во "Всемирной истории") датируют начало феод. периода падением империи Гуптов (конец 5 – нач. 6 вв.). На эту точку зрения (правда, с позиций юридич. школы) встали нек-рые инд. историки (Д. Д. Косамби, Р. Ш. Шарма и др.). Судя по эпиграфич. документам, процесс феодализации общинников, начавшийся в гуптский период, после распада державы Гуптов охватил всю И. К сожалению, одни дарственные грамоты, при отсутствии повествовательных источников до появления описания И. "Сюань-цзаном", не дают возможности проследить все разнообразные пути и формы сложения феод. зем. собственности. По Сюань-цзану, однако, можно судить, что в 7 в. общинное крестьянство в основном уже было феодализировано и составляло низшее податное сословие шудров. В варне вайшиев, в древности объединявшей, кроме торговцев и части ремесленников, всех свободных владельцев общинных земель, остались, по словам Сюань-цзана, только торговцы. Судя по Сюань-цзану, крупнейшими феод. собственниками земли были правители гос-в; они распоряжались как собственностью не только своими родовыми землями, но и всеми прочими землями гос-ва, не ставшими еще частной собственностью их феод. вассалов. Государи раздавали земли высшим служащим гос. аппарата в качестве служебного пожалования или дарили храмам и всем тем, кто снискал их расположение. Крестьяне жили сельскими общинами, к-рые, как писал К. Маркс, "...покоятся на общинном владении землей, на непосредственном соединении земледелия с ремеслом и на упрочившемся разделении труда, которое при основании каждой новой общины служит готовым планом и схемой... Главная масса продукта производится для непосредственного потребления самой общины, а не в качестве товара, и потому само производство не зависит от того разделения труда во всем индийском обществе, которое опосредствуется обменом товаров. Только избыток продукта превращается в товар, притом отчасти лишь в руках государства, к которому с незапамятных времен притекает определенное количество продукта в виде натуральной ренты" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 369–70).

Началу ср.-век. периода в И. сопутствовал нек-рый упадок городов и ден. обмена. Это подтверждается инд. нумизматикой. Однако за коротким периодом упадка последовало новое оживление гор. ремесла и торговли. Растут города – адм. центры феод. гос-в, а в связи с новым оживлением внешней торговли оживают и портовые города. Ремесленники находились, как и крестьяне, в зависимости от феодалов. Обслуживая потребности феодалов и внешнюю торговлю, ремесленники совершенствовали свое искусство, передавая его по наследству внутри своих "каст". По мере роста разделения труда множилось количество каст; в инд. феод. обществе возникла закрепленная "индуизмом" дробная иерархич. кастовая структура. Отсутствие повествоват. источников, рассказывающих о клас. борьбе феодально угнетенных трудящихся масс, лишает возможности дать ее конкретную историю; косвенным свидетельством этой борьбы является религ. сектантское движение, развернувшееся с 12 в. среди торг.-ремесл. населения городов. В совр. историографии это движение именуется движением "бхакти".

В 6–12 вв. в И. было много гос-в, между к-рыми шли беспрерывные войны, завершавшиеся часто падением одних и выдвижением др. династий. На Севере И. большое количество гос-в в 1-й пол. 7 в. было покорено "Харшей", но созданная им держава распалась после его смерти. В 8–12 вв, из сев.-индийских гос-в наиболее крупными были гос-ва "Палов", "Сенов", "Гурджара-Пратихаров", Кашмир, Бхатинда, Анхилвара и др. Многие из них находились под властью раджпутских родов. В Декане попеременно господствовали "Чалукьи" (правители Бадами), Раштракуты, Чалукьи (правители Кальяни), Вост. Чалукьи, "Паллавы", "Чолы", Пандьи, Какатии, "Кадамбы", Ядавы, Хойсалы и др. В 8 в. "Синд" был завоеван арабами. В нач. 11 в. в Сев. И. не раз ходил походами правитель Газневидского государства "Махмуд Газневи" и присоединил к своей державе значит. часть Пенджаба.

Период развитого феодализма (ок. 13 – 18 вв). В конце 12 – нач. 13 вв. Сев. И. была завоевана правителем "Газни" Мухаммедом (см. "Мухаммед Гури"). После смерти Мухаммеда его военачальники и наместники, действовавшие в И., отказались признавать преемников своего повелителя и создали в покоренной ими И. свое гос-во со столицей в "Дели" (это гос-во в историографии именуется "Делийским султанатом").

Создав на Севере сильное феод. гос-во, делийские султаны смогли отбить наступление монголов, а в нач. 14 в. при "Ала-ад-дине Хильджи" перейти в наступление на политически раздробленный Декан и почти полностью подчинить его. В целях укрепления материальной основы своего господства завоеватели объявили всю землю собственностью гос-ва. Экономич. реализацией этой собственности на землю был рента-налог, поступавший в распоряжение султанов, независимо от того, в чьем владении находились эти земли (исключение делалось лишь для феодалов, получивших от султана налоговый иммунитет). Кроме того, в руки султана поступали подушный налог на немусульман – "джизия", пошлины и рыночные сборы. Осн. формой феод. владения землей господствующей прослойки феод. класса, представленной мусульманской феод. знатью, стала "икта" (форма, сходная с зап.-европ. бенефицием), к-рая при "Фироз-шахе Туглаке" [1351–88] была объявлена наследственной.

Период существования Делийского султаната был отмечен значит. ростом производит. сил, особенно строительством крупных ирригац. сооружений, осуществленных Фироз-шахом, развитием ремесла, внутр. и внешней торговли, но в то же время и ростом феод. эксплуатации крестьян и ремесленников. Феод. гнет не раз вызывал крупные крестьянские восстания и волнения в городах. В 15 в. в результате удара, к-рый был нанесен Делийскому султанату в 1398 "Тимуром", и последовавших затем феод. мятежей Делийский султанат начал распадаться. Под властью султанов сначала династии "Саидов", а затем "Лоди" остались только область Дели и Пенджаб. Кроме кн-в Раджпутаны, где сохранилась власть индусских раджей, в Сев. И. образовались независимые кн-ва "Джаунпур", Бенгальское (см. "Бенгалия"), "Гуджарат", "Малва", в сев. части Декана – гос-во "Бахмани", распавшееся, в свою очередь, на государства "Ахмаднагар", "Бидар", "Биджа-пур", "Берар" и "Голконду". Южнее р. Кришны в 14 – 2-й пол. 16 вв. существовало большое гос-во "Виджаянагар". Оно отличалось от Делийского султаната и возникших после его распада новых гос-в под властью мусульм. правителей не только тем, что в нем вся власть была в руках "собственных" индусских феодалов, но и тем, что в этой части И. существовала частная собственность на землю. В письме к Ф. Энгельсу от 14 июня 1853 К. Маркс писал: "Что касается вопроса о собственности, то среди английских авторов, занимающихся Индией, в этом пункте серьезное разногласие. В разобщенных горных местностях к югу от Кришны собственность на землю, по-видимому, существует... Во всяком случае, во всей Азии "отсутствие собственности на землю" как принцип впервые, по-видимому, было установлено мусульманами" (там же, т. 28, с. 229–30). Феодалы и правители Виджаянагара извлекали огромные доходы не только от эксплуатации крестьян-общинников и ремесленников, но и от торговли, особенно внешней, к-рая велась через порты Аравийского м. и Бенгальского зал. Об этой торговле свидетельствовал и Афанасий "Никитин", и зап.-европ. путешественники. В 1565 правитель Виджаянагара был разбит под Таликотой коалицией мусульм. государей Декана, его столица была разрушена, а вскоре после этого держава Виджаянагар распалась на ряд самостоятельных княжеств ("Мадура", "Майсур" и др.).

В самом конце 15 в. в И. появились первые колониальные поработители – португальцы. В 1-й пол. 16 в. они укрепились в ряде приморских пунктов ("Гоа", Даман, Диу и др.) и не только перехватили морскую торговлю И., в к-рой до этого крупную роль играли арабы, но и превратили население захваченных территорий по сути в колониальных рабов; католич. духовенство при поддержке португ. властей и инквизиции силой насаждало католичество, чтобы еще больше закрепить власть Португалии над порабощенным народом.

Пиратство португальцев в Индийском ок. привело к тому, что феодалы и купечество Сев. И. стали в больших размерах, чем прежде, использовать торг. пути, проходившие через Иран и Афганистан. В связи с этим выросло экономич. значение Пенджаба. Его адм. центры Лахор, Мултан и ряд др. городов превратились в крупные центры ремесла и торговли. Необходимость обеспечения безопасности караванных путей, по к-рым пошла торговля Сев. И., а также потребности дальнейшего развития внутр. торговли, стремление феодалов, гл. обр. средних и мелких, к сильной централизов. власти (способной защищать их не только от крестьян, но и от крупной феод. знати) сделали настоятельно необходимой ликвидацию политич. раздробленности и феод. анархии. Объединение Сев. И. осуществила династия "Великих Моголов", основателем к-рой был правитель Кабула, а до этого правитель Ферганы Захиреддин "Бабур".

Благодаря трудам сов. индологов И. М. Рейснера, К. А. Антоновой и др., т.н. могольский период является наиболее освещенным в сов. индологии. Власть Моголов в Сев. И. окончательно утвердилась при падишахе "Акбаре" [1556–1605]. Осуществленная им централизация управления и отказ от политики особого угнетения индусского трудящегося населения и ограничения прав индусских феодалов и купечества, проводившейся прежними мусульм. правителями, укрепили власть Акбара и способствовали дальнейшему развитию Сев. И. Однако при ближайших преемниках Акбара – Джахангире [1605–27], "Шах-Джахане" [1627–58] и особенно при "Аурангзебе" [1658–1707] в державе Великих Моголов начался политич. кризис, к-рый привел в конце концов к ее распаду в 1-й пол. 18 в. Бурж. историки [Саркар (Индия), Смит (Англия) и др.] объясняют кризис Могольской державы гл. обр. отказом преемников Акбара от его веротерпимости в отношении индусов. Советские историки показали, что этот кризис был вызван изменениями, происходившими в экономич. жизни страны в 17 – нач. 18 вв. Исследования сов. историков свидетельствуют, что в этот период в И. резко усилился процесс обществ. разделения труда и обмена, в т.ч. между городом и деревней, роста городов – центров ремесла и торговли, дальнейшего развития ремесла и мелкотоварного производства со все более и более глубоким подчинением его предпринимателям, которые постепенно переходили от скупки ремесленных изделий к организации капиталистической работы на дому, а в некоторых промыслах даже к созданию небольших централизов. мануфактур. Развитию этого процесса способствовало увеличение спроса на инд. продукты с.х-ва и ремесла со стороны европ. торгового капитала, представленного в И. англ. и Объединенной голл. Ост-Индскими компаниями (созданными соответственно в 1600 и 1602), к-рые вырвали из рук португальцев монополию в морской торговле с И. и раскинули по стране сеть своих факторий.

Во 2-й пол. 17 в. в И. появились фактории франц. Ост-Индской компании (осн. в 1664). С помощью инд. купцов англичане, голландцы и французы скупали продукты инд. произ-ва и вывозили их не только в Европу, но и в Иран, Индонезию, Японию, Китай и др. страны. В сер. 17 в. попыталась установить дипломатич. и торг. связи с И. и Россия. Однако посланные в И. в 1646 купцы Никита Сыроежин и Василий Тушканов, а в 1651 Родион Пушников и Иван Деревенский были задержаны в Иране. В 1675 был послан Мухаммед Юсуф Касимов с наказом привезти из И. искусных ремесленников, добиться ответного посольства от Великого Могола и установления торг. связей между Россией и И. Но и это посольство сумело доехать только до Кабула. Лишь в 1696 рус. купцу Семену Маленькому удалось побывать при дворе Аурангзеба, вручить ему царскую грамоту и добиться разрешения на торговлю с И. (однако торг. связи не были установлены).

Рост внутр. и внешней торговли И. сопровождался дальнейшим ухудшением положения инд. крестьянства. Инд. феодалы настолько увеличили эксплуатацию крестьян, что подорвали их х-во и довели их до крайней нищеты. В ограблении крестьян наряду с феодалами участвовали инд. ростовщики, бравшие на откуп сбор ренты и ссужавшие крестьянам деньги для уплаты феод. оброка, взимая с них огромные проценты. Пользуясь своей властью и в городах, феодалы увеличивали гор. и рыночные сборы и за бесценок отбирали у ремесленников плоды их труда как для собств. потребления, так и для обмена на золото, серебро, предметы роскоши, оружие и др. товары, предлагаемые европ. купцами.

На рост эксплуатации угнетенные феодалами массы отвечали восстаниями. Из многочисл. нар. движений 17 – нач. 18 вв. самыми крупными восстаниями были восстание крестьян и гор. низов в Пенджабе, в к-ром руководящую роль играла секта "сикхов", выдвинувшая из своих рядов талантливых вождей (гуру Говинд Сингх, "Банда" и др.); восстание общинников-джатов и секты сатнами, объединявшей беднейшие прослойки ремесл. люда и членов "неприкасаемых" каст в области к Ю.-З. от "Агры"; наконец, восстание маратхов. В этом восстании приняли участие мелкие и средние маратхские феодалы, выдвинувшие из своей среды исключительно талантливого руководителя "Шиваджи".

В результате тяжелой борьбы маратхам удалось создать свое гос-во, правителем к-рого стал Шиваджи, принявший в 1674 титул раджи. После смерти Шиваджи в 1680 Аурангзеб, воспользовавшись смутой, вспыхнувшей в Махараштре, повел наступление, нанес поражение Самбхаджи, наследнику Шиваджи, захватил и казнил его, а сына Самбхаджи, известного под прозвищем "Шаху", взял пленником к своему двору. В ходе этого наступления Аурангзеб захватил гос-ва Биджапур и Голконду и стал повелителем почти всей Индии. Однако непрерывные войны против восставшего народа и бунтовавших вассалов ослабили Великих Моголов. Преемники Аурангзеба оказались бессильными и против внешней агрессии и против собств. феодалов. В 1739 в И. из Ирана вторгся "Надир-шах", занял Дели и, уходя обратно, ограбил город и увез с собой огромные богатства, хранившиеся в моголь-ской казне. В 1747 начались успешные походы в Индию правителя Афганистана "Ахмад-шаха Дуррани", в результате к-рых он добился от Великого Могола признания своих прав на Пенджаб. Между 1720 и 1740 Великие Моголы потеряли власть над Рохилкхандом, Бенгалией и Деканом. Ослабление Могольской державы использовали маратхские феодалы. Выпущенный из могольского плена Шаху сумел вырвать власть в Махараштре из рук ее правительницы Тарабаи и встал во главе гос-ва [1708–1749]. Гл. министр (пешва) Шаху – "Баладжи Висванатх" сумел ликвидировать внутр. смуту ценой крупных уступок маратхским феодалам и, вмешавшись в борьбу Великих Моголов со своими наместниками на Декане, добился фирмана (указа), разрешавшего маратхам взимать дань с этих могольских областей. Последующие пешвы из рода Баладжи Висванатха окончательно отстранили потомков Шиваджи и самостоятельно правили маратхским гос-вом из своей резиденции – г. Пуны. Пешва Баджи Рао [1720–40] получил от Великого Могола право сбора дани с могольских областей Декана и в Гуджарате. Одержав победу над могольскими войсками, он заставил отдать маратхам область, расположенную к С. от Нарбады, включая часть Бунделкханда. При преемнике этого пешвы "Баладжи Баджи Рао" [1740–61] маратхи захватили Дели и в 1758 вторглись в Пенджаб.

Захват маратхами Пенджаба столкнул их с Ахмад-шахом Дуррани. В 1761 маратхская армия вошла в соприкосновение с афг. войском у г. Панипата и была разгромлена (см. "Панипатские битвы"). От этого удара маратхское гос-во так и не оправилось. Ослабла власть пешв над собственными феодалами. Гос-во превратилось в конфедерацию фактически самостоятельных княжеств: Гвалиора – под властью рода Синдхия, Бароды – под властью рода Гаэкваров, Нагпура – под властью рода Бхонсле, Индура – под властью рода Холкаров и, наконец, Махараштры, подвластной пешвам (см. карту).

Начало феод. периода отмечается упадком придворной лит-ры (на санскрите), все более и более сужающей свою тематику, обращающейся к изощренному формальному мастерству. Вместе с тем в литературном развитии пародов Индии отмечаются и новые явления. В 7–12 вв. в лучших произведениях (напр., в высокогуманистич. лирике Бхартрихари, 7 в.) отчетливо выявляется антифеод. направленность. С развитием феод. города связаны расцвет новеллистики, сатиры, возникновение такого жанра, как роман (Бана, Дандин, 7 в.).

Кроме санскрита и пракритов, в литературе с первых вв. н.э. употребляются языки народов совр. И. В нац. литературах И., зарождающихся в этот период, складываются осн

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia