Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Инвеститура





ИНВЕСТИТУ́РА (позднелат. investitura, от лат. investio – облачаю) – в ср. века в Зап. Европе юридич. акт передачи лена, должности, сана, закреплявший вассальную зависимость и сопровождавшийся символич. обрядом: передачей сеньором вассалу горсти земли, перчатки, меча, копья, знамени, скипетра и т.п. символов власти. Церк. И. состояла в назначении на церк. должность и введении в сан; она сопровождалась двумя актами: вручением посоха и кольца, символизировавших духовную власть, и передачей зем. владения и скипетра, символа светской власти. До кон. 11 в. И. епископов и аббатов, как правило, осуществлялась королев. (императорской) властью. "Папство", усилившееся во 2-й пол. 11 в., пыталось запретить светскую И. епископов и аббатов, освободив их от местной ленной зависимости и подчинив своей неогранич. власти. Так началась борьба за И. Наибольшего напряжения она достигла в Германии, где со времени Оттона I [936–973] епископат служил важнейшей опорой королев. власти. И. прелатов, не располагавших наследств. правами, давала возможность императорской власти пользоваться доходами от церк. собственности и использовать епископов и аббатов в качестве противовеса светской знати. Лишение императоров права И. было вместе с тем одним из гл. рычагов упразднения всякой зависимости папства от империи и подчинения императора папскому престолу. В борьбе за И. выступали с одной стороны приверженцы церк. реформы (см. "Клюнийская реформа") во главе с Гильдебрандом (с 1073 – папа Григорий VII) и с другой – сторонники сохранения светской И. во главе с имп. Генрихом IV. Борьба породила обширную полемич. лит-ру, в к-рой нашли отражение как взгляды крайних групп (защищавших или папскую "теократию", или императорское господство над церковью), так и взгляды сторонников компромисса, требовавших разделения И. между папством и светской властью (см. "Libelli de lite imperatorum et pontificorum saec. XI et XII conscripti, 3 d.", MGH, Hannov., 1890–97).

Борьба за И. переплеталась с выступлениями светской и церк. знати против попыток Генриха IV укрепить королев. власть в Германии. Нем. епископы сопротивлялись попыткам как императора, так и папы, ограничить их самостоятельность и помешать их превращению в терр. князей.

Открытая борьба папства с императорской властью, гл. стержнем к-рой был вопрос об И., началась в 1075, после вступления на папский престол Григория VII. Собор 1075 объявил И. духовенства светскими лицами недействительной (что было повторено соборами 1078 и 1080 для всей католич. церкви). Григорий VII потребовал от Генриха IV прекращения И. и смещения ряда нем. прелатов, получивших свой сан в нарушение канонич. правил. В ожесточ. и длит. борьбе, критич. эпизодом к-рой была "Каносса" (1077), ни той, ни другой стороне не удавалось одержать победу. В 1111 была сделана попытка заключить компромиссное соглашение на условиях отказа императора от церк. И. епископов и аббатов взамен возвращения ими гос-ву всех ленов и регалий, полученных со времени Карла Великого (проект папы Пасхалия II). Но эта попытка провалилась Из-за сопротивления прелатов, для к-рых церк. сан без бенефициев терял значение. В 1122 был заключен "Вормский конкордат", окончивший борьбу за И. Избранные капитулами прелаты получали духовную И. от папы, а светскую от императора. В Германии обеспечивалось участие императора в избрании прелатов, к-рым сразу же давалась светская И.; в Италии и Бургундии император был лишен участия в избрании прелатов и давал им светскую И. в шестимесячный срок. Вормский конкордат был более выгоден папе, чем императору, он закреплял фактич. крушение оттоновской епископальной системы и способствовал победе княж. партикуляризма.

Нем. бурж. историография почти единодушно считает Вормский конкордат поворотным пунктом в истории Германии, но по-разному оценивает борьбу императоров с папами. В прошлом нем. бурж. историки видели в этой борьбе столкновение национальных нем. церк.-гос. принципов с космополитич. теократич. устремлениями папства и положительно оценивали сопротивление императоров папству. В историографии ФРГ появилась другая оценка, согласно к-рой союз этих двух сил якобы создавал основу для возвышения империи и папства, а борьба между ними явилась причиной падения их мирового величия (Th. Mayer, Papsttum und Kaisertum im hohen Mittelalter, "HZ", 1959, Bd 187).

Спор об И. распространился и на др. страны Зап. Европы, но нигде не приобрел таких острых форм, как в империи. Папы, вступив в столкновение с императорами за верховное господство, стремились смягчить противоречия с королями Франции и Англии и пошли в вопросах И. на нек-рые уступки. По соглашению Пасхалия II с франц. королем Филиппом I от 1104 духовная И. осуществлялась папой после канонич. избрания на церк. должность; за королем обеспечивались право участия в выборах и светская И.; избранный приносил при этом присягу верности королю. По соглашению 1107 Пасхалия II с англ. королем Генрихом I духовную И. давал папа. Король сохранял решающее влияние при выборах епископов и аббатов, к-рые производились в королев, дворце. Избранный до своего посвящения приносил клятву верности королю и получал от него лен и светскую И.

Источн.: Bernheim E., Quellen zur Geschichte des Investiturstreites, Tl 1–2, Lpz.–В., 1913–14.

Лит.: Scharnagl Α., Der Begriff der Investitur..., Stuttg., 1908; Haller I., Papsttum und Kirchenreform, Bd 1, [s. 1.], 1903; Brooke Ζ. Ν., Lay investiture and its relation to the conflict of impire and papacy, Oxf., 1939; Schwarz W., Der Investiturstreit in Frankreich, "Zeitschrift für Kirchengeschichte", 1923, H. 2, 1924, H. 1.

Н. Φ. Колесницкий. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia