Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Жужане





ЖУЖÁНЕ, жоужань, жуаньжуань, жужу, жуйжуй, – союз кочевых племен, обитавших в степях Зап. Маньчжурии, Монголии и Туркестана в раннем средневековье. Этноним Ж. впервые появился в 3 в. и зафиксирован в кит. династийных историях "Бэй ши" (гл. 98) и "Вэй шу" (гл. 103). Согласно кит. источникам, Ж. были воинственным скотоводческим племенем, состоявшим из родов (аймаков) и делившимся на воен. подразделения ("сотни" и "тысячи"). Кит. хроники пестрят записями о набегах Ж. на пограничные районы Китая и о походах кит. войск на С. против Ж. Воен. набеги перемежались с мирными посольствами правителей Ж. к кит. двору. Источники сообщают, что Ж. присылали "дань", а их правители получали в жены в качестве "принцесс" девушек из знатных кит. семей.

Возвышение Ж. связано с именем Шелуня [402– 410], сплотившего разрозненные племена в сильный воен. союз. Это, однако, не избавило Ж. от внутр. распрей и междоусобиц, в к-рые время от времени активно вмешивался Китай. Именно с помощью Китая утвердил свою власть один из наиболее известных и могуществ. правителей Ж. – Анахуань [520–552]. Придя к власти, Анахуань умело использовал ослабление Китая в результате раскола династии Сев. Вэй на Западную и Восточную (535) и заметно усилил набеги на кит. границы. Могущество Ж. достигло своей вершины. В это же время на сев. границах владений Ж. усилилось племя тюрков. Прежде признававший вассальную зависимость от Ж., правитель тюрков в 551 потребовал от Анахуаня "принцессу" в жены, что было равносильно требованию политич. признания. Анахуань отказал и в результате последовавших за тем войн с тюрками он был разбит и в 552 покончил жизнь самоубийством. Войны с тюрками, китайцами, уйгурами, равно как и непрекращавшиеся внутр. распри, ослабили Ж. В сер. 6 в. Ж. исчезли с политич. карты Центр. Азии. Часть их была ассимилирована тюрками и др. народами, а др. часть (ок. 30 тыс. шатров) откочевала далеко на запад и осела на среднем Дунае, просуществовав там до 9 в. Проблема этнич. характеристики и генетич. связей Ж. продолжает оставаться неясной. Большинство ученых (франц. синолог П. Пеллио, япон. ученый Сиратори, советский ученый Н. В. Кюнер) настаивают на монг. происхождении Ж. Отдельные исследователи генетически связывали Ж. с сюнну (гуннами) (Н. Я. Бичурин). Вопрос о тождестве Ж. с аварами также не бесспорен. Однако большинство ученых полагает, что исчезнувших в сер. 6 в. из Центр. Азии Ж. следует отождествить с появившимися около этого времени в Европе аварами. Как считают нек-рые авторы (франц. синолог Э. Шаванн), именно Ж. были подлинными аварами, в отличие от так наз. псевдоаваров. При этом отдельные специалисты высказывают предположение, что лишь часть аваров – возможно, правящая – разговаривала на протомонгольском языке и генетически была связана с Ж.

Источн. (переводы): Бичурин Н. Я. (Иакинф), Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, [т.] 1–3, М.–Л., 1950–53; Кюнер Н. В., Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока, М., 1961.

Лит.: Бернштам А. Н., Очерк истории гуннов, Л., 1950; Wittfoge 1 Κ. Α., Fëng Сh., History of Chinese society: Liao (907–1125), Phil., 1949.

Л. С. Васильев. Москва.



Еще в энциклопедиях