Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Индейцы





ИНДÉЙЦЫ – общее назв. коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов). Назв. возникло в результате ошибочного представления первых европ. мореплавателей (Х. Колумба и др., кон. 15в.), считавших открытые ими страны Индией. По антропологич. типу И. принадлежат к американоидной ветви большой монголоидной расы. Общая приблизит. численность И. в Америке св. 22 млн. чел. (1959). Установлено, что предки И. и эскимосов переселились в Америку из Сев.-Вост. Азии через область Берингоморья. Уровень культуры первых переселенцев, появившихся на территории Американского континента 20–30 тыс. лет назад, соответствовал позднепалеолитич. и мезолитич. культурам Европы. Расселение И. по обоим континентам и освоение новых земель тянулись многие тысячелетия.

Языковая дробность И. очень велика. В последних классификациях приводится более 100 языковых семей и изолированных языков И. (см. этнографич. карты при статьях "Северная Америка" и "Южная Америка"). Языки И. изучены неравномерно.

До европ. колонизации И., за исключением нек-рых народов Центр. Америки и Андского нагорья, создавших раннеклас. гос-ва ("ацтеки", "майя", "инки"), жили первобытнообщинным строем, находясь на различных его ступенях. У большинства племен Сев. и Юж. Америки в это время господствовал материнский род (ирокезы, мускоги, хопи, мн. племена басс. р. Амазонки и др.); у других формировался отцовский род (тлинкиты, племена Ю.-З. Сев. Америки, мн. племена Амазонки). Целый ряд народов (охотничьи племена С., эскимосы, калифорнийские И., жители Огненной Земли) по ряду ист. причин утратил родовую организацию, сохранив лишь ее пережитки и создав терр. общины. К нач. европ. колонизации (16 в.) в Америке сложилось несколько культурно-ист. областей: 1) Арктич. область морской охоты (эскимосы и алеуты). 2) Сев.-зап. побережье Сев. Америки – область специализированного рыболовства и морской охоты (хайда, тлинкиты, квакиютл и др.); обилие морского зверя и рыбы, высокая техника лова создали возможность высокого развития производит. сил при охотничье-рыболовческом х-ве и выделении ремесла; в обществ. отношениях здесь наряду с архаич. первобытнообщинными формами обществ. устройства появилось патриарх. рабство, приход европейцев и вовлечение местных И. в торговлю ускорили эти процессы. 3) В Калифорнии племена собирателей, принадлежавшие к различным языковым группам, создали в благоприятных климатич. условиях своеобразное х-во (основа его – сбор и употребление желудей) и культуру (их типичными представителями были племена средней части Калифорнии – винтун, патвин, майду и др.); открытие золота в Калифорнии в сер. 19 в. привело к катастрофич. сокращению индейского населения и полному разрушению его самобытной культуры. 4) Север Канады и внутр. часть Аляски – область кочевой лесной охоты (алгонкинские и атапаскские племена); осн. источник существования этих племен – охота на оленя-карибу; суровые климатич. условия и кочевой быт способствовали выработке особых видов меховой одежды, переносных конич. шалашей, крытых корой и шкурами (типи), лыж-ракеток, собачьей волокуши, бесполозных саней (тоббоган). 5) В вост. части нынешней терр. США жили племена оседлых земледельцев (вост. алгонкины, ирокезы, мускоги); у них господствовал развитой материнский родовой строй; ко времени европ. колонизации и отчасти под ее напором мн. племена создали племенные союзы, сыгравшие большую роль в истории США (союз ирокезов, конфедерация повхаттан, конфедерация криков). 6) После открытия Америки в степной области сложилась культура конных охотников на бизонов; населявшие ее И. степей-прерий Сев. Америки (сиу-дакота, оседжи, манданы, арапахи, чейены, пауни, кэддо, вичита) создали сплоченную племенную организацию, местами племенные союзы (напр., дакоты). 7) Юго-Запад Сев. Америки (нынешние штаты Нью-Мексико, Аризона, Юта, Колорадо) – область развитого земледельч. х-ва с применением искусств. орошения (И. – пуэбло, пима); здесь же после колонизации возникла скотоводч. культура племен навахов, заимствовавших многое у соседних земледельч. племен.

8) Наиболее значит. развития в доколумбовой Америке достигли И. Центр. Америки и области Анд. В этих р-нах преобладало земледельч. х-во с различными системами земледелия от подсечно-огневой (майя) до сложной оросительной (ацтеки) и террасовой (Др. Перу); издревле выращивались маис, бобовые, тыква, подсолнечник, какао, агава, табак, хлопок, на Андском нагорье – картофель. Средняя Америка – единственный в доколумбовой Америке р-н, где впервые начали развиваться скотоводство (лама и альпака в области Анд) и металлургия (медь, золото и серебро, а в Перу и Колумбии также сплавы – бронза, тумбага). Здесь сложились очаги высокой культуры, достигшие макс. развития в 10–15 вв. н.э., возникли города-гос-ва, были созданы замечат. памятники архитектуры, иероглифич. письменности и др. (ольмеки, тольтеки, ацтеки в долинах и нагорье средней Мексики, майя в Юж. Мексике и нынешней Гватемале, чибча-муиска в Сев.-Зап. Колумбии, кечуа и аймара в Др. Перу). 9) В тропич. областях Юж. Америки (басс. Амазонки и Ориноко и Бразильское нагорье) обитали племена мотыжных земледельцев, культивировавших преим. маниок и маис, а также И., жившие охотой и собирательством (араваки, карибы, тупи-гуарани, же). Для их материальной культуры характерны большие общинные дома (малока), вмещавшие иногда население всей деревни, подвесные койки-гамаки, духовое ружье с отравл. стрелами (сарбакан), изготовление ядов, в т.ч. кураре, почти полное отсутствие одежды, обилие перьевых украшений. У части этих племен наметился распад материнского рода и возникновение соседской общины, зарождалось рабство. 10) Много общего с культурой И. сев.-амер. прерий имели охотничьи племена аргент. пампы и Патагонского нагорья, ставшие в 17–18 вв. конными охотниками на гуанако (с помощью лассо и болас). 11) На крайнем юге Юж. Америки и на островах Огненной Земли местные И. (она, ямана, алакалуфы) вели полукочевую жизнь примитивных рыболовов, охотников, собирателей морских моллюсков.

Европ. колонизация прервала естеств. ход развития И. Большее число И. Сев. Америки было истреблено, оставшиеся племена переселены в резервации США и Канады. Только на крайнем С. материка местные И. ведут кочевую жизнь; они занимаются звероловством и всецело зависят от скупщиков пушнины, нещадно их эксплуатирующих. В наст. время в Канаде живет ок. 190 тыс., в США ок. 600 тыс. И. Значит. число И. США ассимилируется американцами, пополняя ряды амер. гор. и сельского пролетариата и беднейшего фермерства. Мн. племена И. Латинской Америки также были уничтожены (И. Вест-Индии, Уругвая, Аргентины), в странах Латинской Америки насчитывается более 21 млн. И. Незначит. часть И. сохранила и до наст. времени свой культурно-бытовой уклад (И. глухих р-нов Амазонки). В целом ряде лат.-амер. стран И. явились важным компонентом сложения совр. наций (мексиканцы, гватемальцы, парагвайцы, перуанцы и др.). В нек-рых странах языки И. бытуют наряду с испанским (кечуа в Перу, Боливии, Экуадоре, гуарани в Парагвае, где он является вторым гос. языком). Крупные индейские народы отстаивают свое право на развитие самобытной культуры и борются за равноправие вместе со всеми др. народами Америки (кечуа в странах Андского нагорья, И. Юж. Мексики, арауканы в Чили и мн. др.).

Вклад И. в мировую культуру весьма значителен: народы мира восприняли от И. возделывание маиса, картофеля, подсолнечника, маниока, какао, хлопка и др.; И. создали замечат. памятники архитектуры, изобразит. иск-ва, нар. поэтич. творчества.

Религ. верования И. представляли собой различные племенные культы (шаманизм, культ личных духов-покровителей, пережитки тотемизма и др.). В наст. время эти культы сохранялись лишь в отдаленных и малодоступных р-нах Америки (басс. р. Амазонки и др.), большинство же И. восприняло христианство: в Юж. Америке гл. обр. – католицизм, а в Сев. Америке – преим. различные направления протестантизма.

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., г. 21; Народы Америки, т. 1–2, М., 1959–60; Индейцы Америки, Тр. Ин-та этнографии АН СССР, М., 1955; Амер. этнографический сб., Тр. Ин-та этнографии АН СССР, М., 1960; Морган Л. Г., Дома и домашняя жизнь амер. туземцев, пер. с англ., Л., 1934; Φостер У., Очерк политич. истории Америки, пер. с англ., М., 1953.

И. А. Золотаревская. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia